Шри Бхаджана-дарпана-дигдаршини-вритти



 

М а н г а л а ч а р а н а

намах̣ ом̇ вишн̣у-па̄да̄йа а̄ча̄рйа сим̇ха-рӯпин̣е
ш́рӣ ш́рӣмад бхакти-праджн̃а̄на кеш́ава ити на̄мине
атимартйа-чаритра̄йа сва̄ш́рита̄на̄м̇ ча па̄лине
джӣва-дух̣кхе сада̄рта̄йа ш́рӣ на̄ма-према да̄йине

Прежде всего я возношу молитвы у лотосных стоп моего высокочтимого Гурудевы, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами. Хотя я лишен каких либо способностей, благодаря капле его беспричинной милости я берусь за перевод «Манах шикши», а также за «Дигдаршини вритти», перевод и пояснение санскритско бенгальского комментария Бхактивиноды Тхакура под названием «Бхаджана дарпана». Припадая к лотосным стопам автора этого комментария, а также автора «Манах шикши», Рагхунатхи даса Госвами, который является главным последователем Рупы Госвами и одним из Шести Госвами Вриндаваны, я молю их о милости.

ш́рӣ ш́рӣ гуру-чаран̣ебхйох̣ намах̣
ш́рӣ ш́рӣ чаитанйа-чандра̄йа намах̣
ш́рӣ ш́рӣ ра̄дха̄-кр̣шн̣а̄бхйа̄м̇ намах̣

Склонившись к лотосным стопам Рагхунатхи даса Госвами, я (Бхактивинода Тхакур) начинаю комментарий под названием «Бхаджана-дарпана» к его «Манах шикше». Шри Даса Госвами почитают во всем мире, ибо он разорвал все связи с этим миром и нашел прибежище у лотосных стоп Шри Шачинанданы Гаурахари, самого великодушного воплощения Господа, пришедшего в Кали югу. Он усвоил глубокие, сокровенные истины бхакти, услышав их из уст Сварупы Дамодары Госвами по указанию Самого Шримана Махапрабху. Двенадцать шлок «Манах-шикши» — это жизнь и душа Гаудия вайшнавов. Обращаясь к своему уму, Рагхунатха дас Госвами дает наставления всем Гаудия вайшнавам.

В результате сукрити (благочестия), накопленного за многие жизни, в сердце удачливой дживы пробуждается шраддха, вера в Верховного Господа. В эту небольшую книгу вошли наставления, которые определяют первейшие обязанности живого существа, в чьем сердце пробудилась шраддха. Сейчас я объясню глубокий и сокровенный смысл каждого слова первой шлоки.

1. Шри Гуру

Возвышенный преданный, маха бхагавата, который избавляет ученика от всех анартх и дарует ему самбандха-гьяну, или трансцендентное знание об отношениях ученика со Шри Кришной, называется дикша-гуру. А возвышенный маха-бхагавата, дающий наставления о том, как заниматься бхаджаной, посвященной Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне, называется шикша-гуру. Оба этих Гуру неотличны от Шри Кришны и очень дороги Ему, поэтому ученик должен служить им с любовью, выполняя их сокровенные желания. Во всех богооткровенных писаниях Шри Гуру называют воплощением всех полубогов, а также вечной виграхой (проявлением) Верховного Господа. Гуру необходимо поклоняться и выражать наивысшее почтение, и его никогда не следует считать простым смертным.

2. Гошт̣ха — Враджа-дхама

Здесь слово гошт̣ха указывает на Враджа дхаму, или, иначе говоря, на все места в пределах Враджа мандалы, где проходят нитья-лилы Божественной Четы. К этим местам относятся Гокула, Вриндавана, Нандагаон, Варшана, Яват, Говардхана, Шьяма кунда, Радха кунда и другие. Каков смысл указания всегда стремиться жить во Враджа дхаме? У кого-то может возникнуть сомнение: шастры призывают посвятить себя бхагавад-бхаджане, но ведь бхаджаной можно заниматься где угодно, почему же тогда рекомендуется жить только во Врадже? Отбросьте подобные сомнения и противоречащие этому указанию взгляды и развейте особую привязанность к Врадже. Если не получается жить во Врадже физически, тогда надо жить там мысленно, совершая бхаджану с огромной любовью.

3. Гошт̣ха̄лайин — жители Враджи

Только чистые преданные, живущие во Врадже для того, чтобы служить Божественной Чете, являются истинными враджаваси. Они не стремятся даже на Вайкунтху, не говоря уже об освобождении или чувственных удовольствиях. Они живут во Врадже как телом, так и мысленно и с любовью служат Шри Радхе и Кришне. Их считают наиболее возвышенными преданными, или уттама-бхагаватами. Без их милости невозможно встать на путь рагануга-бхакти. Необходимо отбросить гордыню, которая заставляет человека думать: «Я истинный преданный Господа. Я знаю всё о бхакти, и я ни чем не хуже жителей Враджи», — и развить глубокую любовь к враджаваси.

4. Суджана — вайшнавы

Здесь имеются в виду преданные, которые принадлежат к четырем вайшнавским сампрадаям или их ответвлениям, но не живут во Врадже в полном смысле этого слова. Это значит, что, хотя физически они могут находиться во Врадже, они не служат Шри Радхе и Кришне со спонтанной привязанностью и в настроении Враджи. На таких преданных не следует смотреть с пренебрежением, напротив, их надо уважать, как мадхьяма-бхагават, преданных среднего уровня.

5. Бхӯсура-ган̣а — брахманы

Брахманов, которые следуют заповедям дайва-варнашрамы и учат людей вайшнава-дхарме, называют хозяевами земли (бху-сура). Они каништха-бхагаваты, преданные низшего уровня. Их также необходимо любить. В «Шримад Бхагаватам» (10.64.41) в связи с историей царя Нриги Бхагаван Шри Кришна говорит жителям Двараки:

випрам̇ кр̣та̄гасам апи наива друхйата ма̄мака̄х̣
гхнантам̇ баху ш́апантам̇ ва̄ намас-курута нитйаш́ах̣

«Дорогие Мои родственники, не питайте враждебных чувств даже к тем брахманам, которые совершают грехи и оскорбле ния. Даже если они побьют вас или проклянут, все равно почтительно кланяйтесь им. Никогда не презирайте их и не вы казывайте им неуважения».

6. Сва-мантра — свои дикша-мантры

Свои мантры, то есть мантры, полученные от Шри Гуру, называются сва-мантра. Их надо повторять каждый день с большой любовью, следуя предписанному методу, который Гуру дает ученику.

7. Шри хари-нама

Шри Хари, Шри Кришна, Говинда, Гопинатха, Радха-канта и т. п. — это главные имена Верховного Господа. Патита-павана, Параматма, Брахман и т. п. — Его второстепенные имена. Повторять надо только главные имена, особенно маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе \ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эта нама-мантра, состоящая из шестнадцати имен, называется маха-мантрой; она дарует спасение людям в Кали-югу. Поэтому необходимо повторять эту мантру с любовью в джапе и в киртане.

8. Враджа-нава-йува-двандва ш́аран̣а — прибежище у стоп вечно юной Божественной Четы Враджи

Вручить себя Господу — значит избрать своим единственным прибежищем лотосные стопы Шри Радхи и Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур в своей песне «Шри Радха-бхаджана-махима» из «Гитавали» поет:

ра̄дхика̄ра-да̄си джади хойа абхима̄на
ш́ӣгхраи милаи таба гокула ка̄на

«Тот, кто с гордостью считает себя служанкой Шримати Радхики, очень скоро встретится с Враджендра нанданой из Гокулы».

9. Дамбхам-хитва̄ — отказ от гордыни

Иллюзия (майя), обман (чхала), лицемерие (капата), невежество (авидья), нечестность (кутилата) и порочность (шатхата) — это различные проявления гордыни. На пути бхакти любые желания и устремления ума, кроме тех, которые помогают развить чистую любовь к нашему иштадеве (Божеству), называются капатой, лицемерием. Если в нашем садхана-бхакти преобладает карма, гьяна или йога, усиливается влияние авидьи. Если в процессе практики кришна-бхакти у нас сохраняется какое либо умонастроение, неблагоприятное для развития бхакти, значит, мы находимся под влиянием майи. Всего этого следует тщательно избегать. Все проявления гор дыни, возникающие из привязанности к варнашрама-дхарме, материальных устремлений или заблуждений относительно своего истинного «я», исчезают, когда мы находим прибежище в шуддха-бхакти.

10. Апӯрва-рати — не имеющая равных привязанность

Атма-рати, или рати души, — это чистая духовная привязанность. По своей природе джива является слугой Кришны. Чистая кришна-рати заложена в чистом духовном теле дживы, но, когда джива отворачивается от Кришны и попадает в плен майи, ее рати направляется на бренные материальные объекты. Такая извращенная рати, привязанность к майе, приносит дживе беспокойства и страдания. Рати души находит свое истинное применение только в чистом кришна-бхакти. Иначе говоря, чистая кришна-према и есть атма-рати, ибо Шри Кришна — Высшая Душа всех душ. Постепенно, по мере своего развития, эта чистая рати переходит в разряд апурва-рати, не имеющей себе равных духовной привязанности.

11. Атитара̄м куру — огромные усилия чтобы обрести атма-рати, надо стараться изо всех сил.

Ни в коем случае нельзя становиться самодовольным, думая, что бхакти разовьется в нас само собой. Чем сильнее мы становимся духовно, тем меньше на нас влияют последствия нашей кармы. И в конце концов мы непременно обретем милость чистых преданных и Верховного Господа.

Смысл этого наставления в том, что, до тех пор пока мы благодаря общению с преданными не избавимся от склонности к корыстной деятельности, в нас не разовьется шраддха. А пока шраддха, или глубокая вера, не развилась в нас, мы не способны слушать и усваивать хари-катху и духовные наставления. Когда нам посчастливится развить парамартхика-шраддху (трансцендентную веру), мы должны принять покровительство дикша-гуру и получить от него шри югала-мантру.

Получив эту мантру, нужно поклоняться дикша- и шикша-гуру с сильной привязанностью (атма-рати).

Недостаточно лишь выражать почтение Шри Гуру как чело веку, глубоко знающему духовную науку. Надо служить ему с любовью и преданностью, видя в нем своего ближайшего друга и благожелателя. Три вида вайшнавов — каништха, мадхьяма и уттама — нужно почитать сообразно их уровню и относиться к ним с любовью. Преданный должен стараться развить в себе настоящую привязанность к хари-наме и к мантре, полученной от дикша-гуру. Считая Шри Радху и Кришну своей жизнью и душой, преданный должен найти прибежище у Их лотосных стоп.

 

А н у в р и т т и

Шрила Рагхунатха дас Госвами дает наставления необузданному и беспокойному уму. Только благодаря уму обусловленная джива принимает путь бхаджаны или, наоборот, отвергает его. Ум дает человеку мирскую шраддху и сопровождает его на протяжении всей жизни. Спонтанная бхаджана возможна, только когда ум обуздан. Поэтому Рагхунатха дас Госвами сложил эти шлоки «Манах-шикши» на благо всех садхаков. Сам он развил жадное стремление служить Шри Радхе Мадхаве благодаря тому, что слушал хари-катху из уст Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупы Дамодары, Рупы Госвами и Санатаны Госвами. Хотя он сиддха, он играл роль садхаки.

«О ум, пожалуйста, отбрось всю гордыню и склонность к обману и пробуди в себе апурва-рати к лотосным стопам Шри Гуру, к Враджа-дхаме, враджаваси, вайшнавам, брахманам, своим дикша-мантрам, шри хари-наме и к прибежищу у стоп Божественной Четы, Шри Радхи и Кришны».

Слово гошт̣ха̄лайин обозначает чистых преданных, уттама-бхагават, которые постоянно живут мыслями во Врадже, пребывая при этом в своей сварупе. Суджана — это вайшнавы из других сампрадай, которые живут во Врадже и занимают ся бхаджаной, но еще не осознали свою сварупу. Слово бхӯсура указывает на брахманов, следующих традиции смарта, но обладающих преданностью Кришне. Надо любить их всех. Рати бывает двух видов: обычная привязанность и апурва, или не имеющая себе равных. Мы должны развить апурва-рати по отношению к Шри Гуру и посвятить себя вишрамбха-гуру-севе, или служению, которое пронизано чувством особой близости и доверия. Гуру-сева и гуру-ништха являются основой бхаджаны, ибо Шри Гуру — это тот, кто ведет нас по пути бхакти.

Есть четыре вида Гуру: вартма-прадаршака-гуру, дикша-гуру, шикша-гуру и антарьями, или чайтья-гуру. Нужно развить шраддху и рати ко всем этим Гуру. Дикша- и шикша-гуру равны во всех отношениях и находятся на одном уровне. Дикша-гуру — это бхагават-рупа, или олицетворение образа Господа, а шикша-гуру — бхагават-сварупа, или воплощение личностных качеств Господа.

Иногда один и тот же Гуру действует и как дикша , и как шикша-гуру. Я получил от своего Гурудевы и дикшу, и шикшу. Если же у нас два Гуру, то обоим следует оказывать одинаковое почтение. Гуру должен быть маха-бхагаватой, иначе ученик потеряет веру. Шраддха исходит из сердца, она не является плодом воображения. Маха-бхагавата дикша-гуру нисходит на уровень мадхьямы, чтобы давать нам наставления. Он дарует ученикам самбандха-гьяну и избавляет их от анартх. Тот, кто дает наставления о бхаджане и помогает про двигаться по пути бхакти, является шикша-гуру. Наш дикша-гуру для других может действовать как шикша-гуру, и наоборот, чей то дикша-гуру может быть нашим шикша-гуру. Между ними могут существовать небольшие различия, но это не означает, что один из них ниже другого. Поэтому слово гуру употребляется по отношению к ним обоим, и им следует оказывать равное уважение.

Гуру-сева бывает двух видов: обычная, то есть служение из чувства долга, и служение, которым движет любовная привязанность, исходящая из сердца; оно сильно отличается от первого вида. Это служение называется вишрамбха-гуру-севой.

В этой шлоке говорится именно о таком любовном служении. Садхака покидает дом, встречает Гуру, получает от него дикшу и постепенно также шикшу. Он совершенствуется в бха-джане. Каждое утро он кланяется своему Гуру, касается его стоп и практикует навадха-бхакти, или девять видов преданного служения: шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям и атма-ниведанам (слушание, повторение, памятование славы Господа, служение Его лотосным стопам, поклонение Ему, вознесение Ему молитв, исполнение Его указаний, дружба с Господом и вручение Ему самого себя). Эти девять видов бхакти перечислены в «Шримад Бхагаватам» (7.5.23).

А в «Чайтанья чаритамрите» (Мадхья, 22.128) названы пять основных видов бхакти:

са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣртана, бха̄гавата-ш́раван̣а
матхура̄-ва̄са, ш́рӣ-мӯртира ш́раддха̄йа севана

«Надо общаться с чистыми преданными, повторять Святое Имя, слушать „Шримад Бхагаватам“, жить в Матхура ман дале и с глубокой верой служить Божеству».

Из всех этих составляющих бхаджаны самой главной является постоянное повторение Святого Имени. Об этом сказано в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 4.70 71):

бхаджанера мадхйе шрешт̣ха нава-видха̄-бхакти…
та̄ра мадхйе сарва ш́решт̣ха на̄ма-сан̇кӣртана…

«Из всех анг бхаджаны лучшими являются девять видов бхакти, а среди них лучшим считается нама-санкиртана».

Одни ученики придают больше значения садхане и шраванам-киртанам-смаранам. Это обычная гуру-сева. Сева второго вида (любовное служение) заключается в том, что ученик прежде всего служит Гуру, а в оставшееся время повторяет хари-наму и выполняет другие виды садханы. Он больше значения придает гуру-севе, а не садхане. Это совершенно особая сева.

Йасйа деве пара̄ бхактир йатха̄ деве татха̄ гурау: надо быть преданным своему Гуру так же, как и Самому Кришне. Это вечная истина. На начальных ступенях садханы ученик дол жен быть предан своему Гуру даже больше, чем Бхагавану, потому что шравана, киртана и другие методы бхаджаны основываются на самбандхе, или отношениях с тем, кому мы поклоняемся. В начале духовного пути у нас еще не развились отношения с Кришной и нет настоящей кришна-севы, но гуру-сева дарует нам все совершенство.

Заслуживает внимания пример гуру-севы одного ученика Шри Шанкарачарьи. Этого ученика звали Гири (позже он стал известен как Тотакачарья), и он был неграмотным. Он стирал одежду своего Гуру, готовил для него и выполнял разную черную работу. Даже когда Шанкарачарья давал лекции, Гири занимался служением своему Гуру, но при этом также старался слушать. Другие ученики считали его глупцом. Однажды Гири пошел на реку стирать одежды Гуру и задержался там. Подошло время лекции Гуру, но он ждал и не начинал ее. Собравшиеся там ученики (их было около шести тысяч) просили его начать говорить. Они сказали: «Все уже собрались, кроме одного глупого ученика, а он все равно ничего не понимает. Так что, пожалуйста, начни лекцию». Но Шанкарачарья продолжал ждать Гири. Закончив свое служение, Гири прибежал и сел, чтобы слушать лекцию. Тут Шанкарачарья попросил его сказать несколько слов, и неожиданно Гири начал произносить шлоки, которые были прекрасно сложены и полны красивых метафор. Все были поражены, увидев, какими глубокими познаниями он обладает. Шри Шанкарачарья потом объяснил, что это был результат вишрамбха-севы.

Есть еще подобные примеры гуру-севы. Говинда дас служил Шри Махапрабху в настроении вишрамбха, с огромной любо вью и чувством близости. Он часто говорил Сварупе Дамодаре: «Зачем ты приходишь и заставляешь Махапрабху плакать?» Это не значит, что он не понимал настроение Маха прабху. Он вовсе не был глупцом. Он прекрасно понимал бхаву Махапрабху. Говинда дас слагал санскритские шлоки и записывал лилы Махапрабху. Эти записи известны как кадача (дневник) Говинды даса. Ими пользовался Кришнадас Кави раджа Госвами, когда писал «Чайтанья чаритамриту».

Гуру, обладающий глубокими познаниями, который покорил Кришну своей любовью и полностью развил свои отношения с Ним, является уттама-бхагаватой. Он способен вложить свое бхакти в сердце ученика. Гуру-сева может дать ученику все, что угодно, вплоть до высшего совершенства на пути бхакти.

У нас очень много анартх: вожделение, жадность, гнев, гордыня, зависть, иллюзия, нама-апарадха, сева-апарадха и т. д. Для каждой анартхи существует свой метод избавления от нее. Чтобы избавиться от гнева, необходимо отказаться от всех желаний, потому что неудовлетворенные желания и порождают гнев. У уттама-бхагаваты нет никаких желаний, кроме желания доставить удовольствие Гуру и Бхагавану и обрести према-бхакти. Сердце такого преданного является обителью Господа. От вожделения можно избавиться благодаря общению со святыми и отказу от всех объектов привязанности. Когда мы делаем это, анартхи уходят, однако нет гарантии, что они не вернутся. Но гуру-сева может уничтожить все анартхи под корень — так, что они уже никогда не вернутся. Гуру дает ученику возвышенное общение, рассказывает ему хари-катху, занимает его в служении Кришне, и посте пенно все анартхи ученика исчезают.

Служение гоштхе (Враджа-дхаме) и гоштхалаин (жителям Враджи) тоже бывает двух видов: обычное и особое. Невозможно обрести рага-бхакти, не живя во Врадже. Если человек не может жить там физически, он должен жить во Врадже мысленно. Шри Махапрабху говорил: джекха̄не са̄дхуган̣а секха̄не вр̣нда̄вана — «Где есть садху — там Вриндавана». Это несомненно, но Сам Махапрабху при этом страстно желал от правиться во Вриндавану. Где бы Он ни находился, Он неустанно думал о Вриндаване. Песчаный холм Чатака парвата в Пури Он принимал за холм Говардхана, а океан за Ямуну. Когда же Махапрабху пришел во Вриндавану, Он целиком погрузился в экстатическую любовь к Кришне. Видя Радха кунду, Говардхану, Ямуну и другие места развлечений Кришны, Он терял контроль над Собой и погружался в безумие экстатической любви к Кришне. В этом состоянии Он обнимал камни на Говардхане, бросался в Ямуну, плакал и катался по земле. Его слуга Балабхадра Бхаттачарья боялся, что Махапрабху может причинить Себе вред, и через восемь или десять дней увел Его из Вриндаваны.

Шри Рупа Госвами написал в «Упадешамрите» (8):

тан-на̄ма-рӯпа-чарита̄ди-сукӣртана̄ну-
смр̣тйох̣ крамен̣а расана̄-манасӣ нийоджйа
тишт̣хан врадже тад-анура̄ги-джана̄нуга̄мӣ
ка̄лам̇ найед акхилам итй упадеш́а-са̄рам

«Преданный должен постепенно отстранить язык и ум от всех материальных объектов и занять их исключительно повторением имени Шри Кришны и памятованием Его образа, качеств и развлечений. Так преданные должны проводить все свое время, живя во Враджа мандале под руководством Гуру и вайшнавов, обладающих глубокой привязанностью к Шри Кришне. В этом суть всех наставлений».

Как Рагхунатха дас Госвами занимался преданным служением? Когда один из преданных массировал ноги Рупе Госва ми, Рагхунатха дас Госвами, который видел Рупу Госвами, а также себя в их вечном образе манджари, служанок Шримати Радхики, улыбнулся и, обращаясь к Рупе Госвами, произнес следующую шлоку (Вилапа кусуманджали, 1):

твам̇ рӯпа ман̃джари сакхи пратхита̄ пуре ’смин
пум̇сах̣ парасйа ваданам̇ нахи паш́йасӣти
бимба̄дхаре кшатам ана̄гата-бхартр̣ка̄йа̄
йат те вйадха̄йи ким утач-чхука-пун̇гавена

«О дорогая подруга Рупа манджари, ты известна во всей Врадже как необычайно целомудренная девушка. Ты никогда не позволяешь себе смотреть в лицо посторонним мужчинам. Твой муж на несколько дней отлучился в другую деревню, и все же на твоих губах видны свежие отметины. Быть может, некий прекрасный попугай клюнул тебя в губы, спутав их с плодом бимба?» Услышав это, Рупа Госвами тоже заулыбался.

Глубоко погруженный в это настроение, Рагхунатха дас Госвами прославлял служение, к которому он так страстно стремился (Вилапа кусуманджали, 72):

ш́рӣ рӯпа ман̃джари-кара̄рчита па̄да-падма
гошт̣хендра-нандана-бхуджа̄рпита-мастака̄йа̄х̣
ха̄ модатах̣ канакагаури пада̄равинда
самва̄хана̄ни ш́анакаис тава ким̇ каришйе?

Шримати Радхика устала от любовных развлечений и отдыхает, положив голову на колени Шри Кришны. Он ласково гладит Ее по голове, а Рупа манджари нежно массирует Ее стопы и обмахивает Ее опахалом. Рати манджари (Рагхунатха дас Госвами) наблюдает эту сцену жадными глазами и молится о том, чтобы Рупа манджари оставила ей немного этого служения.

Рупа Госвами понял мано-абхишта (сокровенное желание) Шри Чайтаньи Махапрабху и поэтому очень дорог Ему. Так и мы должны понять мано абхишта нашего Гуру и служить ему, а также гоштхе и гоштхалаин в меру наших способностей и с твердой верой, даже если ради этого нам придется отдать свою жизнь. Не следует считать практику садханы более важной, чем общение с ними. Йасйа праса̄да̄д бхагават праса̄до: милость Кришны можно получить только по милости Гуру. Когда Гуру недоволен учеником, то даже если тот удовлетворит весь мир, это ему ничего не даст. Мы отдаем себя под покровительство Гуру. Любые независимые попытки заниматься севой ничем не лучше кармы. Надо стараться настолько сблизиться с Гуру, чтобы он беспокоился даже о нашем пропитании и других телесных потребностях.

Шри Радха кунда — лучшее место во всей Враджа дхаме, а Говардхана — лучшее среди всех остальных мест, таких, как Нандаграма, Гокула и Варшана. Обычное служение жителям Враджи называется дришьямана-пракаша. Это значит, что мы служим, основываясь на том, что видим своими материальными глазами. Тот, кто обладает таким видением, думает, что, хотя это святая дхама, здесь все не вечно. В дхаме живут самые разные люди, в том числе и воры, которые пытаются ограбить паломников. Если мирской человек увидит это, он разочаруется и Враджа перестанет нравиться ему. Но как видел Враджу Рагхунатха дас Госвами? Его видение выражено в следующем стихе:

йат кин̃чит тр̣н̣а-гулма кӣкат̣а мукхам̇ гошт̣хе самастам̇ хи тат
сарва̄нанда-майам̇ мукунда дайитам̇ лӣла̄нукӯлам̇ парам

ш́а̄страир эва мухур мухах̣ спхут̣ам идам̇ ништ̣ан̇китам̇ йа̄чн̃айа̄
брахма̄дер апи са-спр̣хен̣а тад идам̇ сарва майа̄ вандйате

«Я молюсь всем обитателям Враджи, страстно желая стать одним из них, в том числе траве, кустам, мухам и птицам, ибо все они наполнены трансцендентным блаженством. Они столь удачливы, что стать одним из них стремятся даже такие великие души, как Брахма и Уддхава. „Шримад Бхагаватам“ и другие шастры снова и снова провозглашают славу жителей Враджи. Все они безмерно дороги Шри Мукунде и участвуют в Его развлечениях» (Враджа-виласа-става, 102).

Рагхунатха дас Госвами говорит, что деревья, лианы, трава, птицы, тигры, медведи и другие звери, мухи, крысы и даже комары во Врадже обладают сач-чид-ананда-сварупой и участвуют в кришна-лиле. Можем ли мы думать подобным образом? Мы не обладаем такой стойкой преданностью, какой обладал он. Предположим, на нас бросился бык. Если мы не попытаемся спастись, он поднимет нас на рога. Поэтому на нашем уровне дришьямана-пракаша вполне допустима.

Слово гошт̣ха̄лаин указывает на жителей Враджи. Те, кто живет во Врадже и обладает той же бхавой, что и вечные рагатмика-бхакты, являются настоящими враджаваси, хотя они могли родиться и не во Врадже. Особенно, если они обладают высочайшей мадхура-бхавой и совершают бхаджану в настрое нии гопи. Мы должны считать таких преданных настоящими враджаваси и служить им. Как им следует служить? Надо слушать их хари-катху и служить пыли с их стоп. Что значит «служить пыли с их стоп»? Это значит, что в процессе служения им мы должны развить к ним сильную рати. И это поможет нам улучшить нашу бхаджану. Надо всегда помнить, что всё во Врадже, даже деревья, лианы, птицы и звери, обладает трансцендентной природой (чинмайя) и служит кришна-лиле. Все, что говорит Рагхунатха дас Госвами, — это вечная истина. Мы должны стараться достичь этого уровня, чтобы обрести то же видение, что и у него.

Не завязывайте никаких отношений с теми, кто родился во Врадже, но не склонен к практике бхакти. Надо общаться с теми враджаваси, которые обладают тем же настроением, что и мы. Мы совершаем кришна-бхаджану, тогда как майявади считают Кришну порождением майи, думая, что мукти выше, чем Кришна. Майявади может быть благочестивым и порядочным, но при этом он думает, что всё суть Брахман (сарвам̇ кхалв идам брахма). А другой человек просто служит Кришне. Он еще не достиг уровня освобождения, но у него есть стремление к бхакти. Кому из них следует выражать почтение? Конечно же, тому, кто служит Радхе и Кришне. Общение с майявади погубит наше бхакти.

Суджане бхӯсура-ган̣е. Эти слова указывают на вайшнавов из других сампрадай, а также на брахманов. Им тоже следует оказывать почтение. Не ведите себя неуважительно с брахманами. Выражайте почтение каждому, но общайтесь только с теми, кто может помочь вам развивать бхакти.

Сва-мантре. Дикша-мантры, полученные от Гуру, надо повторять три раза в день. Такая ежедневная практика, совершаемая в определенные часы, называется аника. Некоторые повторяют все мантры три раза утром и не повторяют их в течение дня, а кое-кто и вовсе пренебрегает ими, ограничиваясь повторением Харе Кришна маха-мантры. Мантры, которые дает Гуру, — это брахма-гаятри (дается только мужчинам), гуру-мантра, гуру-гаятри, гаура-мантра, гаура-гаятри, гопала-мантра, кама-гаятри, панча-таттва-мантра и хари-нама. Все эти мантры нужно повторять со шраддхой. Нужно считать их воплощением Бхагавана и повторять с любовью и преданностью. Гуру дает эти мантры ученику не сразу, а когда проверит его. Но на первом месте у ученика должна быть гуру-сева.

Не думайте, что эти мантры — обыкновенные слова. История Гопы кумара из «Брихад-бхагаватамриты» очень хорошо показывает всю важность и могущество мантры. Благодаря хорошему общению в прошлой жизни, Гопа кумар родился в семье пастухов во Врадже. Он часто ходил пасти коров и однажды увидел святого. Этот святой громко пел, и из глаз его ручьями текли слезы. Гопа кумар ничего не понял, но почувствовал привязанность к нему и стал часто навещать его и служить ему. Он приносил ему молоко, масло и другую еду. Как-то раз святой велел Гопе кумару омыться в Ямуне и потом дал ему гопала-мантру. Но лишь он произнес половину этой мантры, как из глаз его потекли слезы, а когда он с трудом закончил произносить ее, то и вовсе лишился чувств. Святой не смог даже объяснить правила повторения мантры. Гопа кумар побежал за водой, чтобы привести его в чувство, но когда вернулся, его Гуру уже исчез. У Гопы кумара была вера в мантру, и он начал повторять ее. Постепенно он изба вился от всех материальных желаний и со временем поднялся с этой планеты на Брахмалоку, с Брахмалоки на Шивалоку, потом достиг Вайкунтхи, посетил Айодхью, Двараку, Матхуру и в конце концов оказался во Вриндаване, где встретил Кришну. Всего этого он достиг благодаря повторению гО пала-мантры.

Мантра развивает нашу самбандху (отношения) с Кришной, обуздывает наш ум и избавляет нас от анартх. Поэтому ни когда не пренебрегайте своей мантрой и повторяйте ее очень внимательно. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 7.77 78) Махапрабху говорит:

…на̄ма лаите лаите мора бхра̄нта хаила мана
дхаирйа дхарите на̄ри хаила̄ма унматта…

«Я повторял Святое Имя снова и снова, и Мой ум пришел в замешательство. Я больше не мог совладать с Собой и впал в безумие».

Шри Махапрабху увидел прекрасного темнокожего мальчика. Мальчик стоял в позе три-бханга-лалита (Его тело было изогнуто в трех местах) и играл на флейте. Он был необычайно красивым. Махапрабху побежал к Нему, чтобы обнять Его, но мальчик исчез. Тогда Махапрабху стал плакать и впал в трансцендентное безумие.

Повторение мантры уничтожает все последствия грехов. Адвайтавади с помощью мантры избавляются от своей апра-рабдха-кармы (последствий деятельности, которые еще не проявились). Но тем не менее им приходится испытывать прарабдха-карму (последствия, которые уже проявились). Это значит, что за грехи, совершенные в прошлых жизнях, чело век получает тело с разными недостатками. Но вайшнавы не испытывают этих страданий, потому что находят прибежище в хари-наме. Поэтому нужно повторять хари-наму, следуя наставлениям Шри Гуру и вайшнавов.

Махотсава̄йа те (Шри Кришна намаштака, 7) значит «веселье». Какое веселье? Кришна бежит, серьги в Его ушах покачиваются. На Нем питамбара (желтые одежды). Яшода на дела на сына прекрасные украшения. Кришна оглядывается, видит, что Яшода догоняет Его, и бежит еще быстрее. Яшода полная и бежит с трудом. Это махотсава Гокулы. Любой, кто видит эту сцену, переполняется весельем и радостью. Такую махотсаву можно увидеть, повторяя хари-наму. Шри Нама являет радха-кунда-махотсаву, вриндавана-махотсаву, но происходит это в соответствии с адхикарой преданного. Чтобы достичь такого уровня, мы должны совершать бхаджану так, как это делают рагануга-вайшнавы — с твердой верой, ништхой.

В идеале надо повторять не меньше одного лакха (ста тысяч) Святых Имен каждый день. И ум при этом должен быть спокойным и сосредоточенным. Это называется бхаджаной. Цель бхаджаны — достичь уровня бхава-бхакти. Те, кто стре мится к бхава-бхакти и непрерывно совершает бхаджану, получают для этого все возможности от Самого Господа. Шрила Харидас Тхакур получал такие возможности с самого начала своей жизни: он мог общаться со Шри Адвайтой Ачарьей и Шри Чайтаньей Махапрабху. Все это происходило с ним благодаря его повторению хари-намы.

Садхака должен быть исполнен твердой решимости: «Пока я не закончу повторять пятьдесят тысяч Святых Имен, я не буду ничего есть и пить». В последние месяцы жизни Ха ридаса Тхакура тело его очень ослабло. Когда Махапрабху спросил его, чем он болен, Харидас ответил, что его болезнь заключается в том, что он не может повторять свое обычное число Святых Имен. Есть ли у нас такая твердая вера в хари-наму? Наше бхакти должно быть экантика, то есть на правлено исключительно на Шри Гуру, вайшнавов, хари-наму и Враджу.

Дамбхам̇ хитва̄. Совершая садхана-бхаджану, мы должны отбросить всякую хитрость и склонность к обману и стремиться только к преме. «О ум, отбрось иллюзию и невежество и погру зись в бхаджану». Надо стараться всегда думать о нашем иш-тадеве, Кришне и Его спутниках, Гуру и вайшнавах. Мы должны заботиться только о том, как увеличить нашу любовь к Гуру, вайшнавам и Кришне. Надо все время твердо верить в то, что Кришна позаботится о нас и удовлетворит все наши нужды. Он, несомненно, способен на это. Такая твердая вера приведет нас к шаранагати.

Мы должны заниматься практикой бхакти с огромной решимостью. Ни в коем случае не следует становиться самодовольным и думать: «Если в моем гороскопе указано, что я обрету бхакти, значит, оно придет ко мне само». Не полагайтесь на удачу. Изо всех сил старайтесь развивать бхакти: прилагайте усилия день и ночь, не теряйте ни мгновения, потому что можно умереть в любую минуту. Благодаря повторению Святого Имени наше тело одухотворяется. Постепенно, под влиянием духовной энергии, тело приобретает природу чин-майя.

Суть этих наставлений в том, что мы не сможем избавиться от мирских желаний до тех пор, пока не обретем садху-сангу, общение с возвышенными вайшнавами. Общаясь со святыми, преданный достигает уровня чистого повторения Святого Имени, и благодаря этому его бхакти расцветает.

 

Текст 2

न ज्ञार्म नाज्ञार्म श्रुविगणनिरीझ किलघ करू
वत्रजे राज्ञाकाष्णप्रचुरणक्षिरचर्यामिह तनु थ
शचीसानुझ ननक्षदीष्टरणतिसुतत्वे गुरूवरझ
मुक्‌नक्षदप्रेखत्वे समर परमजह्झ नानु मनः अचक्षरक्षयय

на дхармам̇ на̄дхармам̇ ш́рути-ган̣а нируктам̇ кила куру
врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣а-прачура-паричарйа̄м иха тану
ш́ачӣ-сӯнум̇ нандӣш́вара-пати-сутатве гуру-варам̇
мукунда-прешт̣хатве смара парам аджасрам̇ нану манах̣

 

А н в а я

манах̣ — о ум; кила — поистине; на куру — не занимайся; дхар-мам — [ни] религиозной деятельностью, ведущей к благочестию; адхармам̇ на — ни безбожной деятельностью, ведущей к греху; нируктам — названной; ш́рути-ган̣а — в Ведах; парам — лучше; тану — совершай; прачура — интенсивное; паричарйа̄м — служение; ра̄дха̄-кр̣шн̣а — Шри Радхе Кришне; иха — здесь; врадже — во Враджа-дхаме; нану — [и] непременно; ад-жасрам — всегда; смара — помни; ш́ачӣ-сӯнум — сына Шачи; нандӣш́вара-пати-сутатве — как сына хозяина Нандаграма; гуру-варам — [и] Шри Гуру; мукунда-прешт̣хатве — как самого дорогого преданного Шри Мукунды.

 

Перевод

О мой дорогой ум, оставь дхарму и адхарму, описанные в Ведах. Вместо этого целиком посвяти себя любовному служению Шри Радхе и Кришне здесь, во Врадже, ибо шрути провозглашают Их высшим объектом поклонения и Верховной Абсолютной Истиной. Всегда думай о Шачинандане Шри Чайтанье Махапрабху, который принял цвет тела и настроение Шримати Радхики, и помни, что Он неотличен от Нанда-нанданы. Также всегда помни Шри Гуру как самого дорогого преданного Шри Мукунды.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!