Тема 4. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ



 

Личность как субъект политики

Тот факт, что в политике действуют люди, ставящие перед собой цели, наделённые сознанием, волей, обладающие интересами и убеждениями, кажется банальным. Однако, с личностью в политической науке (как и практике) связан целый клубок разнородных проблем. Например, а уместно ли вообще рассматривать личность в качестве субъекта политики, если огромное большинство политических процессов организуется и «делается» коллективными субъектами — группами людей и организациями, а сами эти процессы являются коллективными или массовыми, т.е. такими, в которых индивидуальность каждого человека растворяется в коллективном действии? Конечно, здесь можно сослаться фигуры политических лидеров, особенно общенационального масштаба. Однако, проблема политического лидера, личности этой персоны стоит в политической науке особняком, соответственно, рассматривается в рамках специальных методологий, которые вытекают из различных теорий политического лидерства. Лидер отличается от обычных людей тем, что он наделён властью (полномочиями), в точном смысле слова — персональной властью.

Обычного же человека субъектом политики делает нечто другое, а именно политические права и свободы, шире — права и свободы гражданина. (Например, право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие).

Именно благодаря им индивид становится некой политической величиной — гражданином, а это, в свою очередь, предпосылка для того, чтобы он стал субъектом политики, или актором. Очевидно, что сказанное относится далеко не ко всем эпохам и не ко всем режимам. На протяжении большей части человеческой истории персональная возможность участия в политике определялась тем, принадлежит ли человек к привилегированным слоям (кастам, сословиям, кланам). Но даже в демократических странах, например, вплоть до конца XIX века женщины не имели избирательных прав, т.е. им было отказано в политической субъектности. Широко известны из истории многочисленные возрастные, имущественные и другие цензы. Действуют в настоящее время и более экзотические цензы — например, в Нидерландах не имеют права голосовать лица, лишённые родительских прав, в некоторых других странах — отбывающие наказание по приговору суда.

Анализ политической активности личности в политических науках часто происходит через привлечение общесоциологической теории социальных ролей. Суть этой теории заключается в представлении о том, что разнообразные социальные системы (в том числе и политические организации — партии, органы государственной власти, местного самоуправления, даже коллективные движения и т.п.) состоят не из людей, а из социальных ролей. Люди же только участвуют в этих системах, играя (исполняя) различные роли. Роль, особенно если она жёстко «вмонтирована» в систему, остаётся ролью, несмотря на то, кто её в данный момент играет. Система возникает, существует, функционирует и даже развивается не потому что «вечны» люди, а потому что «вечны» взаимно координированные роли.

Смысл данной концепции состоит в попытке объяснить существование социального (политического) порядка, функционирования больших человеческих организаций (систем), которые успешно действуют в качестве единого целого, хотя люди, конечно, остаются свободными, носителями индивидуальных свойств и характеристик.

Надо иметь в виду, что понятие социальной (политической) роли — это не метафора, это определённый механизм, благодаря которому становится возможным упорядоченное взаимодействие между людьми, а следовательно, могут возникать большие социальные (включая политические) организации.

Политическая роль — это действие, поведение индивида, ожидаемое от него другими людьми в связи с тем, что он имеет определённый статус. Подсудимый (и не только он) ждёт от адвоката защиты, действий в своих интересах, а не в интересах прокурора, именно потому что тот по своему статусу именно адвокат. От судьи же он ожидает беспристрастного суда, а не выдвижения обвинений.

Таким образом, понятие роли связывает воедино несколько компонентов человеческих взаимодействий — статус индивида, экспектации (ожидания, требования, предписания, инструкции и т.п.) и действия индивида (ролевое исполнение). Естественно, что «правильное» ролевое исполнение может «подкрепляться» поощрением, а неправильное — наказанием. Таким образом, ролевая теория переносит центр внимания с привычных для нас «движущих сил» человеческой активности (потребностей, мотивов, интересов) на механизмы институционального порядка.

Естественно, существует большое разнообразие политических ролей, что напрямую связано с разнообразием политических организаций и объединений людей. Это могут быть роли служащих в органах государственной власти, партийного руководителя какой-либо местной «партячейки», активиста коллективного движения, депутата или мэра. С этой точки зрения, допустимо в терминах политических ролей анализировать и деятельность политического лидера.

Многообразие политических ролей для удобства анализа часто делят на роли формальные и неформальные по критерию жёсткости экспектаций. Формальные политические роли характерны для различного рода формальных организаций, органов государственной власти. Экспектации здесь закреплены в виде должностных инструкций, писаных прав и обязанностей. Собственно, должность и политическая роль здесь совпадают. Естественно, и наказание здесь за «ненадлежащее» исполнение роли носит формализованный характер. Неформальные политические роли встречаются чаще, так как они могут складываться на почве как формальных, так и неформальных отношений. Это роли, например, в общественных движениях, роли активистов, например, в политических партиях, участников различных неформальных (например, элитных или клановых) политических группировок. Классический пример — политическое лидерство. Оно становится возможным, когда политическая фигура в той или иной степени отвечает запросам, ожиданиям, надеждам своих сторонников. И, если лидер грубо «обманывает» эти надежды, то сторонники жестоко «мстят» ему, отворачиваясь от него. Полководец оказывается без собственной армии.

Экспектации по отношению к индивиду можно и нужно рассматривать в качестве группового давления на него. Частным случаем такого давления может стать деформация личности вкупе с деформацией политической роли. Например, может показаться, что ролевыми отношениями связаны депутаты и их избиратели. На деле же эта связь гораздо «мягче» и неопределённее, нежели связь конкретного депутата со своим депутатским корпусом, руководством фракции, руководством парламента и т.п. Требования и ожидания со стороны последних в любом случае значимее для него, нежели абстрактные (после его избрания) экспектации избирателя. Поэтому превращение вчерашнего «борца за народные интересы» в махрового коррупционера в депутатском кресле далеко не всегда объясняются корыстолюбивыми наклонностями индивида, они могут быть и следствием группового принуждения.

Несмотря на то, что политическая роль может казаться довольно жёсткой схемой, противоположной индивидуальной свободе и сковывающей проявления индивидуальности человека, на деле она оставляет «пространство» этой свободе. В ролевой теории оно фиксируется через понятие «стиля ролевого исполнения». Этот стиль и есть индивидуализация исполнения роли, которая в самом общем виде является следствием трёх факторов: жесткости/мягкости предписаний (экспектаций), ролевого образа, который имеется у индивида и который непосредственно не зависит от актуальных ролевых предписаний, а также от его опыта выполнения политической роли — чем опытнее индивид, тем разнообразнее («свободнее») может быть ролевое исполнение.

Политическая социализация. Человек не является изначально существом политическим, как и существом социальным. Тем и другим он становится в ходе процесса, который получил название социализации. Под социализацией в социологии, психологии и других социогуманитарных науках подразумевается процесс становления личности, когда благодаря воспитанию, обучению, образованию и самостоятельному освоению действительности человек превращается в самостоятельную и дееспособную личности, субъекта социальных отношений.

Политическая социализация является важной частью этого масштабного процесса «окультурирования» биологического существа. Сразу нужно подчеркнуть, что ошибкой будет «растворять» этот процесс в представлениях о влиянии на человека внешней для него среды. Общество всегда влияет на человека, а социализация всё-таки имеет своё завершение. Успешная социализация заканчивается появлением именно дееспособной личности, которая может самостоятельно жить среди людей, выстраивать с ними отношения, конструировать собственную жизнь и судьбу. Хотя личность в ходе всей своей жизни подвергается влиянию со стороны общества, хотя она меняется, но, по крайней мере, с психологической точки зрения её ядро сохраняется самотождественность на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, политическая социализация не сводится к получению политических знаний, она есть формирование политических аспектов личности, тех её качеств, которые обеспечивают его адаптацию к политической жизни общества. Также надо иметь в виду аналитический (хотя и привычный для политологов) характер выделения именно политической социализации — на деле этот аспект органично вплетён в общий процесс социализации

Содержательно политическая социализация есть процесс усвоения и освоения индивидами политической культуры/культур того сообщества, в котором они живут. Поэтому социализация включает в себя формирование представлений о политических явлениях и процессах, «образах политики». Это, например, представление о власти, государстве, подчинении, свободе и насилии, законе, различных политических ролях, важнейших элементов государственного механизма, войны, политической борьбы. Другими словами, у него формируется политическое мировоззрение, или картина политического мира. Теоретически ядром такого мировоззрения может быть система политических ценностей, однако, применительно к обычным людям такой взгляд будет явно идеализированным. По крайней мере, политические психологи предпочитают в данном случае говорить о политических установках (например, левые или правые, радикальные или центристские). Бесспорно, в ходе социализации складываются основные политические убеждения индивида, однако осознание ценностей именно в качестве ценностей требует достаточно высокой степени рефлексии, а также развитого абстрактного мышления.

Тем не менее, надо сказать, что есть данные лонгитюдных исследований о том, что политические ориентации ценностного характера (в частности, либеральные), сформированные в юношеском возрасте, оказывали влияние на индивидов вплоть до их старческого возраста.

Политическая социализация включает усвоение политических ролей или же их прототипов, образцов политического поведения (даже если это абсентеизм или конформизм), получение навыков через собственное политическое участие.

Специалисты выделяют ряд так называемых агентов социализации, через деятельность которых происходят процессы социализации.

На первом месте здесь стоит, разумеется, семья. Существует много данных, фиксирующих её влияние, которое, однако, нельзя воспринимать линейно и механические (левые взгляды родителей — левые взгляды детей). Психоаналитическая традиция в политической психологии заостряет внимание том, что конфликт между родителями и детьми, неблагополучие семьи само по себе может быть предпосылкой для будущей политической активности детей и выбора ими политических ориентаций. Тем не менее, семья в силу своей природы является отличным транслятором политических (психологических по своему характеру) установок, особенно таких, которые отличаются от официальных или социально одобряемых (например, расизм, антисемитизм, презрение к бедным, культ силы). Значительное число специалистов считают, что именно в семье ребёнок узнает, что такое власть и что такое повиновение.

Школа — важнейший агент политической социализации в детском возрасте. Для многих детей она — первая формальная организация, куда они попадают. Именно здесь начинается обучение выполнению формальных социальных ролей. В школьные программы всех стран целенаправленно включены компоненты политической социализации, например, в виде патриотического воспитания, формирования так называемой исторической памяти.

Достаточно сильно влияет на политическую социализацию средства массовой коммуникации, особенно телевидение. Новостные передачи, как бы развлекательные, но политические по своему содержанию ток-шоу, с одной стороны, поставляют индивиду большой объём информации, «включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины миры», а с другой стороны, предлагают легитимную или социально одобряемую трактовку, интерпретацию политических событий, в которой в завуалированной форме присутствуют важнейшие (для коммуникатора) политические установки и даже ценности.

Молодёжные, а иногда и детские, общественные организации могут иметь самую разную конкретную направленность (патриотическую, спортивную, экологическую, волонтёрскую), но они нацелены на формирование «активной жизненной позиции» детей, подростков и молодёжи. В любом случае, это одна из возможных форм групп равных, а следовательно, основным каналом социализации здесь становится коммуникация через сверстников, если так можно выразиться, самообучение поколения. Формальные роли здесь дополняются неформальными, навыки общественной жизни формируются в достаточно благоприятной и комфортной, в отличие от школы, среде. К этому надо добавить, что некоторые партии создают собственные молодёжные организации, например, Консервативные партии Великобритании, Дании с явным прицелом прямого идеологического воздействия на молодёжь. В организацию «Молодые социал-демократы Эстонии» можно вступить в 14-летнем возрасте.

Есть и другие агенты политической социализации или же организации, так или иначе способные сыграть в этом деле заметную роль. Например, в Советском Союзе таким агентом была армия — но главным образом для юношей из сельской глубинки и до 1970-ых годов. В странах, где велика роль религии и при определённых условиях, роль политического социализатора может взять на себя церковь или религиозная община.

Имеет смысл сказать несколько слов о вторичной социализации, или ресоциализации. Здесь подразумевается процесс, подобный социализации, но происходящий со взрослым индивидом, со сложившейся личностью. Ресоциализация так или иначе связана с кризисом, который переживает индивид. Новая личность, в результате разрешения кризиса, разумеется, не возникает, но, во-первых, она действительно может сильно измениться, во-вторых, всегда ей придётся изменить своё политическое поведение. О каких кризисах здесь идёт речь? Прежде всего, это кризис, порождённый резкой сменой политического режима, особенно, если новый режим контрастно отличается от старого. Ресоциализация, следовательно, это не формирование новой личности, а адаптация личности к новым для неё политическим условиям, в которых старые политические установки перестают быть эффективными. После распада Советского Союза необходимость политической ресоциализации ощутили многие граждане, причём независимо от их политических ориентаций и убеждений. Политическую, и не только политическую, ресоциализацию должны пройти иммигранты. В особенности тогда, когда политические системы и режимы «старой» и «новой стран» сильно различаются между собой.

Третий тип кризиса, который вызывает необходимость ресоциализации, характерен для отставных политиков: закончив свою карьеру, лишившись своего высокого статуса, привычной работы, они так или иначе должны адаптироваться к своему новому положению, став обычными, хотя, возможно, и очень привилегированными, гражданами.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!