Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ                     В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.



 

Зарождение политических учений в эпоху Древнего мира

     Политическая наука сформировалась в процессе перехода от обыденного восприятия политики к методам научного познания, причем судьбы многих государств существенно изменялись под влиянием макрополитических теорий и частных концепций.

     Процесс зарождения политической мысли тесно связан с появлением первых государств. В Древнем мире она существовала в религиозно-мифологической форме. Ее основу составляли идеи о божественном происхождении власти, государства, правителей и права. В мифах древнего Египта, Месопотамии, Персии, Индии и Китая царская власть была представлена как гарант правды-справедливости и правосудия.

     Однако в середине I тыс. до н. э. обнаружились тенденции к рационализации политических представлений, появились учения, самостоятельные от религиозной идеологии.

Древнекитайский мыслитель Конфуций разработал учение о «гуманном управлении», в котором государство трактовалось как большая семья, а отношения начальствующих и подчиненных трактовались как отношения отцов и детей.

В Индии в «Законах Ману» (II в. до н. э.) защищались религиозные положения о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придавалось обоснованию руководящего положения брахманов: царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.

Древнегреческие философы основывались на практическом отождествлении политики, государства и общества.

Сократ был принципиальным сторонником законности. Он обосновал принцип компетентного правления, сформулировал нравственно-разумную основу и сущность государства.

Софисты подвергли рационалистической критике законы и обычаи, учили, что государство есть продукт «общественного договора».

Платон создал первую утопию государства, дал схему-эволюцию государственного строя.

Аристотель развил представления о политике как высшей форме социального общения, учил, что цель государства — общее благо. Аристотель выделил «правильные» и «неправильные» формы правления (критерием правильности при этом выступает их возможность служить общему благу). Тремя «правильными» формами государства, по Аристотелю, являются монархия, аристократия и полития, а соответствующими им «неправильными» формами правления — тирания, олигархия и демократия.

Древний мир сформировал представления о полисе, о политической власти и формах правления, о смешанной форме государства и разделении властей, о значении права и различиях естественного и позитивного права и др. Рим создал империю и систему права, были введены понятия: право, мораль, республика, власть и прочие.

 

Развитие политических учений в эпоху Средних веков

На политические учения эпохи Средних веков решающее влияние оказало христианство. Центральными вопросами политической мысли были: как обустроить политическую жизнь в соответствии с христианским вероучением, и какая власть выше — духовная или светская. В XIII в. на основе схоластики возникла специфическая политическая наука, именуемая «политическое искусство» (Альберт Великий), «политическая наука» (Фома Аквинский), что символизировало поворот в сторону формирования специальных знаний об этой области жизни.

Развитие в ХII—ХIV в. привело к появлению идеологии, оспаривавшей право церкви вмешиваться в земные дела. Со второй половины ХIV в. наступает эпоха Возрождения, основное идейное содержание которой — «гуманизм» представлял собой сосредоточение на земных интересах человека. Николо Макиавелли — итальянский государственный деятель и мыслитель, который впервые ввел термин «государство» (stato — «порядок», «упорядоченность»), в смысле особым образом организованной формы власти. Он обосновал политику как опытную науку, свободную от нравственности, рассмотрев ее с точки зрения: что делает политика преуспевающим, а государство надежным и могущественным.

Жан Боден первым разработал понятие государственного суверенитета.

Реформация отвергла авторитет Отцов церкви в истолковании Священного Писания, прибегла к доводам разума, проложив дорогу рационализму.

В древней и средневековой мысли политика определялась как область государственного управления гражданами или подданными, ее целью была государственная власть.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!