Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ       ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.



Развитие отечественной политической мысли Древней Руси

Генезис отечественной политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Киевской Руси. Принятие христианства и распространение письменности, обусловили появление разнообразных произведений, в которых отражалась как специфика исторического и политического развития, так и определенные социальные и политические идеалы устройства государства, образы идеальных правителей, размышления о сущности власти. Политическое творчество было представлено в виде литературно-художественных или публицистических произведений («слов», «поучений», «повестей» и т.п.) посредством обыденного языка и художественных образов.

Первым политическим трактатом было «Слово о законе и благодати» (ХІ в.) киевского митрополита Иллариона. Основной идеей - благотворность принятия христианства и значимость княжеского единодержавия для государства, его могущества и территориальной целостности. Церковь, по мнению Иллариона, должна во всем подчиняться князю для блага государства. Основной идеей «Повести временных лет» (ХІІ в.) Нестора является обоснование удельно-династического княжения как единственной богоугодной формы правления. Нестор, считает, что православие является истинной верой, его оплотом выступает церковь, которая должна направлять и руководить князьями. 

В «Поучении детям» Владимира Мономаха (ХІІ в.) впервые сформулированы вопросы объема полномочий правителя, взаимоотношения церкви и государства. Мономах наставлял князей быть справедливыми и ответственными за авторитет собственной власти. Князь должен добиваться мира, заботиться о социально незащищенных категориях, укреплять военное могущество государства и избегать между усобных войн. Мономах сформулировал черты идеального правителя: мужество, милосердие, сила, мудрость, законопослушность. А, в «Молении Даниила Заточника» (ХІІ - ХІІІ вв.) подчеркивалось, что князь должен быть заботливым отцом для подданных, как «вода мать рыбам». Параллельно формируется понимание божественного характера княжеской власти, с акцентом ответственности князя перед народом.

Идеи единства, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходит через ряд произведений ХІІ – ХІІІ вв. - «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина». Правда, автор последнего произведения, обращается к великому князю Московскому, и в отличие от автора «Слово полку Игореве» центром объединения русских земель видит не Киев, а Москву.

Таким образом, политическая мысль периода Киевской Руси находилась в процессе формирования, не была самостоятельной, растворяясь в религиозных, мифологических и обыденных представлениях. Она развивалась в русле православного мировоззрения и выполняла отчетливо выраженную практическую роль в решении актуальных задач того времени.

Развитие политической мысли ХІV – ХVІІІ вв.

Последующее развитие политической мысли тесно связано с развитием славянской государственности в двух направлениях – юго-западном и северо-восточном. Юго – западное направление формировалось под влиянием Литвы и Польши, поглотивших значительную часть земель. Социально-экономическая экспансия с усилением гнета, полонизация, насаждения католицизма обусловили освободительную борьбу 1648-1657 гг. под началом Б. Хмельницкого и формирование казацкого государства, но уже в XVІІІ в. в результате разделов Польши, основная часть земель входит в состав Российской империи. Основными проблемами политической мысли были вопросы веры, создания новых форм политической организации и общественных отношений. Вопросам сохранения и укрепления православной веры посвящены трактаты И. Вишенского, который осуждал духовенство за попирание православной церкви и феодальный гнет. Он выдвинул концепцию соборности, которая основывается на идеи равенства всех людей перед Богом. Религиозные вопросы, рассматривал М. Смотрицкий, автор учебника «Грамматика славянская». Он призывал к просвещению народа, отстаивал права, обычаи и веру. Схожих идей придерживались братства, П. Могила, И. Гизель.Отдельное место в развитии политической мысли занимает Переяславский договор («Мартовские статьи») 1654 г. подписанный между гетманом Б. Хмельницким и московским царем Алексеем Михайловичем. Договор был проникнут идеями эгалитарности, закрепив демократические нормы и традиции, сложившееся в казацком государстве: принцип выборности гетмана, управленцев и судей, права, привилегии и свободы элиты и казаков.

Северо - восточное направление развивалось с возвышением Московского княжества над другими и укреплением самодержавия. Куликовская битва (1380), великое противостояние монголо-татарам на р. Угре (1480) стали решающими событиями в обретении статуса его суверенности. Наиболее полным воплощением идеи величия Московского государства и его исторического и божественного предназначения была сформулированная в начале ХVІ в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей Бога. Первое – Рим – пало из-за ереси, второе – Византия – заключило греко-католическую унию, и в результате было завоевано турками. «Третьим Римом» стала Москва – хранительница православия, которая должна выполнять эту миссию до конца дней. Соответственно московский государь является богоизбранным и вседержавным, обязанным защищать православие во всем мире.

Важное место в развитии политической мысли ХV-ХVІ вв. занимала проблема взаимоотношения церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической мысли: нестяжатели (Н. Сорский, 1433-1508) и стяжатели (Й. Волоцкий, 1439-1515). Нестяжатели призывали церковь отказать­ся от «стяжания» (имущества), выступали против монастырской собственности, считали грехом получение богатств, проповедовали невмешательство в государственные дела. Политическим идеалом видели сословно-представительскую монархию. Нестяжатели, напротив, выступали за сохранение имущества, за активную роль церкви в государственных и мирских делах, сформировали теократическую концепцию самодер­жавной власти, выдержанную в абсолютистском духе.

Заметным явлением этого периода стала переписка между Иваном Грозным (1530-1584) и Андреем Курбским (1528-1583). В своих посланиях Грозный обосновывал абсолютистскую модель самодержавия и тиранию, критиковал бояр за посягательство на власть. Полемизируя с царем, Курбский осуждал его деспотизм, обосновывал принцип монархического правления, но с выборным сословно-представительским органом. Главной обязанностью власти, Курбский видел, справедливое правосудие и защиту подданных. К аналогичным выводам приходит И. Тимофеев (1555-1631), который к тому же провозглашает право народа на сопротивление от тирании.

Начиная с ХVІІ в. отчетливо прослеживается тенденция к установлению абсолютной монархии. Одними из первых идеологов были С. Полоцкий (1629-1680), Ю. Крижанич (1618-1683), С. Яворский (1658-1722). С. Полоцкий сравнивает царя с солнцем, с богом, отождествляет царя и государство. Идеальный правитель – это образованный монарх, просвещающий свой народ. Опорой власти должны быть законы, перед которыми все равны. Ю. Крижанич в трактате «Политика», следуя Аристотелю, называет правильные и неправильные формы правления. Наилучшей, по его мнению, является абсолютная монархия. Он сформулировал сумму гарантий, способных предотвратить превращение абсолютной монархии в тиранию: это наличие на троне монарха – философа, принятие и соблюдение законов, нормативная регламентация всех сословий в государстве, определяющая их обязанности и права.

На развитие политической мысли повлияло знакомство с западными теориями естественного права и общественного договора. Осмысление этих идей было осуществлено в работах Ф. Прокоповича (1632-1736), В. Татищева (1686-1750) и др. Ф. Прокопович находит истоки абсолютизма в теории общественного договора, когда сам народ для собственного блага, заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод в пользу монарха. Он выделяет формы государственного правления в зависимости от размеров государств. Аристократия и демократия не вызывают его одобрения: для первой характерна борьба партий, разоряющая страну, а для второй – мятежи и смуты. Правильной формой, по его мнению, является только монархия. Наследственную монархию он предпочитает выборной, поскольку она более устойчива и защищена от случайностей и неожиданностей. Прокопович настаивает на предоставлении монарху широких возможностей в выборе наследника по своему усмотрению, а не по жестоким правилам преемственности. Монарх – это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и искоренять предрассудки.

Иную интерпретацию идеи просвещенной монархии представил В. Татищев (1686-1750). Будучи сторонником сильной единоличной власти, Татищев считал, что выбор форм правления или избрания нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться через договор. Формы правления государств зависит от размеров страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. Демократия осуществима только среди малых народов, которые находятся в полной безопасности. Аристократия только в странах, надежно защищенных от неприятеля и народах, соблюдавших законы без принуждения. Россия и Франция, как «великие государства, не могут иначе правиться, как самовластием». Выбор же формы правления без учета объективных обстоятельств порождает смуты, перевороты в результате которых государство будет или разрушено или порабощено, либо примет свою естественную форму. Татищев обосновал сословное деление и необходимость государственной регламентации предпринимательской деятельности, торговли, труда и быта крестьян.

Идеи Просвещения способствовали первым попыткам критического осмысления самодержавия, формированию либеральной мысли, в которой поднимались вопросы ограничения власти, введения принципов конституционализма, парламентаризма. Одним из первых был И. Посошков (1652-1726), сформировавший тезис об утверждения монархом законов только после их обсуждения с представителями сословий, чьи интересы затрагиваются. Идею ограничения самодержавия поддерживал М. Щербатов (1733-1790), восхищавшийся английской монархией, основными достоинствами которой называл разделение властей. Он критиковал деспотию, возникающую при сосредоточении абсолютных полномочий у главы государства. Монарх, у Щербатова, представлен в виде чиновника, лишенного неприкосновенности и почестей. Особая роль в государстве, по его мнению, принадлежит дворянству, которое является элитой общества и образцом для остального населения. На дворянство и следует опираться монарху в делах военных и гражданских, в управлении страной и правосудии.

Наиболее полное развитие либеральная идея получила в работах С. Десницкого (1749-1802). Он признавал необходимость самодержавия, но считал обязательной реорганизацию подчиненных монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функцию. Так, он предлагал образовать представительный законодательный орган – сенат, избираемый на основе имущественного ценза, создать суд присяжных, выступал за гласность судопроизводства, считал целесообразным учредить в крупных городах «гражданскую» власть из купцов и дворян для решения местных дел. В то же время, по его мнению, нельзя «без нарушения спокойствия государства» дать свободу крепостным крестьянам.

Усиление крепостнического гнета, непоследовательность проводившихся «сверху» реформ усилили оппозиционный либерализм. Его представителями были Н. Новиков, Я. Козельский и др., критиковавшие отдельные стороны общественно-политического строя. Наиболее радикальными были взгляды А. Радищева (1749-1802) представленные в работе «Путешествие из Петербурга в Москву». Он негативно воспринимал самодержавие, и в отличие от Ш. Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, ставил знак равенства между ними. Радищев не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха, критиковал общественное устройство и чиновников, потерявших связи, как с монархом, так и с народом. Свою позитивную схему он конструирует, основываясь на теории естественных прав и общественного договора. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равноправных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает, социальные привилегии отменены, количество чиновников сокращено. Наилучшей формой правления он видел республику в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, что обеспечит народу естественные права, свободу и равноправие. Крепостное право, по мнению Радищева, является нарушением общественного договора, поэтому народ имеет право на восстание. Крепостничество, по сути, экономически непродуктивно, способствует нравственному падению народа, формирует бесчеловечность и жестокость, унижение и порабощение. Средством перехода от монархии к республике видел в революции. Радикальность его взглядов послужила основой для формирования революционной традиции в политической мысли.

Таким образом, политическая мысль продолжила свое развитие в русле православной и, прежде всего, духовно-политической традиции, в соответствии с общим религиозно-философским восприятием окружающего мира. Постулировалась идея самодержавной власти царя, получившего свою власть от самого Бога, обосновывался приоритет интересов государства, общины, но не личности. Эта политическая идеологии самодержавия, сохранилась вплоть до начала ХХ в,, она стала основой для реальной политической практики, была определяющей для политических деятелей того периода. Влияние идей Просвещения способствовало критическому осмыслению самодержавия, формированию первых либеральных и радикальных взглядов.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!