Развитие политических учений в эпоху Нового времени



Начало Нового времени (XVI—XIX) связано с формированием светского характера социальной мысли. Новое развитие получили идеи «естественных прав» человека (быть свободным в убеждениях, иметь собственность, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т. п.) и «общественного договора» (государство появилось как человеческое установление, в результате договора в целях предотвращения «войны всех против всех»). Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы.

Одним из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права считаетсяГ. Гроций. Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве Б. (Бенедикта) Спинозы.

Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли английские мыслители. Т. Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Дж. Локк обосновал идею разделения властей, чтобы избежать злоупотреблений в государстве.

В эпоху Просвещения (XVII—XIX) господствовали идеи гуманизма, прогресса, рационализации общества, секуляризации. Политика стала пониматься как инструмент поддержания и реализации «общественного договора» между государством и гражданским обществом.

Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо разработали принципы народного суверенитета и разделения властей. Американские просветители выдвинули принципы: все люди от природы свободны, независимы и обладают неотчуждаемым правом на жизнь, свободу и стремление к счастью, на политическое самоопределение и независимое существование.

В первой половине ХIХ в. ведущим идейным направлением стал либерализм (от лат. liberalis — «свободный»), который в политической области основывается на признании прав человека, разделении властей, свободе выбора занятий и конкуренции. Мировоззренческие, экономические и политические аспекты либерализма сформулированы в трудах И. Канта, Г. Гегеля, Г. Спенсера, Д. Милля, А.Токвиля и др.

Так как утверждение либерализма протекало на фоне европейских революций, реакцией на него стал консерватизм (от «сохранять»), ориентирующий на сохранение морально-правовых основ общественной жизни, воплощенных в нации, религии, семье, собственности.

В ХVI—ХIХ вв. в Европе стало развиваться новое направление политической мысли — утопический социализм, отрицавшее как феодальный, так и буржуазный строй, теоретики которого связывали будущее общество с народовластием, отсутствием частной собственности, семьи и государства.

К. Марс и Ф. Энгельс рассматривали политику, государство и право как надстроечные элементы общества, базисом которого является экономика. Противоречия между классами, вызывают классовую борьбу, которая является движущей силой истории. Народовластие и развитие самоуправления должны привести к отмиранию государства и политики.

В конце XIX — начале XX в. появилось множество теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера и других теоретиков. В России труды Б. Чичерина, П. Новгородцева, М. Ковалевского, М. Острогорского, Г. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки.

 

Развитие политической мысли в современный период

В социоцентрический период (ХХ) господствовали теории: классовой борьбы (К. Маркс, Ф. Энгельс), расовой борьбы (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер), бихевиорализма (Ч. Мэрриэм, Г. Лассуэлл) и др.  Область политики включила в себя: народные массы, партии, профсоюзы, стала обосновываться общественными отношениями — классов, слоев, групп интересов, народов, рас по поводу, в первую очередь, государственной власти. Основными идеологиями ХХ в. были: коммунизм, фашизм, национализм и его разновидности, либерализм, модернизм.

В. Ленин (1870—1924) дал анализ империализма как экономического феномена, обосновал необходимость «партии как авангарда революционного движения» и «революционного перехода к социализму».

И. Сталин (1879—1953) обосновал возможность построения социализма в одной отдельно взятой стране, сочетал квазимарксистскую идею непрекращающейся классовой войны и русского национализма.

А. Гитлер (1889—1945) соединил в одну «историческую теорию» немецкий национализм экспансионистского толка и ярый антисемитизм.

Герберт Маркузе (1898—1979) — один из основателей Франкфуртской школы социологии и концепции неомарксизма, теоретик «новых левых». Основные надежды возлагал не на пролетариат, а на студенчество, этнические меньшинства, женщин и страны «третьего мира».

Неолиберализм, в противовес представлениям классического либерализма о невмешательстве государства в общественную жизнь, вменяет в обязанность государства разработку и осуществление общей стратегии экономического развития, решение государством экономических проблем. Очень близко стоит к неоконсерватизму.

Фридрих фон Хайек (1899—1992) — идеолог «новых правых», сторонник индивидуализма и свободного рынка, непримиримый критик социализма.

Карл Поппер (1902—1994) энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

Ханна Арендт (1906—1975) — известный немецко-американский философ, политолог и историк, основоположница теории тоталитаризма.

Джон Роулс (1921—2002) в книге «Теория справедливости» утверждал, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества; решительно выступал в поддержку принципа равенства, обосновывая его тем, что люди, не обладай они пониманием собственных способностей, предпочли бы жить скорее в ситуации социального равенства, чем неравенства.

Френсис Фукуяма (р. 1952) приобрел международную известность своей статьей «Конец истории?», в которой утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демократию в качестве «окончательной формы правления».

В развитие современной политической науки значительный вклад внесли: Г. Алмонд, С. Верба, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Т. Парсонс и др.

В 1950—1980-х г. в США и других странах наибольшей популярностью пользовался бихевиорализм — форма политического анализа, исследующая поведение и действия людей, направленные на достижение их политических целей. Однако в 1970-х годах вновь возрос интерес к нормативной проблематике. Демократия, вместо того, чтобы обозначать «народное самоуправление», стала пониматься как борьба элит за завоевание власти через механизм выборов.

В ХХ в. интенсивно развиваются научные концепции изученияотдельныхполитических явлений и процессов.

Концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация — «информационное общество» имеет в своей основе представление о прогрессивной эволюции общества от аграрных к индустриальным и постиндустриальным, причем технологические изменения влекут социальные.

Концепции политического плюрализма определяют современное общество состоящим из неантагонистических слоев, где государство выступает в качестве арбитра между конкурирующими силами.

Концепции бюрократии исследуют функции и структуру организации, пытаются дать ответ на вопрос о легитимации бюрократической власти и ее отношениях с демократией.

Среди теоретических подходов продолжают развиваться: формальная политическая теория («политическая экономия»), «теория общественного выбора» и «теория рационального выбора».

 

Дополнительная литература по теме

1. История политических и правовых учений : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция» / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 2-е изд. М. : НОРМА: ИНФРА•М., 2001. 727 с.

2. История политических и правовых учений : учебник для студентов юридических вузов / под ред. О.Э. Лейста. — М. : Зерцало, 1999. — 677 с.

3. История политических и правовых учений : электронная хрестоматия / сост. : М.Н. Грачев [Электронный ресурс]. — URL: http : //grachev62.narod.ru/hrest/content.htm. — (дата обращения: 8.10.2016).

Глоссарий к теме 2.

Государственная власть - форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм.

Государственный суверенитет - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Естественное право - совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека, независимых от социальных условий.

Консерватизм (от лат. сonservo — «охраняю», «храню») - идейное течение что настаивает на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций.

Либерализм (от лат. liberalis - «что касается свободы») - идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, широких политических свобод и частного предпринимательства. Основной проблемой видит расширение свобод человека. Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики.

Марксизм - идейное течение, которая была сформулирована в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм претендовал на познание объективных законов общественного развития, в результате которого становится неизбежна социалистическая революция. Центральной темой выступала идея коммунизма, процедуры уничтожения частной собственности.

Общественный договор - юридическая и философская теория происхождения государства и права, объясняет возникновение власти и права соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния к гражданскому с целью обеспечения стабильности и защищенности человека.

Позитивное право - действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.

Разделение властей - основополагающий принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Утопический социализм - (от греч. «место, которого нет», «благословенная страна». Понятие восходит к произведению Т.Мора «Утопия») - учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательности труда, справедливом распределении.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!