Проблемы свободы личности, власти и государства в отечественной политической мысли XІХ – начало ХХ вв.



С конца ХVІІІ века в политической мысли выделилось три основных направления: консервативное, либеральное и революционно-демократическое.

Консервативная политическая традиция развивалась в направлении защиты территориальной целостности, национального единства на основе сильной политической власти, самодержавной формы правления, порядка и православного мировоззрения. При этом акцентировалось внимание на преемственности исторического развития и полном неприятии радикализма. Специфической особенностью консерватизма является его неоднородный характер. В консерватизме можно условно выделить: охранительную концепцию самодержавия Н. Карамзина; концепцию неославянофилов Н. Данилевского; теорию «русского византизма»

К. Леонтьева; теории «официального монархизма» К. Победоносцева и

Л. Тихомирова.

Классические принципы охранительной идеологии сформулированы

Н. Карамзиным (1766-1826) в «Записке о древней и новой России» (1811), направленной Александру І. В ней, автор доказывает губительность для России реформаторских преобразований, настаивает на необходимости сохранения и укрепления самодержавной власти, коей Россия обязана спасением и величием. Идеалом Н. Карамзина была республика, в которой сочетаются свобода и безопасность для всех граждан. Однако утверждение республики связано с высоким нравственным развитием общества. Для России более приемлемой формой правления является самодержавная монархия, так как дух самодержавия давно укоренился в народе, который всегда чувствовал необходимость повиновения. Н. Карамзин призывает не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный исторический опыт для создания новых законов и политических процедур.

В основе концепции неославянофилов была идея принципиального расхождения между Европой и Россией, сформулированная Н. Данилевским (1822-1855) в книге «Россия и Европа» (1871). Он считал, что Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо укреплять солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. Данилевский полагал, что Россия в будущем, станет центром новой, формирующейся цивилизации, наделенной собственными задачами и интересами. Он предлагал создать Всеславянскую федерацию (со столицей в г. Константинополе) в которую войдут так славяне, так и греки, румыны, мадьяры.

Автором теории русского византизма стал К. Леонтьев (1831-1891), который предостерегал Россию от западного пути развития, свойственного Европе. От разрушительного влияния Запада, по его мнению, Россию ограждает православие. Назначение России, Леонтьев видел в создании особой цивилизации, славяно-азиатской, причем ближайшей задачей он называл – «взятие Царь - града и заложение там основ новому культурно-государственному зданию». Идеальной моделью общественного и государственного устройства для Леонтьева был «византизм» - твердая монархическая власть, строгая церковность, крестьянская община, жесткое сословно-иерархическое деление общества.

Концепции официального монархизма сформулировали К. Победоносцев (1827-1907) и Л. Тихомиров (1852-1923). К. Победоносцев в работе «Великая ложь нашего времени» также отмечает гибельность для России европейского пути. Идею парламентаризма он называет ложной, так как выборы не отражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными интересами. Последовательным критиком демократии – самого страшного, вида деспотизма - был Л.Тихомиров, автор трактата «Монархическая государственность» (1905). Монархия трактуется ним как верховная власть религиозно-нравственного идеала, наиболее соответствующего основам русского общества. 

Либеральная политическая традиция хотя и развивалась на основе идей классического западного либерализма, но не имела глубоких исторических корней в России, оставаясь долгое время элитарным проектом общественного развития определенных групп. И только в начале ХХ в., либерализм оформился как политическое движение, прошедший в своем развитии три этапа:

1) правительственный, инициируемый «сверху» и уповающий на самоограничение просвещенной монархии (М. Сперанский);

2) консервативный, возникший как проект умеренной интеллигенции, стремящейся к диалогу с властью по вопросам общественных преобразований (Б. Чичерин, К. Кавелин, П. Струве);

3) социальный, пытающийся объединить либеральные принципы и идеи социализма в русле традиций европейской социал-демократии (П. Новгородцев, П. Кареев, Б. Кистяковский, С. Гессен и др.).

Идея правительственного либерализма была разработана М. Сперанским (1772-1839), предложившим несколько конституционных проектов Александру І. М. Сперанский провозглашал народ творцом конституции, под которой понимал требования, предъявляемые народом к правительству. Он выдвинул идею создания конституционных законов, обосновывал идею разделения властей с целью обеспечения политической свободы. Подчеркивая взаимосвязь политической и гражданской свободы, он говорил о важности ликвидации крепостничества как необходимом условии свободы. В одном из своих проектов предлагал создать законодательный орган в виде Государственной Думы, императора, сделать главой исполнительной власти с широкими полномочиями (включая право утверждения законов и роспуска Думы), а сенат – высшим судебным органом.

Ярким событием, всколыхнувшим общество и побудившим его к острым полемическим спорам, стала публикация письма П.Чаадаева (1794-1856). По его мнению, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности, что привело к экономической отсталости и духовному прозябанию. Отсюда следовало, что для России не существует иного пути, кроме западноевропейского. В то же время П. Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы преподать «великий урок миру». Общественный резонанс от рассуждений Чаадаева, вынудил государство выступить со своей консервативной идеологемой, получившей название «теория официальной народности», сформированной министром просвещения С. Уваровым. В основу теории были положены компоненты духовного триединства внутри государства: самодержавие – православие – народность. Это означало, что русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условие существования, величия и мощи России.

На протяжении 40-60-х годов XІХ в. общественное противостояние по вопросам путей развития России, ее взаимоотношениях с Западом усилилось, и оформилась в виде двух течений – славянофилов и западников. Славянофилы (А. Хомяков, братья И. и П. Киреевские, братья К. и И. Аксаковы) считали, что Россия и Запад – это два особых мира, пути которых различны. Особенность государственно-правового устройства России, они видели в народном самодержавии, духовном прославлении и общинном коллективизме.

Западники (Т. Грановский, К. Кавелин, Н. Станкевич, Н. Катков, Б. Чичерин) связывали будущее России с усвоением достижений европейской цивилизации: перенесением на российскую почву проверенных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения властей. Крупнейшим теоретиком этого направления был Б. Чичерин (1828-1904), автор «Истории политических учений». Он рассматривал государство как союз народа, объединенного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Личность, по его мнению, есть корень и начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Он выступал за отмену крепостничества, невмешательства государства в экономику, свободу частного предпринимательства, обеспечения гражданских и политических свобод. Единственной силой, способной реализовать эту программу, по его мнению, было государство. Он критически относился к демократии, ибо она, сводится только к чисто арифметическому равенству: один человек – один голос, что приводит к принятию некомпетентных решений необразованными людьми. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, по его мнению, является конституционная монархия, где монарх – начало власти, а народ в лице его представителей – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона. В области управления Б. Чичерин основным считал вопрос о соотношении центральной и местной властей: сильная центральная власть должна сочетаться с широким местным самоуправлением.

Своеобразным компромиссом между славянофилами и западниками о путях развития и предназначения России является политическая теория В. Соловьева (1853-1900), основанная на идеи «всеединства». Он считал, что каждая нация выполняет в истории человечества определенную роль. Историческая миссия России, как одного из христианских государств, состоит в том, чтобы духовно объединить христианские страны и тем самым способствовать созданию вселенского теократического государства. По мнению Соловьева, в этом и состоит назначение «русской идеи». Наряду с этим, призывал покончить с высокомерием по отношению к Западу, стремится к взаимопониманию и сотрудничеству на основе общих христианских ценностей, развивать общественные свободы, служить идеалам добра и справедливости. Идеи В. Соловьева дали толчок развитию теории социального либерализма.

Видными представителями теории социального либерализма были П. Новгороцев (1866-1924), Л. Петражицкий (1867-1931), Б. Кистяковский (1868-1920), С. Гессен (1887-1950). Рзвивая классические принципы правового государства, они обосновывали необходимость его превращения в «социальное», такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы. Социальное измерение правового государства подробно разработал Б. Кистяковский в работе «Социальные науки и право» (1916). Он утверждал, что правовое государство со временем станет социалистическим правовым государством, так как демократия политическая дополнится демократией экономической и социальной.

Большая роль в разработке правовой теории («организованного правопорядка») принадлежит С. Муромцеву, М. Ковалевскому, Н. Коркунову. Политическая доктрина М. Ковалевского (1851-1916) основывается на приоритете личности над государством. Для того чтобы государство охраняло а не подавляло права личности, необходимо ограничить его полномочия с помощью разделения властей и подчинения государства закону. М. Ковалевский выступал как против самодержавной монархии, так и против неограниченного народного представительства. 

Революционный радикализм развивался под флагом «освободительного движения» и характеризовался многообразием программ и форм – от открытого революционного настроя и атеизма до нигилизма. Несмотря на различие целей и программ, общим было полное неприятии самодержавия и склонность к революционным изменениям. Стремясь любой ценой ускорить социальные преобразования и реализовать на практике свой общественный идеал, представители радикализма надеялись на особую роль интеллигенции, призванную сформировать и возглавить движение общества в сторону прогресса. Постепенно данное течение утрачивало гуманистические и демократические черты, закономерно двигаясь к насильственным и тоталитарным концепциям (анархизм, большевизм). В своем развитии, радикализм проходит три основных этапа:

1) дворянский, представленный декабристским движением (Н. Муравьев, П. Пестель);

2) народнический, пронизанный идей «общинного социализма» (А. Герцен, Н. Чернышевский, М.А. Бакунин, П. Ткачев);

3) марксистский, как партийно-организационное движение, совершившее революцию 1917 г. и создавшее советскую политическую систему (Г. Плеханов, В. Ленин).

Идея революционного низвержения самодержавия вызревала в обществе давно. Ее родоначальником принято считать А. Радищева, социальные и политико-правовые идеалы которого были восприняты декабристами и представителями революционно-демократических сил. Программными документами декабристов были «Русская правда» П. Пестеля (1793-1826) и «Конституция» Н. Муравьева (1796-1843). Расхождения внутри декабристского движения касались лишь формы государственного устройства и будущего пути развития России, общим же было - свержение самодержавия и крепостничества, закрепление демократических прав и свобод. Либеральную программу преобразований предлагал Н. Муравьев, который выступал за конституционную монархию с разделением властей, где законодательная принадлежит Народному вече, исполнительная – правительству во главе с монархом, судебная – системе судов. Государственное устройство, он видел, в федерации держав (Балтийская, Днепровская, Черноморская, Кавказская, Украинская и др.) и двух областей (Московская и Донская). В отличие от Н. Муравьева, П. Пестель выступал за республиканскую форму правления, путь к которой видел в военном перевороте с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением всех членов царской семьи. Его программа предполагала безвозмездное наделение всех землей. Равенство перед законом должно было подкрепляться равенством социальным, которое обеспечивалось равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что эти идеи заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированную революционерами - демократами и народниками. А. Герцен (1812-1870), В. Белинский (1811-1848), Н. Чернышевский (1828-1889), П. Добролюбов (1836-1861) настаивали на том, что вооруженное восстание является единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику с верховной властью народа» и обеспечит подлинное равенство и демократию. Основой будущего экономического и политического строя является крестьянская община. Так, А. Герцен различает социальную и политическую республики, подлинной считает только социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. Схожих взглядов придерживался Т. Шевченко (1814-1861), который также обосновывал необходимость народного восстания, целью которого - установление демократической республики, как общества самоуправляемого народом, с коллегиальной формой реализации власти. Народнические идеи нашли отражение в теориях, основанных на принципах федерализма - социального мессианства и эгалитаризма Н. Костомарова (1817-1885) и общинного социализма М. Драгоманова (1841-1895).

Самой радикальной политической концепцией был анархизм. Представители русского анархизма М. Бакунин (1814-1876) и П. Кропоткин (1842-1921) исходили из тезиса, что любое государство – это зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Они считали возможным ликвидацию всех государственных институтов и немедленный переход к социалистическому обществу. Идеалом будущего устройства П. Кропоткина, был «анархический коммунизм» в виде вольного союза самоуправляющихся общин, основой которого являются свободные взаимоотношения людей, над которыми нет верховной власти.

К концу ХІХ в. относится и появление в России марксизма, зарождение которого связано с возникновением в Женеве группы «Освобождение труда» во главе с Г. Плехановым (1856-1918). Он сформулировал концепцию двухступенчатой революции, предусматривавшую вначале буржуазные демократические реформы, которые создадут предпосылки для социалистических преобразований. Задачей интеллигенции является подготовка пролетариата к борьбе, с объяснением ему, каковы его интересы, цели, кто его враг и т.д. Его идеи были восприняты

 В. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к российским условиям. Взгляды В. Ленина и его последователей постепенно оформились в систему, получившую название марксизма – ленинизма. В отличие от К. Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, В. Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена в России. Новое социалистическое государство станет орудием преобразования страны, которая быстрыми темпами «двинется догонять другие народы». Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти, так как этот принцип тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии когда будет достигнута социальная справедливость, по мнению В. Ленина, государство отомрет.    

С приходом большевиков к власти процесс формирования политической науки был прерван, в стране утвердилось безраздельное господство коммунистической идеологии, а западная идеология была объявлена лженаукой. Дальнейшее развитие политической мысли стало возможным лишь в условиях зарубежья. Таким образом, отмеченные особенности эволюции отечественной политической мысли и общая характеристика ее основных направлений в ХІХ - начале ХХ в. дают возможность говорить о чрезвычайном многообразии, оригинальности и вместе с тем противоречивости различных идей, теорий и концепций, составивших пространство политической традиции.

       Дополнительная литература по теме

1. Замалев А.Ф. Учебник русской политологии/А.Ф. Замалев – СПб: Санкт-Петербургский университет, 2002. - 185 с.

2. История правовых и политических учений: учебник для вузов/Под ред. В.С. Нерсесянца. - М: ИНФРА-М, 2002 - 736 с.

3. История политических и правовых учений: учебник для вузов /Под ред. О.Э.Лейст.- М.: «Зерцало», 2006. – 568 с.

4. Ларин А.Ю. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ А.Ю. Ларин. - М.: Книжный мир, 2008. – 180 с.

5. Летняков Д.Э. Очерки истории русской политической мысли: учебное пособие для студентов/ Д.Э. Летняков, С.Л. Чижиков. – М: Летний сад, 2012. - 176 с.

 

Глоссарий по теме 3.

Анархизм (от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Доктрина (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Идеология - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

Империя (от лат. imperium — власть), 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. 2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя).

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Радикал (от лат. radix — корень), сторонник коренных, решительных мер.

Теократия (от греч. theos — бог), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!