ГЛАВНЫЕ РЕЛИГИИ ВОСТОКА (КОНФУЦИАНСТВО, ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ, ИСЛАМ): ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Главные религии Востока от возникновения до буржуазного просветительства.
Конфуцианство.
Конфуцианство — этико-политическое учение, основы которого были впервые изложены древнекитайским мыслителем Конфуцием (китайск. Кун-Цзы, 551-479 до н.э.). Это учение вошло в религиозный комплекс Китая, Японии, Кореи и некоторых других стран.
Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений. Это было время упадка чжоуских династий (Западный Чжоу 1027-771, Восточный Чжоу - 770-256 гг. до н.э.), разрушения патриархально-родовых отношений и самого института государственности. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии, ссылаясь на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, уважение к которым было постоянно действующим фактором духовной и общественной жизни Китая.
В истории человечества Конфуций стоит в одном ряду с такими основателями религиозных учений, как Заратуштра, Будда, Иисус Христос и Мухаммед. Он оказал исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и их образа мышления. Его творчество, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке, весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.
При этом особо следует отметить, что эти специфические особенности, складывавшейся в Древнем Китае системы ценностей за тысячелетие, предшествующее эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Сущность их уже тогда, задолго до Конфуция, сводилась к ослаблению иррационального начала религии и возвеличиванию рационального начала этики и, более того, к подчинению религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации.
|
|
Не связь типа «бог-личность», прямая либо при посредничестве жреца, священника, богослова, как это было характерно для других религий, а связь принципиально иного типа: небо, как символ высшего порядка, - верховное, но совершенно отстраненное от земных дел божество; земное общество, основанное на добродетели; осененный небесной благодатью правитель - были императивом Древнего Китая. Этот императив многократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества за счет ограничения роли личности с ее эмоциями и страстями.
С самого начала конфуцианство стояло на защите интересов древнекитайской государственной системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми; между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее конфуцианство оказали влияние сохранившиеся пережитки патриархально-общинных отношений. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе «Великого Единения» («Да тун»), в котором будет осуществлено имущественное равенство, не будет войн и распрей; проповедь сыновней почтительности и любви к отцу; призыв к правителю заботиться о народе.
|
|
В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности («жэнь») — нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно конфуцианству, должны базироваться на строгой семейной и общественной иерархии, они регулируются правилами поведения («ли»), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». На правителя, согласно конфуцианству, ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от селъско-хозяйственных работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы (372-289 до н.э.), о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя.
|
|
Противоречивость конфуцианства, его основных положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и классовой борьбы, с другой — сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников конфуцианства и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господствующим классом, находясь на государственной службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ, отношений «подправить» политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации.
|
|
Сущность этических норм конфуцианства заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному «небом» на земле порядку и государю, поставленному также «небом». Это не мешало конфуцианству иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на «идеальных» и «добродетельных» полумифических правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклассовым общественным отношениям.
Вместе с тем в раннем конфуцианстве прослеживаются и реальные прогрессивные черты; осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, некоторая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (IV— III вв. до н. э.), а также в советах улучшить народное благосостояние и в критике деспотических правителей. Раннее конфуцианство сыграло положительную роль в развитии древнекитайской культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации исторических материалов, народных легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению литературных памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков исторических деятелей).
Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя общедемократические черты и все больше подстраиваясь под запросы формирующихся рабовладельческих и феодальных элит. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего — «сына неба». В 136 до н. э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонические конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить официальные государственные должности.
Наиболее* крупным представителем реформированного конфуцианства был Дун Чжун-шу (II в. до н. э.), религиозно-идеалистические взгляды которого стали господствующей официальной идеологией. В доктрине Дун Чжун-шу были усилены религиозно-мистические стороны конфуцианства, на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от «воли неба» ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и общественно-политические мысли. Именно это, реформированное конфуцианство с его нацеленностью на безусловное подчинение низших высшим стало господствующей идеологией в Китае, которая проникла во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяла государственную политику, нормы морали, семейные и общественные традиции, научная и философская мысль, препятствуя их дальнейшему развитию.
Наряду с конфуцианством в Китае развивались и другие учения — даосизм и буддизм, которые иногда оказывали большое влияние на общественную жизнь. В особенности это относится к буддизму, который в IV—VIII вв. получил широкое распространение и в некоторой степени ограничил слияние конфуцианства на умы людей; тем не менее, последнее по-прежнему оставалось господствующей идеологией и сохранило позиции в управлении страной, во всей государственно-политической системе.
В конце VIII—начале IX вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феодального государства конфуцианство вновь стало резко востребовано правящими кругами. В этот период в защиту конфуцианства выступил известный писатель и философ Хань Юй (768—824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций конфуцианства и ослабления его противников — даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию конфуцианства, внесению новых элементов в него. В частности, Хань Юю принадлежит критика религиозно-мистических представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам.
Новый этап в развитии конфуцианства относится к периоду средневекового феодального китайского общества, получившему название Сунской эпохи (960—1279) и связан с именем Чжу Си (1130—1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного конфуцианства, философской системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды различных групп, философских направлений так называемой сунской «ортодоксальной школы», пытаясь примирить материалистические и идеалистические взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, которые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира — «Великого предела», как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное «ли» и материальное «ци», т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное «ли»), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному «ци». Таким образом, Чжу Си стоял на идеалистических позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало основные принципы этико-политического учения древнего конфуцианства — о незыблемости существующих порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господствующий класс феодалов, поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господствующей идеологией, которая давала теоретическое обоснование феодальной абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феодальному классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до первых реформаторских попыток конца XIX в. конфуцианство оставалось идеологической и политической силой, всеми мерами сдерживающей размыв со временем отживающих феодальных отношений.
Индуизм.
Индуизм — одна из наиболее ярких религий мира, насчитывающая свыше 700 млн. последователей. Индуизм локализован почти исключительно Индией (около 95% последователей индуизма — индусов — живет Индии). Кроме Индии, индуизм имеет приверженцев в Бангладеш, Непале, Шри Ланке, Мальдивах, Сингапуре а также на о. Бали (Индонезия), на о-вах Фиджи, в ЮАР, в Британской Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религиозных верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма.
Зарождение многих существенных элементов индуизма большинство индологов относит к середине I тысячелетия до н. э. Их возникновение связано с внутренней трансформацией, которую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие классовых отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, которые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его.
Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму; которую обычно и называют индуизмом, состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутренняя морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к началу I тысячелетия н. э. индуизм после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом, с утверждением феодальных отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господствующей религии Индии. Основная причина возвышения индуизма заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений.
В отличие от других наиболее распространенных религий мира, индуизм не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами индуизма считаются Веды. Однако практически наибольшее значение имеют эпические поэмы «Махабхарата» (особенно «Бхагавадгита») и «Рамаяна», «Пураны», религиозно — правовые кодексы «шастры» (наиболее известны «Законы Ману») и сутры - своды высказываний, излагавших различные знания и большинство религиозно-философских учений Древней Индии. Все эти произведения — своеобразный сплав фольклорной, мифологической, апокрифической, исторической и философской литератур. Многочисленные секты индуизма имеют свою собственную «священную» литературу. Индуизм отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значительной ролью первобытнообщинных и родоплеменных отношений, сохранившихся в классовом обществе Индии. В индуизме выделяются: простые народные верования, представляющие его реальную практику, и теория индуизма. Простонародные верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнических и национальных условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Народным верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их «примирения» в общем пантеоне индуизма привели к выработке доктрины об аватарах, согласно которой разные боги провозглашаются воплощением главных богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Последние два стали главными богами двух основных течений или толков индуизма— вишнуизма и шиваизма. При этом Брахма, Вишну и Шива составляют триаду (тримурти). В этой триаде Брахма (бог, творящий мир) олицетворяет «деятельную активность», Вишну (бог, охраняющий мир) - «ясность и уравновешенность», а Шива (бог разрушитель) – «пассивность и бессознательность». Вишнуисты почитают Вишну и его аватаров (прежде всего младших богов Кришну и Раму). Специфической функцией Вишну является охрана мира, поддержания в нем порядка и справедливости. В Шиве, почитающие его поклонники шиваиты, при всей противоречивости и многоликости образа этого божества, склонны видеть не столько грозного разрушителя, сколько бога-защитника, подчинившего себе и охрану и разрушение.
Свое наиболее полное теоретическое обоснование индуизм находит в идеалистической философии веданта. Оправдывая лишь монотеистическую религию и третируя народные верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве «истины низшего порядка» (теория «двойственной истины»).
Теория индуизма конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмала), а конкретный эмпирический мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмала как абстрактного абсолюта и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в «приобщении человека к богу», его «постижении» человеком.
Согласно теории индуизма, «постижение бога» осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) — соблюдение религиозных ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна). Большое место в «постижении бога» отводится мистической практике йогизма, философской системы, противопоставляющей материю духу, притом, что именно духу суждено вывести материю из ее бездеятельного равновесия и побудить ее к созданию духовного и материального мира, чтобы осуществить конечную цель бытия - полное разъединение духа и материи.
Несмотря на большой разрыв между теорией индуизма и народными верованиями, а также на большие различия между религиозными сектами, в индуизме имеются и общепризнанные догмы: вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях (карма), соблюдение некоторых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы священным животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др.
Индуизм, будучи господствующей формой идеологии, широко проник во все сферы обществ, сознания (философия, искусство, наука и т. д.) и оказал на них большое влияние. На протяжении столетий индуизм оправдывал и закреплял существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божественным установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашалось в индуизме одной из высших добродетелей. Однако новые процессы и реалии общественного развития конца XVIII, а тем более XIX и XX веков поставили перед религиозными деятелями и формирующейся интеллигенции сложные задачи приспособления индуизма к меняющемуся миру. Этого можно было достичь лишь путем его реформирования и модернизации.
Буддизм.
Буддизм является первой из так называемых «мировых религий» и в то же время одной из самых распространенных на земном шаре. Количество последователей буддизма превышает 800 млн. верующих. Он возник в середине I тысячелетия до нашей эры в Индии, но со временем, вытесненный оттуда индуизмом, закрепился в культуре народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Буддисты различных толков, школ, сект представлены практически во всех странах мира.
Возникновение буддизма связывают с проповеднической деятельностью легендарного вероучителя Сиддхартха Гаутамы, хотя за этой полумифической фигурой возможно скрывается реальный человек. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья из предгорья Гималаев «принц» Сиддхарта из рода Готама (отсюда «Гаутама») молодой, богатый и знатный вдруг остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед безусловным для любого индуса представлением о бесконечной череде перевоплощения души.
Впрочем, индийское общество VI в. до н. э., т. е. предполагаемого времени и деятельности будущего Будды («пробужденного», «просветленного»), переживая глубокий социально-экономический и культурный кризис, как бы само способствовало возникновению новых, протестных идей и учений. В этот период происходило становление классовых отношений, перераставших культовое и духовное господство тогдашней религиозной системы брахманизма. Брахманизм, восходивший к племенным верованиям древних арьев, в качестве священных книг имеет сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды. Он сочетал высокоразвитую религиозно-философскую мысль с архаичными социальными нормативами, закреплявшими племенной принцип принадлежности к социально-политической группе (прежде всего к варне — прообразу касты). Господствовали немногие, принадлежащие к высшим варнам. Только они считались социально полноценными, но даже и они были бессильны в условиях разложения патриархальных отношений, возникновения собственности и рабовладения.
Социальным фоном существования широких масс стали распад традиционных связей, конец всемогущества родовой аристократии, незащищенность личности перед новыми социальными явлениями. Индия тогда изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами, искавшими утраченную ими традиционную нишу в изменившемся обществе. Их противостояние новому миропорядку, их подвижничество и искания вызывали сочувствие, симпатии, интерес к их идеям широких народных масс. А это, в свою очередь, заставляло внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых учений формирующуюся новую элиту. Вероятно, именно к таким новым вероискателям и принадлежал основатель буддизма, вероучения наиболее успешно отвечавшего тогда на «социальный запрос» общества.
Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени Шакья») удалось сформулировать в процессе сверхинтенсивных, сконцентрированных до состояния транса размышлений этическую концепцию, воспринятую как озарение и оказавшуюся убедительной для очень многих последователей: жизнь есть страдание, от страдания можно освободиться, есть путь освобождения. В этих условиях зародились первоначальные положения учения раннего буддизма — идеи тождества между бытием и страданием, равенства людей в праве на «спасение», текучести и шаткости всего «видимого мира», призывы порвать все земные привязанности, из чего вытекало непротивление злу «иллюзорного мира» ради «грядущего спасения». Вследствие характерной для буддизма проповеди пассивного отношения к действительности, буддизм рассматривался господств, классом как неопасное учение и не только не подвергался преследованиям, но, наоборот, и поддерживался им. Положения, разрабатываемые многочисленными группами - бродячих буддийских монахов и проповедников, были сведены в более или менее единую систему уже при царе Ашоке (273—236 или 232 до н. э.) из династии Маурья. Ашока, придавая новой идеологии большое значение, помог договориться различным близким по своему учению группам и выработать единые основы вероучения и единые уставные требования монашеской общины.
Основным положением буддизма, отраженным в источниках, относящихся к III—I вв. до н. э., и сохраняющимся до нашего времени, является учение о «спасении» в «неземной» жизни. Философия буддизма и его моральные требования служат обоснованию и утверждению путей этого «спасения». Буддизм учит, что всякое существование в видимом и ощутимом нами «иллюзорном» мире - «сансара» - является неизбежно страданием. Страдание это не прекращается и после смерти человека, т. к. его ожидает новое возрождение, форма которого определяется делами и мыслями самого человека как в данной жизни, так и в предшествующих. Это так называемый закон «кармы» («воздаяние»). Всякая привязанность к жизни и земному, любая попытка активно изменить эту «иллюзорную действительность» в лучшую сторону приводит к новым бесконечным перерождениям. Только вступление на указанный Буддой «восьмиричный благородный путь спасения» («праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление») может привести к «благоприятному возрождению» и даже, наконец, к осуществлению идеала — к полному прекращению перерождений, небытию — «нирване» (буквально — угасание). Наиболее удобные условия, по учению буддизма, для следования по этому пути создавались при уходе от мира и проживании в монашеской общине — так называемой сангхе, которая возникает впервые именно в буддизме (по-видимому, в V — IV вв. до н. э.).
Буддийское учение о перерождении сводило в сознании верующих воедино самые противоположные слои общества. Раб может стать раджей, божеством, даже совсем перестать возрождаться, «спастись». Самый могучий властелин может возродиться бесправным человеком или даже всеми презираемым животным. Буддизм, уравнивавший всех в страдании и «спасении», стал в руках господствующих классов одним из средств для того, чтобы заглушить протест эксплуатируемых против угнетения. Универсальность предложенного буддийским учением «пути к спасению», которое доступно всем вне зависимости от класса, касты, сословия, была одной из причин победы буддизма в Древней Индии и его широкого распространения в дальнейшем в феодальных странах Азии. Буддизм, отрицающий родоплеменную исключительность, оказывался подходящей идеологической основой для складывающихся крупных рабовладельческих государств.
Буддийское учение о мире страданий было несовместимо с представлениями о «всеблагом» божестве-Брахме — творце столь несовершенного мира. В этой смысле буддизм отрицал значение всех богов древнеиндийского пантеона. Но он ставил на их место обожествленного наставника — Будду, благость и милость которого — в его стремлении и способности уничтожить этот мир страданий. Будда — это вероучитель, указывающий остальным существам «путь спасения». Когда все будут «спасены», когда в нирване погаснет сознание последнего живого существа, не станет и «сансары», являющегося лишь порождением заблудшей человеческой фантазии. Развивавшаяся в некоторой связи с буддийской религией буддийская философская система подчеркивала непостоянство и изменчивость «сансары» и устанавливала причинную взаимосвязанность явлений в мире-потоке. Она включала в себя, таким образом, элементы стихийной диалектики, что было известным шагом вперед в развитии человеческого мышления.
После распада империи Маурья (около 185 г. до н.э.) буддизм продолжал развиваться в севере — западной части Индии и достиг наивысшего расцвета в I—II в. н. э. в Кушанском царстве при царе Канишке (78—123), вошедшем в историю буддизма в качестве второго Ашоки. Созванный Канишкой в Кашмире собор сформулировал основные положения новой формы буддизма — «махаяны» («большая колесница», или «широкий путь» спасения). Распространенное ранее в долине Ганга буддийское учение стали называть, в отличие от махаяны, «хинаяной» («малая колесница», или «узкий путь» спасения). Если в хинаяне подчеркивался преимущественно отказ от всяких связей с земной жизнью, то в махаяне главным становится воздействие на мирян, приобщение к буддизму все новых и новых приверженцев. При дальнейшем обожествлении Будды на первое место в махаяне была выдвинута вера в «бодхисатв» — святых, достойных вступления в нирвану, но не делающих этого для того, чтобы иметь возможность наставлять других на истинный путь. Разрабатывается учение о рае и аде. Вырабатывается сложный культ, в котором основное место занимают заимствованные из первобытных религий заклинания богов и духов. Монахи становятся посредниками между людьми и богами, заклинателями духов. Создается изобразительное искусство, пышные богослужения сопровождаются массовыми процессиями, музыкой и т. д.
В IV—VII вв. начался упадок буддизма в Индии и уже к началу X в. он потерял здесь свое значение. Развитие феодальных отношений привело тут к складыванию кастовой системы и к возрождению на новой основе важнейших положений брахманизма в форме индуизма. Начиная с I в. н. э. буддизм в форме махаяны проник в Китай, где со II в. получил широкое распространение. В IV—VII вв. буддийская церковь в Китае выросла в большую экономическую и политическую силу.
В VIII—IX вв. в значительной части Китая буддизм вновь уступил место господствующей идеологии — конфуцианству, хотя по-прежнему имел довольно широкое распространение в Тибете, где буддизм начал распространяться в VII в., в XIV—XV вв. он приобрел своеобразные черты ламаизма.
В IV—VI вв. буддизм из Китая распространился в Корею, а оттуда в Японию. Буддизм с его единством культа и абсолютным значением верховного божества способствовал в Японии преодолению прежней родоплеменной разобщенности и становлению раннефеодального централизованного государства. Вплоть до последней трети XVI в. буддийская церковь играла большую роль в политической и экономической жизни страны. В период Токугава (1603—1867) буддизм уступил господствующее положение конфуцианству, а после так называемой революции Мэйдзи (1867 — 1868) — национальной японской религии синто (синтоизм), но сохранял и в это время значительные позиции. В форме ламаизма буддизм в XVI—XVII вв. распространился в Монголии, в конце XVII—первой половине XVIII вв.— в Бурятии. В форме хинаяны буддизм непосредственно из Индии распространился (последние века I-го тыс. до н. э.—I-е тыс. н. э.) на Цейлон, в Индонезию и Индокитай. В некоторых из этих стран (Цейлон, Бирма) буддизм и сейчас является важным фактором в жизни общества.
В местах своего распространения буддизм осваивал многие религии, включал в свой пантеон местных богов и местные обряды. В Японии и Китае буддизм, сосуществуя с синто, даосизмом и конфуцианством, частично синкретизировался с ними. Все это придало учению и культу буддизма в различных странах большое разнообразие, так что говорить о едином буддизме ныне нельзя.
Ислам.
Ислам (на арабском — покорность) — одна из наиболее распространенных религий, называемая третьей «мировой» религией наряду с буддизмом и христианством. Ее последователи — мусульмане (откуда ее другое название — мусульманство) — составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, государства Аравийского полуострова, Сирия, Египет, Судан, Сомали) и Среднего Востока (Иран, Афганистан, Пакистан), в Северной Африке (Марокко, Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия) и в Юго-Восточной Азии (Индонезия). Кроме того, мусульмане составляют значительное количество населения в Ливане, Индии, Эфиопии (включая Эритрею), Албании, Югославии, Болгарии. На территории бывшего СССР ислам получил распространение среди населения в Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Чечне и Ингушетии, на Северном Кавказе, в Аджарии и Абхазии, а также среди татарского и башкирского населения. В современном мире численность мусульман превысила миллиард.
Ислам возник в Хиджазе, области и оазисе Западной Аравии, в начале VII в. н. э. Одной из причин возникновения ислама было разложение родо-племенных отношений в среде аравийского населения и начало формирования классового общества. Монотеистическая религия приходила на смену язычеству, представленному огромным пантеоном общеаравийских и местных племенных богов. Основателем ислама был Мухаммед, выходец из племени курейшитов, обитавшего в хиджазском городе Мекке и его окрестностях.
Главной священной книгой ислама является Коран - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом и записанных после его смерти. Коран состоит из сур (глав), а суры — из айятов (стихов). На вероучение ислама (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти — манихейство и зороастризм.
Ранний период появления и развития ислама проходил в Мекке с 610 по 622 годы, когда вокруг Мухаммеда сплотились его первые ученики и последователи. Однако со временем проповеди Мухаммеда вызвали отторжение, а затем и враждебность языческих соплеменников будущего пророка. Это стало причиной важнейшего события ранней истории ислама - бегства Мухаммеда и его сподвижников из родной Мекки в область (оазис) и город под названием Ясриб, в последствии названный Медина, куда они были приглашены местным населением. Это событие получило название «хиджра» (переосмысление, исход) и считается исходной датой мусульманского календаря. В Медине создалась община верующих (мусульман), в которой члены ее были объединены по признаку религиозной принадлежности, вне зависимости от кровнородственных связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верховного судьи мединских мусульман, получивших почетное название мухаджиров (спутников пророка по хиджре) и примкнувших к ним бедуинов Медины, прозванных ансарами (помощниками пророка).
Главный догмат ислама — единство бога-аллаха, который, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имущественное и социальное неравенство, в том числе рабство, представлены в Коране как божественные установления. Зато в загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать пятикратную молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество в Мекку, ставшую главным священным центром ислама (второй по значимости - Медина, а третий - Иерусалим). Мусульманин обязан также платить налог — закат и делать пожертвования — садака.
Ислам, как и всякая религия, изменялся в соответствии с развитием общественных отношений. После арабских завоеваний было создано обширное мусульманское государство Халифат, названный так по титулу его правителей халифов (преемников) светских и духовных владык мусульман. В государстве уже преобладали раннефеодальные, а позже развитые феодальные отношения. После смерти Мухаммеда была создана вторая по значимости священная книга ислама - Сунна, священное мусульманское предание, состоящее из хадисов - рассказов об эпизодах жизни Мухаммеда и его ближайших сподвижников, их поступков, высказываний и наставлений. Кодифицированная в IX в., Сунна стала священной литературой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ мусульманского права — шариата.
Антифеодальные движения крестьянских, плебейских и бедуинских масс получили свое идеологическое выражение в учениях различных мусульманских сект. Первой сектой в исламе были хариджиты, которые вели вооруженную борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.
Распространявшийся в Халифате в VII—VIII вв. ислам встречал идеологическое сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в конце VIII в. появление мутазилитов. Знакомые с диалектическими методами древнегреческой и эллинистической философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в качестве официального учения в Халифате, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульманского правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульманское богословие — калам (арабское, речь, слово). Основоположником калама считается Ашари (874—935). Уже в I в. мусульманской эры (хиджры) в исламе произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух основных направлений — суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верховную власть в Халифате между двумя группировками господствующего класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда (отсюда название «шииты - партия сторонников); он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, которые признавали омейядских (первая династия с центром в Дамаске), а затем аббасидских (их преемники, сделавшие столицей Багдад) халифов светскими государями и верховными духовными руководителями «общины верующих», т. е. всех мусульман. С X в., в ходе распада Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политической власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального ислама.
Коран и Сунна стали у суннитов основными произведениями религиозной литературы — священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феодального общества, еще одной основой мусульманского правоведения (фикха) была признана так называемая «иджма» — единодушное решение мусульманских авторитетов по важному богословскому вопросу. Правоведы — факихи — составили своды мусульманского права — шариата. Применение адатов, т. е. обычаев, регулировавших общественные отношения у некоторых племен и народностей, обращавшихся в ислам, было допущено наряду с нормами шариата.
Во второй половине VIII и в IX вв. была завершена выработка форм мусульманского права, по которым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов — имамы Абу Ханифа (ок. 699—767), Малик ибн Анас (715—795), аш-Шафии (767—819) и Ибн Ханбал (780—855) — считались авторитетными муджтахидами, т. е. правоведами, применявшими иджтихад — самостоятельное толкование религиозного права. После них у суннитов «двери иджтихада были закрыты». Муджтахиды утратили право толковать усул (т. е. основные положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т. е. второстепенных богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульманского права к новым политическим и общественным явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из которых чаще всего являлась выражением совокупного мнения богословов и правоведов того или иного мазхаба.
Сложная мусульманская обрядность, подробно и тщательно разработанная в шариате, доныне соблюдается основной массой верующих и контролируется богословием. Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в течение всего месяца рамадана (девятый месяц мусульманского лунного календаря). Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. По мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам раздирается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца — шавваля, происходит веселый ид аль-фитр — «праздник разговения или ураза-байрам. «Великим праздником» считается ид аль-адха — праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа двенадцатого мусульманского месяца зулхиджжа). Менее популярны праздники мирадж— вознесение, связанный с мифом о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид — в ознаменование дня рождения этого пророка.
В X—XI вв., когда развернулся процесс закрепощения основных производителей в феодальном обществе Ближнего и Среднего Востока, стало развиваться мистико-аскетическое направление в исламе — суфизм.
Носители идей и практики суфизма — дервиши (странствующие монахи), не придавая значения установившимся правилам религиозного культа и обрядности, стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутреннего созерцания, сопровождаемых аскетическими упражнениями. Суфии, идеализируя бедность и воздержание, порицали пороки феодалов и духовенства, чем снискали себе популярность в угнетенных народных массах.
Влияние суфизма на мусульманские верующие массы и растущая популярность суфиев побудили мусульманских ортодоксов (как, например Газали (1058—1111) включить учение умеренного монотеистического суфизма в систему правоверного ислама.
Суфизм получил широкое распространение как среди суннитов, так и среди шиитов. Последние достигли численного преобладания среди мусульман в Иране, Ираке, Йемене, на Бахрейне. Из шиитских сект наибольшего влияния достигли исмаилиты. Идеологи этой секты разработали довольно стройную религиозно—философскую систему, далеко отошедшую от мусульманского правоверия. Умело применяя социальную демагогию, проповедники исмаилизма использовали антифеодальные народные движения в интересах отдельных группировок феодалов. Представители крайнего направления в исмаилизме — кармаиты пытались осуществить свое антифеодальное учение на практике в образованном ими государстве в Эль-Хасе, в Восточной Аравии.
Жесткие догмы ислама (как правоверного, так и сектантского) зачастую вызывали решительный протест со стороны свободомыслящих рационалистов. В странах распространения ислама передовые средневековые философы и ученые противопоставляли доводы разума слепой вере и суевериям, боролись за освобождение научного исследования от контроля поборников мусульманского правоверия. Наиболее выдающимися мыслителями, противопоставлявшими науку религии, были арабоязычные ученые аль-Кинди (800— 879), Фараби (870—950), Ибн Хайсам (ум. 1038), Абу-ль-Ада аль-Маарри (973—1057), Ибн Сина (980—1037), Бируни (973—1048 или 1050), Ибн Туфейль (ок. 1110— 1185) и Ибн Рушд (1126—1198).
В XII — XIII вв. завершился процесс формирования ислама, как господствующей идеологии в феодальном обществе Ближнего и Среднего Востока. Затем ислам находился в состоянии длительного застоя, что отражало застойное состояние позднефеодального восточного общества. В восточных феодальных деспотиях (Османская империя, Сефевидский Иран, государство Великих Моголов и др.) ислам являлся знаменем завоевательных войн в период упадка этих держав служил орудием внутренней реакции.
Только в XIX в., когда на исторической сцене в некоторых странах Востока появилась буржуазия, она стала проявлять стремление приспособить ислам к изменившемуся миру. Впервые в середине XIX в. это получило свое выражение в учении бабизма. Гораздо полнее и последовательнее это стремление национальной буржуазии выразилось в так называемой мусульманской реформации в конце XIX – начале XX веков.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 3407; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!