Ноября 2005 года Продолжение семинара 6 страница



A . M . Вилькин: Вы тоже? Видите ли, в чем дело... Перед лицом смерти, которую Антон Павлович очень остро ощущал, быстро надви­гающейся смерти, вся эта суета, которой мы живем (Чехов очень хорошо об этом говорил), все это - человеческая комедия.

Из зала: У Бальзака «Человеческая комедия».

A . M . Вилькин: Да. Все это - человеческая комедия. Я начал с того, что я никоим образом не заявляю, что только я прав, но когда вы будете говорить, что главное событие - это «продажа вишневого сада», вы и выстроите центральное событие главным. И тогда появление Фирса не нужно.

Из зала: Но тогда это может быть фактом, а может быть событием -это зависит от восприятия. Поэтому я с Вами соглашусь, но Вы...

A . M . Вилькин: Не надо со мной соглашаться, если Вы не согласны.

Из зала: Нет, я имею в виду принципиальные вещи: то, что режис­сер может интерпретировать пьесу, как хочет. Это его авторское право, как режиссера.

A . M . Вилькин: Жалко, что Вы не видели спектакля.

Из зала: Я хочу сказать, что название «Вишневый сад» говорит о мире автора Чехова. Там есть такая фраза: «Вся Россия - наш сад». Мо­лекула вырубки сада - это молекула распада России.


44

45


A.M. Вилькин: Согласен. Хотя это говорит Петя в любовной сцене. Чехов не так пафосно это делает, подавая этот образ, так сказать, с коме­дийным оттенком в этой любовной сцене.

Но я хочу у вас спросить, как у режиссера, - вы мне скажите, отчего все это произошло?

Из зала: Это произошло оттого, что владельцы вишневого сада, к сожалению, - творческие импотенты. К сожалению. Они хорошо реф­лексируют (ну, на мой взгляд)...

A . M . Вилькин: А почему тогда не водевиль? Ну, давайте сделаем из них творческих импотентов, или вообще импотентов. (Смех в зале.)

Из зала: Нет, но Лопахин кричит: «Я с ума от вас сойду!» «И я вам предлагаю выход - разбить на участки». И так дальше. А они не могут. Почему Гаев не хочет продавать вишневый сад?

A . M . Вилькин: Почему?

Из зала: Нет, профессор, это я Вас спрашиваю.

A . M . Вилькин: А... Я вам отвечу.

(Смех в зале.)

Скажите, пожалуйста, а что это за сад? Ну, какого размера?.. Тише, ребя­та. Это для вас важно.

Из зала: Размера? Я думаю гектаров семь... A . M . Вилькин: А Чехов не говорит, какого размера? Из зала: Не буду врать, - я не помню. Может быть, и говорит. A . M . Вилькин: Ну, я вам сейчас скажу. Вы же меня спросили, я вам отвечу. Чаще всего, в связи вот с вашей позицией, спрашивают: «Лопа­хин - миллионер. Ну, взял бы и подарил Раневской то, что купил. Что ему жалко, что ли? Раз он влюблен в нее с детства». Да? Так вот это сад - там тысяча десятин! «С каждой десятины будете получать по двадцать пять рублей, в год у вас будет двадцать пять тысяч чистого дохода». Это значит - тысяча десятин. Из зала: Это сто гектар. A . M . Вилькин: Сколько-сколько гектар? Из зала: Сто тогда получается.

A . M . Вилькин: Как же у вас сто получается, если десятина - это од­на целая и две десятых гектара. (Большая пауза.) Это получается тысяча двести гектар.

Из зала: Нет, ну как же...

A . M . Вилькин: Как - нет?

Из зала: У меня с арифметикой не сложилось.


A . M . Вилькин: У меня тоже, но я же режиссер, я вынужден, отве­чать артисту.

Из зала: Это уже не сад, это уже... Я даже представить не могу.

A . M . Вилькин: Конечно. Это важно знать?

Из зала: Важно.

A . M . Вилькин: А как вы до этого докопаетесь? Если вы найдете ис­ходное событие в шестьдесят первом году, то выясните - когда началась «дачная лихорадка», и почему Гаевы и Раневские начали это все прода­вать. Это же целая проблема была в России. Она, правда, недолго про­должалась, эта «дачная лихорадка». Можно взять «Чеховиану», там на­учные труды по творчеству Чехова, - люди этим очень конкретно зани­маются... Тогда второй вопрос. Скажите, а сколько Лопахин должен вы­ложить за эту покупку? Вообще, он хотел купить это имение?

Из зала:

- Хотел.

- Нет, не хотел.

A . M . Вилькин: Половина говорит - «хотел», половина - «не хотел». Из зала:

- Он не собирался покупать.

- Он с детства мечтал владеть этим садом.

- Да не собирался он его покупать!

A . M . Вилькин: Значит, когда приходит он к Раневской и Гаеву и объясняет, как спасти это имение, он в глубине души рассчитывает сам это купить?

Из зала: Нет, не рассчитывает, - хочет.

A . M . Вилькин: Хочет? Ну, понятно. Скажите мне, пожалуйста, а зачем он подсказывает, как это имение спасти?

Из зала: Потому что он любит Раневскую.

A . M . Вилькин: Он, может быть, влюблен. Это юношеская влюб­ленность.

Из зала: Ну, может быть, влюблен. Он ей симпатизирует.

A . M . Вилькин: Так, может, он тогда ей подарит это «родовое гнез­до»?

Из зала: Он, может быть, и подарил бы, если бы они себя вели по-Другому.

A . M . Вилькин: Как по-другому?

Из зала: Если они себя так ведут, как вот они сейчас ведут себя, то я ей подарю вишневый сад, а они его все равно уничтожат.

A . M . Вилькин: Хорошо. Скажите, пожалуйста, - вот для того, что­бы подарить вишневый сад... Как эта фраза точно? «Вы же миллионером


46

47


скоро будете». Да? Помните, Петя ему говорит? Значит, он еще не мил­лионер, но скоро будет. Наверное будет, - так правильней. Я спрашиваю у артиста, играющего Лопахина: «Ты когда рассказываешь, как все это сделать, чтобы спасти имение, ты хочешь им помочь? У тебя в голове нет задумки купить это все самому? Если бы ты хотел купить сам, зачем бы ты рассказывал, как его спасти?» Актер подумал и потом предлагает: «Ну, если бы они иначе себя вели, я бы им подарил». И тогда я спраши­ваю одну вещь; «Сколько денег должен Лопахин вложить в то, чтобы купить этот вишневый сад?» Из зала:

- Девяносто тысяч.

- Девяносто поверх долга. Долг был пятнадцать. A . M . Вилькин: Минуту, минуту... Пятнадцать тысяч - это только

проценты по долгу... Почему не зайти в Чеховский музей на Садовой и не спросить документы, узнать под какие проценты отдавали (так ска­зать «под закладную») имущество. Я своего студента туда послал. Он мне говорит: «Александр Михайлович, вообще под семь или пять про центов». Я говорю: «Минуточку. Ну, положим, под пять. Пятнадцать тысяч - это пять процентов, значит долг сколько?»

Из зала: Триста тысяч.

(Большая пауза.)

A . M . Вилькин: Тогда становится понятно, чем Лопахин занимался на торгах. Потому что если бы он изначально хотел бы все это себе ку­пить, то у него на это таких денег нет. А он решил «поднимать» Дерига-нова, чтобы хоть какие-то деньги выторговать от него для Раневской. В последний момент Дериганов отказался, правильно? Значит, долг - это не девяносто тысяч. Это они только выкупили проценты. А землю надо будет выкупать для того, чтобы строить на ней дачи под аренду. Тысяча гектар! Я думаю, что Дериганов вовремя отказался, и Лопахин следую­щей весной застрелится в маковом поле, потому что - ну, посчитайте -там получается более четырехсот тысяч рублей ему надо вынуть из ре­ального дела.

Из зала: Это почти полмиллиона?

A . M . Вилькин: А раз он выиграл аукцион, значит все уже подписа­но. Извините, но там в случае отказа штрафные санкции наступают. И это вот «Четыреста тысяч давайте я вам подарю...».

(Смех в зале.)

Поэтому такая трагическая сцена в финале третьего акта, когда он приходит с торгов. Он их спасал, спасал, спасал, а потом решил хотя бы денег немножко «поднять» на Дериганове, чтобы им отдать те самые


«девяносто тысяч». И в результате заторговался сам, теперь все это рух­нуло на него. А это какой год? 1904-й?

Из зала: 1903-й- 1904-й.

A . M . Вилькин: 1904-й. Петя советует ему: «Ты знаешь, не размахи­вай руками, брось ты эту привычку. И вот вся эта твоя идея по поводу того, что дачники будут заниматься в России сельским хозяйством - это все только размахивать руками». Прав мальчик оказался. Через полгода

-   1905-й начался, начали жечь усадьбы, имения... Началась же первая
русская революция.

Из зала: Так Вы считаете, что мальчик-то прав оказался?

A . M . Вилькин: Да. Ведь вся эта «лихорадка дачная» в России кон­чилась где-то за полтора года, потому что эти идеи в России не прохо­дят, - крестьяне начинают жечь эти дачные участки... У вас есть дачный участок?

Из зала: Нет.

A . M . Вилькин: У меня тоже нет. Но я просто наблюдаю как «новые русские» живут: купили дачи, теперь думают, как их охранять. И банди­там платят, и чиновникам - и не живут на этих дачах. Сама идея оказа­лась идиотской.

Но, вернусь к одной маленькой репризе Антона Павловича Чехова. Значит, что предлагается? (И вот здесь Чеховский юмор гениален.) Что предлагает Лопахин? Как переустроить Россию? Вырубить вишневый сад. Правильно? Поставить заборы, чтобы они дачи себе построили... То есть завести туда срубы, поставить дачи, участки продать. Но вы же дачу не купите себе, если там голая пустыня и только дача стоит? Ее надо как-то благоустроить. Заметьте, «это сейчас они ничем не занимаются, но, может быть, со временем они займутся сельским хозяйством. И тогда ваш вишневый сад станет прекрасным, доходным». Никто никогда не покупал дачи, если в земле ничего не понимал, и Антон Павлович это знал очень хорошо. Читайте рассказ «Крыжовник» или переписку о по­купке «Мелихова».

Значит, «вырубить этот сад, поставить дачи, поставить заборы». И что они на этих дачах будут делать?

Из зала:

- Ничего.

- Сажать вишневые деревья.

A . M . Вилькин: Умница! Именно! - Сажать вишневые деревья, по­тому что там глинистая почва, там может и не растет ничего. Ну, не овес Же сеять на дачном участке. И тогда Раневская говорит: «Дачи и дачники

-   это так пошло. Простите, а я что же должна буду вот эти тысячу гекта-


48

49


ров обходить по дачам: «А вы мне деньги заплатили в этом месяце?» Ц кто вообще этим будет заниматься? Тысяча гектар - это же больше, чел* княжество Монако. Вы представляете эту реализованную программу через пятнадцать-двадцать лет? Вишневый сад, только поделенный на квадратики дачных участков. Изумительный Чеховский юмор!

Из зала: Мне кажется, что Раневская вообще про это не думает.

A.M. Вилькин; Сейчас мы поговорим, о чем она думает.

Из зала: Она отказывается, потому что тут Гриша утонул.

A.M. Вилькин: Да, очень важно - Гриша. А чем она живет?

Из зала:

- Она живет Парижем.

- Мыслями о Париже.

- Можно

и так трактовать, и так.

A.M. Вилькин: Нет. Вот это нельзя - определять «как угодно» со­бытия пьесы.

Из зала: Но можно трактовать как угодно.

A . M . Вилькин: Можно определить главное событие «Вишневого сада» как крах дворянских усадеб, хотя Чехов никогда ничего про дво­рян не писал, - он их не знал и никогда не был связан с ними. Бунин об этом пишет. Вы в Таганроге не были никогда? Из зала: Был.

A.M. Вилькин: Вы помните, на чем спали братья Чеховы? В доме-музее были?

Из зала: По-моему, на сундучке.

A.M. Вилькин: Не на сундучке. Там такая оттоманка была, вот та­кого небольшого размера, и спали они «валетом». Вы считаете, что в этой семье, где «валетом» спят вот на такой оттоманке, главное - расска­зать про дворян что-то? Он никогда про дворян ничего не понимал и не писал. И это поместное дворянство, а не родовое российское дворянство. А трагедия была вот в чем: сменился строй, и выяснилось, что Гаевым надо вести хозяйство. Хозяйство не работает, оброк перестали платить, денег нет, стали распродавать все, и пошла вот эта кутерьма. А почему Раневская не хочет этим заниматься? Она живет в Париже. Правильно? Там, в пьесе каждый живет своим: каждый любит, у каждого свои про­блемы, и каждый имеет право на свою позицию, на свою любовь. Ну почему же тогда... Люди-то все приличные, правда? Ну, так особых не­годяев нет. Ну, Яша Дуняшу соблазнил, - нехорошо. Ну, во Францию хочет, а кто сейчас не хочет во Францию? Из зала: Может, Дуняша сама...


A . M . Вилькин: Дуняша, может, и сама соблазнила, дело не в этом. а кто не хочет во Францию? «Ну, не могу я здесь жить, понимаете? Не могу! Люди бескультурные, - говорит «культурный» Яша. - Я хочу жить во Франции». Ну и за что его судить? Хам он и есть хам. Но дело не в этом, - люди-то все, в общем, неплохие, а рухнуло все... И «вишневый сад» наш рухнул - наш, российский - почему? Потому что что-то внутри уклада было неверно, была потеряна стержневая категория, которая держала этот уклад. Человека-то реально забыли во всей этой пере­стройке. И вот сейчас у нас забыты эти миллионы Фирсов. Или это не важно? Вот когда «ценой вопроса» становится жизнь человека, тогда возникает вопрос: а действительно ли там все в порядке в этой системе, или это все рухнет? Вот тут и задумаешься, стоит ли ставить сейчас эту пьесу, потому что тебе еще вспомнят этот «Вишневый сад»: «Вы что хотите сказать, что вот то, что мы сейчас выстроили, это рухнет?» Да, рухнет.

Из зала: Рухнет.

A . M . Вилькин: Рухнет. Чиновники очень интересно смотрят спек­такль. Они говорят: «Александр Михайлович, очень грустный спек­такль... Вы что, так вот негативно смотрите на нашу действительность?» Они меня обвиняют! Я Чехова ставлю, а они меня обвиняют, что я нега­тивно смотрю на нашу действительность.

Из зала: Союз же рухнул...

A . M . Вилькин: И это рухнет. Построят они вертикаль, не построят, но если внутри нет этого зерна, этой основы, где высшая цель - обу­строить достойно жизнь каждого человека, - рухнет.

Из зала: А где она есть, эта основа, это зерно?

A . M . Вилькин: Вот здесь, в сердце каждого. (Пауза.) Скажите мне, пожалуйста, чем занимается Петя в этом доме?

Из зала: Ничем.

A . M . Вилькин: Вообще ничем?

Из зала:

- Развлекается.

- Почему? Он же любит...

A . M . Вилькин: Аню, да? Ухаживает за Аней. Есть еще какие-нибудь варианты?

Из зала: Живет в свое удовольствие.

A . M . Вилькин: Живет в свое удовольствие - в бане спит.

Из зала:

- И в городе жить не может - приехал сюда.
- Может он пережидает? Прячется?


-

- Нахлебник. Наверное, - молодой социалист.

- Прилипает.

A . M . Вилькин: Вы слышите все это? А ведь кто-то из вас сказал что там есть очень важная драматическая коллизия - смерть Гриши. j \ учителем у мальчика кто был?

Из зала: Петя.

A . M . Вилькин: Вы представляете, что происходит с русским интел-лигентным парнем, молодым учителем, у которого утонул мальчик? % уж не знаю, может быть, он ему «Капитал» Карла Маркса читал, может тот и убежал от него, и утонул. Но степень его боли и ответственности вы понимаете? Он всю жизнь будет вымаливать прощение у этой семьи. (И это уже метод действенного анализа, но не просто через физические действия, а через интеллектуально-эмоциональную систему мышления режиссера.) Он вымаливает прощение у Раневской и у всей семьи.

Из зала: Но там нет таких поступков.

A . M . Вилькин: То есть как?

Из зала: Поступков он таких не совершает. (Говорят все одновре­менно.)

A . M . Вилькин: А чем он занимается, я спрашиваю? Потому что иначе актер - исполнитель этой роли - будет слова играть, и тогда полу­чится, что Петя просто балабол, краснобай какой-то.

Из зала: Вы считаете, что он вымаливает прощение у Раневской, я так понимаю?

A . M . Вилькин: Именно. Пли надо вычеркнуть то, что он был учите­лем Гриши?

Из зала:

- Я думаю, не надо.

- А «Восходит Луна...» - это тоже надо вычеркнуть? Когда он с Аней о погоде говорит.

A . M . Вилькин: Почему это надо вычеркивать?

Из зала: Это такая логика у Вас.

(Говорят все одновременно.)

A . M . Вилькин: Это вы подтасовываете. Нет, у меня не такая логика: я говорю о том, зачем он там появляется, что он делает, а дальше, в про­цессе жизни, там меняется что-то, начинаются отношения у Ани с Петей. А «Восходит Луна»... В зажиме даже очень умный мужчина иногда го­ворит какие-то странные вещи.

Я вас хочу спросить, - вот Епиходов роняет букет, помните? Из зала: Да.

A . M . Вилькин: И начинает говорить о чем? О погоде, да?


Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Ни в какой другой пьесе нет подобной ситуации?

Из зала: Есть. В «Дяде Ване».

A . M . Вилькин: Значит, в два часа ночи Дуняша и Лопахин одни. Входит человек, который недавно сделал ей предложение, да? И Чехов знает, как надо закрывать ситуацию, - начинается разговор о погоде. Епиходов роняет букет и начинает говорить о погоде. Но только, если он просто о погоде говорит - это одно, и тогда юмора чеховского нет. А если он на этом тексте делает предупреждение Лопахину, что к Дуняше подходить нельзя, то это действенная основа его существования. И тогда сцена очень смешной становится. Скажите, а кто-нибудь внимательно читал монолог Пети?

Из зала: Какой?

A . M . Вилькин: О России. Его монолог - крайне неутешительный Чеховский диагноз. Так даже сердитые современные драматурги не пи­шут. Побаиваются. Между Петей и Аней существуют какие-то «серьез­ные» отношения? К четвертому акту?

Из зала: Я думаю, что нет.

A . M . Вилькин: Никаких отношений? Правда, в вечерней сцене, ко­гда Петя объясняется Ане в любви (ведь это такое странное, зажатое, но все-таки объяснение в любви, да?), она ему предлагает: «Знаете что? Пойдемте к реке. Там хорошо». Помните, да? И, значит, после этого ме­жду ними никаких отношений нет?

Из зала: Зачем к реке, когда здесь сеновал.

(Смех в зале.)


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!