Ноября 2005 года Продолжение семинара 5 страница



Тем не менее, когда мы начинаем ставить пьесу, нам надо разобрать событийный ряд - что произошло, - с тем, чтобы по этим основным стержневым событиям выстроить нашу конструкцию.

Небольшое отступление. У нас в институте есть одно качество: каж­дый профессор читает «Предварительный анализ» так, как он это пони­мает, но только в тех рамках, которые определяются школой. Школа -это всегда система запретов. Некоторые удивляются: «Как, запретов?!» А так, - запретов. Говоришь студенту: «Пальчик в газовую горелку не надо совать, это больно». Он говорит: «Я понял», - и сует, ему больно. Ему говорят: «Теперь понятно?» Он говорит: «Понятно». Вот таким об-



37


разом создается система запретов, чтобы больно не было. А уж далы^ человек сам развивается.

Итак, предлагаю вам сказать мне, какое же все-таки главное событи( в пьесе «Вишневый сад». А уж когда мы определим это событие, мы on ределим и тему. Раскрывается пьеса в своем развитии, но потом наступа ет какой-то момент, какая-то точка, в которой как последний «звук лоп нувшей струны» раскрывается то, «о чем» вся эта история. Вы согласны со мной?

Из зала: Согласны.

A.M. Вилькин: И какое же главное событие в пьесе «Вишневый сад»?

Из зала: Новые товарные отношения. A . M . Вилькин: Это - главное событие? Из зала: Продажа вишневого сада. A . M . Вилькин: Так... А Вам что кажется?

Из зала: На мой взгляд, главным событием является то, что этот сад купил мужик.

A . M . Вилькин: Мужик. А если бы купил купец? Из зала: Нет, важно именно что он - мужик.

A . M . Вилькин: Именно что мужик - это главное событие? Это то, что раскрывает основную тему пьесы?

Из зала: Мне кажется, главное событие то, что в итоге забыт чело­век.

A . M . Вилькин: И что с ним случится? Дом же забили до весны. Его крысы там съедят. Да?

Из зала: Съедят, наверное.

A . M . Вилькин: Съедят... Одна очень известная народная артистка в Москве умерла. Театр уехал на гастроли, к ней никто не пришел спро­сить, как она, что, не нужна ли помощь. И нашли ее (это известная на­родная артистка СССР!) обглоданной своей собачкой...

Из зала: Продажа имения, продажа родного дома, своих корней. То, что было дорого, мы продали, что имели - не хранили. A . M . Вилькин: Потерявши - плачем. Понятно. Из зала: Главное событие - продажа имения.

A . M . Вилькин: Сейчас вернемся к тому, что такое «Событийный ряд». А есть другое предложения главного события?

Из зала: Лопахин купил это имение. Сбылась мечта мужика. A . M . Вилькин: Мы еще с вами поговорим но поводу того, хотел ли он купить это имение, но чуть позже. Из зала: Распад семьи.


A . M . Вилькин: А почему это происходит? Почему распадается се­мья, распадается ячейка, потом распадается государство?

Из зала: Приходит другой строй, дворянство умирает.

A . M . Вилькин: Замечательно. Я спрашиваю вас, что произошло? Что больше всего лично - не социально, не литературно, не политично, -а что лично вас тронуло? Из-за чего болит сердце?

Из зала: Срубили сад.

A . M . Вилькин: Вы что же - активист из общества «Кедр»? «Сады рубят, зараза, в России! Продают лес немцам, японцам, корейцам, -всем».

Простите, как Вас зовут?

Из зала: Леонид. Александр Михайлович, мне кажется, вишневый сад никому в действительности не нужен. Почему распалась семья? По­тому что в семье тоже никто никому не нужен. Забыли человека, кото­рый просто отдал им жизнь. Пускай это Фирс, но это то же самое, как отца забыть или мать. Больше всего их волнует угроза продажи имения, но они же ничего не делают!

A . M . Вилькин: Правильно. То есть, вы читаете пьесу, и вас волнует, что они ничего не делают по этому поводу.

Маленький экскурс в педагогику. Своим студентам я иногда расска­зываю какие-то очень простые бытовые истории, фантазирую просто с тем, чтобы это было ближе к реальной жизни. Вот такая история. Моск­ва, август, горит торф, дымно, дышать невозможно. Куда бы уехать? Жена на курорте. Звонит друг на работу, говорит: «Слушай, Коля, по­ехали к моим друзьям на дачу, на субботу-воскресенье. Там сейчас по­чище и этого дыма нет, передохнем немного». - «Спасибо». - «Я на ма­шине заеду, и поедем».

Пока ничего страшного не рассказал. Нормально?

Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Нормально... Короче говоря, человек решает по­ехать «на субботу-воскресенье» на дачу и немножко «оттянуться» с Друзьями. Спрашивает: «Кто там будет?» Ему друг отвечает: «Там чуд­ная компания. И, кстати, там очень интересная женщина-хозяйка. Един­ственное, тут проблема - она не переносит собак. Понимаешь, у нее комплекс, - собака погибла. Так что с собакой туда нельзя». - «А, тогда Мне нужно решить эту проблему, у меня же дог мой роскошный, кото­рый нас обожает. Я должен договориться с соседом, я ему иногда его оставляю. Даю ему стольник, с тем, чтобы он там подкупил мяса или еЩе чего. Еще бутылку ему поставлю. Он берет, и дог к нему привык, так что он выгуляет его. А так я готов поехать».


Приезжает домой, оставляет соседу деньги, ключ. За ним приезжае друг на машине, и - вон из Москвы. И через полтора часа - озеро, река лес, замечательная дача, чудные интеллигентные люди, очаровательные хозяева. Какая-то их подруга - странная, но очень интересная женщина Они знакомятся. Пока шашлыки, пока прогулки, песни под гитару, ц вдруг выясняется, что у них много общего, и как-то они оторваться друг от друга не могут. Не могут - и все! Вот две половинки совпали. Может такое быть? Может. Он проводит этот уикенд - субботу-воскресенье, - и вдруг понимает, что они нашли друг друга. У него семья, у нее семья, но они друг без друга не могут. А уже пора на работу ехать. Хозяйка видит (да и все видят), что что-то такое произошло, - ну просто Ромео и Джульетта в возрасте. Им говорят: «Ребята, может быть, вы тогда оста­нетесь, побудете здесь? Ключ положите под крыльцо». Они говорят: «Да». И ещё три дня счастья на этой чудной природе... Но надо ехать в Москву. В эту дымную кошмарную Москву.

По дороге возникает вопрос куда ехать. Он говорит: «Поехали ко мне. Надо все как-то оговорить». Она говорит: «Ну да, и мне как-то в семье надо поставить точки над «i». Он ей говорит: «И мне. И надо по­думать, как нам дальше быть. Наверное, надо будет какую-то квартиру снимать».

Они приезжают. Бабушки-соседки во дворе говорят: «Ой, Николай Тимофеевич, у вас неприятность-то какая!» - «А что такое?» - «Да вот три дня подряд выл пес ваш. Что-то, правда, сейчас замолчал». Они про­ходят в подъезд, поднимаются на свой этаж, звонят к соседу. Ему незна­комые люди говорят, что у соседа случился инсульт, и он уже почти не­делю в больнице лежит. Отдают ключ. Он открывает дверь в свою квар­тиру, видит загаженный предбанник, ободранную дверь и сдохшего пса около двери...

Задаю вам вопрос: «Скажите, пожалуйста, как вы думаете, как сло­жатся отношения у этой пары?» Из зала: Никак. И никогда.

A . M . Вилькин: Так резко - никак и никогда? Это при такой любви? Из зала: Тяжело, конечно.

А.М. Вилькин: Но, они в дальнейшем будут вместе или нет? Из зала:

- Никогда.

- Почему? Нет, они будут вместе, но они будут об этом помнить. A . M . Вилькин: И что же, - любовь эта, и то, что они нашли друг друга - все рухнет из-за этого факта?


Из зала: Может быть и наоборот. Горе это может наоборот как-то объединить их.

A . M . Вилькин: А у вас как?

Из зала: Все равно у него чувство вины будет.

A . M . Вилькин: У него. А у нее?

Из зала: И у нее будет.

A . M . Вилькин: И у нее будет... Чувство вины возникнет, я думаю.

Из зала:

- Пережив это совместное горе (потому что, если она его любит, то его горе станет ее горем), учитывая, что опыт беды сплачивает, их отно­шения станут намного глубже.

- А может быть прямо противоположное.

A . M . Вилькин: Может быть и прямо противоположное.

Из зала: Когда человек видит подобную трагедию воочию, это дей­ствительно очень яркий эмоциональный образ, и он может оттолкнуть их друг от друга.

A . M . Вилькин: Зацепимся за одно слово. «Когда человек видит яр­кий эмоциональный образ», - вы сказали?

Из зала: По-разному можно назвать.

A . M . Вилькин: Да. Мне не удалось сильно вас завести. У меня сту­денты иногда доходят до оскорблений друг друга на эту тему. Женщины объясняют мужчинам, что те вообще не понимают женской логики, мужчины говорят: «Вы не понимаете, что такое любовь к собаке». И все же, вы не заметили, как эмоционально включились в эту ситуацию? И возникли разные реакции. Вам не кажется странным, что по поводу си­туации с собакой вы очень эмоционально включаетесь в ситуацию, а по поводу забытого в доме Фирса только два человека сказали: «Вот по этому поводу у меня что-то болит внутри». (Большая пауза.)

Из зала: На самом деле они же не знают, что оставили Фирса.

A . M . Вилькин: Так. Сейчас скажу неприятную вещь, но ничего не поделаешь. Разница между режиссерским мышлением и актерским дос­таточно проста. Актерское мышление построено как бы по поступатель­ной: вот я читаю пьесу и фантазирую - что и как, а потом пытаюсь сло­жить все это в единое целое. А у режиссера мышление исследователь­ское, то есть он берет главное событие, находит его, а от главного начи­нает анализировать к исходному. Он анализирует - что произошло и причины, мотивации - почему произошло. Это просто два разных типа мышления. Так вот, если мы говорим о режиссерском мышлении, то ре­жиссер находит главное событие, и от этого зависит его трактовка - про что он ставит, о чем он говорит. Потому что, если вы от главного идете к


исходному, то найдете исходное событие не близко к тексту, а гораздс глубже, в более важных исторических, социальных плоскостях. Событие отличаются от фактов тем, что они поворачивают действие, сюжет.

Значит (возвращаясь к «Вишневому саду»), здесь - думаю вы согла­ситесь - сюжетообразующее событие то, что имение выдвинуто на торги. Правильно? Это создает определенные предлагаемые обстоятельства существования. Вы согласны? Из зала: Да.

A.M. Вилькин: Ну, в общем, с этого все начинается, - вызывается Раневская из Парижа, идут какие-то подспудные течения: может быть, все-таки Варя выйдет замуж за Лопахина, и каким-то образом все обра­зуется; может быть, бабушка даст какие-то небольшие деньги.

Кстати, пятнадцать тысяч, которые должна бабушка дать Ане на приданое - это большие деньги?

Из зала: Нет.

A . M . Вилькин: В переводе на франки в то время это полтора мил­лиона.

Из зала: Это огроменная сумма!

A . M . Вилькин: А этого «не хватит даже долги заплатить». Мы по­том к этому еще вернемся.

Значит, мы сюжетообразующее событие определили: то, что «назна­чены торги». Да? Тогда центральное событие какое в этой пьесе? Из зал а: «Продано!»

A . M . Вилькин: «Продано!» Абсолютно согласен. Значит, сюжето­образующее событие - «Назначены торги», центральное - «Продано!» Главное какое?

Из зала: Наверное, «Забыли человека в забитом до весны доме».

A . M . Вилькин: Отлично! Молодцы! И вот теперь у меня возникает вопрос: а какое же исходное событие, то есть то, с чего все это произош­ло? В зависимости от того, как вы его найдете, так и заварится этот бульон предлагаемых обстоятельств. Из зала:

- Имение в запустении.

- Отмена крепостного права.

A . M . Вилькин: Конечно же!.. И как дальше пошло развитие?

Из зала: Как дальше пошло развитие? Ну, хаос...

A . M . Вилькин: «Все враздробь пошло. Раньше было - мужики при господах, господа при мужиках. А теперь все враздробь пошло, не пой­мешь ничего...» Правильно? Так Фирс говорит?

Из зала: Да.


A . M . Вилькин: А еще он говорит: «Перед несчастьем то же было». Перед каким несчастьем?

Из зала: «Перед волей».

A . M . Вилькин: «Перед волей». Значит, представляете - насколько глубоко уходит исходное событие? Потому что, если вы не окунетесь в роман этой жизни, и не будете изучать, что произошло в России, и как начала меняться пореформенная Россия, - вы же «голыми» придете к артистам, вы им не сможете объяснить, почему все это произошло. Очень важно определить этот событийный ряд, чтобы вы не «плавали» перед актерами.

Значит, мы поговорили о событийном ряде. Правильно?

Из зала: А не будет ли исходным событием смерть мальчика? Гри­ши.

A . M . Вилькин: Исходным, в связи с которым все произошло? Это разве все произошло в связи с мальчиком, который утонул? А раньше ничего не было? Здесь вы путаете «факт» и «событие» - то, что повора­чивает пьесу. То, что это очень сильный драматический факт - смерть Гриши - естественно, но не с этого все началось. Имение продается не потому, что утонул Гриша, понимаете?

Когда-то на эту тему у меня тоже был семинар, и я сказал: «Вы по­смотрите на кладбище. Стоит плита, на ней две даты: дата рождения и дата смерти. Обе покрыты мраком неизвестности. А между ними про­черк - и туда может войти революция, первая мировая война, вторая ми­ровая война, смерть Сталина, XX съезд КПСС и так далее. А там только прочерк, потому что для одного человека есть только два события - ис­ходное и главное.

Из зала: Всегда?

A . M . Вилькин: Да. А вот все, что между рождением и смертью вхо­дит в прочерк, если мы говорим о жизни одной личности. Вот между Двумя этими колышками и натянута струна его существования, а уже на нее нанизываются факты его жизни. Правда, меня один мой студент-спирант «поймал». Он говорит: «Александр Михайлович, вы не правы». Я замер: «Почему?» Он говорит: «На кладбище есть могилы, на которых три даты...» На семидесятом году жизни как-то неприятно понимать, что, оказывается, ты что-то сам себе напридумал, а на самом деле... Я говорю: «Какие?» Слава Богу, что я спросил какие. Он говорит: «Когда человек принимает сан, то тогда на могиле три даты: рождение, приня­тие сана и смерть». Я говорю: «Браво, но это не меняет, слава Богу, моей Концепции»... Почему я сейчас привел этот пример? Потому что надо Различать, что такое «событие» и что такое «факт», потому что если


42

-------------------------

факт вы должны оценить, то событие вы должны принять - это разные вещи. Это касается поворота сюжета, и это чрезвычайно важно в работе с артистами, и, кстати, в развитии мышления режиссера.

Итак, знакомство наше началось с того, что мы сначала поговорили о событийном ряде «Вишневого сада». Теперь я принимаю все ваши воз­ражения. Пожалуйста.

Из зала: А можно спросить? A . M . Вилькин: Нужно.

Из зала: Все-таки, разве исходное событие - это не «предлагаемые обстоятельства»?

A . M . Вилькин: «Исходное событие, это то, которое становится ос-ф   новой для создания той живительной среды, которую мы называем «ос­новополагающими предлагаемыми обстоятельствами».

Из зала: «Исходное событие для всей России» получается? A . M . Вилькин: Конечно.

Из зала: Но не для всех, наверное, героев этой пьесы. A . M . Вилькин: Как? Они что, не в России живут? Из зала: Нет, ну это очень общо, мне кажется.

A . M . Вилькин: А иначе как вы найдете мотивы их поведения? Ска­жите мне, пожалуйста, - вот вы будете сейчас современную пьесу ста­вить, да? Вы будете учитывать крах идеологии социализма и построения коммунизма?

Из зала: Если это социальная пьеса, значит, это будет учитываться. A . M . Вилькин: Социальная? А если это любовная драма? Вы не бу­дете этого учитывать?

Из зала: Я это буду учитывать, но это же не будет исходным собы­тием.

A . M . Вилькин: Но изменилось ведь что-то в сознании людей, в ми­роощущении, в какой-то, так сказать, действенной основе существования в этой стране?

Из зала: Да.

A . M . Вилькин: То, что я говорю (я повторяю) - это не истина в по­следней инстанции, и мы часто спорим на кафедре об этом, но своих % студентов я учу так: чем глубже вы найдете в исторических корнях, в социальных аспектах эту мозговую сахарную кость исходного события, тем бульон ваших предлагаемых обстоятельств будет круче. Понимаете, эти предлагаемые обстоятельства - они будут более объемные, более диалектичные, они дадут вам возможность нормально анализировать и фантазировать.

Из зала: Можно свои соображения?


43

A . M . Вилькин: Да. Естественно.

Из зала: А почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад», а, напри­мер, не «Фирс». Есть вот пьеса «Три сестры»... А здесь «Вишневый сад». Значит, Чехов чего-то думал?..

(Смех в зале.)

A . M . Вилькин: Непарламентская реплика на предмет того, что Че­хов чего-то думал.

Из зала: Нет, я имею в виду, что для Чехова было важно название «Вишневый сад». Значит, у него не ограничивалось все этой историей с фирсом. Для него гибель имения равнозначна гибели и Фирса. Хотя, я с Вами согласен, что эмоционально это сумасшедшее событие - гибель Фирса. То есть живого человека обрекли на мученическую смерть... Но пьеса этим не ограничивается.

A . M . Вилькин: А я не говорил, что ограничивается.

Из зала: Нет. Но главное, мне все-таки кажется, событие связано с вишневым садом. Значит, возможно, это - путь для интерпретации.

A . M . Вилькин: Путь для интерпретации не запрещен никому. Вот у меня часто спрашивают: «А почему «Вишневый сад» - комедия?» У вас не спрашивают?

Из зала: Я тоже не очень понимаю.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!