Ноября 2005 года Продолжение семинара 1 страница
В ВЫПУСКЕ
Александр ВИЛЬКИН
Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную тему
Содержание
Предварительный режиссерский анализ.
Событийный ряд. Предлагаемые
обстоятельства
(Аудиозаписи конференций 2004-2006гг.)
Анализируются пьесы: Н.Гоголъ «Ревизор» [в] А.Островский «Бесприданница»[23] А. Чехов «Вишнёвый сад» [31] А.Пушкин «Борис Годунов» [84] Консультации по теории режиссуры [124]
A . M . Вилькин
Народный артист Российской Федерации,
Профессор, Москва
Профессору режиссерского факультета
Щукинского театрального yчuлuщaJ
Замечательному педагогу и человеку
Владимиру Александровичу Эуферу
посвящается .
> A.M. Вилькин, автор, 2009 г.
«Если вы начнете преподавать, запомните:
Каждая ваша встреча со студентами должна превращаться в
маленький спектакль. Это же творческий ВУЗ! А потому вы обязаны
Продумать тему лекции - о чем вы собираетесь говорить. И каждый
Раз за счет общения с ними приводить себя в импровизационное
Самочувствие, чтобы из года в год не повторять одно и то же.
Пока вам самим это не надоест».
В.А. Эуфер
(Из беседы с учениками)
A . M . Вилькин .
Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную тему. - М: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. - 176 с.
4 ________
5
Импровизация ученика на тему, заданную учителем...
|
|
Мне очень повезло: я учился у Александра Михайловича Вилькина. И тот метод разбора драматургического материала, с которым Вы ознакомитесь, прочтя эту книгу, я наблюдал «в живом исполнении». С чего начинается профессиональная работа режиссёра над новым спектаклем? С погружения в мир автора, с разбора пьесы, с анализа событийного ряда. Это сложно, но и очень увлекательно. Это сродни работе следователя, распутывающего деяние, совершённое гением... Гением, потому что драматургия, которую анализирует Вилькин, действительно великая. Вашему вниманию предлагается разбор «Ревизора», «Бесприданницы», «Вишнёвого сада», «Бориса Годунова»...
Но настоящий учитель отличается тем, что может не просто на глазах восхищённой аудитории изящно препарировать материал, но подвести своих учеников к тому, что они сами начнут грамотно работать с драматургией.
Данная книга как раз и является записью лекций Александра Михайловича, на которых его ученики постигали (и это видно из реплик аудитории) методику режиссёрского разбора пьес.
И главное, чему учит профессор Вилькин, - мыслить по-режиссёрски. Он очень точно показывает различие двух типов театрального мышления. "Актёрская режиссура" - отличается от режиссуры профессиональной прежде всего отсутствием разбора событийного ряда пьесы. И, конечно, самой страшной формой "актёрской" режиссуры является клиповое мышление, когда идёт тотальное нагромождение ярких сценических образов, порой противоречащих друг другу, забивающих напрочь логику происходящего.
|
|
И ещё... Лекции А.М.Вилькина эмоциональны и наполнены потрясающим юмором, что делает книгу не только познавательной, но и очень увлекательной. Он щедро делится с аудиторией фантастическим опытом своей режиссёрской практики.
Режиссёр, считает профессор, - это не просто постановщик. Это ещё и Учитель. «Вы все равно будете педагогами - если вы занялись режиссурой, вам никуда не деться. С актерами будете заниматься педагогикой, потом - со студентами», - говорит он.
Зная Александра Михайловича много лет, я не один раз слышал от него: «Счастлив тот учитель, воспитавший ученика, выстрел которого попадёт в его сердце...»
И это действительно так: Вилькин всегда искренне радуется, когда узнаёт об успехах своих учеников, успехах, основанных на том знании, на том опыте, который он им передал.
И он, безусловно, будет рад, если вы, читатели этой книги, почерпнёте для себя что-то такое, что поможет вам в работе и в жизни...
|
|
Эрвин Гааз
Предварительный режиссерский анализ. Событийный ряд. Предлагаемые обстоятельства
(Фрагменты аудиозаписей конференций 2004-2006гг.) Пьесы
Н.Гоголь «Ревизор» А. Островский «Бесприданница» А. Чехов «Вишнёвый сад» А.Пушкин «Борис Годунов»
Ноября 2004 года
A . M . Вилькин: Добрый вечер! Скажите мне, пожалуйста, - я так вижу по внешним данным, в основном это актерская группа, да? У меня есть определенная сложность, потому что я вижу некоторых людей, которые уже бывали на наших конференциях, а мне повторять одни и те же байки, одни и те же этюды, одни и те же задания как-то не с руки. Но, тем не менее, тема какая у нас заявлена? «Предварительный режиссерский анализ»...
А вы с которого часа уже начали работать?
Голос из зала: С восьми утра.
A . M . Вилькин: Несчастные люди! Уже шесть часов. Надо было идти сейчас кофе пить, чем-нибудь заниматься гораздо более приятным. Я не стану сильно вас «загружать» поначалу и проведу эту встречу в «раз-миночном режиме» с тем, чтобы вы могли отдохнуть; и поэтому возьму пьесы для предварительного анализа хорошо вам знакомые: «Ревизор», например, и что-нибудь еще.
|
|
Итак, начнем.
Кто мне быстро расскажет, как строится анекдот?
Голос из зала: Ситуация с неожиданной развязкой.
A . M . Вилькин: С парадоксальной, да?.. Так мы договорились, - ис- • тория с какой-то, так сказать, неожиданной, парадоксальной развязкой?
Голос из зала: Какие-то несоответствия должны быть.
A . M . Вилькин: А сама история как строится?
Голос из зала: Действия и характеры. В принципе...
A . M . Вилькин: В таких случаях мне в детстве говорили: не употребляй слова, смысл которых не понимаешь. Есть, наверное, экспози- • ция?..
6 _
7
Мы должны, прежде всего, понять кто, что, где, когда, почему, в каких предлагаемых обстоятельствах. Это и есть экспозиция. Потом существует развитие.
«Предлагаемые обстоятельства» создают, так сказать, начало истории, и дальше идет ее развитие. Да? Приходит она в какую-то конфликт-• ную ситуацию, и в момент развязки вам предлагают парадоксальное решение вместо предполагаемого, что и создает комедийный эффект. Вам придется со мной согласиться, даже если вы уже засыпаете от сегодняшних лекций.
Значит, как строится анекдот, мы с вами договорились? Тогда переходим к тому, что я называю «интеллектуальной разминкой». Предлагаю вам вместе со мной в этом участвовать, потому что когда я читаю свои лекции по режиссуре, основной задачей моей, как педагога, является попытка научить вас немножко иначе думать и анализировать ситуации, заложенные в пьесе.
Мы сейчас с вами поговорим о пьесе, которую вы знаете с детства. Ну, уж во всяком случае, с восьмого класса средней школы вы ее знаете. Кто-нибудь не знает пьесу «Ревизор» Гоголя?
(Смех в зале.) Ничего смешного нет. Я здесь однажды чуть ли не у третьего курса актерского факультета спросил: «Поднимите руки, кто читал «Три сестры». Поднялось четыре руки. Я им сказал: «Знаете, я лучше зайду в следующий раз, через полгода, когда ну хотя бы десять человек прочтут «Три сестры»... Значит, у нас все в порядке.
Вы, безусловно, слышали такое понятие, как «событийный ряд». Правильно? От того, какое у вас «исходное» событие, а какое «главное», как вы определяете эти события и сколько у вас вообще событий в пьесе и зависит, наверное, уровень вашей, так сказать, профессиональной подготовки.
Пушкин, говорят, смеялся до слез, когда Гоголь «Ревизора» ему читал. Вы когда-нибудь смеялись до слез на спектаклях по «Ревизору»? Ну, может быть, кто-нибудь смеялся до слез на фильме С. Газарова? Нет? Почему пьеса, когда ее читаешь, очень смешная, а когда она поставлена в театре, по-моему, не очень смешная? Это происходит потому, очевидно, что режиссеры не совсем верно анализируют эту пьесу, чтобы, так 9 сказать, добиться того эффекта, который был заложен Гоголем.
Итак, любая история начинается с исходного события, которое лежит за пределами непосредственно пьесы. Точнее - лежит за пределами вербального, то есть словесного ряда пьесы. Лежит где-то там, до нача-
ла. И вам надо это откопать, чтобы найти правильные предлагаемые обстоятельства, в которые вы вводите артистов, и определить верные мотивировки их поведения: чем они живут до того, как открылся занавес.
Так как вам кажется - какое событие предшествовало всей этой истории?
Из зала:
- Взятки берут.
- Ну, это же очевидно, - ожидают приезда ревизора.
A . M . Вилькин: «Все взятки берут» или «Все ожидают приезда ревизора» - такой ответ на вопрос «что такое событие» может вызвать некоторую оторопь у педагогов. Событие - это то, что случилось, то, что произошло, и то, что определяет новые предлагаемые обстоятельства, в которых вы сейчас будете существовать.
Из зала: Городничему приснились две крысы.
A . M . Вилькин: Это факт его личной биографии. Как это связано со всеми остальными действующими лицами? Событие - это то, что поворачивает сюжет.
Из зала: Все живут не по закону.
A . M . Вилькин: Это событие или предлагаемые обстоятельства?
Из зала:
- Ну, я не очень хорошо помню пьесу.
- Там им кто-то что-то сообщает.
- Городничий получает письмо.
A . M . Вилькин: Это исходное событие? Мы же договорились, что исходное событие лежит за пределами пьесы. Стало быть, обязательно надо для себя определить, что вы понимаете под «событием», и что вы понимаете под «фактом». Получение письма - это событие или факт?
Из зала: Факт.
A . M . Вилькин: А теперь начинаем играть в игру. Кто-нибудь кроме Городничего знает, что едет ревизор?
Из зала: Нет, никто не знает.
A . M . Вилькин: Замечательный ответ. Значит, вы считаете, что никто в городе не знает, что едет ревизор? Скажите мне, а почтмейстер, который письма-то вскрывает?
Из зала: Да.
A . M . Вилькин: Но, если знает почтмейстер, значит, знает весь город? Тем более, что письмо Городничий получил заранее, да в этот город еще доехать надо. Помните: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Правильно? Почему я об этом говорю: вы
■ 8
9
не замечали, что в спектаклях по «Ревизору» очень часто умудряются проскочить - что? Экспозицию. Сразу начинают играть «Едет ревизор. ..» И в этой суете мы пролетаем мимо того, что это за городок, где в суде висит арапник, в больнице больные мрут, как мухи, церковь «начала строиться, да сгорела». Нам же надо понять, что это за город, и что это вообще за жулье. (Все молчат.)
Из зала: Городничий получает извещение: едет ревизор. Он может это воспринять как предательство кого-то из них.
A . M . Вилькин: Я это не раз слышал: «кто-то на него стукнул». Да они все время друг на друга стучат. Наверно, это Земляника, он любит писать. Ну, хорошо, стукнул, - а что это меняет в истории этого города?
Из зала: Это может изменить статус Городничего.
A . M . Вилькин: Он лет тридцать на этой должности сидит, стольких ревизоров там пережил! Ну, опасность, конечно, есть, - ревизор едет «инкогнито».
Мне очень нравится это «инкогнито», о котором заранее письмо получили. Кто-нибудь мне может назвать произведение в русской литературе, где ехал бы ревизор, и никто об этом не знал бы заранее?
(Все молчат.) Пауза знаменательная. Нет такого произведения. Чтобы в России ехал ревизор, и никто бы об этом не знал заранее? Этого не может быть. Ну, во всяком случае, не отмечено это в истории литературы. А? Из зала: Значит, они заранее знали, что он приедет. A . M . Вилькин: Почему заранее знали? Они знают, что он едет. Но ведь ему еще доехать надо. Так что есть время подготовиться. Из зала: Логично.
A . M . Вилькин: Скажите мне, что же такое случилось, что Городничий, такой умнейший человек, такой пройдоха, который уже столько лет сидит в этом городе, вдруг принял эту фитюльку за «серьезного человека»? Что же такое произошло, что так их всех напугало, и этот страх залил очи?
Из зала: Инкогнито все-таки.
A . M . Вилькин: Ну и что? Ревизоры вообще-то должны ездить инкогнито... Ну, ну, дальше... Из зала: Из Петербурга.
A . M . Вилькин: Из столицы, из Петербурга. А откуда они у нас еще приезжают? Из центра, из столиц.
.
Так что же произошло в России, что губернаторы стали очень нервничать?
Из зала: Какие-то реформы... Отмена крепостного права.
A . M . Вилькин: Какие? Вы же люди с высшим образованием! В каком году была отмена крепостного права? А то я тут недавно получил работу (немножко вас развлеку) от одного моего студента. Он замечательную фразу написал: «Вахтангов не только тот режиссер, который умел поставить пьесу. Вахтангов - режиссер, который мог поставить время». Я сбоку на полях пишу: «Ну и стиль!» Дальше он расшифровывает: «Потому что если после Октябрьской революции он поставил «Принцессу Турандот», то после второй мировой войны он поставил «Мадмуазель Нитуш»...
(Смех в зале.) В каком году была отмена крепостного права?
Из зала: В шестьдесят первом.
A . M . Вилькин: Да? А пьеса когда написана?
Из зала: Раньше...
A . M . Вилькин: Ну и причем здесь шестьдесят первый год? В двадцать пятом году, в декабре случилось что-то такое, что зашатало империю. Помните, хотели принять Конституцию, уничтожить царскую фамилию, да? После этого кто пришел к власти? Николай. И в связи с тем, что «зашаталась империя», что было сделано государем?
Из зала: Смена управления страной.
A . M . Вилькин: Верно. Очень жесткие были приняты законы. И очень жесткая система наказаний.
Итак, зашаталось это государство, да? И его надо было чистить. (Очень напоминает ситуацию в сегодняшней России.) Давайте назовем это исходное событие: «империя «зашаталась» и пришла «новая метла»».
(Смех в зале.) Что вас так развеселило? Эту «новую метлу», которая пришла, еще никто не знает, - это опасно! Новые, молодые пришли. Как они будут себя вести? Можно будет им взятки давать или нет? Это - основополагающее предлагаемое обстоятельство.
Кто хочет со мной сыграть этюд?.. Возьмите стульчик, сядьте. Как Вас зовут?
Из зала: Леонид.
A . M . Вилькин: Сейчас пойдет разговор о вере в предлагаемые обстоятельства, об анализе предлагаемых обстоятельств. Я покажу, в чем
10
разница между режиссерским мышлением и актерским. Хотя актерское мышление - замечательное. Впрочем, как и любое мышление в принципе... Но, тем не менее. Итак, Ленечка, Вы - Ляпкин-Тяпкин. В общем, что это за личность понятно, да? Хотя бы на уровне школьной программы мы себе это представляем. Приехал ревизор в город, две недели он в городе живет, значит ему уже понятно все, что связано здесь с судопроизводством.
Леонид: Возможно, очень даже. Вероятно.
A . M . Вилькин: Хитрый... Давайте договоримся, - «вероятно», или все-таки возможно?
Леонид: Ну, я, с точки зрения Ляпкина-Тяпкина, думаю, что ему все известно.
A . M . Вилькин: Я «с точки зрения» Вашего коллеги, режиссера и педагога совершенно с Вами согласен.
Он вызывает вас (Ляпкина-Тяпкина) к себе. Значит, предлагаемые обстоятельства, по-моему, достаточно понятны. Ревизор вызывает вас к себе. Он все знает! Как вам кажется, на сколько лет тянут ваши вот эти вот... грехи (назовем это так), ваша деятельность?
Леонид: Лет пятнадцать каторги.
A . M . Вилькин: Думаю, лет на пятнадцать - нет, но где-то лет на десять может потянуть. Это «в Сибирь», это «с конфискацией», это «с лишением всех прав».
Я всегда спрашиваю: а что такое «лишение всех прав»? Помните, у нас красавец Косталевский на лошади («Кавалергарды, век не долог») и русские декабристки-графиньки едут туда... В фильме «Звезда пленительного счастья». Я выяснил, что такое «лишение всех прав». Больше всего меня поразило, что в связи с «лишением всех прав» этих графинь, и не только графинь, всех женщин мог использовать любой солдат конвоя. Они были бесправны. Вот это меня почему-то резануло. И дети от этих конвойных отдавались в детские дома. Они были не крепостными, они были «государственными» детьми. Но в то время это все-таки не было принято - пользоваться конвою этими беззащитными женщинами. Как-то не по русской душе это было. Хотя в XX веке было уже очень распространено, чтобы конвой так разрешал свои сексуальные проблемы...
Но мы вернемся к Ляпкину-Тяпкину. Итак, - лет на восемь. «В Сибирь». Да? Вы меня не знаете, - «новые люди» пришли. С кем-то можно было договориться, с кем-то нет. И на этом мы сейчас уже начинаем работать.
11
Леонид: Очень важное предлагаемое обстоятельство, что я этих людей еще не знаю - можно с ними договориться, или нельзя. С другими я договаривался.
A . M . Вилькин: Замечательно. А этого вы знаете?
Леонид: Да, надо проверить его...
A . M . Вилькин: Все. Договорились?
Леонид: Да.
A . M . Вилькин: Такие предлагаемые обстоятельства наметились.
(Смех в зале.) Дети, вы что смеетесь? Природа юмора: «в несчастье ближнего есть что-то веселящее». (Леониду). Договорились. Вот, мы встретились.
- Здравствуйте.
Леонид: Здравствуйте.
A . M . Вилькин: Вы протокол прочитали?
Леонид: Ознакомился.
A . M . Вилькин: Ознакомились. Очень хорошо. У вас есть какие-нибудь возражения?
Леонид: Нет. Все объективно. Изложено, в общем-то, оно и объективно, но... как посмотреть.
A . M . Вилькин: Ну, хорошо. Я готов посмотреть.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!