Ноября 2005 года Продолжение семинара 2 страница



Леонид: Вы готовы учесть обстоятельства?

A . M . Вилькин: Да, я готов учесть обстоятельства. У вас деньги есть?

Леонид: Сколько?

A . M . Вилькин: Сколько у вас есть?

Леонид: А сколько надо?

A . M . Вилькин: Да мне ничего не надо. Меня интересует, есть ли они у вас, или нет.

Леонид: Есть.

A . M . Вилькин: Вот у меня протокол по поводу вашей деятельно­сти... Я надеюсь, что дочку вы отправили в деревню «к тетке, в глушь, в Саратов», чтобы ее никто не нашел. Если уж ехать, то хотя бы дочку спасти. Какие-то деньги передали родственникам. Жена ваша, как декаб­ристка, сказала: «Нет, что бы ни было, но я поеду за тобой». В общем, ситуация малоприятная. Согласны? Вот здесь протокол, его остается подписать. Здесь все дела ваши зафиксированы, так что восемь лет вы имеете. Какие-нибудь возражения есть по этому поводу?

Леонид: Нет. Вот пятьсот рублей. Пока больше нет.


12

l      ~---- ----------------------------------------    д

A . M . Вилькин: (дописывает в протокол). Плюс дача взятки долж­ностному лицу при исполнении служебных обязанностей. Леонид: Нет, извините...

A . M . Вилькин: Вы свободны. Значит, получите не восемь лет, а двадцать. Не нравитесь вы мне.

Леонид: Но взятки-то нет...

A . M . Вилькин: А это что?

Леонид: Вы же взятку у меня просили.

A . M . Вилькин: Я? Я не просил, я спросил - есть ли у вас деньги. А вы дали мне взятку. И получите не восемь лет, а двадцать. Идите, идите. Все, не хочу даже с вами разговаривать... Следующий!

Леонид: Я показал вам деньги, а вы забрали. Я честный человек! A . M . Вилькин: Это вы уже будете не мне объяснять. У меня эта сумма зафиксирована.

Леонид: А свидетелей же нету. А где свидетели?

A . M . Вилькин: Объясняю. Мне свидетели не нужны. Это вы будете государю писать письма из Сибири. (Пауза.) Теперь, Леня, у меня вто­рой вариант. То, что на восемь лет здесь компромата накоплено, ясно. Приехал какой-то «новый человек», непонятно кто, сидит с вами, раз­мышляет. Говорит: «У вас деньги есть?»

Леонид: Есть.

A . M . Вилькин: Сколько?

Леонид: Пятьсот рублей.

A . M . Вилькин: А, ну и хорошо. Вы собираетесь подписывать этот протокол допроса на восемь лет?

Леонид: Нет.

A . M . Вилькин: Я еще раз спрашиваю: у вас деньги есть?

Леонид: Есть. Пятьсот рублей. Может быть, Вы нуждаетесь?

A . M . Вилькин: Нет, я не нуждаюсь. Хорошо, вы свободны... Зна­чит, теперь, Леня, прошу Вас... Не потому, что Вы остроумный, тонкий человек, а потому, что Вам на секундочку необходимо поверить в пред­лагаемые обстоятельства. Вот здесь - восемь лет. Вопрос: «У вас деньги есть?» Есть вариант либо отмазаться от этой ситуации, либо получить двадцать лет.

Леонид: Ну, отмазаться лучше. То есть стоит рискнуть. A . M . Вилькин: Ну, может лучше восемь? Восемь лет еще проживе­те в Сибири, а двадцать - точно нет.

Леонид: Нет, я и пяти лет не проживу.


13

A . M . Вилькин: Ну, хорошо. Это уже лучше. Как говорится, «про­цесс пошел».

(Смех в зале.) Я Вас прошу поверить в эти предлагаемые обстоятельства: восемь лет вы выдержите и, может быть, вернетесь (ну, хотя бы семья вернется), а два­дцать - нет. У вас спрашивают: «Деньги есть?» Леонид задумачся. На глазах появились слезы.

(Хохот в зрительном зале.)

A . M . Вилькин: Верно. Правильная оценка. Вот в чем природа юмо­ра. Сценического, в данном случае... Ну что, Леня, есть у вас деньги?

Леонид: Смотря какие... (Плачет.)

(Хохот в зрительном зале.)

A . M . Вилькин: Уже было смешно, когда Вы сидели и думали - во­семь или двадцать. «Вот полезу я за деньгами, и удар может хватить, так рука на всю жизнь в кармане и останется; голос может пропасть, а отве­чать надо...» Тут надо поверить, что либо восемь, либо двадцать, - не так просто тогда будет ответить на вопрос «у вас деньги есть?». Мы начина­ем смеяться, потому что мы знаем, что сидит один жулик, и другой жу­лик сейчас умрет от страха на наших глазах. Потому что мы все такие же жулики, но мы сидим по эту сторону рампы и получаем удовольствие, что это не нас там ловят, а кого-то там ловят вместо нас. Но драматиче­ская коллизия в этот момент существует у персонажа, у Ляпкина-Тяпкина?

Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Вот такой этюд...

(Смех в зале. Аплодисменты.) Но вернемся к анализу. Значит, идет экспозиция - мы должны понять, что это за город, что за жулье. Что это за люди, и как они собираются в этих предлагаемых обстоятельствах решать дальнейшую свою судьбу, то есть каким образом подготовить все так, чтобы уйти от наказания. Да? Значит, начало нам нельзя пробалтывать, проскакивать. Это - экспози­ция, но мы ее не играем, мы в ней живем.

И какое же событие возникает, которое поворачивает сюжет? Ну, вы же умные, интеллигентные люди, - давайте, соображайте, а то мне обид­но. Я слушаю.

Из зала: Прибегают Бобчинский и Добчинский.

A . M . Вилькин: Я еще раз говорю: научитесь, родные мои, анализи­руя, называть события каким-то одним словом, которое бы определяло ситуацию. Потому что когда вы говорите: «Событие - прибегают Боб-


14

чинский и Добчинский» - это, не сердитесь, не профессионально. «При­бегают»... Почему они прибегают, а не приходят?

Так какое же событие становится сюжетообразующим? Как мы его назовем? Что меняет ситуацию?.. То, что ревизор уже две недели в горо­де! Он же должен уже все знать. Значит тут ситуация меняется. Как мы назовем это событие? Я его определяю: «Посажены!..» Правильно?..

Если то, что я сказал, непонятно - пожалуйста, спрашивайте меня. Давайте спорить. Но то, что они посажены - это понятно? Значит, если они «посажены» - они идут сдаваться. Жулики идут сдаваться кому? Из зала: Жулику.

A . M . Вилькин: Который сам должен быть сейчас посажен. Да? Те­перь возьмите Гоголя, прочтите эту сцену, и будете стонать от хохота. Я представляю, что с Пушкиным было! Потому что лучшего абсурда, чем написал Гоголь в «Ревизоре» в сцене Городничего с Хлестаковым, еще никто не написал: ни Жванецкий, никто. Два жулика разговаривают друг с другом, оба должны быть посажены, и каждый слышит только те сло­ва, которые подтверждают, что посажен должен быть именно он. Они по первой сигнальной системе существуют от этого страха. Да, гениально написано.

Так, с первым событием разобрались? Ну, и что же происходит дальше в связи с тем, что они должны быть посажены? Если это событие превращается уже в «предлагаемые обстоятельства», тогда что же мама с дочкой все время играют какой-то дикий водевиль? Такие две куклы, которые от провинциальной скуки на все готовы. Но от этого не будет смешно. А если папа встал перед ними на колени и говорит: «Так, девоч­ки, - либо в Сибирь, либо шьем ему «аморалку». Может быть, это нас спасет». И тогда у них появляется двойственная задача: они общаются с Хлестаковым, и обе готовы, но ради чего? Это же серьезная задача, это же действенная задача: «Я спасаю отца» - «А я мужа», - это не смешно для них. А для нас, конечно, будет смешно, когда они серьезно будут играть эту комедийную ситуацию.

И какое же событие дальше поворачивает эту историю? Какое собы­тие меняет ситуацию?

Из зала: Ревизор берет взятки.

A . M . Вилькин: Я только что этюд показал вам. Ну, взял, - что это изменило? Да, деньги забрал, а потом посадил всех. Ну, «новая волна» такая пошла... Центральное событие - «Ревизор женится на дочке Го­родничего». Ну не посадит же он собственную тещу и тестя, потому что


15

тогда надо будет и жену отправлять в Сибирь. Значит - женитьба. Как назовем это событие?..

Вспомним: было исходное событие - «Зашаталась империя»; потом • сюжетообразующее событие - «Посажены». Главное событие находится в финале (этому вас учили), в котором раскрывается тема, да? «Сватов­ство Хлестакова» - это третье событие, «центральное». Назовем его -«Спасены».

И давайте поищем теперь «главное событие». Какое же главное со­бытие в пьесе? А?

Из зала: Назвать надо?

A . M . Вилькин: Ну вот, оказывается вопрос в том, как назвать. Но сначала его внутренне, для себя, надо найти.

Из зала: Разоблачен.

A . M . Вилькин: Разоблачен кто?.. Хлестаков разоблачен?.. Это что-то меняет в этой истории?

Из зала: Они же все одурачены.

A . M . Вилькин: Одурачены. И что дальше? Ну, одурачены... Насколько же неверно играется и оценивается тот факт, что ревизор - не ревизор. Они же играют монолог Городничего трагично, со слезами... (Показывает монолог Городничего - очень эмоционально, «со слезой». В зале аплодисменты.)

А теперь давайте я вам кое-что расскажу, чтобы вы посоображали... Вечером, у директора ювелирного магазина в его шестикомнатной квар­тире, в шикарной обстановке: жена, дочка, бультерьерчик... - все заме­чательно. Звонок в дверь...

- Ты кого-нибудь ждешь, Маша?
-Нет.

Подходит к монитору.

- Вам кого?
Некто говорит:

- Простите, пожалуйста, я к вам, Николай Иванович, - показывает документ какой-то: спецотдел по налогам, финансовым нарушениям и так далее, печать на специальном бланке; в общем, серьезный человек. -Ну что, я так и буду стоять?

- Да нет, проходите, - проводит его в гостиную. - По какому поводу ко мне?

- По личному.

- Я вас не очень хорошо понимаю.


16


1


 


17


 


- Николай Иванович, у вас завтра в девять часов утра ревизия в юве­лирном магазине, внеочередная. Ну, может быть, пригласите чайку по­пить?

- Пожалуйста.

- Хорошо живете: шестикомнатная квартира, жена. А это дочка ва­ша? В МГИМО учится? Замечательно. А это? Не кусается?

- Нет, он хороший, воспитанный бультерьер.

- Здоровый, да?.. - и сидит... Меня интересует: о чем думает директор ювелирного магазина?

Из зала: Сколько ему дадут или сколько дать.

A.M. Вилькин: Сколько дать? Значит, этюд со взятками вас ничему не научил.

Из зала: Как до утра от всего избавиться, что могут найти. A . M . Вилькин: Умница.

Из зала: Или оформить, чтобы комар носа не подточил. A . M . Вилькин: Правильно. Надо же вылезать из этой ситуации. Только непонятно, зачем он пришел, да? Ну, уж, наверное, не за взяткой. Эти новые так не ходят. Но главная задача (это ты правильно определил) - как спасти ситуацию. Вы согласны? Как же ее спасти?.. Из зала: Выпроводить его. A.M. Вилькин: Выпроводить?

- Вы долго собираетесь сидеть?

- Я думаю до утра.

- Ну, может быть коньячку; поужинаете с нами; ну, раз до утра?

- Да, можно.

Из зала: Снотворное найти и дать ему.

A.M. Вилькин: Снотворное? Идея хорошая. Я так понимаю, что по­пал в подходящую криминальную среду, - режиссеры фантазируют. (Смех в зале.)

Из зала: Можно напоить...

A.M. Вилькин: Напоить. Да, положим, выпивают. Этот Некто даже поплыл немножко, музыку включили, он то с мамой танцует, то с дочкой кокетничает. Ну, и дальше что? Сыграйте со мной эту ситуацию. Ну, выудите у меня информацию. Я - ревизор, пришел к вам домой и сказал, что до восьми утра буду сидеть у вас дома, а в восемь тридцать придет машина, и мы поедем к вам в ювелирный магазин. Выудите у меня ин­формацию - зачем я здесь.

Из зала: Ну, он для чего-то директора предупредил. A . M . Вилькин: Вот и думайте.


Из зала: Нет, ну раз он пришел, значит все рано или поздно скажет.

A.M. Вилькин: Скажет... Вы сейчас хотите определить мотивы по­ведения, правильно? Вот я и дал вам тест на это. Я хочу, чтобы вы дума­ли.

Из зала: Надо проверить, действительно ли он тот, за кого себя вы­дает.

A.M. Вилькин: Да? И что дальше?

Из зала: А потом напоить.

A.M. Вилькин: Напоить. Хорошо. А если пьет он, зараза, и не пья­неет?

Из зала: Такого не бывает.

A.M. Вилькин: Ну: «Спасибо - говорит, - больше не хочу».

Из зала: Но он же сказал, что пришел по личному делу...

A.M. Вилькин: Это вас всех касается. Внимание! Сразу запомните одну фразу: «Истинность желаний, скрытая под шелухой слов». Это объясняет, что такое действие. «Истинность желаний, скрытая под ше­лухой слов» - Стендаль. Нам надо понять, зачем он пришел, какова его цель, и что он делает для ее достижения... Так как, все-таки, спасти си­туацию?

Из зала: Тогда нужно нападать.

A.M. Вилькин: Нападать? Но как? Натравить на него бультерьера, что ли?

Из зала: Занять его.

A.M. Вилькин: Заняли, - в шахматы поиграли.

Из зала: Нет, надо дочь ему...

A.M. Вилькин: Вот! Вот это уже ближе. Я так понимаю, что Вы про эти ситуации знаете больше, чем ваши коллеги.

(Смех в зале.) Значит, что нужно?

Из зала: Нужно, чтобы его отвлекла дочь, чтобы он смог поубирать все, что может его скомпрометировать.

A.M. Вилькин: Правильно. Видите - вы ищете и пытаетесь вы­страивать себе действенную линию. Вас учат, что такое «действенный анализ», — вот вы сейчас и занимаетесь действенным анализом, если всерьез. Вы можете потом проверять в психофизическом действии это все, но понять куда вы идете, и что вы хотите, надо здесь, в анализе... Так что надо сделать? Давайте, соображайте.

Из зала: Чтобы избавиться от

легам.

шроблом, надо грпчно, отзвонить кол-1 v БЙ Б/1 Й О Т Е К А

Учреждение образования «Витебский государственный J колледж культуры и искусств»


]8 ________________

A . M . Вилькин: Замечательно! Кстати, всегда артистов хвалите. Артисты же - как дети: любят, когда их хвалят. Вообще это полезно - хвалить артистов, потому что на позитиве они запоминают ваши замечания, а на негативе у них происходит оттор­жение. Поэтому лучше хвалить. И я вас хвалю... Я задал вам вопрос: за­чем он, этот Некто, там сидит?

Из зала: Он хочет проверить - а можно ли что-нибудь у него найти. Какой у него компромат есть, чтобы знать наверняка.

A . M . Вилькин: Уже близко. Каким образом?

Из зала: Тот начнет все прятать.

A.M. Вилькин: Ну, прямо совсем овца этот директор. Будет гово­рить: «Ой, извините, там футбол идет, - вы посмотрите, а я бриллианты пока попрячу». Так что ли? Ну-ну, смелее... (Большая пауза.)

Так что ему нужно? Каким образом изменить эту ситуацию, закрыть ее? - Дать какую-то информацию туда, в магазин. Звонок другу, - всего два слова, пароль дать какой-то, - и пол-Москвы будет работать на этот ювелирный магазин. Правильно? Утром там будет все в порядке. Только нужно два слова сказать.

Ну, теперь вам ничего не приходит в голову? Зачем сидит этот реви­зор?

Из зала: Чтобы не дать ему возможность предупредить своих, чтобы туда поехали утром и взяли всех уже с поличным.

A.M. Вилькин: Молодец. Правильно. Но, думаю, он там сидит, что­бы понять, с кем же на самом деле он связан, и кто сейчас даст секрет­ную информацию нашему директору о том, что у него завтра ревизия. Все телефоны этого директора сейчас на прослушке: сейчас интересно, кто первый ему об этом сообщит. Потому что сам директор при нем не будет звонить, правда? Кто же ему позвонит? Кто там «свой среди чу­жих» или «чужой среди своих», верно?

Из зала: А что же этот Некто так поздно пришел? A.M. Вилькин: Об этом я не думал. А во сколько ты хочешь, чтобы он пришел? Пораньше? Ну, пришел в шесть. Достаточно? В половину девятого пришел.

Из зала: А почему Вы думаете, что у него есть система прослуши­вания?

A . M . Вилькин: Вопрос хороший. Сейчас может прослушиваться все что угодно. Но вы мне напоминаете эту старую байку знаменитую, по поводу упражнения, которое Станиславский дал молодым актерам: «Значит, новогодний бал у вас. Все отдыхают, флиртуют, выпивают; и


19

вдруг видят в окно, что через пятнадцать метров напротив горит банк. И, будьте добры, сыграйте оценку этого факта». Ну, все там что-то пытают­ся наигрывать: «Бриллианты мои, бриллианты!», «Я застрелюсь! Где мой пистолет!», и так далее, и так далее. А один человек сидел, ничего не играл. Станиславский очень возмутился, сказал: «Как фамилия этого студента?» Ему сказали: «Качалов». «Молодой человек, я же дал зада­ние, почему вы никак это не оцениваете?» Качалов: «Я оцениваю». Ста­ниславский: «Но я не понимаю, что вы оцениваете!». Качалов: «То, что банк горит». Станиславский, возмущенно: «Это ваша оценка?!» Качалов: «Да. У меня просто деньги в другом банке».

(Смех в зале.) Зачем я вам дал деталь по поводу бультерьерчика? Просто так, что ли? Прогуляться с собачкой надо?

-   Мне бультерьерчика надо выгулять, только мы вместе с женой, а
то у меня с сердцем неважно.

Некто говорит:

- Ну, хорошо, с женой идите. У вас окна-то выходят на улицу?

- Да, да...

Вызвал дочку к себе:

- Ниночка, значит так: я с мамой иду гулять собачку. Через десять минут в твоей спальне свет должен погаснуть, потом зажечься на мину­ту, и опять погаснуть». Она говорит:

- Папа, ты что! Я же некоторым образом, замуж выхожу.

- Какой «замуж»! Я тебе разве о замужестве говорю? Тут расстрел! И полная конфискация имущества. Так что ты делай, что я тебе говорю. Детка, выручай маму и папу.

Ну, вышли с мамой они, гуляют с собачкой. Смотрят - девочка к ок­ну подходит, о чем-то с ревизором разговаривает, приласкала его откро­венно, отошла от окна и погасила свет. Он бегом через улицу проходным двором в соседний телефон-автомат: «Семен Васильевич, это я. Завтра в восемь тридцать форма номер один». Все. Команда получена, к утру все будет сделано. Прибегает обратно с бультерьером, смотрит - матерь бо­жья! - в спальне погасло, зажглось и опять погасло.

Ну, минут через пятнадцать входит он с мамой в дом, - ах, какой пассаж в спальне! Теперь уже компромат есть на молодого человека, уже полегче будет разговаривать. Да? Ну, слава богу.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!