ЕВРОПЕЙСКО - КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Словосочетание «ФР» начинает функционировать в немецком языке (Die Philosophie der Religion) уже с1772г.–начинаяс титула книги австрийца З.фон Шторхенау, а во французском (La Philosophie de la Religion) с 1774 г. – начиная с подзаголовка увесистого тома Ф. Пара дю Фанжаса – значительно раньше, чем в английском.Задолго до того, как англоязычныефилософы религии нача-лиосознавать, какой «прозой» ониговорят,немецкоязычные уже давно успели разделитьсянаостроконкурирующиепартии. ВтечениевсегоXIX в. однозначный приоритет в ФР в Европе принадлежал Германии. Правда, в «количественном отношении» континентальный «философско-религиозный ренессанс» последних 50 лет выглядит относительно скромным в сравнении с англо-американским (см. гл. 2), но, несомненно, перед нами второй из очень интенсивно развивающихся«философско-религиозных регионов»1. В Германии, Скандинавии и Нидерландах действуют философско-религиозные общества, выходят специализированные периодические издания, например «Новый журнал по систематической теологии и философии религии» (евангелический), «Теологияи философия» или «Новый ежегодник по философии религии» (католические), при этом очень немногие собственно теологические периодические изданияне содержат обсужденияпроблем ФР. Во Франции таких изданий меньше, но можно среди них выделить, например, «Обозрение религиозной истории и философии». Философско-религиозные публикации появляются в солидном международном журнале «Нумен» (выходит в Нидерландах). Периодическим изданием следует считать и материалы «Двухгодичной Европейской конференции по философии религии». Философско-религиозные монографические исследованиярегулярно публикуются в серии «Штудии по философской теологии», которую выпускают Г. Адриансе и Ф. Брюммер, а публикует знаменитое издательство «Клувер». Философияпоследних десятилетий неспешно, но вполне определенно дви-жетсяв направлении конвергенции (вопреки жесткой дуалистической схеме Г. Янцен, см. § 4), и континентальнаятрадицияне в меньшей степени обнаруживает рецептивность по отношению к англо-американской, чем та – к конти-нентальной2. Эту интеркультурность и тенденцию к синтезу можно считать
|
|
1 Некоторые исследователи континентальной ФР убедительно связывают од
нозначный рост интереса к ней в Европе в последние десятилетия скризисом «ан
тифилософской» диалектической теологии К. Барта, увлечением «теологией
религий», постмодернистским стимулированием внеконфессионального религи
озного философствованияи,наконец,свлиянием «дружественного отношения» к
религиивангло-американскойфилософии.См., например, Rosenau, 2000.S.2–3.
|
|
2 Однако это не означает осознаниянекоторых больших методологических
расхождений. Примером может служить резко критическаярецензияанглийского
134 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
«родовым признаком» современной западной философии в целом, и ФР не яв-ляетсяздесь исключением. Тем не менее континентальнаятрадициянесет некоторые весьма значительные «видовые признаки», без учета которых невозможно разобратьсяв ее понимании ФР.
Первой особенностью континентального философско-религиозного дискурса следует признать несомненно бóльшую «дискретность». Англо-амери-канскаяФР представляет собой в значительно большей мере единое интеллектуальное пространство, чем основные континентальные философско-религиозные регионы, каковыми являются в первую очередь Германия, затем Нидерланды, Скандинавские страны (включая Финляндию), Австрия, а также постепенно присоединяющиеся к «философско-религиозному процессу» романские страны, прежде всего Франция1. Последняя и в данном случае проявляет специфический культурный национализм: французские авторы по ФР ссылаютсяпреимущественно на французских. Правда, в 1976 г. Германо-Скандинавское, Голландское и Британское общества ФР учредили регулярную собирающуюся один раз в два года Европейскую конференцию по философии религии, в которой участвуют преподаватели европейских университетов (помимо этого она открыта и длянеевропейских участников), а также учредили периодическое издание, публикующее представляемые на конференции доклады. Штаб-квартира организации находитсяв Утрехте (среди ее основных деятелей В. Брюммер и Х. Врум). Начиная с 1992 г. программа конференции тематизируется2. Несомненно, здесь чувствуетсяи стремление нарушить фактическую американскую монополию в англоязычном пространстве публикаций по религии3, но приоритетной является задача привести к большему консенсусу разнородные европейские пониманияФР.
|
|
философа М. Бурли (Университет Лидса) на недавнюю книгу голландского религиоведа-компаративиста Х. Врума «Спектр мировоззрений: введение в философию религии в плюралистическом мире» (см. ниже) за то, что книга с таким названиемпоопределению должна содержать оценки рассматриваемых религиозных верованийсточки зренияих когерентностиивалидности,аэтовней никак не обнаруживается (Burley, 2007. P. 112–113).
|
|
1 Обзорнаялитература по состоянию ФР в Европе в целом и в отдельных ре
гионах (Скандинавия и Финляндия, Бенилюкс) представлена в сборниках ста
тей: Lehtonen & Koistinen, 2000; Brümmer & Sarot, 1996. Состоянию
«философско-религиозных дел» в немецкоязычных странах посвящена обзор-
наястатьяRosenau, 2000, специально евангелической философии религии –
Hummel, 1988.
2 Тема 9-й конференции (1992) «Традиционный теизм и его современные аль
тернативы», 10-й – «Концепция“личности”, человеческой субъективности и ее
последствий дляфилософии религии», 12-й – «Понятие религии», 13-й – «Буду
щее религии и будущее подозрения», 14-й–«Религия, эстетика ипонятие вообра
жения», 15-й – «Критика Просвещения», 16-й – «Религия после метафизики»,
17-й (2008) – «Жертвоприношение» (в Осло).
3 П. Бирн, издатель едва ли не самого значительного англоязычного религио
ведческого периодического изданияReligious Studies, обратил вниманиена то, что
около 90 % публикаций журнала принадлежат североамериканским авторам (Ko-
istinen, 2000. P. 14).
Втораяособенность континентальных штудий по ФР может быть соотнесена с различной степенью их «секуляризации». В Скандинавских странах и Нидерландах они осуществляются преимущественно в рамках теологических факультетов; в Германии и Австрии в них вовлечены теологические факультеты, философские, религиоведческие и др.; во Франции их относительно «новые шаги»1 делаютсяв чисто светском пространстве. Это институциональное многообразие закономерно дает о себе знать в попытках интегрировать ФР соответственно в теологию, «чистую философию», культурологию, социологию, политологию.
Третьяособенность континентального плюрализма – собственно философская. Хотяангло-американскаяаналитическаяфилософияпредставляет собой скорее лишь определенное «стилевое единство» (см. гл. 1), в сравнении с ней «континентальнаяфилософия» – лишь «обобщение по остатку», включающее спектр философских программ, которые объединяет только то, что они не «англосаксонские». В этот спектр включаютсяи аналитическаяфилософия (с «континентальными особенностями»), но значительно большее пространство в нем занимают установки гуссерлевской феноменологии, кантианского трансцендентализма и экзистенциалистской герменевтики2. При этом один и тот же философ религии нередко предпочитает использовать ресурсы не одной из этих программ, а по крайней мере двух (иногда и больше), полагая, что это должно значительно усилить его «точки опоры», опять-таки нередко сочетая эти чисто философские программы со своими теологическими установками. В итоге получаетсятакая«вязь» философско-теологических дискурсов, в сравнении с которой методологическаяпалитра большинства англо-американских философов религии завораживает своей простотой, особенно если учесть сравнительную скромность их чисто методологических притязаний при сопоставлении с теми, о которых пойдет речь в этой главе.
Из этой «философской многоукладности» и «притязательности» следует еще одна особенность. С одной стороны, континентальное видение ФР значительно менее «направленно», чем в англо-американской традиции, где она организована преимущественно предметным куррикулумом философской теологии, ее стратегий и ее отрицаний (см. § 3), и потому значительно более «диффузно». С другой стороны, – и это длянас первостепенно важно – это видение значительно в большей мере авторефлективно, сфокусировано на установлении гра-
1 Донедавнего временистатусФРвпоследовательносекуляристской Франции
был настолько невысок, что статьи с соответствующим названием отсутствовали
даже в наиболее известных философских лексиконах (совсем как в СССР,
см. гл. 1), а сама эта область философского дискурса зачислялась практически од-
нозначнопо ведомству теологии ине ставилась в ряд с собственно философскими
дисциплинами.
2 Хотянекоторые обозреватели добавляют сюда постмодернизм и иногда отдель
но деконструктивизм, эти направленияследует однозначно вычесть из данного
списка ввиду антиметодологического характера соответствующих направлений и
принципиального игнорированияими дисциплинарной философской системно
сти, котораяисключает естественным образом и ФР как одну из составляющих.
Это вынуждена была признать (не без сожаления) даже однаизнаиболее активных
пропагандисток «французской философии» в англо-американском философском
мире. См.: Jantzen, 1999. P. 465.
136 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
ниц ФР со смежными дисциплинами знания, озабочено (особенно в немецкой традиции) «вопрошанием» о ее природе и идентичности, тогда как англо-американскими философами очень многое принимается«по умолчанию» из того, что должно быть самым серьезным образом проблематизировано1. Правда, как и всехорошее вэтом несовершенном мире, европейско-континентальная«фи-лософскаясубтильность» имеет и теневую сторону: дляконтинентального философа (и вообще, и в ФР в частности) магияслов имеет порой большее значение, чем решение конкретных проблем; он далеко не всегда (в отличие от философа-аналитика) стремитсяк тому, чтобы его понимали; риториче-ско-дидактические фигуры в его речи занимают, как правило, существенно больше места, чем у его англоязычного коллеги.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!