Критика философии религии как теоретического проекта.



Рассмотренные программы реализации ФРвесьма различны,а некоторые из них состоят в отношениях конфронтации, одна­ко их объединяет убежденность в ее эпистемической ценности и важности длярешениядуховно-практических задач челове­ка. Однако есть и те, кто считает, что она не может и не должна быть применимой длябольшего, чем учебно-академическая отчетность. Ярким представителем этой точки зрения, несо­мненно, следует считать философа У. Мартина, автора книг «Порядок и интеграция знания» (1957) и «Метафизика и идео­логия» (1959), а также (что главное для нас) статьи «Филосо-фиярелигии», изданнойв многотомной американской«Новой католической энциклопедии» (2003).

После рассмотренияработ философов, обычно считаю-щихсяпредставителями данной дисциплины, Мартин, абстра­гируясь от этого, задается вопросом о значении самого слово-сочетания«ФР». Оно относитсяк классу «философий че­го-то» – philosophy of X. Но к какому виду такого рода философийонаможетотноситься, инымисловами, чтоза Хсо­ставляет ее объект? В некоторых случаях Х– это вид бытия, как в случае с философией природы или философией истории; од­нако термин «религия» не относится ни к бытию, ни к сущест­вованию. В других случаях Х – это область познания, здесь ти­пичным представителем будет философиянауки; но ясно, что ФР не занимаетсяни знанием как таковым, ни каким-либо его видом. В третьих случаях Х – человеческаядеятельность, и фи-лософияможет быть ответственной за определенные исходные принципы, которые эту деятельность могли бы нормативизи-ровать; такова философияобразования. Но дляМартина оче­видно, что то, с чем, как правило, ассоциируетсяФР, соотно-ситсяне с деятельностным, а с экзистенциальным; кроме того, сама религияявно не относитсяк деятельности в том смысле, в каком образование1. Правда, можно было бы пересмотреть первое, онтологическое значение Х, и тогда ФР могла бы соот­ветствовать тому, что называетсяестественной теологией, как то часто и понимается. Но история мысли знает три способа

Martin, 2003. P. 71.


118  Глава 2. Философия религии в англо-американской перспективе

пониманиязадач самой естественной теологии. После Рефор­мации некоторые протестантские богословы стали понимать естественнуютеологию как приложениебогооткровенной тео­логии кконечному, природномумиру, и в такомслучае эта тео-логияне может быть бóльшим, чем один из аспектов послед-ней.Очевидно,чтоФРнеможеттрактоватьсякак естественная теологияв этом смысле. Далее, у Фомы Аквинского естествен-наятеология– это относительно автономный домен естест­венного разума, скоординированный, однако, с теологией бо-гооткровенной. «Если философиярелигии отождествляетсяс этим значением, она становитсяпросто синонимом. Но было бы по крайней мере исторически некорректно делать филосо­фию религии синонимом естественной теологии. Более того, это был бы легкий путь вообще уйти от наличной проблемы [идентификации философии религии]»1. Наконец, естествен-наятеологияпроектировалась не только как автономное зна­ние о Боге, но и как замена богооткровенной теологии. Такова была «религияразума»деистов, ставшей орудием вборьбе про­тив церкви. Окончательное свое оформление она получила в «религии в границах одного разума» Канта, которую можно считать отрицанием всякой теологии. Но именно в эту эпоху философского разрушениятеологии начинает складываться ФР, котораядостигает завершениясвоей самореализациив не­мецком классическом идеализме.

В итоге ФР можно определить, считает Мартин, как «идео­логический субститут любой естественной теологии», созда­ние «вселенной дискурса идеалистических мировоззрений». ФР становитсявнутренне противоречивой реальностью: она, как предполагалось, должна была стать областью знания, но знание есть нечто по природе своей развивающееся, а эти «идеалистические мировоззрения» (idealistic Weltanschau-ungen) составляют нечто «завершенное, конечное и ограни­ченное индивидуальными “системами” мыслителей», как и любые идеологии. В настоящее время, когда эпоха идеалисти­ческих систем давно завершилась, а в мире господствует секу-ляризм, ФР не может обозначать что-либо большее, чем одну

Martin, 2003. P. 72.


§ 5. Способы установления генезиса философии религии                                119

из рубрик «порядка преподавания и изучения», и относится лишь к категориям «куррикулярным», институциональным. В таком качестве они могут относитьсяк какому-либо роду знания, а могут и не относиться1.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!