Основные взгляды на предмет и границы философии религии
Шохин В.К.
Ш82 Введение в философию религии / В.К. Шохин. – М. :
Альфа-М, 2010. – 288 с.
ISBN 978-5-98281-215-5 («Альфа-М»)
Интенсивнейший рост популярности философии религии в последние годывроссийском интеллектуальномпространственесопровождается сколько-нибудь пропорциональным интересом пишущих на философско-религиозные темы ни к методологическим проблемам ее теории и истории, ни к новейшей историографии по этим темам. В настоящей работе впервые предлагаетсяопыт систематизации и критического анализа позиций по обозначенным проблемам в начальной еще российской философско-религиозной литературе (в противоположность религиозно-философской) и практически уже необозримой англо-американской и европей-ско-континентальной. В завершение приводятсяавторские решенияпро-блем идентификации предмета, задач и «заданий» философии религии и периодизации ее исторического становления.
Длянаучных работников, специалистов и аспирантов в области философии религии, а также смежных регионов знания(«науки о религии» и «науки о духе»).
УДК 13 ББК 86.2
© «Альфа-М», 2010
ISBN 978-5-98281-215-5 («Альфа-М») © Шохин В.К., 2010
В |
ВЕДЕНИЕ
Что такое философия религии? Это сочетание двух слов, каждое из которых по отдельности означает бесконечность, было введено в западную мысль в 1772 г., но до сих пор не получило сколько-нибудь унифицированного истолкования. Более того, подходы к предмету философии религии (ФР) более всего напоминают разлетающиеся галактики.
|
|
Первая причина этого положения дел состоит в том, что ФР. становится все более популярной, можно сказать модной философской специализацией, и вполне понятно: чем больше людей вовлекается в ее орбиту, тем более широк спектр интересов, подходов и соответственно позиций в отношении ее задач. Может, покажется парадоксальным, что ФР становится востребованной пропорционально высоким темпам секуляризации западного (в первую очередь европейского) общества. Но в этом есть своя закономерность: религия – константа духовной культуры, и (отчасти по закону сообщающихся сосудов) по мере снижения экзистенциальной заинтересованности в ней растет интерес умозрительный. Вторая причина – культурно-политическая заинтересованность: при всей не только фактической, но уже и юридической секуляризации западного общества1 его пространство, подобно Римской империи эпохи распада, очень быстро заполняется афро-азиатскими этносами, и поскольку новые обитатели западного мира не хотят секуляризоваться, изучение религий (поэтому и религии), а также «религиозного диалога» связывается для западного человека и с проблемой выживания. Третья причина в том, что сциентистская картина мира, которую начали строить просветители XVIII в. и попытались «догматизировать» неопозитивисты ХХ в., потеряла свой непререкаемый авторитет и ее место
|
|
1 Лучший аргумент в пользу этого утверждения – единодушный и уже официальный отказ стран ЕС (подразумевается проект его конституции) от признания христианства не только духовной, но даже историко-культурной составляющей Европы.
6
Введение
замещается другими, имеющими значительную религиозную составляющую (пусть и не христианскую1, которую делают сейчас ответственной и за картезианский сциентизм модерна, но все же религиозную2). Четвертая причина связана с различиями в самих ракурсах видения компетенций философии в отношении религии в двух основных пространствах современной философии – англо-американском и европейско-континентальном. Но есть и пятая причина дивергенции мнений: сам вопрос о задачах философии по отношению к религии относится к числу типично философских вопросов как «вечных», т.е. тех, в отношении которых консенсус не может быть достигнут вследствие различия исходных презумпций самих субъектов познания.
|
|
В настоящее время и Россия, несомненно, переживает начальную стадию острого интереса к ФР, которую можно сравнить с начальным «философско-религиозным бумом» в Европе второй половины XVIII в. Несомненно, что эта «острота» обусловлена свежестью нашего, как и во многих других случаях запаздывающего, подключения к «глобальным процессам» и тем вектором, который противоположен западному, – очевидным ростом значения самой религии в жизни страны, а фило-софияхотяи не детерминируетсяобщественной жизнью, но неизменно ею стимулируется. Причины «начальности» нынешнего российского увлеченияданной областью философии исторические: в дореволюционный период религию преимущественно защищали от философии, в советский – философию еще более решительно ограждали от религии, поэтому к
1 Так, совсем недавно британский биолог М. Рейс был вынужден покинуть
пост директора по делам образованияБританской академии наук. Он предложил
оставить креационизмвшколе хотябы как предмет обсуждения. Одинизаргумен-
тов Рейса состоял в следующем: несмотря на то что в США школьников из семей,
которые разделяют библейскую картину мира, 40 %, а в Англии лишь 10 %, права
меньшинств (по официальным понятиям современной западной демократии) все
же должны соблюдаться. В заявлении Британской академии наук по этому поводу
былоясно сказано: «Королевскоеобщество считает, что креационизмнеимеет на
учного обоснованияи его не следует включать в учебный план» (Отдел внешних
церковных связейМосковского Патриархата.Информационный бюллетень. 2008.
№ 9. С. 104).
|
|
2 Значительные надежды возлагаютсянекоторыми философами и учеными в
связи с этим на религиозные мировоззрения Южной и Центральной Азии и Даль
него Востока.
Введение
7
эпохе крушенияидеологии государственного атеизма в том регионе философии, который мог бы специализироватьсяв религии, образовалась закономернаяпустота.
О том, что сейчас она интенсивно заполняется, свидетельствуют и повсеместное чтение курсов по философии религии в размножившихсяза последние два десятилетияуниверсите-тах – светских и духовных (с соответствующими учебными пособиями и программами), и посвященные данной проблематике конференции и семинары (при очень значительной доле соответствующей секции и в общефилософском российском конгрессе), и пользующиесябольшим спросом немногие специализированные в этой области (и частично специализированные) периодические изданияи антологии, и внимание, уделяемое этой тематике в общефилософских и богословских изданиях.
Однако при всем этом энтузиазме признаки «начальности» благополучно сохраняются. Так, на философских форумах под ФР очень нередко понимаютсялюбые типы связей между философией и религией (а то и все, что связано с религией и безотносительно к философии1). В очень немногих университетах курс ФР не отделяетсяот религиоведения(а это все равно как если бы одному человеку поручили бы преподавать и английский язык, и теоретическое языкознание). Но главное в том, что те, кто читает лекции по этому предмету и делитсясвоими соображениями по нему с коллегами, как правило, не обнаруживают интереса ни к тому сравнительно немногому, что пишут их коллеги-соотечественники, ни тем более к тому очень многому, что писалось и пишетсяза рубежом, ни к реальной
1 Поэтому нет большой неожиданности в том, что представительнаяодно-именнаясекцияпредпоследнего Российского философского конгресса легитимировала под этим названием доклады на столь несхожие темы, как «Инфинитизм как основоположение внетеизма» и «Процесс “расколдованиямира” и “охота за ведьмами”вЗападной Европе (XVI–XVII вв.)», «Феноменологиярелигии как герменевтика “священного”»и«Этноконфессиональное пространство Среднего По-волжьяконца XIX – начала XX вв.», «Природа религиозного фанатизма» и «Особенности философии религии в Риме I в. до н.э.» и т.д. См.: Философияи будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая2005 г.). Т. 2. М., 2005. С. 509–620. (Здесь и далее в примечаниях даютсяполные библиографические описаниятолько тех книг, которые не включены в кодовую библиографическую систему настоящего издания.)
8
Введение
истории философско-религиозной мысли (которую поэтому очень редко отличают от религиозно-философской)1. В перспективе такой способ изысканий надежно страхует соответствующую область знанияот прогресса, содействуятому, чтобы каждый начинал изобретать заново пылесос2.
Настоящаямонографияи призвана оказать, если можно так выразиться, академическую поддержку философско-религиозному интересу в стране как раз через заполнение тех зияющих информационных лакун, которые были обозначены. Цель простая– выявление основных позиций по идентификации предмета, задач, границ ФР со смежными дисциплинами знания, а также представлений о ее историческом генезисе в общей сложности за период с 1950-х гг.Этопозволит представить пишущим в России о ФР панораму основных существующих позиций по самому главному вопросу в связи с ней – о том, что «она все-таки такое». Однако должен с самого начала предупредить читателя, что не претендую на обеспечение его «базой данных». Не сомневаюсь, что мне удалось выявить определенный массив информации по российской историографии вопроса, который постоянно пополняется. Что касается западной историографии, то о степени ограниченности представленного вкниге материала можносудитьпо тому, чтоежегодно только на основных языках выходит, по самым приблизительным прикидкам, никак не менее полусотни общего числа рецензируемых монографий, учебных пособий, сборников ста-1 Отчастиипотой логике, что нет большого смысла приближатьсяк океану литературы, в котором одна волна информации влечет за собой следующую и т.д., когда можно всегда что-нибудь придуматьисамостоятельно–исходяиз«здравого смысла».
2 Даннаяособенность присуща современной отечественной философии в целом, о чем свидетельствует хотябы ничтожное количество рецензий на книги (наличные являются преимущественно «заказными»), коих выходит множество (в одном Институте философии РАН более сотни в год), в отечественной философской периодике. Даннаяустановка (по старомуанекдоту: «чукча–нечитатель, а писатель») выражаетсяи в том, что отсутствуют сами навыки писанияпрофессио-нальных рецензий на книги. Отметим, что западные философские журналы изобилуют профессиональными рецензиями, и каждая книга, сколько-нибудь заслу-живающаявнимания, рецензируетсяне один раз. Если начинать боротьсяс «синдромом чукчи» всерьез (безэтого возможен толькоколичественный рост«фи-лософского производства», без качественного), то соответствующаяпрограмма должна быть заложена уже в вузовское философское образование.
Введение
9
тей и антологий, в названии которых фигурирует «философия религии»1. Поэтому то, что предлагаетсяздесь, можно назвать даже не выборкой, а выборкой из выборки. При этом она охватывает не столько все самое значительное, что вышло по ФР в англо-американском и континентальном философском мире, сколько все заслуживающее вниманияиз того, что оказалось доступным дляавтора. Могу только сказать в свое оправдание, что сама классификация позиций по идентификации-демаркации ФР и ее истории является вполне самостоятельной (хотя и подготовительной) теоретической задачей, так как эти позиции отнюдь не всегда лежат на поверхности и идентификация-демаркация их самих также представляет собой отдельное «философское задание».
Решению историографической задачи посвящены гл. 1–3 настоящей монографии, которые написаны по единому плану. Можно назвать две причины, по которым в каждом случае в обзор были включены воззренияне только на предмет, но и на генезис ФР. Во-первых, взгляд на то, с чего начинается исто-рияпредмета, четко характеризует понимание самого предмета. Ответы на вопрос, что такое ФР, очень по-разному восстанавливаются, например, из допущения, что ее история не от-личаетсяот истории осмыслениячеловеком исходных мировоззренческих вопросов, которые он начал ставить перед собой ещена заресвоей истории,и из презумпции, чтоона возникла как философское осмысление самой религии не ранее чем в «век просвещения». Во-вторых, философскаямысль (в том числе и та, котораяосуществляетсяв ФР) по природе своей авторефлективна, возвращаетсяпостоянно к одним и тем же «вечным» проблемам, поэтому длянее чрезвычайно важны разысканияо своей генеалогии. Упомяну и один формальный признак, заложенный в саму селекцию литературы, концепции которой систематизируютсяв этих главах. Рассуж-денияразличных авторов о ФР разбросаны в разных публикациях, посвященных не только ФР, но и смежным с ней областям знания. Однако было принято решение рассматривать в первую очередь те, в названиякоторых словосочетание «ФР»
1 С учетом и обновляемо-расширяемых переизданий, которые в западной философии очень популярны.
10
Введение
так или иначе включено, отчасти по соображениям «практического разума»: в отсутствие самоограничениябыла бы неизбежной угроза того, что историографическаяработа могла иметь только начало, но не конец (а потому и результаты ее могли не оказаться достоянием читателя). Была задействована и та презумпция, что если кто-то пишет о ФР эксплицитно, то он берет на себяхотябы минимальную ответственность за то, чтобы раскрыть (хотябы «имплицитно»), как он ее понимает. В конце каждой из этих глав читателю предлагаютсяи авторские прогнозы относительно перспектив самопониманияФР на соответствующих «философских территориях».
Более важнаязадача состояла в разработке авторской модели теории ФР, исходныевопросы которой связаны прежде всего с идентификацией самой ее предметности и задач, решаемых в той деятельности, что можно назвать одной из философий родительного падежа1 и следует отграничить от других, смежных дискурсов (их вместе с ней можно было бы обозна-читькак «науки о религии»и «науки одухе»). Решению этой задачи посвящена гл. 4.
Два параграфа гл. 4 посвящены соответственно критическому анализу полученных результатов по обозначенным вопросам и обоснованию на базе этой критики оптимальной концепции предметности ФР. Пример великого основателя индийской школы навья-ньяя Гангеши Упадхьяи (XIII в.), который выстроил свое определение связи между большим и средним членами силлогизма (как механизма логического вы-ведения– вьяпти) на основании логической верификации 29 предшествовавших, всегда мне импонировал. Не работать с достижениями и, соответственно, аберрациями предшественников, занимаясь тем же, что и они, – это демонстрировать либо элементарную леность, либо самоуверенность. Схоластический метод, которому яздесь вполне сознательно следую,
1 «Философии родительного падежа» –авторский неологизм, выстроенный из параллелей с «теологиями родительного падежа». Подразумеваются такие области философии, предметы которых – нефилософского в собственном смысле происхождения. Наиболее значительные современные аналоги: философия науки (с дальнейшими производными типа философияматематики, философияфизикиит.д.), философиятехники, философияправа, философияполитики, философияобра-зования и т.п. (подробнее см. § 2).
Введение
11
страхует от обеих названных болезней сразу. Поэтому он пред-ставляетсятакже «добродетельным», ибо здесь признаютсядве бесспорные вещи: и то, что наши предшественники дляче-го-то все-таки работали (даже их отрицательные результаты имеют несомненное «воспитательное значение»), и то, что делать философию с самого начала (что в связи с ФР предпочитают делать многие отечественные авторы) было дано только первым философам, но отнюдь не тем, кого от них отделяют тысячелетия, а осознание этого, несомненно, должно вести к некоторому смиренномудрию.
Следуятому методу, который всегда предполагал ответы не тольконареальные, но инавозможные возражения, скажем несколько слов тому потенциальному оппоненту, который может возразить, что отстаиваемаяздесь необходимость для ФР так много заниматьсясобой, а также постоянным уточнением собственных границ с «соседями» отвлекает от решения конкретных проблем и задач ФР. Во-первых, разномнения по данным вопросам настолько велики1, что, не осмыслив их, никто из тех, кто хочет заниматьсяэтой областью знания всерьез, не может сделать даже начального шага. Во-вторых, даже если бы консенсус мнений был и бóльшим, задача самоидентификации той или иной области философии (особенно той, в которой философияимеет как бы общий предмет с нефилософскими, междисциплинарными исследованиями2) может показатьсяизбыточной только тому, кто смотрит на нее извне. Ведь специфической особенностью философского дискурса, отличающего его от других видов теоретической деятельности, является выраженная авторефлексивность. Это означает, что в отличие от математика, биолога или искусствоведа, длякоторых, как принято сейчас говорить, «вопрошание» о
1 Хотяони очень значительны и в такой философии родительного падежа, как
философиянауки,естьоснованияпредполагать, что всеженевтакой степени,как
в ФР.Вовсякомслучае здесьестьбольшийконсенсус (хотяинеполный)втом,что
объектом философиинауки должно быть все-таки само научное знание,анепроб-
лемы математики, физики, биологии и т.д. как таковые, тогда как среди тех, кто
пишетоФРиунас,изарубежом, очень немало тех, ктосчитает, что предметом ФР
является не религия, а конкретные религиозные верования и учения.
2 Типичным примером являетсяфилософиянауки, котораядолжна вступать в
очень непростые, «пересекающиеся» и конкурентные отношения со множеством
науковедческих дисциплин.
12
Введение
теоретической идентичности их деятельности не является существенным предметом их исследований в качестве носителей соответствующих специализаций1, для«философского господина журдена» знание не только того, что он говорит прозой, но и того, какой именно прозой, и даже того, что значит вообще «говорить», является первостепенным2. До такой степени, что если он не отдает себе отчета во всем перечисленном, то можно смело сказать: он прозой вообще не говорит, по крайней мере «философской». Поэтому обращенияк вопросам о том, в чем состоят, к примеру, задачи философской логики (в отличие, скажем, от философии логики), границы между метафизикой и философией сознанияили какаяфилософиядолжна быть заложена в философскую компаративистику, составляют ключевые проблемы соответствующих философских специализаций. По той же самой причине отсутствие такого рода проблематизаций в соответствующих областях философского дискурса является признаком не «здоровой самоочевидности», но скорее отклонением от нормы философствованиякак такового. Задача же демаркации является необходимым требованием практической рациональности. Ведь если мы, к примеру, не отделяем реально ФР от философской теологии, религиозной философии или религиоведения, то оказываемся дезориентированы в том, чем в качестве философов религии занимаемся, кроме того что «умножаем сущности без достаточного основания». Но в таком случае мы способствуем дезориентации и наших «соседей», которые, вместо того чтобы заниматьсясвоим делом, должны от нас постоянно отгораживаться.
Точно так же построена и гл. 5, посвященная разработке концепции истории ФР. Здесь также, по указанным мотивациям, авторскому решению вопроса о периодизации исторического становленияФР предпослана критическаяиерархизация взглядов на ее генезис исходя из той их классификации, кото-
1 Поэтому оно становитсяобъектом вниманиятех, кого называют как раз фи
лософами математики, биологии или искусства.
2 В связи с этим нельзя не вспомнить о простом, но верном замечании вдумчи
вого американского философа религии Ф. Ферре, который отметил, что если, к
примеру, вопрос о том, что такое химия, никоим образом не является «химиче
ским», то вопрос о природе философии непосредственно входит в предметность
философии [Ferre, 1967, p. 11].
Введение
13
раяосуществлялась в первых трех главах. Решению обеих за-дач–и критической, иконструктивной–помогла работа, про-веденнаяв предшествовавшей главе, посвященной идентификации предмета ФР и ее «заданий». Выше было отмечено, что взгляд на историческое начало какой-либо области знания наглядно демонстрирует, как понимается ее идентичность. Но не менее верно и то (фактически речь идет об одном и том же), что если пишущий о чем-то мыслит последовательно, он не может неопределять генезис этойобласти знанияисходяиз того, какими он видит ее сущностные характеристики. Поэтому те способы пониманияисторического становленияФР, которые оказываютсяприменением к ее истории изначально некорректного, с моейточкизрения, пониманияпоследних, подвергались элиминации уже сразу – как заведомо не соответствующие работе построенияистории ФР материалы. О том, насколько качественные инструменты использовались дляпо-строенияэтого «здания» – в виде соответствующих терминов и основанных на них словосочетаниях, – судить читателю. Готов признать некоторую их тяжеловатость и даже определенную архаичность, но они по крайней мере дали мне возможность сказать, что яхотел, а это уже не так мало.
Разумеется, я не претендую на окончательность результатов своих «идентификационно-демаркационно-периодизаци-онных размышлений», и не только потому, что того требует скромность. Эти вопросы относятся к «вечным» в том смысле, что их решение зависит от исходных презумпций и установок каждого, кто ими занимается, и при отсутствии возможности эмпирической верификации этих решений два философа вряд ли в них совпадут. Поэтому каждый может рассчитывать максимум на то, что его способ решенияпоставленных вопросов покажетсяхотябы какой-то части философского сообщества более предпочтительным, чем другие, пусть хотябы в отрицательном смысле: что он порождает меньше оправданных недоумений, чем они.
3 Л ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В РОССИЙСКОЙ Е I ПЕРСПЕКТИВЕ
Исторические посылы дляФР в России следует признать cравнительно с европейскими весьма незначительными. Из более или менее известных за весь имперский период до нас дошел лишь один курс под названием «философия религии», который скорее всего во второй половине 1830-х гг. читал в Киеве протоиерей профессор Иоанн Скворцов, учитывавший и критиковавший воз-зренияна религию Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля1, и несколько духовно-академических курсов под другими названиями. А также лишь «два с половиной» монографических издания– «Религия, ее сущность и происхождение» (1873) – докторскаядиссертацияпрофессора Московской духовной академии В.Д. Кудрявцева-Платонова, одноименное сочинение (с подзаголовком «Обзор философских гипотез») протоиереяТ. Буткевича (1902–1904) и незакон-ченнаямонография«Философиярелигии. Ч. 1 – историческая» профессора богословияКиевского университета протоиереяНиколаяБоголюбова (1915). Скудость этих фактов существованияобсуждаемой области философии объяс-няетсяи тем, что ее предмет не мыслилсяпрактически как нечто отдельное от богословской апологетики, а потому «перекрывался» другой областью знания, притом не светского, но духовного. В советский период в изобилии переиздавались комментированные антологии положенийклассиков марксизма о сущности и происхождении религии и немало памятников домарксистского («до-научного») атеизма и богоборчества ив массовомколичествекниги и брошюры по «научному атеизму» (см. Введение). Не могло быть и речи о каком-нибудь исследовании того, что могло бы составлять предмет ФР: «предмет» этот вначале предполагалось ликвидировать, затем, когда это оказалось невозможным, – изживать, но вовсяком случае он мыслился как объект не философа, а пропагандиста (или «философа-пропагандиста»). Потому и само словосочетание «ФР»казалось настолько «несочетаемым» (исходяиз той логики, что «философствовать» уместнонад тем,что полезно, а не надтем, что вредно, – с этим надо бороться), что оно не получило доступ даже в справочно-эн-циклопедические издания. Публикации западных философов религии (в тех случаях, когда они вообще удостаивались внимания) служили лишь объектом однозначной критики – как непосредственное философское пособничество клерикализму и в лучшем случае опосредованное отстаивание классовых интересов буржуазии, заинтересованной в религии.
Первый прецедент реального обсужденияфилософско-религиозной тематики датируетсяэпохой распада официальной атеистической идеологии. Речь идет о книге Ю.А. Кимелева «Современнаязападнаяфилософиярелигии» (1989), где предлагалось практически объективное (с очень умеренной марксистской критикой) изложение взглядов таких известнейших философов религии ХХ в., как Р. Шеффлер, Б. Вельте и ряд англо-американских философов. В этом следует
1 См. публикацию его лекционного курса в [Скворцов, 2007] и комментарий к нему [Куценко, 2007].
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 15
видеть причину авторитетности Кимелева в отечественной литературе: когда российские авторы вообще на кого-то ссылаются, то преимущественно на него. ХотяроссийскаяФР в сравнении с западной находитсяеще (по указанным причинам) в зачаточном состоянии, отечественные авторы выразили, пусть, как правило, и нечасто стремясь к обоснованию своих позиций, основные логически возможные способы идентификации ее задач и соответственно предмета.
Основные взгляды на предмет и границы философии религии
Воззренияроссийских авторов на указанные основные параметры ФР целесообразно рассмотреть и в их логической последовательности и сообразно степени их сравнительной популярности. «Родовые характеристики» этих позиций будут проанализированы вместе с типологически близкими им западными (от которых они частично зависимы) позднее (см. гл. 4, § 9), а в данной главе будет рассмотрена их религиональнаяспецифика.Таких основныхпозиций ябывы-делил пять.
1. Синкретический подход: ФР как единство разнородных дис курсов. Трудно сказать, многие ли современные российские авторы, пишущие по интересующему нас предмету, изучали названную выше монографию прот. Н. Боголюбова «Философия религии» (1915), но его основные посылки воспроизводятся не в однойсовременной публикации. В книге Боголюбова прежде всегоконстатировалсятотфакт, чтостермином«ФР»соединя-ютсяобыкновенно (автор подразумевал современную ему европейскую литературу) два значения. «Во-первых, под философией религии разумеется религиозная философия (курсив здесь и далее мой. – В.Ш.) или теософия, т.е. мировоззрение, хотяи изложенное в философских терминах, но имеющее своим основным источником собственно религию. Во-вторых, под философией религии разумеется философская наука о религии, т.е. наука, ставящаясебе предметом исследованиясамою религию как целое»1. Несмотряна то что речь при предложен-
Боголюбов, 1915. С. 23 (цитата дается в современной орфографии).
16 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
ном исовершенно правильномразграничении идет явно о двух различных областях знания, автор не выявил своей позиции относительно того, какое из них соответствует значению данного термина в большей степени, чем другое.
ФР как религиознаяфилософияявляетсясамоочевидной, и ее предметность не требует уточнений. Другое дело – ФР как «философскаянаука о религии». Здесь, замечает Боголюбов, следует отдавать себе отчет в том, что ее нельзясчитать, как то нередко делают современные ему европейские ученые (прежде всего английские), чем-то вроде «введенияили пролегомен к истории религий» или «науки о религии» (на современном языке речь идет о религиоведении), ибо философское рассмотрение любой области знанияотличаетсяот «положительно научного» тем, что включает соответствующую предметность в более общее целое, а не обособляет ее дляизученияее частных свойств и отношений. Потому ФР в этом смысле так же соот-носитсяс научным изучением религии, как философияприро-ды – с науками о природе, философияязыка – с науками о языке, философия права – с наукой о праве. Она должна поэтому не столько останавливать свое внимание на «изменчивых элементах религии», сколько стремитьсяк пониманию через них «ее существенной основы»1.
Ю.А. Кимелев в своей первой, упомянутой выше моногра-фии«Современнаязападнаяфилософиярелигии» (1989) также распределяет концепции западных философов религии по двум сходным основным рубрикам, которые у него соответствуют двум основным формам ФР: 1) философское религиоведение и 2) философская теология. Первая«форма» мыслитсяим как совокупность философских рассуждений, предмет которых – «религиозное отношение» или «религиозное сознание», а также религиякак культурное явление (а «объект религии» – божественнаяреальность – здесь вторичен), вторая– как дисциплина, выполняющая многообразные экспликативные и конструктивные функции в рамках самой религии. Но далее эта вторая«форма» мыслитсяу Кимелева, как и у Боголюбова, в широком и узком смысле: в широком как отношение филосо-
Боголюбов, 1915. С. 29.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 17
фии к теологии в положительной модальности (при этом она совпадает в определенном смысле с христианской теологией в целом), в узком как стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. «Философскаятеология» обозначает то же самое философско-религиозное теоретизирование, чтои«естественнаятеология», «религиознаяфилософия», «ре-лигиознаяметафизика», «христианскаяфилософия», «христи-анскаяметафизика», «рациональнаятеология», но первое словосочетание имеет свои преимущества перед всеми остальны-ми1. Кимелев осознает, что попытка интегрировать два этих трудно объединимых вида дискурса в одну дисциплину зна-ниятребует обоснования, и довольно быстро его находит: посредством допущения, будто главенствующей и сквозной проблематикой ФР в любых ее разновидностях должно быть «религиозное знание», и в одном случае она может его исследовать, а в другом – продуцировать, но «в любом случае она имеет дело со знанием»2.
Во второй монографии Кимелева «Философиярелигии: Систематический очерк» (1998) развиваютсяидеи первой, но онавполне оправдывает свойподзаголовок, таккакрассужде-ние автора строитсядействительно весьма системно и едва ли не каждые его положенияопираютсяна предшествующие. Уже в предисловии выясняется, что «философия религии – это философияв ее отношениях с религией» (т.е. то, что соответствует «широкому смыслу» у Боголюбова), а та ФР, о которой идет речь в книге, есть философияв ее отношениях с европейской религией, или с христианством, включаяте отношения, которые сложились с ним у русской философии3. Во введении этот исходный тезис снова воспроизводится– с тем уточнением, что историяФР, «особенно такой ее формы, как философскаятеология» (автор строит свою монографию исходяизпрежнего тезисао том,чтоФРчеткораспределяется на философское религиоведение и философскую теологию) «фактически совпадает с историей европейской филосо-1 Боголюбов, 1915. С. 16–18.
2 Там же. С. 10.
3 Кимелев, 1998. С. 3.
18 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
фии»1. Здесь Кимелев, как и Боголюбов, но значительно более «прописанно»,вновь подтверждает законность различенияФР в широком и узком смысле.
В широком смысле это «совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций ее природы и функций, а также (курсив мой. – В.Ш.) философских подтверждений существованияБо-га, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку»2. При этом уточняется, что определенная позиция по отношению крелигии вявнойили неявной форме содержится в любом философском построении, а «притязания» ФР объясняются высоким самопониманием и самооценкой философии в европейской культуре, ибо здесь «всякая реальность и всякий вид познавательной деятельности» должны получить «оправдание и санкцию со стороны философского ра-зума»3. Кимелев снова уточняет, что ФР в широком смысле, как «эксплицированное или (курсив мой. – В.Ш.) имплицитное отношение философии к религии, существует столь же давно, как и сама философия»4. ФР в узком смысле – это «эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и (курсив мой. – В.Ш.) о религии, особый тип философствова-ния»5. В этом втором смысле она предстает в истории философии либо как специальнаятема, раздел некоторых философских дисциплин, например эпистемологии (исследование религиозного познания и знания), либо как самостоятельная философскаядисциплина. Что касаетсядвух выделенных форм ФР, тофилософскоерелигиоведение вновь определяется Кимелевым как совокупность философских рассуждений, предмет которых – «религиозное отношение» или «религиозное сознание» и религиякак культурное явление (божествен-наяреальностьили«объектрелигии» длянеговторичны),а фи-лософскаятеологияопределяетсяим как философиярелигии,
1 Кимелев, 1998. С. 5.
2 Там же. С. 7.
3 Там же. С. 7–8.
4 Там же. С. 8.
5 Там же. С. 9.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 19
выполняющая многообразные экспликативные и конструктивные функции по отношению к самой религии. Но вторая форматакже в «систематическомочерке» мыслитсявшироком и в узком смысле – в первом как отношение философии к теологии в «положительной модальности» (здесь она в определенном смысле совпадает с христианской теологией в целом), во втором как стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами1. В монографии 1998 г. автор вновь подтверждает, что «философскаятеология» обозначает то же самое философско-религиозное теоретизирование, что и такие номинации, как «естественнаятеология», «религиознаяфило-софия», «религиознаяметафизика», «христианскаяфилосо-фия», «христианскаяметафизика», «рациональнаятеология», но имеет преимущества перед каждой из них2.
Кимелеву удаетсяи здесь интегрировать столь трудно объе-динимые виды дискурса в одну дисциплину знаниявновь посредством допущения, что главенствующей и сквозной проблематикой ФР в любых ее разновидностях должно быть религиозное знание, и хотяв одном случае ФР может исследовать его, а в другом–продуцировать, «влюбом случае онаимеет делосозна-нием»3.В историческом плане преобладалафилософскаятеоло-гия, так как до эпохи Просвещения в ФР можно обнаружить лишь «компоненты» философского религиоведения4.
В третьем издании весьма авторитетного учебника по философии длявузов «Философия» (первое издание – 1996 г.) известный специалист по экзистенциальной философии С.А. Коначева очень близко к Кимелеву мыслит предметность ФР в виде синтеза различных отношений философии к религии. Она также в целом различает ФР в двух смыслах. Первые параграфы своего раздела она посвящает «философским концепциям Бога» и доказательствам бытия Бога (что соответству-ет«философскойтеологии»), следующие–религиозномуопы-ту (что соответствует «философскому религиоведению»), но в
1 Кимелев, 1998. С. 12–13, 15–16.
2 Там же. С. 16–18.
3 Там же. С. 10.
4 Там же. С. 14–15.
20 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
параграфе «Кризис традиционного теизма» вводит на философско-религиозное поле и «третьего игрока» – религиозную философию, последовав за М. Хайдеггером в отказе от традиционной метафизики и ее разоблачении1.
М.М. Шахнович не различает ФР в «двух смыслах», но в своей статье «Античнаяфилософиярелигии и парадоксы античного атеизма» (2000) она четко следует Кимелеву (на которого и ссылается) в том, что данная область философии без проблем делитсяна философское религиоведение и философскую тео-логию.ФРв ДревнейГрециивозникла из философского осмыс-лениямифологии и попыток объяснениягенезиса богопочита-нияодновременно, при том что в некоторых случаях, например в платоновском «Тимее», она «получила религиозно-конструктивный характер и превратилась (курсив мой. – В.Ш.) в религиозную философию»2. Уже в период своего зарожденияФР предстает в завершенности своего «круга» – согласно «двум основным направлениям (курсив мой. – В.Ш.): герменевтическому (религиоведение) и конструктивному (философские теологии), из которых первое было представлено многочисленными сочинениями, посвященными интерпретации мифологии и ритуала (начинаясо стоиков), второе – никак не менее многочисленными сочинениями “О богах”»3. Данное деление воспроизводится и в ее фундированной монографии «Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейскаятрадицияв истории европейской культуры» (2002), где также в начальные стадии «античной философии религии» включаютсяпервые попытки объяснения потребности человека в религиозных верованиях и первые опыты доказательств бытиябогов4.
Кимелевское различение ФР на «широкую» и «узкую» принимают и некоторые авторы, склонные в целом к тому, чтобы мыслить ее несколько более определенно. Так, К.М. Антонов (2008) считает это различение самоочевидным и заслуживающим уточнениятолько в применении к русской ФР. Основные
1 Философия, 2003. С. 616–639.
2 Шахнович, 2000. С. 148.
3 Там же. С. 119.
4 Шахнович, 2002. С. 7–11.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 21
его аргументы сводятся к тому, что в русской мысли само словосочетание «философиярелигии» было за немногими исключениями малопопулярным и то, что в русской философии соответствует ФР, было чем-то «более специализированным», чем ФР в широком смысле, и в то же времячем-то более широким, чем «эксплицированное теоретизирование над соответствующей рубрикой»1.
Однако и не ссылаясь на Кимелева, некоторые авторы воспроизводят его распределение ФР на «философское религиоведение» и «философскуютеологию».Например, П.С.Гуревич в своем предисловии к составленной им хрестоматии по ФР (2008) определяет данную философскую дисциплину как «совокупность философских установок по отношению к религии, философских постижений ее природы и функций, а также (курсив мой. – В.Ш.) философских обоснований божества, рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку»2.
ФР в качестве почти равноправного двуединства этих двух своих основных «форм» предстает и во многих введениях в философию, в которых даннаяобласть философии вообще получает какое-либо внимание. Например, дляВ.Д. Губина ФР – «совокупность философских установок по отношению к религии, осмысление ее природы и функций, философские обоснованиясуществованияБога, рассужденияо его природе и отношении к миру и человеку»3.
Правда, в одном из оказавшихсянам доступных учебных пособий уже специально по ФР была предпринята попытка различить не широкий и узкий смыслы единого феномена ФР, но способы углублениямысли в содержание религии и в формы самой религиозности. Там, где имело место только первое, было предложено констатировать наличие лишь религиозной философии, котораяначинаетсяс Филона Александрийского. Религиякак таковаястановитсяпредметом философского рас-смотрениялишь с XIX в. – вначале у И. Канта (?!), затем у Ф. Шлейермахера, но подлинным ее создателем следует счи-1 Антонов, 2008. С. 5–7.
2 Гуревич, 2008. С. 4.
3 Губин, 2005. С. 297.
22 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
тать все же Г.В.Ф. Гегеля, так как он первым исследовал все стороны «религиозного мировоззрения»1.
2. ФР как философское богословие. Хотяникто из авторов, пишущих о ФР, не исключает из ее предметной сферы саму религию, многие из них настаивают на том, что не она составляет предмет данной философской дисциплины, но духовные ос-нованияжизни. Так, Д.В. Пивоваров, автор непрекращающе-гося«сериала» учебных книг, в учебном пособии с самообъясняющим названием «Дух, душа и смысл жизни человека: Фи-лософиярелигии» (1993) фактически приравнивает ФР к религиозной антропологии, ставяперед ней ясную задачу «преодолеть редукцию внутреннего мира человека к абстракциям сознания и мышления, ввести понятия духовного и плотского человека в категориальный фонд современной отечественной философии…»2 В другой его книге «Бог, пророк, церковь» (2002), рекомендованной Уральским государственным университетом в качестве учебного пособияпо ФР, утверждается, что ФР должна рассматривать «предельные идейные основания (курсив мой. – В.Ш.) религии»3. Исследуятри сложив-шихсяподхода к тому, как понимать занятияФР: 1) изучать природу религии в контексте «общего видениямира»; 2) отстаивать или оспаривать те или иные религиозные взгляды; 3) пытатьсяосмыслить язык религии, автор солидаризируется спервым,врамкахкоторогоинаписаноегопособие,начинаю-щеесяс тем «Бог», «Вечность», «Ангелы» и завершающеесяте-мами «Пророк»,«Чудо», «Церковь».Изданы идругиекурсыто-го же автора, в которых ФР не отличаетсяот уточненияправо-славного мировоззрения, разумеется, так, как он его понимает.
Близкий по ментальности Пивоварову А.В. Усачев в статье с многообещающим названием «Различияв предмете исследований философии религии и религиозной философии» (2004),
1 Копцева, 1999. С. 5.
2 Пивоваров, 1993.С.3.Эта рекомендация,существеннымобразом модифици-
рующаяобщепринятые представленияо философских категориальных системах,
напоминает довольнораспространенныевнастоящеевремяпопыткивведенията-
ких отдельных дисциплинзнания, как «православная психология», «православная
физика» и даже «православная математика».
3 Пивоваров, 2002. С. 3.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 23
написанной, однако, в жанре (модном сегодня) не столько статьи, сколько проповеди, также ощущает ФР скорее как религиозную антропологию, воюяс декартовским дуализмом, которому противопоставляет «восточнохристианскую» трихотомию душа – тело – вещь, и рекомендует читателю больше печьсяо душе, чем о теле. Так как, по мысли автора, Декарт повинен и в том, что Бог и религияначинаяс него стали рассмат-риватьсяв философии раздельно1 (оказывается, это не заслуга, а вина), он предлагает вернутьсяк предшествовавшим ему временам, видяпервые предпосылки самой ФР в христианском вероучении2. Оказывается, есть и два типа ФР – германская и русская, различие между которыми прежде всего в том, что перваяпостулирует «полную ясность религиозных основ бытия», а вторая настаивает на «невысказанности и непостижимости религиозного предмета»3. Наконец, Усачев выполняет обещание, данное в названии его статьи: «философиярелигии видит своим делом обобщение религиозного опыта, а религи-ознаяфилософия– его раскрытие. Философиярелигии обос-новываетнас преждевсегокак мыслящихсубъектов, религиоз-наяфилософия– как верующих людей»4.
Преимущественно с богословием сближает ФР и такой известный автор, как В.Н. Назаров. Согласно его «Систематической философии в вопросах и ответах» (1999), в компетенцию ФР входят вопросы об определении религии и ее сущности, а также о классификации религий, но основными являются другие: в чем заключаетсяфилософское понимание Бога? Как возникает идеяБога в сознании человека? Соответствует ли само многообразие религий представлению о едином Боге? Доказуемо ли Его существование рациональными средствами? Имеют-1 Это сенсационное историко-философское «открытие», разумеется, читатель должен принять на веру.
2 Усачев, 2004. С. 49.
3 Там же. С. 53.
4 Там же. С. 69. Автор, вероятно, уже забыл свой тезис, что кроме этой, недоб
рокачественной, «германской» ФР, есть еще и правильная, «русская», которая, в
его понимании, никак не должна «зацикливаться» на человеческой рационально
сти. Кажущеесяему самоочевидным радикальное различие между «обобщением»
и «раскрытием» также не уточняется.
24 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
сяли философские основаниядляотрицанияЕго существования? Совместимы ли всеблагость и всемогущество Бога с существованием зла в мире (проблема теодицеи)?1 Задача ФР состоит, по его мнению, в том, чтобы научить человека мыслить о «божественных предметах», «предметах своей веры» не как получится, а «правильно и систематически, т.е. чтобы его мышление было философией религии, а не просто субъективным мнением» (таким образом, ФР мыслитсяв качестве дисциплины соборно-ве-роучительной), и она призвана зародить в душе человека «некое позитивное сомнение», выявляющее беспочвенность тех или иных религиозных и атеистических догм2.
В учебном пособии Л.И. Василенко дляПравославного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета«Введениев философию религии» (2009) автор разделял философию религии и религиозную философию (ей был посвящен отдельный курс) прежде всего по мировоззренческим признакам. Задача второй–ставитьи решатьпроблемысучетомсвязи изучаемого с Высшей реальностью3, а ФР – это «иная, специализирован-наяобласть философских исследований», в которой осмысля-етсясам факт существования религии, «ее источники и основания», место в духовной жизни общества и культуре, связь с основными жизненными задачами человека, поисками истины и нравственной правды. Предмет ФР, такимобразом, полу-чаетсяхотяи относительно автономный, но основательно дидактический (в духе нравственного богословия). Задач же у нее три: критически анализировать, как представители различных религий понимают свою духовную жизнь4; выявлять, как «раз-1 Назаров, 1999 С. 286–307.
2 Там же. С. 285. Здесь, правда, не указываетсята инстанция, котораядолжна
быть ответственна за «правильность» самой ФР, но при желании не трудно дога
даться, чтó можно было бы (при потребности в оной) в этом качестве предложить.
3 Василенко, 2009. С. 5.
4 Не уточняется, правда, как это надо делать и с какой целью – умозрительной
или «практической». Позднее, однако, уточняется, о каких «представителях рели
гий» идет речь: это «свидетели подлинной веры с глубоким подвижническим опы
том», а также профессиональные богословы и христианские духовные писатели
(С. 10). Тогда непонятно, как православный философ религии (от обобщенного
лица которого выступал автор) может подвергатьих духовную жизнь «критическому
анализу».
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 25
ные исследователи» трактуют общность и различияв духовном содержании религий1; анализировать теоретические и методологические основаниярезультатов «эмпирически ориентированных религиоведческих исследований»2. Несмотряна констатацию границ между ФР и «европейской религиозной философией», Василенко считал, что рядтем первой унаследованы от второй «в ее диалоге с теистическими религиями». К ним относятся прежде всего те, что связаны с пониманием Откровения, как-то: единство Бога, мира и человека; вера и разум; бытие Божие; теодицея; бессмертие души и вечная жизнь; религиозный плюрализм; причины безверияи т.д.3 Таким образом, начав вроде с того, что предмет ФР – религия, автор незаметно длясамого себяидентифицировал ее предмет как нормативную область философской теологии (которую он, как выяснилось, не отличал от религиозной философии)4.
3. ФР как философское изучение религии. Было бы удивительно, если бы самоочевидное предположение здравого смысла о том, что ФР должна заниматьсяв первую очередь самой религией, не имело у нас сторонников. Эту точку зрениядействи-тельно многие разделяют и эксплицитно, и имплицитно.
К имплицитному признанию этого положения, правда, не отходяот своих прежних (опять-таки неэксплицированных) предпочтений, последнее времясклоняетсяД.В. Пивоваров. Если в двух цитированных учебных курсах он руководствовался
1 Не уточняется опять-таки, что понимается под «духовным содержанием» ре
лигий и какое их содержание следует считать «не духовным».
2 Позднее выясняется, что православная ФР, будучи дисциплиной «норматив
ной», может (и должна) привлекать дляэтого «критерии оценки из православного
духовного опыта в целом» (курсив мой. – В.Ш. С. 10). Здесь нельзяне обнаружить
бессознательную имитацию принципа партийностивфилософии при смене идео
логической лексики. Речь идет отом, что каждый, считающий себяправославным
философом религии, имеет возможность судить методы и результаты любого кон
кретного религиоведческого исследования(даже не вникаяв его детали) на осно
вании «единственно правильной методологии» при полной вместе с тем свободе
трактовать последнюю исходя из личных интуиций.
3 Василенко, 2009. С. 5–6.
4 При этом остаетсянепроясненным, что он понимал и под «европейской ре
лигиозной философией», поставив ее в режим «диалога» с теистическими религи
ями. Если она представлялась ему нетеистической, то следовало бы указать на
конкретных ее «нетеистических представителей».
26 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
в идентификации ФР «чистой интуицией», то теперь обращает-сяк кимелевской «синкретической позиции», хотяпонять, что он все-таки подразумевает под соответствующей дисциплиной знания, пожалуй, труднее, чем в предыдущих случаях. Так, во введении к своему новому учебному пособию «Философияре-лигии» (2006) он указывает, что оно написано «именно как введение в историюифилософиюрелигии, ононе претендуетнавсе-охватывающий обзор религиоведческой проблематики»1. Понятно, что автор не отделяет всерьез ФР ни от истории религии, ни от религиоведенияв целом. Немного «адаптируя» Кимелева, он утверждает, что ФР существует равноправно в трех основных формах: 1) как совокупность мировоззренческих идей в той или иной религиозной системе (например, в буддизме); 2) как часть той или иной собственно философской системы (например, гегелевской); 3) как «относительно самостоятельная» философ-скаядисциплина (вроде «философии науки», «философии права» и т.д.). Автору ближе третьяиз этих «форм»2. Оказывается, однако, что в ходе истории возникали «три типа» ФР (которые отличны от «форм»): 1) теология, 2) религиознаяфилософияи 3) философское религиоведение3. Все они, по Пивоварову, в качестве ФР вполне законны, но третий тип снова ему ближе. Наконец, он (видимо, как имплицитный гегельянец) выявляет и последнюю триаду – на сей раз «три основных подхода» к тому, чемдолжнозаниматься«философскоерелигиоведение»:1)опи-сывать и анализироватьприродурелигии вобщей картине мира;
2) защищать или атаковать те или иные религиозные взгляды;
3) осмыслять язык религии. На сей раз автору ближе не третья, а перваяпозиция4. Это видно также из содержанияего книги. В видении Пивоварова ФР охватывает «религию как связь с абсолютным» (начинаетсяс проблемы установлениясущности религии), «церковь и сакрализацию идеалов культуры» (начина-етсяс рассмотрения«церкви каксистемы») и «духовныймир ве-1 Пивоваров, 2006. С. 8.
2 Там же. С. 8–9.
3 Таким образом,Пивоваровназывает«типами»ФРто,что Кимелевназывал ее
«формами», но сами принципы деления вполне воспроизводятся.
4 Пивоваров, 2006. С. 9.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 27
рующего» (начинаетсясосвоенной уже темы души и духа). Продумывать связующие звенья между этими тематическими блоками (не говоряуже об основании их в качестве предмета именно ФР) предоставляется читателю. Но показательно, что религияв его синкретическом (Пивоваров называет это для большей убедительности «синоптическом»1) видении занимает все же большее место (разбираютсяи определениярелигии, и символы различных религий, и сакральное, и религиознаяве-ра, и соотношение религии и науки), чем богословие (основные доказательства бытияБожия, «вечность абсолютного», предопределение, благодать и грех, чудо) и антропология(хотя три сферы души продолжают оставатьсясферами ФР).
И.А. Тульпе в статье «Историярелигии дляфилософии ре-лигии»(2004), допуская, что ФР могла бы впринципеобойтись и без экскурсов в свою историю (хотяона, как правило, по его предположениям, этого не делает), обосновывает это тем, что субъект религии в определенном смысле как бы всегда идентичен себе2. В то же времяон считает законной темой ФР понимание религии в ее историческом движении, в частности историческое соотношение монотеизма и политеизма, эволюцию идеи Бога, смену форм религий.
Эта позицияполучила отражение и в учебных пособиях по философии. Например, из учебника под редакцией В.П. Го-рюнова (2005) можно понять, что центральным вопросом ФР следует считать изучение религиозной веры, котораяреши-тельно различаетсякак «первичный феномен» в виде интимно-личностного отношениячеловека к Богу и «вторичный феномен» – в виде ее социальной объективации в том или ином религиозном объединении (конфессии). В первом случае «воцерковление веры» не имеет никакого значения, так как речь идет о частном отношении с Богом, которое никого не касается3.
1 Пивоваров, 2006. С. 10.
2 Тульпе, 2004. С. 105.
3 Философия, 2005. С. 363. При этом возникает сомнение, может лисущество-
вать вера как таковая, вера вне той или иной конкретной религиозной традиции.
28 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
Известный специалист по новым религиозным движениям И.Я. Кантеров в показательном названии своего раздела «Фило-софиярелигии и религиоведения» (2006) указывает как на первое дело и ФР, и религиоведенияустановление определениярели-гии, отмечая в связи с этим попытки выявления «минимума признаков религии». Этот минимум заключаетсяв идеях спасенияи воздаяния, за которыми скрывается попытка увидеть личность религиозного субъекта, «нащупать внутренние импульсы», поддерживающие религиозность (одновременно он указывает на критику религиоведами этого минимума как рецидива «преформизма» – перенесенияформ мышленияхристианского субъекта религии на другие религии, прежде всего «восточные»)1.
В последнем, посмертном издании учебникапофилософии А.Г. Спиркина (2008)2 при сопоставлении компетенций богословия, истории и философии в изучении религии прямым текстом указывается, что философия(подразумеваетсяФР) призвана анализировать сущность религии, определять ее место в системе мировоззрения, выявлять ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и гносеологический смысл, выяснять соотношение веры и знания, «проблемы отношений» человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества3.
Преимущественно «религиоведческие», хотячастично и общемировоззренческие «задания», давал будущим философам религии академик Л.Н. Митрохин в программном докладе (на III Российском философском конгрессе) «Философияре-лигии: новые перспективы» (2003). Хотяон не ставил перед собойспециальновопросопредметной идентичностисоответ-ствующей дисциплины4, его скорее практическаяустановка по
1 Кантеров,2006.С.831. Нельзя,правда, согласитьсястем, чтоидеи спасенияи
воздаяния как таковые содержат нечто специфически христианское, поскольку
они прекрасно документированы «восточными» религиями начиная с древнееги-
петскойи,несомненно, относятсякродовымпризнакамрелигиозногосознания.
2 Здесь воспроизводятся(в разделе «Духовнаяжизнь общества») положения
первого издания того же учебника 2006 г.
3 Спиркин, 2008. С. 667.
4 Отмечу, чтоивего специальной монографии: Митрохин Л.Н.Философияре-
лигии (опыт истолкованияМарксова наследия). М. : Республика, 1993, в которой
прослеживаетсяисториявоззрений Маркса и Энгельса на природу религии, рас-
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 29
отношению к ней представляется очевидной: задача ФР (или, как он выразился,«более грамотного осмысления проблематики философии религии»1) состоит в том, чтобы содействовать становлениюполугуманистического-полурелигиозногосозна-ния, которое можно было бы противопоставить традиционным религиям. Отсюда и выделяемые им темы: религия и мораль (имеет ли религиознаямораль какие-либо преимущества перед секулярной?), религия и культура, проблемы теодицеи и бессмертия, возможности «космизма» или антропогенного подхода и перспективы религии как таковой.
Предположение о том, что предмет ФР есть все-таки философское исследование религии, а не философскаятеоло-гия, выражено и в ряде историко-философских изысканий. Ю.Ю. Федорова в обстоятельной статье «Кант, неокантианство и философиярелигии в России» (2004) раскрывает основные ракурсы рассмотрениярелигии в европейской философии Новоговремени(доКанта– каккомпетенциитеоретического разума, у Канта – практического, у Шлейермахера – эстети-ческого)2. Основное внимание уделяется раскрытию тем религии и культуры, религии и мистики вначале у В. Виндель-банда и Г. Риккерта, а также у их русских последователей Ф. Степуна и С. Гессена.
Та же идентификацияследует из трех статей К.М. Антонова, опубликованных в 2007 г. В статье «Философиярелигии В.С. Соловьева» он упреждает читателя, что его предметом будут именно размышлениярусского философа о религии3, анализирует объем самого понятия ФР в его текстах, очерчивает основной предметный круг соловьевской ФР в виде обоснова-ниярелигиозного мировоззрения, реконструкции логики истории религии, прояснения различных аспектов и форм религиозного опыта. В статье «Философиярелигии раннего
сматриваютсявзгляды Ленина, осмысляютсяотношениягосударства и церкви в октябрьский период и в эпоху перестройки, потребность хотябы в ориентировочной характеристике ФР как таковой выражена не была.
1 Митрохин, 2003. С. 15.
2 Федорова, 2004. С. 60–61. Исследователь отмечает, что именно шлейермахе-
ровскоеощущениерелигии оказалось наиболееблизкорусскомунеокантианству.
3 Антонов, 2007а. С. 32.
30 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
С.Л. Франка» автор решаетсяна обобщение: «Философия Франка вполне заслуживает названиярелигиозной именно в том смысле, что философиярелигии играет в ней специфическую роль: все части воздвигаемой мыслителем философской системы как бы подводят к ней…»1 Из этого следует, что «фи-лософско-религиозное»и «религиозно-философское»у автора смешиваются.
Однако объекты рассмотренияАнтонова и здесь первого типа: осмыслениерелигии всоотношениис культурой уранне-го Франка; святынякак ценность; «естественнаярелигия» как формат осмыслениярелигии; религиознаявера (в перспективе Шлейермахера); противопоставление религиозного чувства (снова шлейермахеровскаятема2) мифу, догмату и культу; «примирение с жизнью» как основнаяфункциярелигии и т.д. Аналогичны темы и статьи «Философиярелигии С.Л. Фран-ка»:понимание у русскогофилософасоотношения«естествен-ной религии» и «догматической религии»; религиякак «непосредственное переживание»; религиозное знание и религиоз-наянравственность; религияи культура; религиозный опыт как основа религии и источник религиозного знания. При этом Антонов подчеркивает, что ФР Франка отличалась от аналогичных разработок мыслителей Серебряного века своим «чисто философским, рефлексивным характером» вследствие его намеренной равноудаленности как от атеизма, так и от любых «готовых» религиозных позиций3.
ХотяАнтонов и отдает дань кимелевским «правилам игры» в «широкую» и «узкую» ФР, он в своем вступлении к книге О.Т.Ермишина (2008) фактическидистанцируетсяот нее, свя-зываяФР только с философским исследованием религии. Он прямо указывает, что «предмет философии религии – именно религиякак таковая, а не те или иные частные ее аспекты, не
1 Антонов, 2007б. С. 73.
2 Франк переводил знаменитые шлейермахеровские «Речи о религии» (перевод
издан в1911г.), поэтому наличие у него шлейермахеровскихтемвполнеобъяснимо.
3 Антонов, 2007в. С. 18. В связи с данной формулировкой можно было бы задума
ться о логике словоупотребления, отметив, что ФР, не являющаяся «чисто философ
ским, рефлексивным» дискурсом, не соответствуетсвоему понятию, непринадлежа к
философии как таковой, а потому не может быть и одним из видов ФР.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 31
Бог, к познанию которого стремитсяметафизический или мистический гнозис, и не вероучение, к систематизации кото-рогостремитсянаучноебогословие.Будучифилософскойреф-лексией по поводу религии, философиярелигии стремится философскими средствами выявить основополагающие, сущностные черты религии»1. Правда, его идентификацияФР как «философского религиоведения» не последовательна, поскольку он в число приоритетных объектов исследованияФР включает наряду с религиозным сознанием, языком религии, согласованностью религиозного опыта с другими формами человеческого опыта, сущностными чертами человека как homo religiosus, самим определением религии, также «онтологические возможности религиозного опыта, его гносеологическую ценность, степень его объективности»2 – то, что составляет стандартную предметность «философской теологии». Однако удельный вес «религиоведения» в понимании ФР у Антонова все же значительно больший. Это выражаетсяи в том, что, по его убеждению, отделить ФР от теологии значительно легче, чем от религиоведения. Теологическое рассуждение всегда восходит к предпосылкам, принятым в конкретной религии, является конфессионально определенным – философское также может быть конфессиональным, но оно должно включать и обоснование этой конфессиональности (через апелляцию «к тому или иному субстрату общезначимости», будь то «здравый смысл», «феноменологическаяочевидность» и т.д.), по-другому, ориентироватьсявсе же на идеал определенной «беспредпосылочности». Границы же между ФР и религиоведением весьма подвижны и условны. Фактически речь может идти лишь о различных подходах к одним и тем же объектам изучения, т.е. о различении «философской или научной значимости тех или иных исследований и их результатов», о том, что религиоведческие исследования«более общего характера, более высокой степени теоретичности» должны быть относимы к сфере ФР, а «более конкретные и эмпирические» – к сфере религиоведения. На этой почве Антонов намечает дискуссию с
1 Ермишин, 2008. С. 7.
2 Там же. С. 7–8.
32 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
тем довольно популярным взглядом в религиоведении, согласно которому ФР вообще следовало бы исключить из системы знанияо религии, поелику его функции могут быть возложены на «теоретическое религиоведение». На его взгляд, последнее действительно присутствует, но не может заменить философский анализ религии, который призван (он ссылаетсяна русских философов) обеспечить «ядро» конкретных исследовательских программ в религиоведении1. Несмотряна то что указанные позиции частично воспроизводятся и в обобщающей монографии К.М. Антонова «Философиярелигии в русской метафизике XIX – начала ХХ в.» (2009), здесь он решительно солидаризируетсяс идеей «равновесия» в ФР «философского религиоведения» и «философской теологии» Ю.А. Кимелева, оппонируямоей установке на сужение объема компетенции ФР (см. ниже). Хотяосновным аргументом против моего огра-ниченияпредметной сферы ФР философским исследованием религиион называет несоответствие этой позиции представлениям о ФР в западной историографии («как англо-, так и гер-маноязычной» 2), на деле причина здесь другая. У Антонова явно не хватило бы материала на сколько-нибудь объемную монографию о ФР в «русской метафизике» указанного периода, если бы он исходил из пониманияФР в предложенных мною предметных границах, тогда как кимелевское понимание практически освобождает любого пишущего о ФР в том или ином регионе от необходимости какой-либо селекции материала. «Практика» требует изменений и в «теории». Антонов ивмонографии утверждает,чтограницамежду ФР и теологией проводитсясравнительно легко3, однако уже на следующей странице оказывается, что ФР «постоянно балансирует на грани превращенияв теологию или в частное научное направле-ние»4. При этом от религиоведческого исследованияфилософ-1 Ермишин, 2008. С. 8–10.
2 Антонов, 2009. С. 6. О том, сколь приблизительно автор знаком с этой исто
риографией, свидетельствуют его ссылки всегонадве книги–Дж. ХикаиБ.Дэви-
са,изкоторых втораяотличаетсязаметнойлегковесностью(см.оней§4)иниодна
не представляет «и германоязычную» литературу.
3 Там же. С. 9.
4 Там же. С. 10.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 33
ско-религиозное отличаетсятолько степенью обобщения соответствующего материала: «исследованияболее общего характера, более высокой степени теоретичности будут чаще от-носитьсяк сфере философии, а более конкретные и эмпирические – к сфере науки»1. Постоянно балансируя между теологией и религиоведением, ФР сохраняет свою идентичность, по Антонову,лишь«посколькуонастремитсякмаксимальнойоб-щезначимости и обобщенности своих результатов, обоснованно реализует присущий ей нормативный элемент»2. Закономерно, что его монографияпо ФР в России включает самый разнородный материал – от высказываний о религии П.Я. Чаадаева до «метафизики власти, пола и культуры» у В.В. Розанова. Опущены разве только немногочисленные специальные философские исследованиярелигии: В.Д. Кудрявцева-Платонова, прот. Т. Буткевича, прот. Н. Боголюбова, с которых мы начали разговоросостоянииэтой философскойдисциплиныв дореволюционной России3.
4. ФР как раздел религиоведения. Однако не все религиоведы считают ФР длясебяизлишней. Например, в «Основах теоретического религиоведения» (1994) И.Н. Яблоков утверждал, что «главное в религиоведении – это философское содержа-ние»4, и потому выделял ФР первое место в составе религиоведческих разделов – впереди социологии, психологии, феноменологии, герменевтики и истории религии5. В его учебнике «Религиоведение» (2000) за ФР также сохраняется первое ме-1 Ермишин, 2008. Таким образом, сам предмет исследованияне включаетсяв число тех факторов, которые могут определить профиль соответствующих изысканий, и если, скажем, культ Митры изучаетсяс большим привлечением эпиграфических данных, то это религиоведение, а если в компаративистском ключе, то уже ФР.
2 Там же. Что понимаетсяпод присущим ФР «нормативным элементом», не
уточняется,ноочевидно, чтопоприведенным признакам она никакнеотличается
от теологии.
3 Скорее всегопопричине недостатка «метафизичности»втрудах представите
лей нашей духовно-академической философиивсравнении с рассуждениями, на
пример, революционера М.А. Бакунина и публициста Ю.Ф. Самарина, которые
никак не были обделены вниманием автора (см.: Там же. С. 53–60, 67–83).
4 Яблоков, 1994. С. 7.
5 Там же. С. 7–8.
34 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
сто среди них и за ней также следуют названные «разделы» – за вычетом герменевтики религии. Он, правда, не разделяет идею включенияв ФР ни философской теологии, ни религиозной философии1, предполагая, что та и другая должны быть объектами исследований ФР – наряду с ее собственным местом в системе религиоведческих знаний, с изучением сущности, онтологических и гносеологических основ и предпосылок религии, типов религиозных мировоззрений, религиозного мыш-ленияи языка2.
К сторонникам последней позиции можно в определен-номсмысле отнести известнейшего православного публициста В.И. Кураева (2005), который противопоставляет «бесперспективной» ФР перспективную. Перваябыла освоена в качестве отдельной философской дисциплины со второй половины XIX в. и ставила перед собой задачу исследовать исключительно философскими средствами сущность религии и религиозной веры и вместе с тем создать (опять-таки одними философскими средствами) исчерпывающее учение о Боге. Эти попытки были обречены на неудачу и, по мнению автора, дискредитировали само понятие ФР, породив всеобщую убежденность в том, что сегодняреальный разговор о религиидолженбыть переведен из сферы философии«всфе-ру научного изучениянакопленного опыта религиозной жизни человечества, детального и углубленного исследова-нияособенностей действительной жизни человека в единстве с Богом или в присутствии Бога». Именно такой подход осуществляется, по мнению Кураева, в дисциплине, которая возникла на рубеже XIX–ХХ вв. и получила название «научное или сравнительное религиоведение». При этом он подчеркивает, что сказанное отрицает значимость только рационалистической ФР Нового времени, а не ФР как тако-вой3. Хотячитатель может остатьсяв недоумении, что для нее остаетсяпосле правильной реализации возможностей
1 Видимо, ее «подозрительной близостью» к теологии объясняется и устране
ние герменевтики из «разделов» религиоведения.
2 Яблоков, 2000. С. 11–12.
3 Кураев, 2005. С. 850–851.
§ 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии 35
сравнительного религиоведения, Кураева можно понять, мне кажется, скорее в том смысле, что ФР должна не просто «отмереть» (подобно тому, как иногда надеялись на «естественное отмирание» самой религии в годы государственного атеизма), но все-таки найти свое местечко в очерченном им широком религиоведческом синтезе.
5. ФР как метатеория «наук о религии». Данный подход предложен мною в статье «Исторический генезис философии религии: проблема и ее наиболее вероятное решение» (2007), открывавшей первый выпуск нового периодического издания «Философиярелигии: Альманах». На основании критики и синкретического подходак ФРкак двуединству«философской теологии» и «философского религиоведения» и ее однозначной идентификации в качестве «философской теологии» я предложил представить предметность ФР в виде иерархии методологических задач. Совпадаяв исходных установках с теми авторами, которые видят ее предмет-назначение в качестве философского исследованиямногомерного пространства феномена религии, но считаятакже правомерной попытку деле-гированияей метатеоретических функций, намеченную в континентальной философии (от Р. Эйслера до В. Дюпре) в контексте собственного пониманияфилософской деятельности как таковой, япредложил уточнить иерархию этих функций следующим образом: 1) систематизацияпонятий, критика суждений и верификацияумозаключений и религиоведческого, и теологического содержания1; 2) демаркациякомпетенций (ис-ходяиз авторефлективного характера философского дискурса как такового) самой ФР, с одной стороны, и религиоведения, теологии и религиозной философии – с другой; 3) уточнение предметной структуры и эпистемически легитимных программ и самой ФР, и остальных смежных регионов знания(акценти-руявозможность экспертных функций ФР по отношению к ним). При этом подчеркивалось, что все эти задачи еще нахо-дятсяв стадии конструированияи скорее заданы, чем даны2.
1 Эти «философские операции» как родовые признаки философской деятель
ности были тематизированы в монографии [Шохин, 1994].
2 Шохин, 2007. С. 60.
36 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!