Реконструкции генеалогии философии религии
Интерес к истории ФР в континентальной традиции значительно серьезнее, чем в англо-американской, вследствие ее большей склонности к авторефлексии. Все сколько-нибудь ответственные авторы подчеркивают, что основополагающим событиям в ФР пришлось дожидаться XVIII в., и лишьвпопулярнойлитературе иногда находятсяисключения из правила3. Спектр их позиций удобнее разложить исходяиз того,
1 Niewöhner, 1995. S. 12.
2 По несложным калькуляциям составителя, вероятно, если сложить филосо
фию с религией, то в сумме уже само собой должна получиться ФР.
3 Одинизпримеров–рассужденияавторов «Базового курса по философии ре
лигии» (1997). Предыстоки ФР они связывают уже с первыми мировоззренчески
ми сомнениями в истории мысли, с «критическими и самокритическими
вопросамиомифахирелигиях,обогах, сверхчеловеческих силахиедином Боге» –
когда люди начинают «развивать умение ориентироваться(Orientierungswissen)
как длясобственной жизни, так и длясвоего социального и политического обще
жития» (Oelmiller & Dölle–Oelmiller, 1997. S. 16, 22). Это эпоха «осевого времени»
по К. Ясперсу (ок. 500 г. до н.э.), которой датируетсяначальное греческое и еврей
ское «просвещение»– движение,вкотором приняли участие соответственно Ксе-
нофан, Протагор, Сократ, Критий, Платон и ветхозаветные пророки (а также
автор книги Иова).
198 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
в какие исторические рамки они помещают истоки этих «философских событий». Эти позиции можно свести к трем.
|
|
1. Генеалогия ФР различима уже в древности. Такова, например, идеягенезиса ФР у Й.Б. Метца, автора статьи «Филосо-фиярелигии» (1963), с чьей концепцией предметности обсуждаемой философской дисциплины мы уже знакомы (см. § 1). Поскольку в любой философии, котораяесть рефлектив-но-методическое самопонимание человека в горизонте трансцендентально-априористического рационализирования бытия, уже присутствует ФР, по крайней мере в начальном и нетематизированном виде, имплицитно она присутствует в европейской философии изначально. Однако как самостоя-тельнаяобласть философии она формируетсяуже сравнительно поздно – в эпоху так называемого философского рационализма (здесь Метц называет Спинозу1), а также в эпоху Про-свещенияс его «специфической идеей религии» (здесь он называет Лессинга2).
Значительносерьезнее эту позицию представляет Г.Г.Кип-пенберг, взявший на себя ответственность за ФР в фундаментальной «Энциклопедии философии», изданной Г. Зандкюй-лером (1999). Осмысление происхожденияданной философской дисциплины он начинает с различных трактовок самого термина religio в античной и раннехристианской литературе. Перваяпроизводила соответствующее существительное от глагола relegere – «сознательно рассматривать», отрицательное содержание которого составляла область «предрассудка» или «магии», а положительное связывалось с истинным богопочи-танием (Цицерон); вторая– от глагола religāre, означающего «связывать», здесь семантическаяоппозициявиделась в «ложной связи» человека с ложными богами, а положительное со-держание– вистинной вере (Лактанций). Испытаниетого, что есть «правильная» религияи чем она отличаетсяот «непра-1 Следуязнаменитой в свое время«Истории философии религии от Спинозы до настоящего времени» (1893) О. Пфлейдерера.
|
|
2 Metz, 1962.S.1191. Здесь нельзяне усмотреть параллели идеям «двойственного генезиса» ФР в нашей отечественной литературе (см. § 2). Различие в том, что в европейской историографии данный «удобный взгляд навещи» не является приоритетным.
§ 8. Реконструкции генеалогии философии религии
199
вильной», сохраняет свою значимость и для последовавшего христианского осмыслениярелигии. ХотяевропейскаяФР здесь еще не содержится, это различение служит ее исходным пунктом. «Актуализируется» она только в Новое время, когда философы в противоположность, с одной стороны, теологам, а с другой – атеистам, начинают работать с религией как категорией «нейтральной», могущей быть «рационально обеспеченной». ДляНового времени важное значение сохраняет «бифуркация» понятия религии (имеющая, по мнению исследователя, антично-христианское происхождение), в рамках которой ре-лигияосмысляется(здесь автор ссылаетсяна такого значительного авторитета, как Э. Файль) и как институция, и как внутреннее дело индивида1. Это философское «раздвоенное» понимание религии оказало влияние, считает Киппенберг, и на ее научные определения, число которых (считая только основные) по его классификации к настоящему времени превышает 502.
|
|
Первымтему религии на философскую повестку дняпоста-вил Гоббс, и то, что это произошло в эпоху религиозных войн, объясняет обнаруживающийся у него синтез «политического исследованияи принципиальной рефлексии». Религиозные войны стали следствием, по Гоббсу, ошибочного отождествле-ния(осуществлявшегосяпреимущественно римско-католической церковью) Царства Божияс Церковью, вследствие чего она требовала неограниченной лояльности граждан. Автор со-глашаетсяс теми (например, с К. Шмиттом), кто считает, что целью Гоббса была деполитизацияверы, но выделяет теорети-ческоезначение предложенногоимразличения«государствен-ной религии» (соответствует confessio) и «частной религии» (соответствует fides), из которых перваярасполагаетсяв пространстве власти и права (auctoritas), вторая– в области истины (veritas) и в сферах соответственно политики и нравствен-ности3.
|
|
1 Можно, однако, уточнить, что в античности религияпонималась как начало
общественное, в христианстве – как соборное. Понимание религии как собствен
но «индивидуального дела» не древнее Реформации.
2 Kippenberg, 1999. S. 1174. Конечно, речь идет не об определениях, коих не
одна сотня, а о классах этих определений.
3 Ibid. S. 1174–1175.
200 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
Следующую «эпоху» в истории ФР составил Юм, который предпринял, как это акцентирует Киппенберг, новое теоретическое разграничение, разведяв «Естественной истории рели-гии»два начала религии – ее «основание» в разуме и«происхож-дение» в человеческой природе. Несмотряна сходство «политических» установок в осмыслении религии у Юма и Гоббса, первый в отличие от второго не считал «частную религию» подозрительной, а государственную – разумной. В целом юмов-скаяФР задала новое, считает Киппенберг, направление будущему осмыслению религии, заложив основы ее антропологического объяснения1.
Третьей по порядку «фигурой философии религии» стал Руссо,у которого истиннаярелигиявсецело относилась к миру чувств, а всякаядругаясчиталась ложной. Руссо вернул рели-гииту компетенцию,которой пыталсялишитьееГоббс,– быть обязательной «инстанцией совести» для политического действия. Но и он, как показывает Киппенберг, обратился не только к конъюнктурным аспектам религии, но и к принципиальным. В «Вероисповедании савойского викария» из «Эмиля» (1762) онвыступаетскритикойи естественной религиифилософов,и религии откровениятеологов2, настаиваяна том, что единст-венноеистинное служениеБогу –«служение сердца». Поэтому истинные обязанности, налагаемые религией, с одной стороны, независимы от религиозных институтов, но с другой – в принципе исключают, согласно последней главе трактата «Об общественном договоре», атеистов из числа хороших граждан. Ответ на вопрос о том, как примирить конкурирующие претензии государства и церкви на лояльность граждан, предложенный Руссо, снова противоположен гоббсовскому: здесь вводитсяноваярелигия– гражданская, котораяобъединяет религию индивида ирелигию подданного. Онаоснованана пяти основоположениях (начинаяс единобожияи завершаяса-1 Kippenberg, 1999. S. 1175.
2 Этому, как представляется, противоречит высказывание самого «савойского викария», которыйнавопрос,неследуетлирасширитьестественную религию еще той,вкоторой обсуждаютсясокровенные истиныидогматы веры, недоуменно вопрошает, какаяинаярелигияможет быть потребна, кроме естественной, дающей все нужное человеку знание о Боге и мире через глаза, разум и совесть.
§ 8. Реконструкции генеалогии философии религии
201
крализацией самого общественного договора) и дает возможность видеть в каждом человеке «ближнего»1. Дальнейшие «основные фигуры» ранней истории ФР – это Кант, Гердер и Шлейермахер.
Здесь можно вспомнить и о финском аналитике Т. Койсти-нене (2000), которыйсчитает, что многиепроблемынынешней ФР раньше обсуждались в рамках метафизики или естественной теологии.Начальные истоки ФРвосходят к рождению философии и теологии в Древней Греции. Однако современная концепцияпредмета ФР, а также ее институционализациякак «академического предмета» связаны лишь с деятельностью «философовПросвещения» Локка, Юма, Кантаи Гегеля(здесь он ссылаетсяна подробно изложенную выше статью П. Гриф-фитса; см. § 4)2.
2. Генеалогия ФР восходит к Ренессансу и раннему Новому вре мени. Эта историко-философская«доктрина» следует из рас-суждениятакого авторитетного философа религии, как В. Трильхас (см. § 7), в разделе «Философы религии» энциклопедической статьи «Философиярелигии» длямноготомного тюбингенского словаря«Религияв истории и современности», изданного К. Галлигом (1961). Методическаяработа философии с религией стала делом сравнительно поздним, предполагавшим прежде всего эмансипацию философии и от «общего культурногосознания», иотофициальноговероучения.Други-миконкретными предпосылкамиеепоявления следуетсчитать расширение кругозора человека Нового времени в целом, начало секуляризации государства, вставшую во всей своей актуальности проблему веротерпимости, идею равноправности различных мнений и независимости нравственности от религиозных догматов, сомненияв разумности богооткровения, а также концепцию «естественной религии», котораясчиталась и общедоступной, и достаточной. Вслед за О. Пфлейдерером Трильхас (как и Метц, см. выше) присуждает звание «первого философа религии» Спинозе, полагая, что на все последующее развитие ФР повлияли не столько его «проблематичные» мето-1 Kippenberg, 1999. S. 1175–1176. 2 Koistinen, 2000. P. 12–13.
202 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
ды, сколько «основные убеждения». Среди них первостепенными следует признать убежденность в том, что истолковывающий разумдолжен«пробиваться» через неадекватные, пребывающие в области воображенияспособы понимания библейских представлений; что закономерность мира в целом иестественных процессов по отдельности должна быть примирена с «мыслями Бога», который есть не внешняя, но внутрен-няяпричина этихвещей; чтоэтазакономерностьникоим образом не требует «произвольной» телеологии1.
Согласно «Философскому лексикону» Ф. Аустеды (см. § 7), предпосылки религиозной веры как таковой начали всерьез осмысляться только в Новое время; тогда же обозначился интерес к общим основаниям всех религий, к «естественной религии» или «религии разума», морализации религии, индивидуальному характеру религиозных переживаний. Историческими стадиями здесь предстают Ренессанс (новое мировиде-ние и мироощущение), ранний рационализм Спинозы, а затем деизм и другие направленияПросвещения2.
Кэтомуженаправлениюможноотнестииисторикафилосо-фии из Гёрлица К. Файерайса, автора монографии «Перечекан-каестественной теологиивфилософиюрелигии:духовнаяисто-рияГермании XVIII века» (1965), котораяи по четко вычерченной концепции, и по объему использованных первоисточников заслуженно стала эпохальной. Дляевропейско-континенталь-ной ФР она остаетсятакой же нормативной, как книга Г. Коллинза дляангло-американской (см. § 5), с той разницей, что немецкое исследование несопоставимо более фундированное.
Файерайс уже во введении различает две историко-философские категории, опираясь на которые он собирается работать: «Философско-религиозное мышление столь же древнее, как человеческаядуховнаяистория, но философия религии как наука не старше эпохи Просвещения»3. Cтановлению «ФР как науки» посвящен основной материал его труда, однако хроно-логизация«философско-религиозного мышления» будет им
1 Trillhaas, 1961. S. 1014–1015.
2 Austeda, 1989. S. 310.
3 Feiereis, 1965. S. 1.
§ 8. Реконструкции генеалогии философии религии 203
уточняться. Учитывая всю доступную к его временилитературу по истории ФР, начинаяс первой в этой области книги И. Бергера «Историяфилософии религии, или Ученияи мнениянаи-более оригинальных мыслителей всех времен о Богеирелигии, изложенные исторически» (1800) и завершаяпубликациями своих современников (по датировкам начальной ФР), автор формулирует свою основную задачу как достижение ясности в уточнении тех факторов, которые позволили ФР достичь статуса «научной дисциплины»1. Пространственный круг его ис-следованиясоставляет Германиякак культурно-специфический регион, в котором просвещенческаяидеологиязначи-тельно отличалась от ее «западного» (англо-французского) типа, а хронологическую границу образует конец XVIII в., когда окончательно состоялась автономизация ФР как дисциплины знания. «Постулат» Файерайса состоял в том, что при обнаружении устойчивых длядискуссий XVIII в. тем, непосредственно связанных с религией («обоснование религии», потребность в объяснении множественности религий, возможность/невозможность установленияединой истинной религии), «с дистанцированием от традиционной естественной теологии росло осознание того, что длянаучного обсужденияэтого круга проблем необходимо в качестве предпосылки развитие новой дисциплины»2. Согласно его следующему тезису, длястановле-нияФР требовались два культурно-исторических фактора – эмансипацияестественной теологии от теологии богооткровен-ной, с одной стороны, и от метафизики – с другой, а также развитие «донаучного» философско-религиозного мышления.
Хотяуже в XIV в. естественнаятеологияначинает выделяться из «общей структуры философии»3, а более поздняя ФР получает «первое направление»4, очевидным предтечей Просвещения, предвосхитившим его основные позиции по отношению к религии, следует назвать испанского врача и теолога
1 Feiereis, 1965. S. 2.
2 Ibid. S. 3.
3 Отмечается, что для Фомы Аквинского понятия prima philosophia, metaphysi-
ca и theologia philosophica были еще синонимами (Feiereis, 1965. S. 6).
4 Feiereis, 1965. S. 7. Эти очень важные положения, правда, не документируются.
204 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
Р. Сабунде (XV в.). В своем трактате «Philosophia naturalis» он заверяет читателя, что эта наука сообщает человеку все нужное знание о Боге и о нем самом и учит тому, что вполне достаточно дляспасенияи совершенства (помимо того, она являет-сяазбукой всякого знания). Естественнаятеология– «первая книга», даннаячеловечеству Богом, Писание – уже вторая; эта «перваякнига», «книга природы» доступна представителям любого слояобщества (Библия– только клирикам) и не может в отличие от «второй» быть ошибочно перетолкована. Последователем Сабунде был знаменитый теолог Р. Беллярмин (XVI–XVII вв.)1. Начало же философско-религиозных пробле-матизаций Файерайс видит у НиколаяКузанского в его сочинениях «De pace fidei» (1453) и «Cribratio Alkoran» (1460–1461), где он противопоставляет единой религии множество «культов», ищет причины религиозного разнообразия, ставит вопрос о критерии «единой истинной религии» в контексте этого разнообразия, также предвосхищая этим важнейший предмет дискуссий Нового времени. Еще более непосредственные отклики в английском деизме XVII–XVIII вв. нашли идеи Том-мазо Кампанеллы, который в знаменитом «Городе Солнца» (1623) трактует христианство как «естественную религию» (к которой ближе всего те, кто не знает «ничего, кроме природного закона»), а таинства – лишь как средства правильно следовать законам природы2.
Обособление естественной теологии (как «философского бо-гоучения») от метафизики осуществляется в немецкой «школьной философии» XVII в. Например, теолог И. Шарф в своем трактате по пневматологии (1629) настаивает на том (в противоположность Суаресу и некоторым немецким авторам), что учение об интеллигенциях3 и Боге составляют особую и самостоятельную науку, котораякметафизикеуже не относится; во второй половине XVII в. процесс отделенияфилософского учения о Боге от общей метафизики завершается4.
1 Feiereis, 1965. S. 7–10.
2 Ibid. S. 11–14.
3 Подразумеваются бестелесные разумные существа.
4 Ibid. S. 20–21.
§ 8. Реконструкции генеалогии философии религии
205
Однако подлинные основы длятрансформации естественной теологии (die natürliche Theologie) в учение об автономной естественной религии (eine autonome Vernunftreligion), осуще-ствившейсяво второй половине XVIII в., были заложены все-таки Лейбницем и Вольфом1. Файерайс показывает, что в первую очередь благодаряЛейбницу в немецком Просвещении не были всерьезвоспринятыанглийскийдеизмифранцуз-ский атеизм XVIII в.: он прямо выступил в «Теодицее» против тезиса П. Бейляо том, что вера и разум непримиримы. Однако дляЛейбница разум – судьяверы, и именно он устанавливает критерии истинности Откровения(потому он может исключить из него то, что этим критериям не соответствует), равно как и определяет религиозную этику. Иисус Христос у него – «санкционер» естественной религии – универсальной религии разума. ДляВольфа естественнаятеологиятакже обеспечивает все богопознание, являетсяоплотомпротивневерия, содержит критерии истинности Откровения, которое не может вступать в противоречие с принципами разума и данными опыта (потому ничто «сверхъестественное» в строгом смысле не может соответствовать этим критериям). Он создает учение о «философском благочестии», при котором благочестие внешнее трактуетсякак средство естественного богопознания. Именно у Вольфа «естественнаятеологияперечеканиваетсяв естественное учение о религии, из философской дисциплины возникает мировоззрение»2.
Основнаячасть труда Файерайса посвящена детальному анализу «перечеканки» естественной теологии в ФР, с подробным выявлениемразработки специально философско-религиозной проблематики в превалировавших течениях немецкой религиозной мысли XVIII в.3 – в «леворадикальной» неологии (И. Эрнести, И. Спалдинг, И. Иерузалем, И. Землер), либеральном протестантизме (И. Тёльнер, В. Теллер, Г. Клемм
1 Feiereis, 1965. S. 21.
2 Ibid. S. 27.
3 Автор рассматривает здесь и критически оценивает различные классифика
ции идейных течений «века просвещения», в том числе в «просвещенческой тео
логии» (Aufklärungstheologie), предложенные такими авторитетами, как К. Анер,
К. Барт, Э. Хирш, В. Филипп, В. Маурер, Л. Рихтер (Ibid. S. 32–33).
206 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
и др.), у классиков просветительства (А. Баумгартен, Г. Мейер, М. Мендельсон, Х. Виланд, Г. Лессинг), у их оппонентов (И. Гаман, И. Гердер) и у Канта. Собственный «переход от философского ученияо религии к философии религии»1 доку-ментируетсятекстами первых кантианцев – К. Хайденрайха, К. Политца и Л. Якоба. Завершает монографию обзор философско-религиозной проблематики у немецких католических оппонентов просветительства – полемистов-апологетов (Ф. Ноймайр, А. Мерц) и теологов (М. Герберт, П.М. Газзани-га, С. Вист и др.). Специальное внимание уделяется наследию венского иезуита З. фон Шторхенау, который ввел сам термин «ФР» (die Philosophie der Religion, затем и Religionsphilosophie). Исследователь обращает внимание на то, что хотяапологети-ческаяпо своему содержанию ФР Шторхенау (как и других католиков-апологетов) практически не удостоилась внимания его «просвещенных» современников, само его терминологическое открытие оказалось всесторонне востребованным. «В соответствии с этим следует завершить констатацией того, что понятие Religionsphilosophie было впервые употреблено Штор-хенау в 1784 г. и в 1785 г. подверглось нападкам Николаи. Через писанияХенке и учеников Канта оно позднее получило всеобщее распространение в немецкой литературе». Этими словами Файерайсподводититоги своегокапитальногоисследования2. НаФайерайсаопиралисьмногие видные философырелигии немецкоязычных и скандинавских стран. Среди них можно выделить знакомого уже нам А. Нюгрена, оценивавашего стадию «философско-религиозного мышления» как эпоху «несчастного гибрида» философии и религии (см. § 7), который мешал и той и другой3. Как он отмечал, отрыв просвещенческой философии XVIII в. от этого «гибрида» состоял в том, что она хотела иметь дело не с конкретной, эмпирической религией, а с «религией вообще», «всеобщей религией», «разумной религией», ко-тораяпредставляла бы «религию» во всей ее «чистоте»4. Некото-1 Feiereis, 1965. S. 152.
2 Ibid. S. 250.
3 Nygren, 1972. P. 17.
4 Ibid. P. 18.
§ 8. Реконструкции генеалогии философии религии
207
рые «нерелигиозные теологи» деформируют формулировки Файерайса в своих интересах. Так, Х.И. Адриансе (см. § 1) трактует его «перечеканку» естественной теологии в ФР в смысле появления второй вследствие «разложения» первой1.
Ссылки нанемецкого историкафилософии очень популярны в солидных континентальных лексиконах. Приведу пример. Й. Шплетт, один из членов авторского коллектива французского секуляристского «Критического словаря теологии», изданного Ж.И. Лакостом (1998), прямо ссылается на Файе-райса, настаиваяна том, что хотяинтерес к религии как таковой восходит уже к началам философии, до Нового времени, фактически до XVIII в., о какой-либо ФР речи быть не может. До этого философияв ее отношении к религии оставалась теологией, другими словами, «теорией Бога», котораяподходила к своему объекту с позиций отрицания, критики или утвержде-ния2. В «век просвещения» произошла принципиальная «дислокация»: в центре внимания философского разума оказыва-етсяуже не Божество, Сущее, Единое, но человек в его отношении к Божеству. Канту принадлежала заслуга прямого смещенияинтереса философии к вопросу: «Что есть человек?»; даже Гегель, несмотряна свой теоцентризм, утверждал, что «теорияБога» не может быть постигнута и эксплицирована как таковаякроме как через «теорию религии». Длятого чтобы апеллировать к рациональности, в том числе в освоении религии, философскаямысль должна была пойти на «развод» с фундаментальным измерением религии, с авторитетом и традицией. Аналогичным образом, исходяиз того же движения (подразумевается, что в сторону секуляризации) религиоведческие науки впоследствии отделяются от самой ФР3.
3. Генеалогия ФР восходит к самому Просвещению. Фактически эта позициянезначительно отличаетсяот предыдущей: в обоих случаях речь идет о том, что ФР «как наука» (говоря словами Файерайса; см. выше) складываетсяне ранее XVIII в. Различие в
1 Adriaanse, 1995. S. 1.
2 Автор, мыслящий очень «современно», вполне допускает, таким образом, и
«атеистическую теологию».
3 См.: Splett, 1998.
208 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
том, что если в предыдущей позиции было обозначено, что она исторически предполагает предшествовавшее «философско-религиозное мышление» (как «донаучное»), то в этой последнему не придаетсятакое значение, которое делало бы его вообще заслуживающим экспликации. Иными словами, исто-рияФР рассматриваетсякак если бы (вспомним кантовское als ob)онаначиналась«беспредпосылочно»с«векаПросвещения».
В своей обстоятельной монографии «Философия религии в работеШлейермахера» (1974) француженкаМ. Симон не ставит вопрос о генезисе ФР как таковом, но из сопоставлениярекон-струированного ею метода Шлейермахера, прежде всего на основании его знаменитых «Речей о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799), с рассмотрением религии у деистов, Юма, Руссо и Канта, следует, что длянее ФР возникает не ранее Просвещения. Это предположение подкрепляется эксплицитным различением у Симон ФР (philosophie de religion) и религиозной философии (philosophie religieuse), котораяпред-ставлена в ее книге сравнением взглядов на Провидение у Лейбница со взглядами Августина и Фомы Аквинского, а также рассуждениями о христианских догматах у Мальбранша и о творении у Беркли1. То, что ФР восходит к XVIII в., следует из французского сборника статей «Мыслить религию: исследова-нияпо философии религии» (1991), который издал Ж. Грейш, ссылавшийсяв связи с этим и на Коллинза (см. § 3), и на Файе-райса2. C Грейшем в этой хронологизации солидаризируетсяи Н. Депра (о ее взглядах на предметность ФР см. § 7)3.
Средирассматривавшихсявышеавторов,популярных в немецкоязычной историографии, назовем прежде всего С. Холь-ма, который отказывал ФР в автономном существовании до «Религии в границах одного разума» И. Канта4, а также В. Шпанна (см. § 7). Последний подчеркивает, что ФР обязана своим происхождением определенным событиям в истории теологии XVIII в., которая, утратив в целом авторитет своей
1 Simon, 1974. P. 332–333.
2 Greisch, 1991. P. 6.
3 Depraz, 2003. S. 27.
4 Holm, 1960. S. 11.
§ 9. Закономерности и тенденции
209
«космологической» составляющей, попыталась компенсировать эту утрату «культурно-антропологической теорией ре-лигии»1. К. Мюллер, написавший статью по ФР длякатоличе-ского «Лексикона философских основоположных понятий теологии» (2003), констатирует, что оформление ФР как самостоятельной дисциплины следует поставить в непосредственную связь с «проектом Просвещения», который был «укоренен» не столько в отвержении христианской традиции извне, сколько в ее внутреннем кризисе (вызванном в первую очередь религиозными войнами).Начальным сочинением по ФР автор считает «Религию в границах одного разума» И. Канта (1793), а ее «кульминационными пунктами» в эпоху Просвещения– знаменитые философско-религиозные «скандалы»: споры о пантеизме (Pantheismusstreit) – между Мендельсоном и Якоби о наследии Лессинга, об атеизме (Atheismusstreit) – между «ортодоксами» и Фихте, о «божественных вещах» (Theismus-streit) – между Якоби и Шеллингом в связи с возможностью и необходимостью философской теологии2.
Закономерности и тенденции
Основные специфические установки понима-ниязадач и предметности ФР в континентальной философии выявляются через их сопоставление с «картой ФР» в англо-американской традиции. С одной стороны, здесь присутствует трактовка ФР как своеобразного раздела общей теологии, отсутствующаятам, с другой – ее интерпретацияв качестве «чистой философской теологии», или философского обосно-ваниятеизма, остаетсяздесь все еще маргинальной в сравнении с англо-американской традицией (откуда она и заимствована), несмотря на постоянные попытки ее внедрения. Зато своеобразным и типичным дляконтинентальной философии применением ФР, которое в англо-американской традиции отсутствует, можно считать ее трактовку в качестве метатеоло-1 Spann, 1996. S. 261. 2 См.: Müller, 2003.
210 Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной...
гического дискурса.КонтинентальнойФР взначительно большей степени, чем англо-американской, присуще осознание того, казалось бы, самопонятного факта, что предметом ФР должна быть сама религия. Это находит выражение в том, что даже те ведущие немецкие философы религии, которые хотят сохранить в своих штудиях место и для философско-теологи-ческого дискурса, все-таки, как правило, пытаютсяскоорди-нировать его с исследованием феномена религии. Потому закономерно, что вконтинентальной традициипользуетсянема-лым уважением включение ФР в структуру религиоведческих дисциплин, в англо-американской практически отсутствующее. Единственнаяфилософскаяпрограмма, котораяна территории континентальной ФР полноценно конкурирует с «религиоведческой», –герменевтическая, спектр которой, как мы могли убедиться, разлагается по меньшей мере на три основных «цвета». Разумеется, это связано с общими очень сильными позициями герменевтики в континентальной философии в целом; не удивительно, что герменевтическаясоставляющая очень значительна и в проекте изучения«речи о Боге», и в фи-лософско-культурологическом осмыслении религии. «Фило-софияпонимания» отчетливо слышитсяи в попытках актуали-зацииФРдлямежрелигиозной коммуникации. Специфически континентальным следует считать также попытку использова-нияФР в качестве ресурса и длядругих областей философии. Достаточно влиятельные попытки в англо-американской философии использовать ФР в качестве инструмента для«изме-нениярелигиозного мира» (идущие от хикеанства, процесс-теологии, феминизма) дляконтинентальной традиции не характерны. Некоторым их паллиативом следует, однако, признать конъюнктурное увлечение «диалогом религий» (в более солидном виде– у Дюпре, в «среднем» – уВрума, вкарикатурном – у Нивёнера), при котором акцентирование «полного равноправия» догматических конституций религий в современном мире звучит столь же настойчиво, сколь требование «полного равенства полов» у феминисток.
Что касаетсяперспектив, то здесь их определить труднее вследствие большей «субтильности» континентальной философии в целом в сравнении с англо-американской. Но некото-
§ 9. Закономерности и тенденции
211
рые всежепредсказуемы.Теологическиепроекты ФРбудут сохранять свои позиции (пусть и ограниченные) до тех пор, пока она будет изучатьсяи преподаватьсяв рамках теологических институций (а этому по крайней мере в ближайшее времяни-что не мешает); герменевтические – до тех пор, пока будет востребована «философияпонимания» Хайдеггера, Гадамера, Рикёра, теоретиков глубинной психологии и постструктурализма (ее позициям в обозримый период также ничто реальное не угрожает); эклектические – всегда (так как они создают приятную иллюзию одних лишь приобретений без отказа от чего-либо); заимствованные из аналитической философии (помимо философского обоснованиятеизма сюда относятсяпро-екты исследования«логики» и «грамматики» религии) – уже, судяпо всему, недолго. Зато имеет очень значительное будущее чисто идеологическое в своей основе направление использова-нияФР как инструмента «межрелигиозного диалога», который на деле является последовательным отказом от «христианоцен-тризма»в духе Дж. Хика(вЕвропеоченьблизкиеидеи, несмотря на попытки дистанцирования, постоянно озвучивает популярнейший «внеконфессиональный теолог» Г. Кюнг1) и мощно поддерживаетсяна государственном уровне2.
Изучение генезиса ФР в континентальной традиции (в отличие от англо-американской) имеет хорошие перспективы. Основы, заложенные Депланом (исследование эволюции понятия «религия» в европейской культуре)и особенноФайерай-сом (исследование начальных форм философско-религиозной проблематики и ее «институционализации» в европейской философии), достаточно крепки, чтобы над ними возводить дальнейшие ярусы историко-философских и культурологических исследований, к которым континентальнаянаука имеет и навык и вкус.
1 Принципиальнаяоднонаправленность его позиции и хикеанства обсужда
лась в нашей статье: Shokhin, 2005. P. 138–139.
2 Речь идет о настойчивом игнорировании христианских истоков самой евро
пейской цивилизации в проекте Конституции Европы.
й А АУТЕНТИЧНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ 5 ^" ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ
По завершении историографической работы, оправданной, как представляется, трезвым начальным решением отказатьсяот «изобретениячайников» в эпоху переизбыточности мировой философской информации (см. Введение), читатель, которого она еще не утомила, приглашаетсяпройти с автором «количественно» уже небольшую, но качественно основную часть пути. Она заключаетсяв том, чтобы вначале из имеющихсяспособов идентификации предмета ФР и ее границ со смежными дисциплинами устранить наименее перспективные (с рационально-методологической точки зрения, а не с конъюнктурной), затем осуществить дальнейшую селекцию из более перспективных и, наконец, предложить авторскую «оптимизацию» тех из них, что имеют преимущества перед остальными.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!