Идеи относительно генезиса философии религии
Вполне естественно, что преобладающий взгляд российских авторов на возможность существования ФР в двух смыслах – «широком» и «узком» – предопределил преобладание и представленияо «двойственном генезисе» данной философской дисциплины. Остальные позиции по большей части отталкиваютсяот этой презумпции.
1. Представления о «двойственном генезисе» ФР. Здесь снова можно вспомнить об архетипе данной идеи в монографии прот. Н. Боголюбова «Философиярелигии» (1915), в которой различались (вполне на равных) два значенияпонятия«ФР» – как религиознаяфилософияи как философскаянаука о религии (см. § 1). Киевский профессор предлагал два способа хронологизации истории своего предмета в качестве вполне равноправных. В первом смысле (т.е. как религиознаяфилософия или «теософия») ФР не уступает по древности философии как таковой. Для него это было понятно и из того, что всякая рели-гиянаопределенной стадиистремится«принятьфилософскую окраску», и из того, что само философское мышление, особенно на ранней стадии, «находитсяв зависимости от религии». Но в значении философской науки о религии ФР в древности возникнуть не могла и «принадлежит Новому времени»1. Для становленияпоследней нужны были предпосылки, которые, по мнению Боголюбова, не всегда правильно определяются2. Соглашаясь, впрочем, с тем, что в древности религия не обособилась от общественной жизни и что дляэтого обособления (которое способствовало бы ее «философско-научному» рассмотрению) требовалось появление христианства, Боголюбов
|
|
1 Боголюбов, 1915. С. 24.
2 Так, по его мнению, неверно представление, будто ФР в рассматриваемом
смысле не могла возникнуть в древности вследствие того, что материала дляос-
мыслениябыло недостаточно (его всегда недостаточно) или что онанемогла поя-
витьсяв периоды расцвета или господства религии во всей общественной жизни,
вследствие чего невозможно было обособитьее от других явлений этой жизни. Ав
тор критиковал здесь положение популярной у нас в то время переводной книги
(котораясовсем недавно была переиздана): Гефдинг Г. Философиярелигии. СПб.,
1912. С. 2.
§ 2. Идеи относительно генезиса философии религии
37
предлагает учесть и тот фактор, что сама наука еще не «осозна-ласвою самостоятельностьпо отношению крелигии»1 доопределенной эпохи (здесь он следовал самому авторитетному к его времени немецкому историку ФР О. Пфлейдереру). Этой эпохой оказалось Новое время, поэтому не случайно, что именно тогда обнаруживаютсяпервые попытки создания«общей науки о религии». Не случайно и то, что сам термин «философия религии» был употреблен (по его непрозрачным калькуляциям) только в последнее десятилетие XVIII в.: ФР как «особая наука о религии» была обязана своим появлением кантовской философии.
|
|
Согласно второй монографии Кимелева (1998), если ФР «в широком смысле» существует столько, сколько сама филосо-фия(см. § 1), то условиядлястановленияФР «в узком смысле» складываютсятолько в Новое времяи среди них выделяются (как и у Боголюбова), с одной стороны, обособление религии от других видов деятельности, а с другой – приобретение самостоятельности самой философией. Иными словами, филосо-фиядолжна была приобрести то дистанцированное, объективно-познавательное отношение к религии, которое было недоступно длянее в Средневековье. ХотяКимелев не указывает создателей философии религии в «узком смысле» поименно исходя из того, что он перечисляет в связи с ней философов в определенной последовательности (Спиноза, Кант, Гегель, Э. фон Гартман, Лотце, Коген, Наторп), вполне можно себе представить, как он хронологизирует ее начало и дальнейшие стадии2.
Различение генезиса ФР в «широком» и «узком» смысле пришло и в нашу новейшую энциклопедическую литературу. Так, в статье В.И. Гараджи и Л.Н. Митрохина, посвященной данной дисциплине знания, для «Новой философской энциклопедии» (2001) ФР «в самом широком смысле слова» означает «остающиесяв пределах рациональногодискурсасужденияот-1 Боголюбов, 1915. С. 27.
|
|
2 В своей первой монографии, посвященной западной философии религии ХХ в., автор фактически принимал точку зренияО. Пфлейдерераиряда других историков философии, начинавших философию религии «в узком смысле» со Спинозы. См.: Кимелев, 1989. С. 6–7.
38 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
носительно религии», включаяпредлагаемые самими религиями онто-теологические, этико-антропологические и сотерио-логические проблемы, и в этом смысле ее начала восходят еще к трактату Цицерона «О природе богов». ФР в узком и собственном смысле появляется в Новое время как самостоятельная философская дисциплина, предметом которой является рели-гия– это «когда автономный критически мыслящий субъект стремитсяпознать бога и религию с помощью собственного разума и не довольствуетсяпросто верой». Даннаяустановка нашла отражение в самом названии труда Канта «Религияв пределах только разума» (1793), который он первоначально якобы так и хотел назвать «ФР»1.
|
|
«Удвоение» генезиса ФР признано и в учебной литературе. Например, в пособии «Проблемы философии религии и религиоведения» (2003) ФР в широком смысле – это любая фило-софскаярефлексияпоповодурелигии, котораявосходиткрас-суждениямобогахКсенофана,Демокрита,ЭпикураиЦицеро-на. Автономизацию и тематизацию ФР авторы относят к Новому времени, принимаяраспространенное мнение, согласно которому ее основоположниками выступают Спиноза или Юм, а свое окончательное оформление на ранней стадии она получает у классиков немецкой философии, когда была выявлена ее основнаяпредметнаяструктура – осмысление религии и ее места в культуре, исследование ее происхожденияи характер ее взаимоотношений с другими формами освоения мира2.
С.А. Коначева (2003) также оказывает предпочтение «теории двойственной истины» относительно генезиса ФР. Она обращает внимание на то, что само словосочетание «философия религии» появляется лишь в XVIII в., но оговаривается: уже в античной философии можно обнаружить сужденияо божестве, об отношении между бесконечным бытием и конеч-1 Гараджа, Митрохин, 2003. С. 230–231. Эта информацияо Канте ничем не подтверждается. Напротив, его тексты свидетельствуют о том, что словосочетание «ФР» он очень долго не хотел употреблять и лишь в самых последних своих работах начинает пользоватьсяблизкими ему, не признавая, однако (в отличие от Рейнгольда и Фихте), что за этим словосочетанием может стоять отдельная философская дисциплина, автономная от этики.
2 Проблемы философии религии, 2003. С. 8.
§ 2. Идеи относительно генезиса философии религии
39
ным; поэтому «прежде чем стать особой философской дисциплиной – со своим предметом, методами и направлениями, фи-лософиярелигии присутствовала в любом философском построении, проясняющем бытие сущего в целом»1.
Ту же «теорию» разделяет И.Н. Яблоков: с одной стороны, религия, по его предположению, была предметом философии всегда, с другой –экспликацияФРкак специальной предметной области философствованияпроисходит не ранее XVIII в., начинаяс Юма2. К тому же представлению относитсяидея«двойственного происхождения» ФР и в эпоху Филона Александрийского, и в эпоху Гегеляв учебнике Н.П. Копцевой (см. § 1).
П.С. Гуревич во введении к изданию «Философиярелигии. Хрестоматия» (2007) не сомневается в том, что ФР появляется на свет вместе с Платоном (как одним из греческих «просвети-телей»)в качестве реакции на кризис традиционной, полисной религии (вследствие общего кризиса всего полисного строя), вызвавший общее разочарование в идеологических и нравственных нормах и даже в самом языке как средстве их выражения. Он видит первую реакцию на эту объективную ситуацию в диалоге «Эвтифрон», где ставитсявопрос о возможности конфликта между благочестием и справедливостью. Однако из предлагаемой им схемы периодизации истории ФР Гуревич Платона все же исключает. Перваястадияэтой истории связана с Филоном Александрийским– потому, что онвпервые раз-личилзнание богооткровеннноеи естественноебогопознание, вследствие чего названный философ-экзегет стал «скрытым источником всей последующей религиозной мысли» всех трех авраамических религий3. Но только на второй стадии истории ФР можно говорить о «развитии собственно философии религии, в отличие от религиозной философии»4. Наступает она,
1 Философия, 2003. С. 616.
2 Яблоков, 2000.С.11–12. Впрочем,неразъясняется,почему для этойроли был
избран именно Юм,анекто-то другой. Правда,вболее раннем учебникеонуделя-
ет емуоченьбольшое внимание(см.:Яблоков, 1994.С.21–39),нотамонвыступает
скорее «первым среди равных» просветителей XVIII в.; некоторых из них Яблоков
правомерно называет преемниками древнегреческих натуралистов.
3 Гуревич, 2008. С. 5–8.
4 Там же. С. 8.
40 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
как можно понять Гуревича, вместе с французскими просветителями и завершаетсягде-то с У. Джемсом (третьястадияпри-ходитсяна ХХ в. – эпоху исследования«языка религии»).
В некоторых случаях та же «двойственная схема» воспроиз-водитсяпри идентификации происхожденияФР только в Новое время. Так, в монографии Е.И. Аринина «Философия религии. Принципы сущностного анализа» (1998) из положения автора, согласно которому «проблема выявления основополагающих принципов сущности религии в Новое времястала теоретически осмысливатьсяСпинозой», видно, кого он считает основоположником ФР. Впрочем, он учитывает мнение и тех, кто «отцом» ФР считает Гегеля– на том основании, что он смог «изобразить в их взаимной связи все стороны религиозной проблемы», благодарячему «окончательно выяснил для науки о религии ее задачу»1. Аринин с большим почтением от-носитсяк развитию Гегелем высказанной уже Шеллингом идеи о «субстратном, процессуальном и субстанциальном этапах и уровнях понимания сущности явлений бытия», которая еще недостаточно востребована в религиоведении2 (творче-скомувосполнениюэтого методологического пробела ипосвя-щена его монография). Поэтому можно полагать, что ему должна быть близка идея«двух генезисов» ФР и в Новое время – формального (в эпоху Спинозы) и, выражаясь его языком, «сущностного» (в эпоху классической немецкой философии).
2. Другие способы понимания генезиса ФР. Этим попыткам «удвоенного» решениявопроса можно противопоставить представленияо том, что ФР должна была все-таки когда-то начатьсяоднозначно, а затем, как и полагаетсяв таких случаях, эволюционировать далее.
Так, в брошюре Г.Г. Майорова «Цицерон и античнаяфило-софиярелигии» (1989) выражалась яснаямысль, что ФР в собственном смысле возникла еще в античном мире. Правда, ав-1 Аринин, 1998. С. 36. При «номинировании» Спинозы автор ссылаетсяна работу Кимелева, хотяследовало бы опиратьсяна тех, на кого опираетсясам Киме-лев, а в связи с Гегелем цитирует издание «Иллюстрированная история религий» (М., 1992. Т. 1. С. 13).
2 Аринин, 1998. С. 37.
§ 2. Идеи относительно генезиса философии религии
41
тор понимает ее скорее снова «синкретически», видяв ней «систематизированное философское рассуждение о религиозной вере,о богах и ихотношении к мируичеловеку». Если первые философы, высказывавшиесяо религии, – Ксенофан, софисты Протагор, Продик и Критий и сам Сократ – пытались осмыслить ее в плане происхождения, а также мировоззренческой и социальной функций, то у Аристотеля«философские проблемы религии» были «переведены в плоскость метафизики» (скорее всего автор подразумевает прообраз космологического доказательства бытияБожества)1. Майоров выражает сожаление, что подавляющее большинство свидетельств об античной ФР дошло до нас в виде фрагментов и цитат, а Платон с Аристотелем «специальных трудов по философии религии» нам тоже не оставили. Первыми среди них он считает три трактата Цицерона «О природе богов», «О дивинации» и частично «О судьбе»2.
ДляМ.М. Шахнович, котораяпридерживаетсямнения(в цитированных работах), что уже в античный период начали оформляться обе различаемые Кимелевым формы ФР – и «философскаятеология», и «философское религиоведение» (см. § 1), также нет никаких сомнений в том, что ФР начинает свою «биографию» уже в античности.Она уделяет специальное внимание возможному возражениюнаэто– что здесьдопуска-етсямодернизация. Хотявсем известно, рассуждает она, что термин «эстетика» был введен лишь в XVIII в. А. Баумгарте-ном, но врядликому-нибудь придет вголову утверждать, будто до него эстетики не было. Точно так же обстоит дело и с ФР. В связи с этим она цитирует одну из англоязычных философских энциклопедий: «понятие “философия религии” – сравнительно новое в философском лексиконе, но то, что оно обозначает, старо, как сама философия»3, а также ссылаетсяна фундаментальный труд немецкого историка и филолога О. Гильберта «Греческаяфилософиярелигии» (1911), который не только не сомневалсяв существовании «античной филосо-1 Майоров, 1989. С. 3.
2 Там же. С. 4.
3 Шахнович, 2002. С. 7.
42 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
фии религии», но и сделал ее предметом своего специального исследования1. Это позволяет ей писать эксплицитно не только об «античной философии религии», но и о «философии религии» Демокрита, софистов и тем более Эпикура.
Д.В. Пивоваров не дает (как и в вопросе о понимании задач ФР, см. § 1) связного представления о том, как он понимает генезис ФР, но «классическаяфилософиярелигии», которая стремилась к объективному и «идеологически нейтральному описанию религиозного сознания» (ср. с трактовкой Кимеле-ва), связываетсяу него с временем изданиякниги А. Росса «Ре-лигиимира» (1653) ивсетогоже трактатаСпинозы2.Этой классической стадии предшествовали «начало религиозной компаративистики» (которое положили Плутарх, Лукиан и другие, сопоставлявшие религии разных народов); затем английские и французские вольнодумцы (специально Толанд, считавший, оказывается, все религии, кроме языческих, ложными, и Юм – «апостол “естественной религии”»); Ламетри, Вольтер и Д'Аламбер, чье последовательное отрицание религии привело к тому, что «в Европе сформировалась мощнаяальтернатива монотеизму – атеистический полюс»3.
Е.И. Аринин в «Религиоведении» (2004) дает довольно чет-коепредставление о том,какимон видитисторическое становление ФР. Начинаяс эпохи Возрожденияи Нового времени предпринимаютсяпопытки пониманиярелигии и религиозности как таковых (вне конфессиональности), следствием чего становитсясвоеобразнаяметодологическаябифуркация: исследование гносеологических и методологических проблем, развивавшихсяв рамках «философии религии»4, и изучение исторических особенностей развитияконфессий – в рамках описательной «науки о религии»5.
1 Шахнович, 2002.
2 Пивоваров, 2006. С. 5–6.
3 Там же. С. 4–5.
4 То, что автор пишет это словосочетание в кавычках там, где контекст этого не
требует, может свидетельствовать о его скептическом отношении к данной облас
ти знания в период написания цитируемой работы.
5 Аринин, 2004. С. 18.
§ 2. Идеи относительно генезиса философии религии 43
В своей уже цитированной статье (2007) япредложил, с одной стороны, решительно отказатьсяот пониманияФР в «ши-рокомсмысле»,при котором она не отличаетсяот религиозной философии, а с другой – не ограничиватьсяпри рассмотрении ее истоков только Новым временем. Ее начальные истоки я связывалспервымипрецедентамиисследованияименнорели-гии и ее основных «категорий» (а не богопознания) в «Эвти-фроне» Платона, трактатах Цицерона, определениях религии из «Суммы теологии» Фомы Аквинского, в различениях религиозных субъектов в «О предположениях» Николая Кузанско-го, уделяя пропорциональное внимание Новому времени. При этом яакцентировал внимание на сущностном значении начальной авторефлексии данного направленияфилософии, которую связывал с появлением труда «Философия религии» (1772) и дополнений к нему З. фон Шторхенау, в которых философское осмысление религии впервые приблизилось к своему дисциплинарному самосознанию1.
Л.И. Василенко в его учебном пособии «Введение в философию религии» (2009) можно понять так, что в своем историческом становлении ФР «в качестве особой области философских разработок» прошла по крайней мере четыре этапа. Первый – до того, что принято называть высокой схоластикой, – в рамках «длительной традиции теологической мысли»2, когда религии рассматривались на основе Откровения(из чего следует, что в античности чего-либо, напоминавшего ФР, не должно было быть по определению). Второй – начинаяс Альберта Великого и Фомы Аквинского – был ознаменован «вычленением естественной теологии в схоластике»3. Третий был связанстеизмом,деизмоми пантеизмомНового времении нашел кульминацию в дискредитации естественной теологии у И. Канта. Наконец, на четвертом этапе, в «постметафизическую эпоху»ФРнамечаетсядвижение ФР всторону«апостери-орности», когда внимание переключаетсяна понимание «че-1 См.: Шохин, 2007. С. 64–88; Shokhin, 2008. P. 67–69.
2 Не указывалось, к сожалению, до какой степени «длительной» даннаятради-
ция в связи с ФР, по расчетам автора, была до XIII в.
3 Нельзяне отметить, однако, что начало этого вычленениявосходит не позд
нее чем к Тертуллиану (II–III вв.): Adv. Marc., I.18. См.: Фокин, 2007. C. 283.
44 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
ловеческого духовного опыта», соотносящего человека с трансценденцией1.
Наконец, в самое последнее времябыли предложены и «нехронологические» идеи происхожденияфилософии религии. К.М. Антонов в цитированной вступительной статье к курсу лекций О.Т. Ермишина «Философиярелигии» (2008) понимает дело, кажется, так, что в теологии («особенно, если она обладает к тому же философской завершенностью») обнаружива-етсяпотребность в осмыслении многообразиярелигиозной жизни, котораяприводит к вопросу о сущности религии. «Оп-ределеннаяфилософиярелигии» может возникнуть из религиоведческих изысканий, которые в свою очередь являются следствием теологической рефлексии. В то же времяон усматривает «логическое происхождение» ФР из религиозной философии, понимаемой через «вторжение религиозного опыта» в «секуляризованный мир» религиозного рационализма2.
Что же касаетсясамого курса лекций Ермишина, то они создают отчетливое впечатление, что их составитель мыслит ФР даже не в «широком» смысле, но в «беспредельном». Правда, во введении он различает два смысла «ФР» – в соответствии с формулировками Н. Боголюбова (см. § 1), но в отличие от него пытаетсясвести их воедино. Получается, что ФР–это «сфера человеческогопознания, которая носиттео-ретический характер и направлена на пониманиерелигии, ее сущности и предназначения»3. Однако историяее начинает-сяу Ермишина не с начальных взглядов на религию, а с общих моделей мировоззренияв Древней Индии и Китае (не-понятнотолько,почемуавторневключил сюдатакжеЕгипет и Шумер), которые сближаютсяим уже потому, что отлича-ютсяот европейских и вызывают ассоциации соответственно с танцем и хороводом4. При этом не ставитсявопрос, как индийцы и китайцы мыслили религию. Автору кажется, что
1 Василенко, 2009. С. 7–8.
2 Антонов, 2008. С. 14–16.
3 Ермишин, 2008. С. 18.
4 Здесь он опираетсяна А.Е. Лукьянова (Ермишин, 2008. С. 21). При этом сама
последовательность изложенияматериала более всего напоминает ту, котораяпа-
родируется в «Из всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”» Тэффи.
§ 3. Закономерности и тенденции
45
он уже ответил на него, пересказав, что они думали о миро-здании1. Далее в книге излагаютсяобщие сведенияо религиозной философии (и религиозных мировоззрениях наиболее известных философов) античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени (это называется«Концепции религии в зарубежной философии») и отечественной религиозной философии («Концепции религии в русской философии»).
Закономерности и тенденции
Российскаяфилософия, несомненно, начинает осмыслять свои «методологические обязанности» по отношению к изучению религии. Это находит выражение в попытках определить отношение ФР и к теологии, и к религиоведению (в частности, к «теоретическому религиоведению»), и к религиозной философии. Намечаютсяи попытки применениявыделяемых структур ФР к ее истории, прежде всего на материале античной мысли. В некоторых случаях делаются начальные попытки критического анализа западных концепций и теории и истории ФР. Среди самых последних явлений можно отметить внимательное обращение к философско-религиозному наследию русской мысли (прот. Иоанн Скворцов, В. Соловьев, С. Франк и др.), его сопоставлению с европейской мыслью XIX в., а также попыткиосмыслениясамой отечественной философско-религиозной проблематики и терминологии. Если учесть полную «юность» ФР дляРоссии в сравнении с Западом (несмотряна первые, сравнительно ранние подходы к ней, перерывы были «глобальными»; см. введение к главе), это не так мало.
Однако в целом пока предпочтение отдаетсякомпромис-сным, двойственным, диффузным решениям вопроса о предметной идентичности ФР («философскаятеология» и «философское религиоведение», нередко и «религиознаяфилософия»), о
1 Равно как ему кажется, чтоосовременнойФРонуже вполне дает представление своей аудитории (которую представляет себе весьма невзыскательной), рас-сказываяоб идеях Х.Л. Борхеса и упоминая«языковые игры»… неопозитивистов, структуралистов и постмодернистов, которые смешиваютсядо неразличимости по принципу «что синийчерт–что зеленый» (но тольконереальных западныхфи-лософоврелигии, скореевсегоиз-за отсутствиязнанияоних). Тамже.С.125–126.
46 Глава 1. Философия религии в российской перспективе
ее объеме («ФР в широком смысле» и «ФР в узком смысле»); признаетсядаже помимо эксплицированного и «имплицитное» отношение философии к религии (вследствие чего ФР может означать все, что угодно). Та же нехитрая«схема двойственности» переноситсяи на осмысление ее генезиса (снова «в широком смысле»и«в узкомсмысле»)настадии как древности(когда ее начинают и с Платона, и с Филона), так и Нового времени (выясняется, кто был ее «историческим отцом», а кто «подлинным отцом» – без привлеченияпродуманной аргументации). Эти концепции «двойственной истины» относительно ФР свидетельствуют о том, что пока нет желаниярассматривать методологические проблемы всерьез, продумывать логические по-следствиятого или иного их решения, говоряпопросту, о лености ума. Именно этими причинами обусловливаютсяи такие допущения, как предположения, будто на начальных стадиях ФР развивалась в виде религиозной философии и только далее – в виде собственно ФР; будто ФР в России могла представлять собой иной феномен, чем ФР в Европе (оставаясь ФР), или будто ФР может безбедно включать в своюпроблематикулюбые «духовные знания». Значительна и элементарная историческая некомпетентость: о ФР иногда берутсяписать те (причем в режиме «нон-стоп»), кто всерьез полагает, что Толанд считал язычество единственной истинной религией, Вольтер был атеистом, а Юм–апостолом «естественной религии» (критике которой и были посвящены основные его сочинения о религии). Студентов порой учат те, кто не знает, когда Кант писал свои сочинения. Нет недостатка и в идеологизации ФР: различения «русской» и «германской» ФР (как у Усачева) или попытка про-движенияединственной, «не субъективной» ФР (как у Назарова) относятся именно к этому явлению. Претензии могут быть предъявлены и к издательствам, выпускающим книги без ре-цензирования(притом достаточно солидными тиражами), написанные доступно, но никак не соответствующие стандартам рациональности и академичности (как в случае с пособиями Пивоварова или Ермишина) и своими претенциозными титулами «Философиярелигия» сильно снижающие планку публикаций в фактически новорожденной у нас области философии.
Перспективы ФР в России видятся неоднозначными, но далеко не безнадежными. С одной стороны, нетрудно спрогнози-
§ 3. Закономерности и тенденции
47
ровать, что поступательный (во всяком случае на ближайшее время) рост веса самой религии в жизни российского общества будет способствовать тому, что многие люди будут считать, будто одна их «православность» (действительнаяили мнимая) даже без прочих необходимых условий дает им право учить, как надо философствовать о религии1, и это будет способствовать девальвации обсуждаемой дисциплины. С другой стороны, нельзяне предположить, что серьезный интерес к ФР будет способствовать росту профессионализма – изучению историографии, источников и более тщательной рефлексии. Поэтому, в частности, теориям «двойственных истин» о ФР (у Пивоварова они становятся «тройственными»), которые более естественны для начальной стадии, вряд ли гарантировано долголетие2. Напротив, дискуссиям о границах ФР и религиоведения (методологически весьма оправданным), кажется, предстоит будущее, как, вероятно, и осмыслениюособенностей взаимоотношений ФР, философской теологии и религиозной философии. Успешной, однако, эта работа может быть лишь по мере призна-ниятого несомненного обстоятельства, что «отечественная ФР» и «общезначимаяФР» соотносятсяне иначе, как вид и род. В противном случае речь пойдет о разнотипных философских феноменах, которые не будут сопоставимы в реальном смысле, поэтому не будет оснований говорить и о каких-то специфических особенностях ФР в России (ибо species могут обсуждатьсятолько в рамках genus). Но дляпониманиятого, что ФР – явление интеркультурное, необходимо обращение пишущих о ней к мировой философско-религиозной литературе, как исторической, так и современной. Если настоящая монографиясможет внести вклад в освоение этих самопонятных истин, одна из поставленных в ней задач будет решена.
1 Не учитываятого, что аутентичное православное христианство призывает каж
дого, кто хочет говорить от его имени, к большой самокритике. Свт. Филарет Мос
ковский неоднократно замечал, что христианство – не юродство и не невежество, но
премудрость Божья,а преп.СилуанАфонский – чтотот,кому не дано учить, аон учит
(сюда,ядумаю, включаютсяифилософы-проповедники),посрамляетславу Божью.
2 Если, конечно, они и дальше не будут оказыватьсявостребованными, напри
мер в целях расширения объема«ФР в русской метафизике»,как в случаесмоногра-
фией К.М. Антонова.
3 "") ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Е ^_ В АНГЛО - АМЕРИКАНСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Английский язык одним из первых начал осваивать словосочетания, обозначающие интересующую нас область знания. Уже в 1748 г. вЭдинбургебыла опубликована книга М. Рамсея«Философские основы естественной и богооткровенной религии» («The philosophical principles of natural and revealed religion»). Само словосочетание philosophy of religion начинает функционировать в английской литературе не позднее начала XIX в.1 Историки ФР в англоязычной философии признают ее континуальное развитие начинаяс последней четверти XIX в.2 Cолидный обзор публикаций был создан и по ХХ в.3 Однако с середины ХХ в. начинаетсяка-чественно новый, а с последней четверти его до настоящего времени – просто обвальный рост числа публикаций, авторы которых идентифицируют предмет своих изысканий либо непосредственно как ФР, либо в виде таких непререкаемо признаваемых в качестве именно философско-религиозных тем, как существование и атрибуты Бога, соотношение веры и рациональности, религии и науки и т.д. Речь идет о популярнейшей области современной философии, которая получила серьезный импульс после коллапса неопозитивистской парадигмы рациональности, отрицавшей за любыми «метафизическими» высказываниями, в том числе религиозными, какую-либо когнитивную значимость, и кризиса сциентистского мирообъяснения(и даже объясненияразвитиясамой науки) в целом4. В настоящее время можно говорить о двух основных конкурирующих парадигмах (если пользоватьсятерминологией Т. Куна) в англо-американской ФР – преобладающей аналитическойи оппонирующей ей, котораяопираетсяотчас-ти на«континентальные ресурсы»5.АналитическаяФР занимаетсяне религией кактаковой,а религиознымиверованиями, преимущественноосновнымитра-диционными положениями философского теизма, разделяемыми тремя монотеистическими традициями (в последние десятилетия большое внимание уделяется и специфически христианским доктринам), которые она подвергает и апологетической верификации, и самоцельному рациональному исследованию. Она является (вопреки мнению Ю.А. Кимелева, см. § 1) не каким-то отдельным направлением философии, но применением общего аналитического
1 См.: Jordan, 1995. P. 759.
2 Cм., к примеру: Sell, 1988.
3 См.: Wainwright, 1978.
4 О «борьбе за метафизику» в английской университетской философии в сере
дине ХХ в. и последовавшем «выигрыше позиций» см. воспоминанияодного из
ключевых «участников сражений» (Mitchell, 2005. P. 21–24).
5 Под «континентальной» философией здесь и далее (ср. гл. 3) понимаетсяев-
ропейская за вычетом британской, которую можно обозначить как «островная».
метода к философско-религиозной (в принятом смысле, см. далее) проблематике. Этот метод по сути своей не отличается от схоластического, является его современным продолжением и, по меткому выражению Б. Митчелла, соответствует тому, что может быть названо «мелочнаяфилософия» (minute philosophy)1. Она осуществляетсяв делении предмета обсужденияна части, попытках их дефинирования, а также в учете мнения не только актуального оппонента, но и потенциального и соответственно в выдвижении оптимальной аргументации против него с учетом его возможной контраргументации. Сходство с исторической схоластикой выражаетсяи в том, что аналитические философы считают своим идеалом достижение полной проясненности своих утверждений2. Их оппоненты противопоставляют им, как правило, актуальность исследованияне только религиозных доктрин, но и самой религии, ее не только когнитивного, рационального, но и других измерений (раньше «экзистенциальных», теперь «эстетических» и «бессознательных»), а также необходимость обращенияне только к европейскому теизму, но и к другим типам религиозных мировоззрений (раньше к историческим нетеистическим, теперь и к «феминистскому»). Однако они отнюдь не считают, что прояснен-ностьутвержденийявляется главнойцелью «философской работы»; в настоящее времянекоторые из них – в духе постструктурализма – считают лучшим средством аргументации не столько доказательность, сколько разоблачение «истинных причин» позиций оппонента. Естественно, что между аналитиче-скойФР иантианалитическойрасполагаютсянекоторые«переходныетипы». АналитическаяФР в США формально связана с Американской философской ассоциацией (APA), объединяющей преимущественнопреподавателей философских факультетов американских университетов, которые отстаивают и разрабатывают классический теизм. К их числу относятся преподаватели как конфессиональных университетов (среди самых крупных католических можно назвать Нотр-Дам в шт. Индиана, среди протестантских – Бэйлорский в шт. Техас), так и секулярных. Хотя в США религияпока еще пользуетсязначительно бóльшим общественным уважением, чем в Европе, очень немногие аналитические философы религии готовы признать, что они занимаютсяна деле не столько ФР в собственном смысле, сколько философской теологией. С 1978 г. функционирует англо-американское межконфессиональное Общество христианских философов (SCP – самое большое философское общество в США), первым президентом которого был «патриарх» аналитической ФР У. Элстон3. Философы религии Общества отнюдь не представляют собой единомышленников по всем методологическим и содержательным вопросам, и между ними ведутся постоянные дискуссии (что является нормой существо-ванияфилософского сообщества). В Великобритании университетскаяпрофессура в меньшей степени «конфессиональнопривязана», чемв США, но здесь такжедей-ствует христианское Британское общество философии религии, которое является (вопреки его названию) международной организацией. Оппоненты аналитиков объединяются в США вокруг Американской академии религии (ARA). «Академи-
2 Сам термин был введен Дж. Берклив его знаменитом полемическом трактате
«Alcifron or the Minute Philosopher» (1732), направленном против «свободомысля-
щих»ввопросах религии(Шефтсбери)иэтики (Мандевиль). Митчелл использует
это выражение, однако вовсеневоценочномсмысле,нов«квалификационном».
3 К 2000 г. Общество насчитывало примерно 1200 членов (Koistinen, 2000. P. 14).
50 Глава 2. Философия религии в англо-американской перспективе
ки» представляют собой значительно более аморфное образование, и их объединяет практически лишь то, что для них неприемлем предметный куррикулум и стиль философствованияаналитиков (при широкой открытости, нередко эклектической, другим, континентальным программам). Они акцентируют свою вне-конфессиональность и видят свою задачу в свободной «критической переинтерпретации и переописании религиозных верований и практик»1. Филиалы Академии функционируют и в Канаде, где существуют также собственные ассоциации, например Канадскаякорпорацияизучениярелигии2.
Англо-американскаяаналитическаяФР реализует себяв многочисленных монографиях, сборниках статей и антологиях, в солидных периодических изданиях. Среди них следует выделить «Международный журнал по философии религии» (издательство «Клувер»), «Религиоведение» (Кембриджское университетское издательство), «Вера и философия» (журнал Общества христианских философов), «Философия и теология», «София», «Американский католический философский ежеквартальник», «Американский журнал философии и теологии», «Томист», «Журнал Американской академии религии», «Журнал по религии», «Теологические штудии» и т.д.3 Некоторые университетские издательства в США публикуют специальныесерии книг по ФР(«Корнелльскиештудии по ФР»,«Индианскаясе-рияпо ФР», «К компаративной ФР» в Нью-Йорке и т.д.). Британские философы религии задействованы в местных и международных периодических изданиях, а также принимают участие в двухгодичной Европейской конференции по ФР (см. гл. 3) и соответственно публикуютсяв ее сборниках.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!