КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 11 страница



нутым высоким материальным и социальным положением. Лю-

ди, уверенные, что тот, кто <распоряжается> социальными на-

градами, действует в соответствии с этим принципом, свой жиз-

ненный неуспех склонны приписывать недостаточным способно-

стям, лени или тому и другому вместе. Так же. или еще строже.

они оценивают и других.

 

Поэтому использование тестов в школах для распределения уче-

ников по классам в зависимости от способностей, воспринимается

как вполне уместное и правильное. Уверенность в том, что помеще-

ние детей в классы <замедленного развития> или в школы для умст-

венно отсталых вызвано их отставанием в учебе и соответственно

должно привести их к более низкому социальному положению, чер-

пается в уверенности в постоянно и изначально существующих эко-

номических различиях между субкультурами, члены которых отли-

чаются от представителей доминирующей культуры по данным ин-

теллектуальных тестов.

 

Таким образом, вера <в справедливый мир>, свойственная запад-

ной цивилизации, вносит свою лепту в убеждение в кросс-культур-

ной валидности тестов, применяемых в школе.

 

По замечанию американского антрополога С. Уошборна, ко-

гда различия в уровне интеллекта наблюдаются между двумя

группами белых испытуемых, то объясняется это различиями в

школьном обучении, среде, экономическом положении родите-

лей и т. д.: когда же различия в интеллекте обнаруживаются ме-

жду группой белых и цветных примерно в той же степени, то дан-

ные различия приписываются генетике.

 

В конце нашего столетия спор между теми. кто считает интел-

лект следствием npiipo.'i.HLix ciiocoolioc.Tcii ii.iii носпптания. продол-

жается. Сторонники идеи природной задаппостп пнтс.ч.чскта счпта-

 

ют. чго различия в результатах тестирования у представителен раз-

ных культур обусловлены природноН одаренностью. передающеГюя

генетически.

 

Наиболее изкестньш сторонник этого подхода А. Джспссп

считает, что интеллект на 80"о передается по наследству и этим

объясняются различия и тестах на интеллект между белыми аме-

риканцами и представителями этнических меиьшинстн США (со-

гласно многочисленным иселедованиям, показатели но 'гестам

интеллекта v представителей культурных меныпинств в среднем

на 12-15% ниже. чем v оелых американцев). По мисник) Дженсе-

на. специальные программы <пырапнивання интеллекта> - пустая

трата денег, т. к. различия в интеллектуальных способностях обу-

словлены генстически.

 

Исследования близнецов частично подтверждают эту гипотезу.

особенно те, которые сравнивают одноянцевых близнецов, вырос-

ших в разных домах, с разнояйцевыми близнецами, росшими вместе.

Если верна <природная гипотеза>, то однояйцсвые близнецы долж-

ны иметь близкие показатели по тестам интеллекта: если иервично

воспитание, то разнояйцевые близнецы, выросшие вместе, должны

иметь более сходные показатели по 'гестам интеллекта.

 

Исследования показали, что результаты тестов одноянисвых

близнецов, росших раздельно, были более идентичны, чем ре-

зультаты разнояицевых близнецов, воспитывавшихся вместе. Од-

нако результаты олнояйцсвых близнецов, росших раздельно, бы-

ли менее идентичны, чем результаты таких же оличнецов, росших

в одной среде.

 

Эта амбивалентность данных исследования использовалась сто-

ронниками обеих гипотез как доказательство каждой из них. В ре-

зультате удалось прийти к компромиссу, согласно которому интел-

лект можно считать не менее чем на 40 % наследственно-обуслов-

ленным.

 

Сторонники ведущего влияния среды и воспитания на интеллект

обосновывают более низкие показатели по тестам интеллекта v

представителей этнических меньшинств в США экономическими

причинами, чему есть подтверждение в том. что представители бе-

лого большинства в бедных слоях южных штатов имели более низ-

кие показатели по тестам, чем чернокожие жители более богатых

северных штатов.

 

На сегодняшний день можно говорить о том. что межгрупиовые

различия в результатах интеллектуального тестирования являются

следствием:

 

1) различного понимания интеллекта в разных культурах.

 

2) использования тестов на интеллект, нс являющихся валидны-

ми в других культурах.

 

Мы должны знать и понимать, что существующие тесты измере-

ния интеллекта могут хорошо диагностировать вербальные навыки.

необходимые для достижения успеха в современных индустриальных

 

обществах с развитым формальным образованием. Эти тесты не

способны измерять мотивацию, творческие способности, талант, со-

циальные навыки, которые являются важными факторами личного

успеха и самореализации.

 

Между психологами и антропологами существуют довольно

большие разногласия в понимании интеллекта, которые часто дохо-

дят до полной противоположности.

 

Во введении в курс антропологии иногда рассказывают почти

анекдотическую историю, случившуюся с одним известным анг-

лийским психологом-педагогом, отправившимся в Австралию

исследовать интеллект местных аборигенов. Там он надеялся

найти подтверждение гипотезы о том. что интеллект аборигенов

не соответствует европейским стандартам. Вооруженный тестом

IQ. он прибыл в Австралию, взял в аренду легковой автомобиль

и отправился в пустыню на поиски своих испытуемых. К несча-

стью. его автомобиль сломался, он был вынужден идти пешком.

запасы воды и пищи быстро кончились, и он почти погибал в пу-

стыне от истощения. Вскоре его обнаружили два аборигена, про-

ходившие мимо. Увидев его состояние, они в двух футах от его го-

ловы стали копать песок и, найдя источник, напоили его водой.

Поняв и? его знаков, что он голоден, один из аборигенов тут же

камнем убил кролика, приготовил жаркое и накормил незадачли-

вого психолога. Смысл данной истории заключается в том, что

исследователь интеллекта полностью <провалился> по тесту ин-

теллекта австралийских аборигенов, не сумев вести себя адекват-

но окружающей среде.

 

Антропологи считают, что совладанне с насущными требова-

ниями, предъявляемыми человеку его средой (физической и соци-

альной) в той или иной культуре свидетельствует о полноценных

психических способностях индивидов, принадлежащих к данной

культуре.

 

Кроме того, сами антропологи довольно часто бывали в незнако-

мых культурах и обычно испытывали значительные трудности в по-

нимании повседневной жизни людей другой культуры, чувствовали

себя несчастными, <глупыми>, неадекватными до тех пор, пока не

научались социальным навыкам поведения в данной культуре. Этот

собственный опыт начисто избавлял их от соблазнов интеллектуаль-

ного или какого-нибудь еще превосходства над представителями

иных культур.

 

Поэтому для антропологов совершенно ясно, что тесты на интел-

лект измеряют успешность выполнения заданий тем способом, кото-

рый присущ западноевропейскому стилю жизни и. прежде всего,

американскому среднему классу.

 

Психолог Дж. Миллер писал: <Каждая культура имеет свои

мифы. Одни из мифов нашей культуры - что <осснисьмсппые>

народы демонстрируют нечто, что мы любим называть <прими-

тпнпым мышлением> (поскольку оно отличается от нашего и но-

 

этому <уступает> нашему собственному). Этот стереотип часто

распространяется и на этнические меньшинства, живущие на За-

паде> (Коул М. и Скрибнер С., 1977).

 

Антропологи давно и мужественно сражаются с этими этноцент-

ристскими убеждениями, что культуры, отличающиеся от западной

цивилизации, - более низкие по развитию и что культуры с охотни-

чье-собирательской экономикой, так называемые <примитивные>

культуры - это закономерный результат более низкого интеллекта

их представителей.

 

В этом плане чрезвычайно показательны результаты иссле-

дования. проведенного американским антропологом И. Гликом в

Либерии среди народа кпелле. Исследуя интеллектуальные спо-

собности с помощью набора тестов, ученый получал стандартно

более низкие по сравнению с американскими испытуемыми ре-

зультаты у испытуемых кпелле. Когда исследование было уже за-

кончено. Глик просто так, из любопытства, попросил одного из

своих испытуемых выполнить тест так. как, по его мнению, его

бы выполнил глупый кпелле. К полному изумлению ученого, ис-

пытуемый выполнил тест как самый умный из американских сту-

дентов. После такого результата, 1лик навсегда отказался от ис-

пользования тестов интеллекта в межкультурных исследовапиях

как абсолютно бессмысленного занятия.

 

Современная точка зрения антропологов, основанная на опыте

взаимодействия с другими культурами, утверждает когнитивное

единство человечества, которое означает, что мыслительные про-

цессы (в частности, логические) не различаются в разных культу-

рах. Единственное, что различно, это:

 

- содержание этих процессов (то, о чем человек думает),

 

- ситуация ( условия среды, отбирающие тот или иной тин мыш-

ления),

 

- исходные посылки (или культурные мифы), которые считаются

истинными или ложными в данной культуре.

 

КУЛЬТУРА

 

И КАТЕГОРИЗАЦИЯ

 

згда ученые говорят о межкультурных различиях в мышлении,

они считают основным источником этих различий способы класси-

фикации (или категоризации) мира. свойственные той или иной

культуре.

 

При изучении классификации в детской и кросс-культурной пси-

хологии внимание исследователей было направлено на такие аспек-

ты поведения испытуемого:

 

1. Какое именно свойство объекта служит критерием сходства

(кладется в основу классификации)?

 

2. Меняется ли этот критерий в процессе группировки или сохра-

няется до конца'?

 

Результаты, полученные в ходе изучения этих вопросов, явились

эмпирической основой теорий развития познавательных процессов

от конкретного (привязанного к ситуации) мышления к абстрактно-

му (понятийному) мышлению.

 

На основе результатов межкультурных исследований классифи-

кации многие авторы характеризуют мышление людей из беспись-

менных культур как конкретное или недостаточно абстрактное.

 

Американский психолог Дж. Брунер разработал теорию познава-

тельного развития, согласно которой в процессе развития и усвое-

ния понятий ребенок переходит от одних свойств предмета, служа-

щих основой классификации, к другим, с каждым разом все более

абстрактным и общим.

 

Маленькие американские дети считают предметы похожими на

основе их перцептивных свойств (цвет, величина, форма и др.). По

мере интеллектуального развития роль перцептивных свойств сни-

жается и на первое место выходят качества инструментальные или

функциональные (то есть, что можно делать с этими предметами,

для чего они предназначены?). Ребенок также начинает все чаще

подводить предметы под общее название класса или категории.

 

В начале 70-х годов этого столетия было проведено несколько

обширных межкультурных исследований по проблемам классифика-

ции, в частности, сотрудницей Брунера П. Гринфилд с детьми из на-

родности уолоф в сельских районах Сенегала, Шарпом и Коулом - с

детьми и подростками индейцев майя на Юкатане в Мексике, Прайс-

Уильямсом в Нигерии и др.

 

Основные выводы данных исследований можно свести к следую-

щим положениям:

 

1.Школьное образование оказывало сильное влияние на способ

классификации и на те основания, которые испытуемые давали соз-

данным ими группам предметов.

 

По данным П. Гринфилд. результаты как деревенских, так и

городских детей, посещавших школу, были сходны с результата-

ми американских детей: предпочтение цвета резко снижалось в

старших классах, тогда как предпочтение формы и функции на-

растало. У сельских детей, не посещавших школу, предпочтение

цвета с возрастом увеличивалось, и они редко называли катего-

рии, на основе которых происходила классификация.

 

Брунер и его сотрудники объяснили полученные ими данные

тем отмечаемым антропологами и психологами фактом, что в

раннем детстве познавательные процессы детей из <примитив-

ных> обществ развиваются в довольно быстром темпе, но их раз-

витие заканчивается гораздо раньше, чем развитие познаватель-

ных процессов у их европейских сверстников. Европейские дети

сначала развиваются медленнее, но их развитие продолжается и

в юности.

 

Учитывая то обстоятельство, что у посещавших школу афри-

канских детей происходит переход от предпочтения цвета к пред-

 

почтению формы. Грннфилд и Брунер сделали нывод. что приос-

тановка в познавательном развитии вызвана отсутствием у детей

из традиционных обществ опыта, который дает школа. С этоП

точки зрения африканские дети. посещающие [иколу. являются

<европейскими> по ходу их развития.

 

Брунер и его сотрудники считают, что школа предъявляет к

ребенку сложные требования, заставляя его вырабатывать но-

вые интеллектуальные средства для их выполнения (например.

перцептивный анализ, благодаря которому возможна классифи-

кация на основе формы (Коул М. и Скрибнер С., 1977).

 

2. Содержание или характер классифицируемого материала в

сильной степени влияет на результаты классификации.

 

Во многих исследованиях но классификации использовались

абстрактные предметы (чаше всего карточки с картинками). Как

уже говорилось, у людей из традиционных культур, не посещав-

ших школу, возникали трудности при восприятии двухмерных

изображений на картинках. Это побудило исследователей обра-

тить внимание на характер классифицируемого материала.

 

В широко известных экспериментах Д. Прайс-Уильямса с по-

сещавшими и не посещавшими школу детьми в Нигерии исполь-

зовались для классификации предметы из двух знакомых детям

народности тип областей - животных и растений. Исследователь

выбрал для этой цели десять различных животных, отличающих-

ся друг от друга по цвету, величине, съедобности и т. д.. и десять

различных растений, которые можно было бы классифицировать

по величине, съедобности, месту нахождения (па берегу реки или

на вершине горы) и другим основаниям. Большинство предметов

были представлены маленькими пластмассовыми куклами.

 

Благодаря такому продуманному подходу, Д. Прайс-Уильяме

получил два важных результата. Даже самые маленькие, шести-

летние дети были способны к классификации и провели ее. Бо-

лее того, все дети расклассифицировали предметы по-новому.

когда их об этом просили. Самые маленькие нашли три или четы-

ре способа группировки, 11-летние - в среднем шесть способов.

Д. Прайс-Уильяме не обнаружил в этих опытах никаких законо-

мерных различий межд\ детьми, посещавшими и не посещавши-

ми школу.

 

Один из результатов, полученных Д. Прайс-Уильямсом, осо-

бенно важен. Он обнаружил, что при группировке животных де-

ти стремились объяснять составленные ими группы конкретны-

ми свойствами (цвет, величина или место, где они встречаются).

а при группировке растений те же дети объясняли состав групп.

главным образом, их абстрактным свойством - съедобностью.

Эти данные указывают на то важное обстоятельство, что нельзя

говорить об абстрактном или конкретном мышлении в целом, т к.

степень абстрактности или конкретности ответов зависит нс

только от знакомства с классифицируемыми нещами и от спосо-

 

оа их физическою ире.цстаплсиия. но и от конкретных сфер. к ко-

торым принадлежат классифицируемые объекты.

 

Подтверждение этому можно найти и в лкснериментах М.Ир-

вина и Д. Маклафлина. В первом эксперименте они использова-

ли карточки с изображением треугольников и квадратов, а во

втором - восемь чашек с рисом. Чашки делились на большие и

маленькие, рис - на очищенный н неочищенный: кроме тою. при-

менялся рие двух сортов.

 

\1. Ирвин и Д. Маклафлин провели спое исследование с кре-

стьянамн-рнсоподами и со школьниками народности маноп Цен-

тральной Либерии. Они хотели выяснит].. легче ли неграмотным

крестьянам наити альтернативные способы классификации ча-

шек с рисом (реальные объекты из их ноиседневной практики).

чем карточек с треугольниками и квадратами (абстрактные пред-

меты). Оказалось, что взрослые иеграмотные мано хуже. чем

школьники, находили оолыне одной основы для классификации

карточек, но при этом чашки с рисом они классифицировали

многократно, на основании разных свойств риса и разной формы

чашек (Коул М. и Скрибнер С.. 1977).

 

Таким образом, не только школьное оиразопанис влияет на отбор

альтернативных способов классификации и нс оно одно способно

развивать так называемое абстрактное мышление, на которое оказа-

лись способны крестьяне-рисоводы, никогда не посещавшие школу.

 

Когда мы знакомимся с подобными экспериментальными иссле-

дованиями процессов классификации у людей из традиционных

культур, мы обнаруживаем, что тер.минология. используемая в пси-

хологической литературе, часто неудовлетворительна, например

конкретное и абстрактное мышление. Можно сказать, что экспери-

ментальные данные не позволяют сделать вывод о том. является ли

мышление той или иной группы людей полностью абстрактным или

полностью конкретным.

 

Согласно экспериментам, свойство, которое испытуемый

кладет в основу классификации, зависит от природы эксперимен-

тального материала - от знакомства с ним (геометрические фи-

гуры или рис. например), от содержания той области, к которой

тот или иной материал относится (животные или растения), и от

формы его представления (вещи или картинки).

 

Закономерен вопрос - значит ли это. что все зависит от экспери-


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!