КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 7 страница



ны тремя факторами:

 

- подчинение индивидуальных целей групповым,

 

- восприятие группы как продолжения себя,

 

- сильная внутригрупповая идентификация.

Отмечается также, что люди с выраженными оллоцентристски-

ми тенденциями демонстрируют сильную внутригрупповую под-

держку, в то время как люди с идиоцентристскими характеристика-

ми выглядят более одинокими.

 

Измерение по линии индивидуализм - коллективизм играет веду-

щую роль и в других теориях культурной вариативности.

 

Довольно любопытным является факт, что и результате рас-

пределения ролей в пигруппе одно и то же поведение человека

может восприниматься по-разному, причем самим индивидам оно

кажется коллективистски-ориентированным (т. е. они уверены,

что они <стараются для всех>), а с точки зрения других индиви-

дов (объединенных в большую референтную группу) их поведе-

ние представляется самоориентированным (т. е. группа уверена.

что индивид преследует свои частные интересы).

 

Парсонс в качестве примера привел административную

власть, чьи действия могут быть направлены на свое собственное

благополучие, на благополучие всей администрации, благополу-

чие фирмы или даже всей страны. Однако, на что бы ни были

действия административной власти направлены, она склонив рас-

сматривать их как коллективистски-орисптированные. а члены

ингруппы (на любом уровне) - как самоориентированные.

 

Как уже отмечалось, в индивидуалистических культурах цели ин-

дивидов имеют преимущество перед целями группы. Это не значит,

тем не менее, что индивиды могут самочинно поставить превыше

всего свои собственные цели и игнорировать интересы других. Ин-

дивидуальные цели и роли автономны или независимы от целей

групп. Служащие фирмы могут вместе с коллегами разделять цели

компании, но в то же время они вправе оставить эту фирму, если они

найдут более широкие возможности для профессионального или

личностного роста еще где-то.

 

Гармония и сохранение мира - важные ценности коллективизма,

поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпо-

читают тщательно скрывать (<не выносить сор из избы>). В инди-

видуалистических культурах допускается конфронтация внутри

группы, а иногда она воспринимается даже как желательная - необ-

ходимость <впустить свежий воздух>.

 

Уверенность в себе - ценность, значимая в обоих типах культур,

но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает:

<Я не являюсь обузой для своей группы>, а в индивидуалистических:

<Я могу делать то, что мне надо>.

 

Современные исследования разделяют коллективизм на два типа: го-

ризонтальный - характеризует взаимную зависимость людей друг от дру-

га, и вертикальный - означает служение индивида группе (Triandis Н"

1994). Оба типа коллективизма тесно коррелируют между собой.

 

Люди в индивидуалистических культурах часто отдают приоритет

своим личным целям, даже когда они входят в конфликт с целями

значимых групп (семья, рабочий коллектив, приятельская компа-

ния). Представители коллективистских культур, соответственно, от-

дают преимущество целям группы, что особенно заметно у тех, кто

придерживается вертикального коллективизма.

 

Например, в коллективистских культурах люди могут жить

рядом с состарившимися родителями, даже когда при этом стра-

дает их работа, карьера или им не нравится климат данной мест-

 

50

 

ности. В индивидуалистических культурах взрослые дети выберут

лучший климат или работу вне зависимости, близко это или дале-

ко от их родителей. Людям из коллективистских культур такое

поведение может предстапляться эгоистическим.

 

В коллективистских культурах личность определяется через при-

надлежность к определенным группам, которые влияют на разные

типы социального поведения.

 

Например, члены коллективистских культур часто (но не

всегда) организованы в иерархическую структуру и имеют тен-

денцию:

 

- заботиться о своем влиянии на членов ингруппы:

 

- делиться с членами ипгруниы:

 

- ощущать взаимную зависимость:

 

- чувствовать себя включенными в частную жизнь членов

ингруппы:

 

- в сильной степени заботиться о целостности и сплоченности

ингруппы.

 

Члены же индивидуалистических культур эмоционально абст-

рагируются от членов ингруппы и ощущают себя отдельными,

независимыми, автономными личностями.

 

Коллективизм также влияет на различные стороны социальной

жизни. Например, в автократических режимах государство может

руководить наукой, искусством, политикой, религией, чего нс на-

блюдается в индивидуалистических культурах.

 

Совсем недавно в нашей стране мы наблюдали вмешательст-

во юсударства в эти сферы человеческой деятельности, сейчас

это уже кажется нелепым - происходит то, что можно назвать

<разгосударствливанием> жизни.

 

Главная предпосылка индивидуализма, но мнению Г. Триандиса -

уровень благосостояния. Г. Хофстед выявил значимую корреляцию

между долей валового национального продукта на душу населения и

выраженностью индивидуализма (Hofstede G., 1980). Считается, что

финансовое благополучие ведет к социальной и психологической нс-

зависимости. Наиболее состоятельные и образованные слои обще-

ства в любой культуре имеют тенденцию быть настроенными более

индивидуалистически. Миграции, социальная мобильность и урбани-

зация также способствуют росту индивидуализма.

 

В то же Бремя, проявление индивидуалистических или коллекти-

вистских тенденций зависит не только от культуры, но и от социаль-

ного контекста: человек может демонстрировать коллективистские

тенденции в семье и среди близких друзей, и индивидуалистическое

поведение - на работе или с незнакомыми людьми.

 

Чем отличаются люди, придерживающиеся норм индивидуализма

или коллективизма? Исследования показали, что в коллективист-

ских культурах поведение людей трактуется с позиций норм, приня-

тых в данной культуре, а в индивидуалистических - объясняется лич-

ностными особенностями и установками самого индивида. В колле-

 

^

 

ктивистских культурах успех человека чаще приписывается помощи

других людей, богатству и т. д.. а в индивидуалистических культурах

успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою оче-

редь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лепи,

а в индивидуалистических - как результат неблагоприятного стече-

ния обстоятельств.

 

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосаблива-

ется к ситуации, чем меняет ситуацию <под себя>, а в индивидуали-

стических культурах - наоборот, стремится изменить ситуацию в

<свою пользу>. В коллективистских культурах людям свойственно

знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуа-

листических культурах - наоборот, индивид больше склонен знать (и

говорить) о себе, чем о других.

 

Практические советы для межкультурного общения

Триандис с коллегами разрабатывали тренинг общения индивиду-

алистов с коллективистами и наоборот. Ими было предложено 46

рекомендаций, некоторые из которых мы считаем полезным приве-

сти здесь.

 

Индивидуалисту, контактирующему с представителями кол-

лективистской культуры, следует научиться обращать внимание

на групповое членство и. особенно, на установки авторитетных

лиц группы (они в сильной степени влияют на поведение членов

группы). Когда коллективисты меняют ипгрупну. необходимо

ожидать изменений в их поведении.

 

Индивидуалисту необходимо отказаться от стандартов своей

культуры в определении, например, времени, которое человек

проводит в группе, коллективистам времени нужно намного

больше. Индивидуалисту следует понимать, что, когда в коллек-

тивистской культуре возникает конфликт между вышестоящим и

нижестоящим, очень велика вероятность того, что конфликт ре-

шится в пользу вышестоящего вне зависимости от его правоты.

В коллективистских культурах считается нормальным пренеб-

речь встречей с другом того же пола и возраста, если человек по-

лучил приглашение от вышестоящей персоны, при этом предпо-

лагается, что друг <поймет>.

 

Лучший способ заставить коллективиста сделать что-либо -

это убедить авторитетных для него людей, что такое поведение

желательно и способствует целям группы.

 

Необходимо помнить, что коллективисты чувствуют себя

дискомфортно в ситуации соперничества: стремление к гармонии

и кооперации внутри группы - их основная забота, отсюда - недо-

пустимость публичной критики в таких культурах.

 

Коллективисты нацелены на долговременные отношения.

они не стремятся делать бизнес с первой встречи - должно поя-

виться доверие к партнеру, а для этого нужно время. Часто дело-

вые контакты между индивидуалистами и коллективистами быва-

 

ют неудачными из-за разности целей: индивидуалисты сразу на-

целены на бизнес, а коллективисты хотят сначала установить до-

брые межличностные отношения. Одно из самых сильных разо-

чаровании коллективиста - когда он понимает, что индивидуалист

не станет ему близким другом.

 

Коллективисты часто скромны и не хвастаются своими дос-

тижениями, у индивидуалистов другая стратегия - <сам себя нс

похвалишь, никто не похвалит>. При распределении наград и ре-

сурсов коллективисты используют принцип справедливости в от-

ношении членов аутгруппы и принцип равенства - в отношении

членов ингруппы. а индивидуалисты - принцип справедливости в

обеих ситуациях. Это рождает непонимание, когда коллективист

рассматривает индивидуалиста как члена ингруппы, а тот приме-

няет в отношении его принцип справедливости. Для коллективи-

ста это является сигналом отвержения его индивидуалистом.

 

Коллективисты чувствуют себя комфортно в отношениях не-

равного статуса. Им нравится и они считают правильным оказы-

вать уважение авторитетному лицу и самому чувствовать себя

<начальником> при общении с нижестоящими. Многие индивиду-

алисты, наоборот, чувствуют себя дискомфортно, когда попада-

ют в отношения с неравным статусом. Они часто говорят: <Зови-

те меня по имени>, но что еще хуже - они начинают называть по

имени коллективиста намного раньше, чем он сам к этому будет

готов.

 

Дарение и оказывание услуг особенно важно в коллективист-

ских культурах, при этом взаимодействие часто строится на <без-

денежной> основе. Коллективист, рассматривающий индивидуа-

листа как члена ингруппы. может обидеться, если тот предложит

ему деньги за какую-то оказанную услугу. Единственная подходя-

щая плата - оказать ему встречную услугу.

 

Триандис пишет: <Мудрость межкультурного взаимодей-

ствия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями,

когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывай-

те им, пока не поймете эту культуру. Например, во многих колле-

ктивистских культурах служащие (в том числе и государствен-

ные) ждут от заказчика, помимо оплаты услуги, особой благодар-

ности для себя лично. Индивидуалисты рассматривают это как

взятку, но в коллективистских культурах, где личный доход ску-

ден, а все распределяется между всеми, это воспринимается со-

вершенно нормально> (Triandis Н., 1994).

 

В коллективистских культурах люди часто сопровождают

друг друга и делают личные дела вместе. Это создает дискомфорт

для индивидуалиста, который нуждается в автономии и в том,

чтобы <побыть одному>. При этом коллективист чувствует' себя

неуютно, если индивидуалист не хочет быть с группой. Если ин-

дивидуалист назначит встречу коллективисту, он вполне может

ожидать, что тот явится не один, а в сопровождении. Причем, чем

 

многочисленнее сопровождение, тем выше статус персоны, поэ-

тому индивидуалист должен понимать, что прийти в сопровожде-

нии - не означает оказать давление на него. просто коллективист

показывает свечи статус. При этом индивидуалист, приходя на

встречу один, рискует оказаться в глазах коллективиста <соци-

ально незначимой персоной>.

 

Коллектинисту. чтобы успешно взаимодействовать с индиви-

дуалистом, надо научиться меньше ннимания обращать на груп-

пы, на демографические характеристики (пол, возраст и др.) и не

ждать поведения в соответствии с некими групповыми нормами,

а больше внимания уделять установкам и предпочтениям данного

конкретного человека.

 

Коллективисту следует помнить, что индивидуалисты гордят-

ся своими прошлыми и нынешними достижениями, своим лич-

ным успехом, своей компетентностью. Это - важные аспекты их

самоконцепции. При этом они эмоционально не привязаны к сво-

им ингруппам. за исключением своей собственной семьи (супруг

(а) и дети). Если возникает конфликт между отношениями по

вертикали и по горизонтали, индивидуалист предпочтет горизон-

тальные отношения (например, в конфликте супруга со старши-

ми родственниками он будет на стороне супруга). Это может ка-

заться странным коллективисту.

 

Индивидуалисту привычны стратегии соперничества особен-

но в ситуации, где явно идет сравнение с другими. Это - не свиде-

тельство его враждебности, а просто ответ на условия жизни, ко-

торые требуют соревновательности. Коллективист, который ша-

тается убедить индивидуалиста в чем-то, должен приводить лич-

ностно значимые аргументы, а также - комплименты достижени-

ям и компетентности индивидуалиста. Идеи групповой гармонии,

кооперации, избегания конфронтации не вдохновляют индивиду-

алиста.

 

Взаимодействие с индивидуалистом может быть дружеским с

первой минуты, но официальным и кратковременным. Время -

деньги для индивидуалиста и с ним можно делать бизнес сразу, т. к.

любые промедления для него - напрасно потерянное время. Ваши

отношения с ним будут длиться столько времени, сколько ему

нужно или выгодно, т. к. в его восприятии результат этих отноше-

ний должен быть существеннее, чем затраты на них. Особое вни-

мание следует обращать на контракты: в индивидуалистических

культурах подпись значит очень много, а в коллективистских - не

так значима подпись, как решающее, слово.

 

Коллективисту не следует ждать от индивидуалиста распре-

деления ресурсов и наград по принципу равенства - только по

принципу справедливости, в зависимости от личного вклада. По-

этому не стоит рассчитывать на уважение индивидуалиста только

вследствие статуса (принадлежность к высшим слоям общества,

формальное образование, пол и т. д.). Его уважение нужно заслу-

 

жить делом. Поэтому, общаясь с индивидуалистом, не надо быть

C.'IIHIIKOM скромным, умалчивать о своих достижениях. Но делать

это надо очень умело. Индивидуалисты ис любят поведения ни

<начальственного>, ни слишком приниженного, они ценят гори-

зонтальные. т. е. равные отношения.

 

Также нс ожидайте, что они будут терпимо относиться к про-

тивозаконному поведению, например жульничеству или увилива-

нию от уплаты налога, что часто <с пониманием> воспринимает-

ся в коллективистских культурах (т. к. личные отношения важ-

нее. чем отношения личности с законом и государством).

 

Когда вы гостите и индивидуалистической культуре, нс жди-

те. что вас будут часто сопровождать в ваших делах и поездках -

индивидуалисты многие вещи делаю')' в одиночку и ждут того же

от других. Индивидуалист предпочитает работать в ситуации, ко-

гда его индивидуальные усилия будут замечены и оценены, и не

любит групповой работы, когда вознаграждается вся группа или

ее верхушка, а индивиды при этом анонимны.

 

В отношении к природе индивидуалист больше ощущает себя

ее хозяином и преобразователем, в меньшей степени склонен

подчиняться ей или жить с ней в гармонии. Ориентация на С)уду-

щее - главная в ряду временных ориентаций индивидуалиста, в то

время как коллективисты больше склонны ориентироваться на

прошлое (своих предков, историю своей страны и культуры)

(Triandis Н., 1994).

 

Преимущества и недостатки ивдивидуализма и коллективизма

Преимущества коллективизма. В традиционных культурах обыч-

но ниже уровень преступности, что связано с типом социализации -

забота о детях, поощрение взаимной зависимости позволяет в боль-

шей степени избежать проблем, связанных с преступностью, алко-

голизмом и наркоманией. Развитие экономики и резкая вестсрннза-

ция общества способствует росту индивидуализма в его жестких и

неприглядных формах, и так называемая <волчья> философия (уг-

нетение слабых, неспособных конкурировать и выталкивание их на

тропу криминала) воспринимается как непбежная плата за успех тех,

кто способен к конкуренции.

 

Исследования Р. Неррола показали, что если у подростка есть хо-

тя бы пять домов, где он может <без спросу> залезть в холодильник

(показатель степени его принятия в этих домах), то вероятность то-

го, что он станет на тропу преступления, равна нулю.

 

Недостатки коллективизма. Авторитаризм и давление на лич-

ность в коллективистских культурах выше - детей часто заставляют

выбирать не то, что нравится им самим, а то, что нравится родите-

лям. В масштабе общества выше вероятность автократических ре-

жимов, в которых имеют место преследования инакомыслящих.

Ценность отдельной человеческой личности и даже человеческой

жизни очень низкая. Для такого типа культур характерны высокая

 

конкуренция между отдельными группами за власть, в результате

которой никто не думает о народе в целом.

 

Преимущества индивидуализма: акцент на правах отдельной лич-

ности, демократия, мультикультурализм. Наказывается один чело-


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!