КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 3 страница



В современной отечественной этнопсихологии этническая идентичность и ее трансформации в постсоветский период яв­ляются, пожалуй, главным предметом теоретических и эмпири­ческих исследований. На конференции <Этническая психоло­гия и общество> (1997 г.) работала специальная секция под на­званием <Изменяющаяся этническая идентичность>, где были представлены доклады ведущих специалистоп-этнопсихологов, посвященные проблемам этнической идентичности в нашей стране и государствах ближнего зарубежья (Науменко Л.И.. Павленко В.Н., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Уталиева Ж.Т. и др.).

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о чле­не определенной этнической группы наряду с эмоциональным и цен­ностным значением, приписываемым этому членству. В рамках кон­цепции социальной идентичности Г. Тэджфела индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитив­но, и этот положительный когнитивный уклон в пользу <своей> группы получил название ингруппового фаворитизма. Такая пози­тивная оценка своей этнической группы является естественным со­циально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индиви­дуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на группо­вом уровне - сохранение этнической культуры и передачу ее после­дующим поколениям.

Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается такое явление, как аутгрупповая враждебность, или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собствен­ной. Как показывают исследования Г. Тэджфела, аутгрупповая вра­ждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации).

Хорошей иллюстрацией бытования в этническом сознании ин­группового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные, эмо­ционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой­либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

В современной этнопсихологии выделяют этнические автостереотипы - представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы - образы представителей других этнических групп. Как показывают многочисленные эмпири­ческие исследования, практически всегда этнические автостереоти­пы отличаются значительно большей позитивностью, чем этниче­ские гетеростереотипы.

Теоретические и эмпирические исследования этнических сте­реотипов весьма популярны среди отечественных этнопсихоло­гов, а также - этносоциологов и этнографов. На сегодняшний день существует много подходов и методов исследования этниче­ских стереотипов, разработанных отечественными специалиста­ми (Солдатова Г.У., Левкович В.П., Стефаненко Т.Г., Шлягина

Е.И., Маликова Н.Р. и многие другие).

Выделяют три основных функции этнического стереотипа: поз­навательную, коммуникативную и функцию защиты позитивной эт­нической идентичности (Солдатова Г.У., 1998).

Последняя функция, а именно - защита позитивной этнической идентичности, осуществляется с помощью вышеописанного соци­ально-психологического феномена ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности, который также имеет и другое назва­ние - этноцентризм.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Этноценгризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу <мы лучше, они - хуже> известны давно. Термин этноцентризм был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерар­хии и рассматривая другие группы как нижестоящие.

Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую <картину мира>. Если мы все вре­мя живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом.

Исследования по этноцентризму, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что всем людям свойственно:

1) считать то, что происходит в их культуре, естественным и пра­вильным, а то, что происходит в других культурах, - неестественным и неправильным:

2) рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

3) считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;

4) считать помощь и кооперацию с членами своей группы естест­венной;

5) действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;

6) гордиться своей группой;

7) чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.

 

Многие культуры само понятие <человек> определяют через название своей культурной группы (племени), таким образом, люди из других культур не воспринимаются как действительно <люди>. Так, для древних греков, люди, не говорящие по-гречески, были <варва­рами> (от звукосочетания <вар-вар> - непонятная речь).

Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки. Поэтому некоторые ученые считают, что сравнительный метод - глубинно-этноцентричный по своей сути и зачастую - это другой способ расположения людей все в той же иерархии во главе с со­бственной культурой. Другие ученые видят опасность в том, что, изучая культуру, многие социальные исследователи находят парал­лели с прошлым своей собственной культуры, невольно опять-таки поддаваясь соблазну рассматривать ее на верху иерархии. Тем не ме­нее этому необходимо сопротивляться и осознание собственного эт­ноцентризма - первый шаг к свободе от него.

Ученым-психологам хорошо известно, что нет культурно-свобод­ного психологического инструментария и даже теоретические ис­следования не свободны от культурных оценок исследователя. Как можно в этом случае уменьшить этноцентризм? Прежде всего - пу­тем осознания ограниченности наших современных знаний и попыт­ки проверить данные исследований и теорий в других культурах.

Д. Кемпбелл прелагает проводить перекрестные кросс-культурные исследования, когда исследователь из культуры А изучает культуры А и Б, а исследователь из культуры Б - культуры Б и А. Та­ким образом можно вычленить различия, которые следуют из этно­центризма обоих ученых. Но такие исследования до сих пор редки.

Г. Триандис высказывал такое мнение: когда мы видим вари­анты поведения, кажущиеся нам странными, экзотичными и даже неприемлемыми, желательно попытаться подумать, что стоит за ними? Что было этакого в условиях жизни, в экологии данной культуры, что явилось причиной подобного поведения? Если мы сможем найти связь между средой обитания и поведением, мы

сможем быть более толерантными и отношении попедения. кото­рое нам не нравится. Мы будем также более способны изменить наши моральные оценки, что очень важно, когда мы имеем дело с другими культурами. Возможно, в результате этого мыслитель­ного процесса мы сможем сказать себе: <если бы я жил в этих ус­ловиях. возможно, я вел бы себя так же. как и они>.

Чтобы уменьшить этноцентризм, мы должны научиться ценить лучшее из того. что производится людьми, вне зависимости от того. где это делается. Нам следует научиться анализировать культуры, поэтому мы нуждаемся в культурном научении, чтобы понять меха­низмы социального поведения в других культурах и овладеть навы­ками, которые способствуют успешности взаимодействия предста­вителей разных культур.

Для народов России в наше время особенно важной задачей явля­ется познание своей и соседних этнических культур, понимание их сходств и различий и преодоление как этнического нигилизма, так и собственного этноцентризма.

КУЛЬТУРА

Главным для этнической психологии основополагающим понятием является этнос, 'гак для кросс-культурной психологии понятие куль­тура служит базовым теоретическим конструктом.

В английском языке слово <культура> используется во многих смыслах. Оно может означать расу, национальность или этничность. музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д. Это слово стало модным в США в последнее десятилетие и связано с такими понятиями, как культурное разнообразие, культурный плюрализм, мультикультурализм. Если, например, п Японии употре­бить слово <культура> - японцы подумают в первую очередь об аран­жировке цветов, в России - о театре, музыке или манерах поведения.

(Существует 6 основных классов определений культуры, ис­пользуемых в антропологической литературе (Kroeber & Klackhohn. 1952).

1. Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, сози­дающие культуру.

2. Историческле определения- например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие).

3. Норматинные определения - описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением.

4. Психологические определения, опирающиеся на психоло­гические феномены - например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки.

5. Структурные определения- относятся к моделям организации культуры: культура - не комплекс обычаев, а способ форми­рования единой модели внутрисвязанных феноменов.

6. Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур: культура как результат адаптации группы к среде обитания рождается и социальном взаимодействии и твор­ческом развитии.

Таким образом, культура - сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структу­ра общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репро­дукции, организованной деятельности (религия и наука).

Культуру нельзя увидеть, услышать, почувствовать или по­пробовать. То, что мы реально можем наблюдать - это различия в человеческом поведении, проявляющиеся в деятельности, ри­туалах, традициях. Мы видим проявления культуры, но никогда - ее саму. Мы можем понимать, что под различным поведением ле­жат культурные различия и таким образом изучать культуру. В этом смысле культура - абстрактное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем, и объяснить различия в поведении представителей разных культур.

Интересно, что изменения в поведении обязательно означают из­менения в культуре. Так, если ваше поведение меняется в течение вашей жизни, эти перемены могут быть связаны с изменением куль­туры внутри вас и людей вашего поколения. Различия в поведении между старшими и младшими поколениями - это сигналы изменения культуры. Культура - не статичное явление, она всегда находится в изменении.

Существуют многочисленные дефиниции термина культура и все они валидны для определенных целей.

Приведем некоторые из определений, данных внутри одной дис­циплины - кросс-культурной психологии:

культура - это все. что создано человечеством (Herskovits М.,

1955);

культура - это то, что наделено общим смыслом (Geertz С., 1973); культура - не что иное как общение (Hall Е., 1959); культура - компьютерная программа, регулирующая поведение (Hofstede G" 1980).

Культура - совокупность неосознаваемых положений, стандарт-

ных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Триандис определяет культуру как комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши и стали общими для тех, кто спорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время (Тriandis Н., 1994).

Отсюда следует, что необходимо изучать не только представите­лей культуры, но и экологические и исторические факторы, кото­рые могут объяснить, почему определенные элементы культуры приобрели первостепенное значение в данной культуре.

Самый простой путь изучения связи между культурой и челове­ческим поведением:

Экология -> культура -> социализация -> личность -> поведение.

Экология (физическая среда, климат, фауна, флора) предостав­ляет человеку некоторые ресурсы для жизни (плодородную землю, зверей для охоты, нефть, металл и т. д.) Эти ресурсы делают воз­можными определенные виды деятельности (земледелие, охота, ры­боловство). Данные виды деятельности могут особенно удачно воз­награждаться (например, рыболовство), благодаря этому закреп­ляться и распространяться среди членов данной культуры, становясь автоматическими и переходя в ранг обычаев.

Эти виды деятельности создают особый способ видения социаль­ной среды и формируют элементы субъективной культуры. Субъе­ктивная культура включает в себя то, что подлежит категоризации и должно иметь название - развивается язык, возникают ассоциации между категориями - рождаются нормы, ценности, роли и особенно­сти самоконцепций (представлений о себе). Когда представления и нормы разделяются большинством людей в группе, они становятся элементами данной культуры и начинают определять индивидуаль­ное и групповое поведение.

Например, экологии, где выживание зависит от охоты и ловли рыбы, отличаются от экологий, где выживание зависит от ус­пешного земледелия. В охотничьих и рыболовных обществах лю­ди должны быть способны передвигаться за своей добычей, зна­чит, эти культуры развивают элементы, поощряющие физиче­скую мобильность. В такой среде успеха достигают люди силь­ные, физически выносливые, смелые и уверенные в себе. Воспи­тание детей в таких культурах направлено на развитие этих ка­честв и социализация основана на том, что родители предостав­ляют детям максимальную свободу и поощряют независимость.

В земледельческих культурах часто требуется кооперация (многие крестьяне и фермеры объединяются для создания ирри­гационных каналов, сбора и хранения урожая, проведения посев­ной кампании и т. д.). Человек независимый и неконформный не подходит для такой кооперации. В результате социализация в та­ких культурах поощряет взаимозависимость, ответственность и стремление к согласованности.

Особенности среды создают условия для развития особенностей культуры, поведения и навыков социализации.

Например, в некоторых областях Африки, жизнь людей в местах обитания мухи цеце имеет далеко идущие последствия. Пос­кольку эти насекомые поражают скот, то в этих условиях трудно содержать коров, следовательно, возникают трудности с молоком для маленьких детей. В результате матери кормят детей спо­им молоком до трех лет. Поскольку с результате последующей беременности молоко у матери пропадает, то в этих племенах су­щестиует таС)у на сексуальные отношения с момента рождения ребенка до достижения им возраста трех лет. Это. в свою оче­редь. приводит к многоженству у мужчин данной культуры. U ре­зультате дети спят со своими матерями долго в одной постели. Мальчики вследствие этого очень привязаны к своим матерям и долго не усваивают мужские роли. Чтооы это преодолеть, куль­тура развивает специальные церемонии инициации, позволяю­щие четко отделить <взрослого> мужчину от ребенка.

Другими словами, определенные экологические услопня (наличие мухи цеце) вызывают развитие определенных элементов культуры ( длительное табу на секс после рождения ребенка, многоженст­во, тесная эмоциональная связь ребенка с матерью в результате сна в одной постели, церемония инициации и установление более дале­ких отношений в последующей жизни).            '

Некоторые исследователи (Berry J., 1975) считают, что экологи­ческие различия могут приводить даже к изменениям в генофонде той или иной культуры. Так, например, сверхнезависимые и безот­ветственные люди в земледельческих культурах могут изгоняться из общества или даже уничтожаться физически. В охотничьих общест­вах, наоборот, зависимые и несамостоятельные особи также могут изгоняться и отвергаться обществом. Таким образом, генофонд группы может становиться более согласованным с требованиями экологии, что усиливает шансы этой группы успешно адаптировать­ся к данной среде и выжить в ней.

Но культуру формирует не только экология, но и история. Так, например, войны изменяют взгляд людей на себя.

Японцы, в частности, изменили самовосприятие после второй мировой войны: при этом сами они радикально нс измени­лись, но поменяли роль воинственного агрессора на роль силь­ного экономического соперника. Считается, что поражение в войне страны-агрессора способно в сильной степени изменить представление о себе у представителей данной культуры, спо­собствуя переосмыслению ценностей, целей и результатов пове­дения. продиктованного данными ценностями и целями. В целом, это приводит к более адекватному групповому поведению, что часто вознаграждается экономическим и духовным возрождени­ем. К резкому культурному изменению приводят не только войны, но и революции, кардинальные перемены экономическо­го и общественного строя, которые время от времени пережива­ют все страны и культуры.

Таким образом, можно сказать, что экология и история - главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей в данной культуре.

Разные культуры имеют различные способы социализации детей, которые приводят к отличающимся типам личности.

Например, в исследовании Р. Рохнера было показано, что ро­дители. которые тепло относятся к детям, обнимают их, ласкают. поддерживают во всем. имеют детей-оптимистон, обладающих позитивным взглядом на мир. Родители холодные, равнодушные или недоступные, отвергающие детей (использующие частые физические наказания, вербальные оскорбления), воспитывают детей-пессимистов с негативным взглядом на мир, не любящих себя, эмоционально неотзывчивых, нестабильных, агрессивных и плохо адаптирующихся в мире. Обычно такие дети не могут соз­дать прочные дружественные и семейные связи, имеют пробле­мы со здоровьем (аллергии, астма, высокая тревожность) и тру­дности в учебе.

При этом. как выяснилось, самый важный показатель роди­тельского принятия и одобрения - это добровольное физическое присутствие и реальное участие отца во всех домашних делах. Второе, также очень важное условие - наличие <разветвленной> семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д.). Согласно теории Рохнера, женщины, растящие детей в одиночку, слишком пере­гружены и тревожны, чтобы обеспечить необходимую норму принятия для ребенка. Присутствие большого числа заботливых родственников способно покрыть эту <недостачу>. Суть в том, что должно быть достаточное количество тех людей, которые имеют время и желание дать ребенку необходимую эмоциальную поддержку. Данные этого исследования с успехом подтвердились в других культурах (Triaiidis Н.. 1994).

Итак, социализация ребенка зависит от многих факторов: от того, какие ресурсы доступны родителям, какую эмоциональную и ма­териальную поддержку они могут получить от других и какова стру­ктура семьи. Можно в заключение лишь отметить, что снижение ко­личества детей в семье, увеличение разводов и жизнь в нуклеарной семье, по сравнению с традиционными обществами, где ребенок не был оставлен вниманием со стороны старших и бездетных родствен­ников, не способствовало, в частности, в России воспитанию защи­щенной и уверенной в себе личности с оптимистичным взглядом на мир.

То есть способ социализации связан с особенностями личности и поведения. Рассмотрим, как тип личности влияет на поведение. Поскольку, по мнению ряда ученых, ситуация лучше предсказы­вает поведение, чем личность, у людей с определенным типом личности существует тенденция выбирать ситуации, наиболее им подходящие.

Например, агрессивные люди скорее пойдут в армию, чем в монастырь, созерцательные - наоборот. Люди по-разному ведут себя в разных ситуациях - танцуя на вечеринке, молясь в церкви, читая в библиотеке, <болея> на спортивном матче и т. д.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!