КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 1 страница



ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие <Введение в этническую и кросс-культурную психологию> познакомит студентов с разнообразием этнических культур и культурно обусловленного поведения.

В отличие от <классической> психологии, чьи законы и выводы - результат лабораторных экспериментов с западноевропейскими и американскими студентами, данные этнической и кросс-культурной психологии позволяют увидеть внутренний мир человека многоцвет­ным и многогранным, где один и тот же психологический закон мо­жет преломляться абсолютно в другом свете, раздвигая границы на­шего познания.

Кросс-культурная психология в системе психологических знаний подобна теории относительности в физике, т. к. любое психологиче­ское явление в сравнительно-культурной перспективе обретает иную окраску и иное измерение.

Российская этническая психология как теоретическая и экспери­ментальная дисциплина развивается в русле европейской традиции. В настоящее время она переживает второе рождение в связи с рос­том эмпирических исследований в сфере психологии межэтническо­го взаимодействия, этнической психологии личности, этнопсихоте­рапии и других направлений.

Цель пособия - познакомить специалистов с основными теориями и результатами эмпирических исследований этнической и кросс­культурной психологии. Самая далеко идущая цель данной работы - приблизиться к пониманию того, что необязательно ехать на остро­ва Самоанской гряды, чтобы столкнуться с иной, абсолютно незна­комой культурой, что рядом с нами, в одном доме или вагоне метро пребывают иные культурные миры, понять и принять которые без чувства личной ущемленности и желания переделать этот <другой> мир - есть самая трудная и в то же время самая важная и благодар­ная задача не только этнопсихолога, но и любого другого специали­ста-гуманитария.

Учебное пособие состоит из 5 разделов. В первом разделе <Пси­хология, этнос, культура> рассматривается связь между обозначен­ными понятиями и проблема психологического измерения культур.

Второй раздел <Познавательные процессы и культура> расска­зывает о культурной обусловленности восприятия, памяти, мышле­ния и о кросс-культурных исследованиях данных процессов.

В третьем разделе <Личность и культура> излагаются результаты исследований культурных особенностей личности, национального характера, этнической идентичности и самоконцепций (представ­лений о себе) в разных культурах.

Четвертый раздел <Психология общения и культура> знакомит студентов со стилями вербального и невербального общения в раз­ных культурах; нормами, ролями и правилами, регулирующими об­щение; особенностями социально-когнитивных и аффективных про­цессов коммуникативного поведения, а также характеризует меж­групповое или межэтническое взаимодействие.

Наконец, пятый и заключительный раздел <Психология этнических миграций> посвящен социально-психологическим аспектам эт­нических миграций, аккультурации и мультикультурализму как сов­ременной идеологии существования полиэтнических обществ.

В основу пособия положены многочисленные работы зарубежных и отечественных психологов, а также собственные исследования ав­тора. В 1996-1998 гг. данная работа послужила базой для курса лек­ций <Этническая и кросс-культурная психология>, прочитанного ав­тором на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

РАЗДЕЛ 1

ПСИХОЛОГИЯ, ЭТНОС, КУЛЬТУРА

ГЛАВА 1

ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В современной системе психологических знаний существует две научные традиции в понимании и исследовании обусловленности психологии человека его этнической и культурной принадлежно­стью.

В западной (прежде всего, американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросс-культурная психология.

В отечественной научной традиции (ведущей свое начало от европейской философской мысли) исследования обусловленно­сти психологии этничностью проводятся в рамках этнической психологии.

Попробуем сравнить эти два понятия и подхода. Предмет иссле­дования психологической антропологии, кросс-культурной психоло­гии и этнической психологии в самом общем смысле один и тот же - изучение психологических особенностей индивида (или группы лю­дей), обусловленных их этнической или культурной принадлежно­стью. Однако в исторической перспективе и конечных целях иссле­дования, а также в теоретических подходах этих дисциплин есть не­которые существенные отличия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Психологическая антропология ведет свое начало с 30-х годов XX столетия. Она возникла как междисциплинарное направление исследований <культура и личность>, отражая желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю, психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией (или ин­культурацией).

С 60-х годов это направление исследований оформилось в научную дисциплину - психологическую антропологию, яркими предста­вителями которой были Р. Бенедикт, М. Мид, К. Клакхон, Р. Линтон, К. Дюбуа и др. Основным предметом этой дисциплины является изучение того, как человек мыслит, чувствует, эмоционально реагирует и действует в условиях разных культур (Велик А.А.,1993). Отличи­ем этой дисциплины является то, что она зародилась внутри культур­ной антропологии и служила развитию и обогащению прежде всего этой науки.

Кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология - это прежде всего раздел психологии. Одно из последних определений кросс-культурной психологии, данных в книге Д. Берри, Я. Пур­тинга, М. Сегалла и Р. Дасена звучит так: <Кросс-культурная психо­логия - это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также - изучение современных изменений этих различий> (Вену J. et а1, 1992).

Современные подходы в кросс-культурной психологии, наряду с фокусом на культурных различиях, нацелены на поиск универсалий, т.е. того, что, несмотря на культуру, остается универсальным в пси­хологии человека в разных культурах. Кроме того, стали изучать не только культурные различия, но и другие, такие как биологические, экологические, кросс-национальные: биологические различия (в питании, генетических особенностях, гормональных процессах) могут варьироваться в группах людей вну­три разных культур; экологические различия рассматривают человеческие популяции в процессе адаптации к их природной среде и базируются на ви­дах экономической деятельности (охоте, собирательстве, земледе­лии) и т. д.; кросс-национальные - т. е. изучение различных культурных групп внутри одного государства.

Последний подход в кросс-культурной психологии понимается как собственно этническая психология, изучающая группы как носи­тели оригинальных культур, значительно отличающихся от домини­рующей культуры и сохраняющихся в течение многих поколений после миграции.

Цели кросс-культурной психологии заключаются в следующем:

в <переносе и проверке>, когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются <на прочность> в других культурах; таким образом, происходит поиск и универсалий, и куль­турно-специфических психологических явлений;

в изучении другах культур для нахождения психологических осо­бенностей, отсутствующих в культуре исследователя;

в попытке объединить и интегрировать данные исследований, по­лученные в разных культурах, и создать более универсальную психо­логию, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур.

Такие психологические универсалии человеческого поведения, несомненно, существуют, как существуют они в биологии (питание, питье, сон), социологии (доминирование), лингвистике (грамматические правила), антропологии (семья, изготовление орудий) и т. д.

В настоящее время из узкой, скорее экзотической для психологии специальности кросс-культурная психология стала устоявшейся от­раслью, объединяющей сотни ученых из многих частей мира.

В 1973 г. в Директории кросс-культурных исследований и ис­следователей было указано уже 1125 ученых из 65 стран мира, в настоящее время их число еще более выросло. Большинство из них представляет университеты США и Европы, часть - универ­ситеты стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них - члены профессиональных организаций: International Organization for Cross-cultural Psychology (1972), the Society for Cross-Cultural Research (1972), Исследования по кросс-культур­ной психологии сейчас являются приоритетными для 5 междуна­родных психологических журналов.

Таким образом, кросс-культурная психология вырастает из двух научных традиций: общей психологии, которая имеет дело с индиви­дами, и некоторых родственных дисциплин (например, культурной антропологии), которые изучают человеческие популяции, пользу­ясь естественными методами, чаще всего наблюдением.

Основное и главное отличие кросс-культурной психологии от пси­хологической антропологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются прежде всего психологические теории и законы, поиск универсалий и куль­турной специфики ведется также психологическими методами.

В последние годы специалисты в области кросс-культурных ис­следований все больше обращают внимание на необходимость тео­рии, организующей и направляющей исследование. Многочислен­ные эмпирические факты сами по себе не объясняют причинный ме­ханизм влияния культуры на поведение и психологические процессы. Теория необходима для того, чтобы интегрировать все выявленные факты.

Известный авторитет в кросс-культурной психологии Г. Триандис считает, что нахождение универсалий во многих культурах - основ­ная цель развития современных психологических теорий. Из этого можно сделать вывод, что культурные различия сами по себе не яв­ляются основной целью и главным интересом в развитии теории.

Многие исследователи считают, что все психологические теории должны включать набор характеристик, описывающих ситуации, в которых данная теория может быть приложима. Если теория или гипотеза проверена первоначально в одной культуре (например, в индивидуалистической культуре США), она может быть как валидна, так и нет в другой культуре (например, в кол­лективистской культуре Китая).

При первоначальной проверке гипотезы окружающие условия должны быть жестко зафиксированы, а затем изменены в дальнейших проверках, чтобы определить те рамки, в которых гипотеза или теория неадекватна. Эта процедура позволяет исследователям обу­словить универсальность теории или гипотезы и степень ее приме­нимости в разных культурах.

В этом пособии приведены результаты и теоретические интер­претации многочисленных исследований, проведенных в разных культурах мира. Кросс-культурный подход набирает силу и масштаб, за ним богатые возможности получения новых фактов и, что осо­бенно ценно, глубокого развития как уже существующих психологи­ческих теорий <среднего уровня>, так и создания новых метатеорий высокого философского уровня.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этническая психология также наука междисциплинарная, имеющая, как минимум, двух родителей - этнографию (этнологию) и со­бственно психологию. Помимо этого у нее масса других близких род­ственников - социология, культурология, философия и т.д. То есть в ходе своего развития она являлась наукой скорее социальной и объ­ясняющей, чем сугубо эмпирической.

Первоначально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие поня­тия этнопсихологии - психология народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая (или этнографическая) психология (Рибо Т., 1886).

Одновременно развивалось и философско-психологическое на­правление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т. е. в сфере духовной культуры разных народов.

Отечественная этническая психология в историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Ку­ликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета. В 1927 г. Г. Шлет издал книгу <Введение в этни­ческую психологию>, в которой этническая психология классифици­руется как описательная наука, изучающая дух народа или коллек­тивные переживания.

Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Шпета, - это его история, культура и конкретная социальная действительность, которые определяют содержание коллективного духа нации. По-со­временному звучит высказывание автора, что <...Россия с ее слож­ным этническим составом населения, с разнообразием культурных уровней и характера народов представляет особенно благоприятные условия для разработки этнической психологии> (Шлет Г., 1996).

Эта идея в России стала рсализонываться в многочисленных этносоциологнческнх и этпопснхи.югичсских исследованиях с 70-х годов XX столетия, параллельно - в русле этнографии и этносо­циологин ( Ю.В. Арутюнян. Ю.В. Бромлей, М.Н. Гу^гло. Л.М. Дро­бижева, В. И. Козлов. И.С. Кон. Б.Ф. Поршнеп, Г.О. Старовоитона.

А.А. Сусоколов и др.). и психологии (Г.М. Андреева. В.С'. Агеев.

А.Г. Асмолов. В.М. Быкова, Б.А. Душков, Г.У. Солдатова.

В.П. Левкович. А.А. Леонтьев, А.Б. Мулдашева. Л.И. Науменко,

В.Ф. Петренко. ТГ. С.тефаиенко, А.В. Сухарев. П.Н. Шихнрев.

Е.И. Шлягина и многие другие).

В настоящее время этническая психология ц России переживает период бурного развития: реалии нашей жизни стимулировали мно­гочисленные эмпирические исследования на пространстве бывшего СССР, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношений, проблем этнических меньшинств, миграций, аккультурации и других, прежде всего социально-психологических проблем.

Наряду с этим профессиональные психологи в ведущих психоло­гических центрах России ( МГУ, ИП РАН, СпГУ и др.) ведут этно­психолотческие исследования, которые обогащают и развивают не только социальную психологию, но и общую психологию и психоло­гию личности.

Перед нашей отечественной этноисихологической наукой встает проблема поиска собственного лица, которая обусловлена стремле­нием понять роль и значение этнической или культурной принадлеж­ности в жизни как отдельной личности, так и целого народа.

В отличие от кросс-культурной психологии, сравнение психологи­ческих особенностей представителей разных этнических групп (или разных культур) не является самоцелью. Этническая психология мо­жет изучать психологические особенности представителей одного этноса или культуры в целях понимания обусловленности данных особенностей этнической или культурной принадлежностью. При этом сравнительно-культурный или сравнительно-этнический анализ также может являться вспомогательным научно-методическим при­емом для более глубокого постижения сути изучаемых явлений.

РОЛЬ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В последние годы мы стали свидетелями многих тектонических сдвигов в наших культурах, когда наносные пласты исчезали в одно­часье, а глубинные и пренебрегаемые выходили на первое место. Как говорится в Евангелии, <камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла> (Ев. от Марка. 12-10). Идеология материализма при объяснении современных этнических процессов во многом оказалась бессильна, и идеальные пласты духовного вла­стно стали приковывать к себе пытливые и непредвзятые умы.

Из всех определений этноса психологам наиболее близко понима­ние сути этнического разделения людей как имеющего информационную (или когнитивную) природу. По мнению Арутюнова С.А. и Чебоксарова Н.Н., <...этносы представляют собой пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации, а ме­жэтнические контакты - обмен такой информацией> (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н., 1972).

Подобные представления уходят своими корнями в понимание культуры, предложенное М. Вебером, - по его мнению, роль культу­ры заключается в придании смысла и значения отдельным человече­ским жизням в окружающем бессмысленном универсуме (Weber М., 1904/1956).

Современный психологический взгляд на роль культуры в жизни человека рассматривает культурные представления (верования, убе­ждения) как некие буферы или преграды на пути стрессов, защища­ющие человека от травмирующего осознания неизбежности смерти (Solomon S. et aL, 1991).

Близок к психологическому и социологический подход, изло­женный в статье А.А. Сусоколова <Структурные факторы само­организации этноса> и основанный на понимании этноса как ин­формационного фильтра. Возрастание роли этничности в совре­менном мире (в противовес прогнозам 50-60-х годов) автор объ­ясняет тем, что сложность новой информационной ситуации зна­чительно опережает возможности людей адекватно реагировать на эту ситуацию, в результате чего возникает острая потребность в <информационных фильтрах>, в частности, в обращении к эт­ническим ценностям, представляющимся вечными и незыблемы­ми в бурном потоке времени (Сусоколов А.А., 1990).

Возрастание роли этничности в так называемые <смутные времена> - реакция на неопределенность (т. к. нетерпимость к неопре­деленности - одна из самых сильных психологических характери­стик человека, способствующая его адаптации в окружающем ми­ре). При разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потреб­ности человека в определенности, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая.

Эти проблемы выводят нас на давний спор о происхождении эт­ничности или этнической идентичности. Представители одного на­правления в этнологии, называемого примордиализмом, объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодо­ксальные последователи этого направления считают, что этнич­ность имеет биологические корни, а групповая этническая идентич­ность передается из поколения в поколение.

Представители другого, противоположного направления - инст­рументализма, полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность при этом может как возрастать, так и уменьшаться в зависимости от множества факторов, в том числе от умения политиков эффективно моби­лизовать группу для достижения общих целей или отражения внеш­ней угрозы. Некоторые инструменталисты (их еще называют конст­руктивистами) считают, что этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т. е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от си­туации явление группового сознания, а никак не врожденное и пере­даваемое от поколения к поколению.

Как показывает жизнь, ошибка любого спора, делающего его ту­пиковым, это постановка вопроса как <или-или>. Но возможно по­дойти и с позиции <и-и>.

Результаты многих эмпирических исследований доказывают как устойчивость этнической идентичности, ее способность передавать­ся от поколения к поколению, так и ее изменчивость, способность <дремать> в латентном состоянии и активизироваться в ситуации межэтнического взаимодействия или общей внешней угрозы. Оба эти свойства не могут быть взяты по отдельности и служить единст­венной точкой опоры в понимании природы и функций этнической идентичности. Она и реальна, и полифункциональна.

Это может относиться к любому психологическому феномену, подверженному влиянию культуры, - восприятию, мышлению, осо­бенностям личности, межгрупповому восприятию, поведению и т. д. Следует отметить, что этническая психология наиболее близко, в сравнении с другими дисциплинами, подходит к решению подобных вопросов в своих экспериментальных исследованиях.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!