КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 9 страница



общение, будет представлено влияние каждого из указанных куль-

турных измерений на аспекты человеческой коммуникации, что по-

зволяет хотя бы приблизительно ориентироваться в сложном мире

разнообразных культурно-обусловленных вариантов взаимодейст-

вия людей между собой.

 

РАЗДЕЛ 2

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

И КУЛЬТУРА

ГЛАВА 4

ВОСПРИЯТИЕ И КУЛЬТУРА

Различия в понимании термина восприятие психологами и ан­тропологами создает определенные сложности в междисциплинар­ном сопоставлении (Коул М. и Скрибнер С.. 1977).

В психологии под восприятием понимаются процессы актив-

ной переработки информации сенсорного происхождения, т. е. поступающей от органов чувств.

Заметим, что в антропологическом (и житейском) понимании

слово восприятие чаете) употребляется в более широком смысле - как взгляды на жизнь, мировоззрение и т. и.

К наиболее активно разрабатываемым в настоящее время про­блемам влияния культуры на восприятие, по мнению известных специалистов в этой области М. Коула и С. Скрибнер, относятся следующие:

1. Влияние культуры на восприятие зрительных иллюзий.

2. Как перцептивный опыт влияет на восприятие искусственных зрительных изображений (фотографий, рисунков и т. д.)?

3. Способствует ли культурная среда человека выделению тех

или иных черт окружения, которые он воспринимает яснее или бы­стрее, чем другие?

На некоторых из классических экспериментальных исследований

этих проблем мы и остановимся.

Зрительные иллюзии. Многое из того. что мы знаем о влиянии

культуры на восприятие, основано на кросс-культурном изучении

зрительных иллюзий.

Основные эмпирические исследования зрительных иллюзий в различных культурах были проведены американскими учеными

М. Сегаллом, Д. Кэмпбеллом и М. Херсковицем в 1963 - 1966 гг.

Следует отметит).. что и раньше отдельные исследователи в разных странах изучали восприятие зрительных иллюзий, В ча­стности, в 30-х годах молодые психологи А.Р. Лурия и JI.C. Вы­готский исследовали в Средней Азии особенности восприятия и мышления у узбеков и таджиков, в результате которых в Москву. в Институт психологии была отправлена телеграмма довольно странного содержания: <У узбеков нет иллюзий>.

Зрительные иллюзии - восприятие, в котором проявляется несо­ответствие между тем, как объект выглядит и каким он действитель­но является. Зрительные иллюзии часто основаны на неверных предположениях о характеристиках воспринимаемого объекта.

Наиболее известная иллюзия - это иллюзия Мюллера - Лайера

(рис. 1). Исследования показывают, что люди, воспринимая эти ри­сунки, обычно считают, что линия, ограниченная расходящимися во­вне лучами, длиннее линии, ограниченной лучами, направленными вовнутрь; на самом же деле эти линии равны.

Другая иллюзия - вертикально-горизонтальная (рис. 2). При ее восприятии люди обычно говорят, что вертикальная линия длиннее, чем горизонтальная, что также неверно - они равны по длине. (От середины горизонтального отрезка вверх идет равный вертикальный.)

Существует две основные теории, объясняющие происхождение данных иллюзий.

Первая - теория <прямоугольного мира>. В своих экспериментах

М. Сегалл выдвинул гипотезу, что люди, выросшие в западном мире, который авторы характеризуют как прямоугольный (с упорядочен­ными прямоугольными объектами, прямыми линиями и т. д.), в боль­шей мере подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, чем люди, не на­блюдающие в своей обыденной жизни подобные геометрические от­ношения. Это происходит потому, что свет, отражаясь от объекта, попадает на сетчатку глаза, и наше привычное к правильным прямо­угольным формам сознание интерпретирует и <дорисовывает> фор­му объекта как имеющего прямые углы, в результате чего линия с направленными вовне ограничителями <кажется> длиннее.

Вторая теория - <фронтально-горизонтального сокращения>, объясняет происхождение горизонтально-вертикальной иллюзии

тем, что мы склонны воспринимать вертикальные линии как гори­зонтальные, <убегающие вдаль> в направлении горизонта. В этом случае вертикальная линия воспринимается как заведомо более длинная, удаляющаяся от нас чуть ли не до бесконечности.

Обе эти теории имеют общие характеристики - они исходят из

того, что способ, которым мы воспринимаем мир, развивается в про-

цессе нашего перцептивного опыта. То, что мы видим, - это комби-

нация способа отражения света от объектов, попадающего на сет-

чатку глаза, с нашими навыками и знанием о том, как следует видеть

вещи вообще (что мы приобретаем с культурой, в которой растем и воспитываемся).

В экспериментах Сегалла было выявлено, что горизонтально­вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль (например, у жите­лей джунглей), и сильнее - у людей, среда которых требует, чтобы они часто воспринимали такие расстояния.

Сегалл с соавторами провели свой эксперимент с 2000 людей из

14 неевропейских групп и США. Результаты показали, что амери­канские испытуемые более подвержены иллюзии Мюллера-Лайе­ра, а многие неевропейские группы - горизонтально-вертикальной иллюзии. Авторы пришли к выводу, что ответы испытуемых зави­сят от среды, в которой они живут, - так называемая <прямоуголь­ная> среда способствует более частому проявлению иллюзии Мюл­лера-Лайера, а привычность к бескрайним просторам увеличивает подверженность горизонтально-вертикальной иллюзии.

Самое главное - это то, что иллюзии обнаружились во всех об­следованных культурах, различия были в специфике иллюзий в раз­ных типах культур и в степени их проявленности.

Позднее были попытки объяснения различий в подверженности иллюзии Мюллера-Лайера в разных культурах физиологическими и экологическими факторами.

Так, в исследовании Р. Поллака была выявлена значимая кор­реляция между пигментацией сетчатки глаза и проявленностью данной иллюзии: чем сильнее пигментация, тем меньше подвер­женность данной иллюзии. Поллак в своем исследовании нашел, что у светлокожих детей в США подверженность иллюзии Мюл­лера-Лайера сильнее, чем у темнокожих, что четко согласуется с тем фактом, что у людей с темным цветом кожи пигментация сетчатки более выраженная.

В исследованиях М. Борнстейна подтвердилась авторская ги-

потеза о том, что различия в пигментации, связанные с различи­ями в чувствительности к определенным цветам (особенно в си­не-зеленом участке спектра) могут объяснять межкультурные особенности в наименовании основных цветов. Выявленный им список названий цветов в 126 культурах показал, что в наимено­вании цветов существуют определенные географические вариа­ции, которые совпадают с различиями в пигментации глаза.

Основываясь на этих данных, можно предположить, что лю-

ди из разных культур действительно видят цвета по-разному. То­гда известная гипотеза лингвистической относительности Уорфа (согласно которой язык. усвоенный нами в детстве, определяет наш способ видения и структурирования мира) может быть по­ставлена под сомнение в области цветового зрения: цветовой словарь может быть детерминирован цветовым зрением, а не на­оборот.

В работе Борнстейна различия в физиологических характе­ристиках желтого пигмента глаза коррелируют с различиями в экологии (в активности ультрафиолетовых лучей, которая зави­сит от высоты над уровнем моря и близости экватора), а также - в особенностях питания (Коул М. и Скрибнер С.. 1977).

Таким образом, различия в окружающей среде могут (через физиологические механизмы) существенно воздействовать на два классических познавательных явления (название цветов и под­верженность иллюзиям), в которых, по имеющимся данным, су­ществуют наиболее значимые различия между людьми из разных культур.

Это направление исследования напоминает о том, что при изуче­нии восприятия следует учитывать специфические физиологические характеристики рецепторных систем и что при параллельном изме­нении физиологических и культурных факторов нельзя заниматься одними из них, не учитывая других.

Восприятие глубины на картинках. В отчетах путешественников нередко приводились факты, свидетельствующие о том, что пред­ставители бесписьменных культур не могут идентифицировать пред­меты, изображенные на картинках или фотографиях, - даже в том случае, если это были изображения знакомой им местности или фо­тографии знакомых людей.

В хорошо известном наблюдении М. Херсковица описывает-

ся смущение африканской женщины, не узнавшей на фотогра-

фии своего сына. Когда исследователь обратил ее внимание на отдельные детали фотографии, то она смогла его идентифициро­вать. Причины подобных трудностей идентификации связаны. отчасти, с условным приемом перспективы на картинах, который хорошо знаком представителям западных культур и может быть совершенно неизвестным для людей, не имевших дело с искусст­венными изображениями (Коул М. и Скрибнер С., 1977).

В работах Хадсона ставилась практическая проблема обучения неграмотных рабочих из племени банту (Южная Африка), а демон­страция фильмов и плакатов по безопасности труда вследствие их неграмотности была практически бесполезна. При исследовании ученый выявил, что причина этого кроется в неверном понимании или непонимании рабочими-банту зрительных изображений. Для изучения этой проблемы Хадсон применял картинки типа представ­ленной на рис. 3.

Рис. 3 Типичный рисунок, применявшийся Хадсоном в исследовании восприятия глубины на картинках.

На рисунках были изображены фигуры слона, антилопы и охот-

ника с копьем. На каждой картинке копье направлено как на слона,

так и на антилопу. Для выяснения того, воспринимает ли испытуе­мый индикаторы глубины, ему задавался вопрос: <В какое животное целится человек с копьем?>. Картинки отличались друг от друга по использованным в них приемам передачи глубины (при помощи ве­личины объектов и наложения и при помощи перспективы).

Эти картинки применялись в исследованиях с различными груп­пами испытуемых в Южной Африке и в Гане: учениками начальной школы (европейцами и банту), учениками средней школы (банту), неграмотными рабочими (европейцами и банту), индийскими школьниками.

Результаты исследований показали, что в младших классах начальной школы европейские дети испытывали трудности при восприятии картинок как трехмерных изображений (они часто говорили, что охотник целится копьем в слона), но к концу на­чальной школы почти все европейские дети воспринимали эти изображения как трехмерные.

Дети из племени банту и ганские школьники, посещавшие среднюю школу, воспринимали картинки как двухмерные изобра­жения. Неграмотные рабочие (как банту, так и европейцы) и ин­дийские дети давали ответы, свидетельствующие о плоскостном, а не о трехмерном восприятии картинок (они считали, что охот­ник целится копьем в маленького слоненка).

По свидетельству Хадсона, в некоторых традиционных культурах Африки дети, не знакомые с приемами применения ракурса для пе­редачи перспективы, не понимали условностей изображения, естест­венных с точки зрения европейца: например, они воспринимали изо­бражение поднимающегося по лестнице человека как изображение калеки, у которого одна нога короче другой.

Это проявлялось и тогда, когда дети рисовали сами: получив за­дание изобразить вид коровы в профиль, африканские школьники

рисовали ее со всеми четырьмя копытами, двумя рогами и двумя ушами, сочетая вид сбоку с видом спереди, в то время как европей­ские школьники рисовали профиль коровы. Получается интересное межкультурное расхождение: европейский ребенок рисует свое <ви­дение>, хотя он знает, что <на самом деле> это неверно, в то время как африканский ребенок рисует свое <знание>, несмотря на то, что оно расходится с <видением>.

По результатам этих экспериментов Хадсон сделал вывод, что обычное формальное образование не является главным фактором, определяющим способ восприятия изображений, главную роль игра­ют неформальное домашнее обучение и опыт рассматривания кар­тинок.

Проблема избирательности восприятия. Перцептивный (когни­тивный) стиль. Влияние культуры на избирательность восприятия было исследовано канадским ученым Д. Берри в контексте разрабо­танной X. Уиткином теории когнитивного стиля (особенностей про­текания перцептивной и интеллектуальной деятельности индивида). В сфере перцепции два главных когнитивных стиля - глобальный и артикулированный - обозначаются соответственно терминами зави­симый от поля (полезависимый) и независимый от поля (поленезависимый).

Согласно теории Уиткина, <нормальное> когнитивное разви-

тие человека идет в направлении от глобальности к артикулиро­панностн. Ребенок в начале жизни не проводит четкой грани ме­жду собой и своим окружением, но. взрослея, он начинает осоз­навать границы своего тела и вырабатывает представление о се­бе как об отдельной личности. Этот процесс психологической дифференциации влияет на формирование когнитивного и пер­цептивного стиля ребенка.

Важнейшие факторы, влияющие на процесс психологической дифференциации, - экология (разнообразие или гомогенность окру­жающей среды) и культура (предоставление свободы или контроль за поведением ребенка со стороны старших). Когда ребенку разре­шают вырабатывать собственные представления о <правильном> поведении и самому справляться со своими побуждениями, это спо­собствует психологической дифференциации (артикулированности и независимости от поля).

Данные теории были проверены в экспериментах Д. Берри, про­веденных в 1966 г. с представителями племени темпе (Сьерра-Лео­не, Западная Африка) и канадских эскимосов. В каждой из этих культур исследовались как традиционные, так и переходные группы (когда члены группы занимались экономической деятельностью за­падного типа и жили в домах западного образца).

По наблюдениям Берри, эскимосы относятся к детям с добро­той, их редко наказывают, предоставляют большую свободу, ожидая от них выработки собственных навыков поведения. У темне, напротив, мать относится к детям с большой строгостью и заставляет их быть очень послушными и дисциплинированны-

^

ми. На основании этого автор выдвинул гипотезу, что люди в культуре темне будут отличаться большей зависимостью от ноля и меньшей артикулированностыо, чем эскимосы.

Кроме различий в способах социализации между данными культурами есть ярко выраженные экологические различия: сре­да обитания темне очень богата по цвету и форме - пышная тро­пическая растительность, обилие цветов, ярких птиц и живот­ных, наличие извилистых ручьев (т. е. среда разнообразна и стру­ктурирована). Среда обитания канадских эскимосов, напротив, очень бедна красками и очертаниями: зимой все покрыто снегом, а коротким летом камни, мох и лишайник почти сливаются в од­нообразной серо-коричневой гамме (т. е. среда однородна и сла­бо структурирована). Эти культуры отличны и в видах деятельно­сти: темне занимаются, в основном, сельским хозяйством, а эски­мосы - охотой на морских млекопитающих (Berry J., 1975).

Таким образом, экологические и культурные различия позволили Берри предположить, что у эскимосов дифференциация больше, а зависимость от поля меньше, чем у темне.

Данные исследования с помощью теста скрытых фигур и дру-

гих тестов показали, что эскимосы, действительно, отличаются крайней независимостью от поля (т. е. высокой дифференциаци­ей), и результаты эскимосов практически не отличались от ре­зультатов контрольной группы шотландцев.

Берри пришел к заключению, что требования, предъявляемые экологией, и особенности культурной социализации играют веду­щую роль в развитии перцептивных навыков. Культура способству­ет выработке и сохранению психологических особенностей, необхо­димых людям для выживания в определенной экологии.

Впоследствии Берри выдвинул смелую гипотезу, что между тре­бованиями, предъявляемыми экологией, и способами социализации в культуре, сформированной в данной экологии, существует тесная связь. Для проверки этой гипотезы он провел эксперименты с груп­пами, проживающими в различных природных условиях (темне Сьерра-Леоне, аборигенами Новой Гвинеи, аборигенами Австралии и канадскими эскимосами). Результаты этого исследования блестя­ще подтвердили гипотезу Берри, хотя обнаружился и неучтенный фактор - школьное образование.

Согласно данным исследования, чем более важное место в культуре занимает охота, тем больше развита способность к раз­личению и тем лучше ответы на тесты пространственных навы­ков. Но, при этом, переходные группы во всех культурах (город­ские жители) обычно давали более высокие результаты, чем со­ответствующие традиционные (сельские) группы, поэтому при­шлось выдвинуть гипотезу о влиянии образования на формирова­ние перцептивного стиля.

В подтверждение полученных данных Берри обнаружил, что с возрастанием роли охоты в культуре уменьшается строгость в вос-

питании детей и снижается требование конформизма. Эти данные

привели Берри к очень важному выводу, что между экологическими

и психологическими переменными существует тесная взаимосвязь:

они коррелируют друг с другом и изменяются в одном и том же на­правлении. В этих хорошо продуманных и блестяще выполненных экспериментах Берри удалось раскрыть закономерную связь между факторами культуры и экологии, с одной стороны, и психологиче­скими навыками, с другой.

Можно сделать вывод, что существуют некие эколого-психоло­гические комплексы, свойственные определенным типам культур, с присущими им чертами социализации, которые формируют опреде­ленный тип восприятия и мышления, характерный для данной куль­туры. К сожалению, экспериментов такого уровня и глубины пока еще очень мало, но именно данное направление нам кажется наибо­лее перспективным в кросс-культурной психологии.

Предпочтение цвета и формы при группировке объектов. Гипо­теза перцептивного опыта. Многими авторами в многочисленных экспериментальных исследованиях было установлено, что при груп­пировке объектов в качестве главного признака маленькие дети в за­падных культурах обычно выбирают цвет, а в возрасте 4-5 лет начи­нают отдавать предпочтение форме. Этот переход от предпочтения цвета к предпочтению формы сопровождается и другими изменени­ями в познавательной сфере. Дети, предпочитающие форму цвету, лучше решают различные задачи на классификацию и формирова­ние понятий, а также отличаются более высоким баллом при интел­лектуальном тестировании.

Данные экспериментов в других культурах свидетельствуют о

том, что переход к предпочтению формы происходит не всегда или в не столь отчетливой форме.

В экспериментах Р. Сачмен с детьми в племени йоруба (Ниге­рия), посещавшими мусульманскую школу, было обнаружено, что все обследованные дети (с 3 до 15 лет) предпочитали цвет форме, при этом зависимость от возраста не наблюдалась. Ана­логичные данные были получены автором и в Замбии, однако там в некоторых школах у детей все же проявилась тенденция пере­хода от предпочтения цвета к предпочтению формы с возрастом, и студенты университета уже явно предпочитали форму при группировке предметов, хотя неграмотные взрослые в этой куль­туре по-прежнему предпочитали форме цвет.

Для объяснения этих экспериментальных результатов (и ана­логичных результатов глухих испытуемых в Америке) Серпелл выдвинул так называемую гипотезу перцептивного опыта, сог­ласно которой первоначально все дети предпочитают цвет, а пе­реход к предпочтению формы происходит под влиянием направ­ленной игры, характерной для типичной европейской семьи средних слоев общества и для школьного образования западного типа.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!