КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 8 страница



век и только за свои проступки в соответствии с законом. Личность

может развивать свои таланты, и это выгодно всему обществу, т. к.

экономика развивается в результате энергии отдельных людей.

 

Недостатки индивидуализма: одиночество, семейные конфликты,

разводы, нарциссизм. Свобода приводит к отчуждению, детской пре-

ступности, ранним беременностям, наркотикам, самоубийствам,

убийствам, СПИДу. Моральные авторитеты отсутствуют и все дер-

жится на законах. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболева-

ний.

 

Исследования показали, что высокая ценность и ожидание богат-

ства негативно коррелируют с успехом и благосостоянием, если

деньги - основной мотив поведения личности. Оказалось, что пове-

денческие нарушения и преступления выше среди материалистов.

Также высокий уровень дистрессов связан с высоким стремлением к

власти, с желанием контролировать, подавлять других - комплексом

мотивов, свойственных индивидуалистическим культурам.

 

Сейчас многие международные корпорации осознали, что инди-

видуализм в какой-то степени тормозит развитие экономики - слож-

ность обучения персонала требует больших затрат от компаний на

подготовку служащих, которые в любой момент могут уйти в другую

компанию, повинуясь психологии индивидуализма. Поэтому компа-

нии, не желая готовить персонал для своих конкурентов, часто не

хотят тратиться на достойное обучение своих сотрудников.

 

Необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденций,

или синдромов. Следует отметить, что в мировом масштабе переси-

ливает психология охотника (первичная основа индивидуализма) над

психологией земледельца (основа коллективизма). Это неизбежно

приводит к кризису хищнического отношения к Земле, что мы уже и

наблюдаем. Поэтому в ближайшее время именно коллективистская

культура и психология должны сказать свое веское слово, и челове-

чество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты

на психологию сбережения.

 

Подобное измерение культур - по направлению индивидуализм -

коллективизм проводится в культурной антропологии, кросс-куль-

турной психологии, социологии и философии.

 

Согласно измерениям Г. Хофстеда, культурами индивидуалисти-

ческого типа являются культуры США, Австралии, Великобрита-

нии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Да-

нии, Франции, Италии, Ирландии, Германии и др.

 

Коллективистскими культурами, согласно этим же измерениям,

можно считать культуры Кореи, Пакистана. Перу, Тайваня, Колум-

бии. Еснесуэлы. K(JC'i'a-F:,,\ii. Гватемалы. Эквадора. Индонезии.

Порт\1:^1111!. Японии. Kii'i'a'-! is :ц~1.

 

56

 

^1

 

Русскую культуру также причисляют к культурам коллективист-

ского типа.

 

Проведенные в 1994-1995 гг. исследования русских диаспор и

странах так называемого ближнего зарубежья показали, что при

контакте с культурами коллективистского типа (в таких странах.

как Казахстан, Узбекистан. Азербайджан) русские отмечают у

себя (как наиболее типичные) черты, свойственные представите-

лям индивидуалистического гипа культур: сдержанность, холод-

ность, разобщенность и др. При контакте же с культурами инди-

видуалистического типа (страны Балтии) они, напротив, отмеча-

ют у себя (как наиболее типичные) черты коллективизма: госте-

приимство, общительность, жертвенность и др. (Лебедева Н.М.,

1995.1997).

 

Несмотря на такую <ситуативность>, обусловленную евроазиат-

ским положением России, следует помнить, что ценности традицион-

ной русской культуры и ее духовной основы - православия, распола-

гаются ближе к полюсу коллективистски-ориентированных культур.

 

Открытость - закрытость

 

В <закрытых> культурах люди должны вести себя в соответствии

с групповыми нормами и нарушение норм строго карается. В <от-

крытых> культурах наблюдается большая терпимость к отклонению

поведения индивидов от общепринятых норм. Интересным является

то, что представители <закрытых> культур недопустимость нснор-

мативного поведения компенсируют уходом в <нереальное> поведе-

ние - в мир искусства, музыки, фантазий, анекдотического воприя-

тия и осмысления жизни. В <открытых> культурах такой способ

компенсации встречается реже. Людям в <закрытых> культурах так-

же больше присущи чувства тревоги и угрозы, т. к. их поведение лег-

ко может быть трактовано как <не соответствующее> нормам.

 

Хороший пример <закрытой> культуры - недавняя советская

действительность, в которой литература и искусство иносказа-

тельного и юмористического жанра достигали необыкновенных

высот (М. Булгаков, М. Зощенко. И. Шварц и др.), а авторы и ис-

полнители этого жанра в театре, на эстраде и в кино были всеоб-

щими любимцами (А. Райкин, М. Жванецкий, М. Задорнов, коме-

дии Л. Гайдая и др.).

 

В качестве возможного источника <закрытости> некоторые ав-

торы считают культурную гомогенность, а <открытость>, возмож-

но, связана с культурной неоднородностью или маргинальностью.

Это предположение исходит из того, что данное измерение считает-

ся очень близким к измерению Хофстеда - <избегание неопределен-

ности> (Hofstede G., 1980), согласно которому культуры, где этот по-

казатель был высок (Япония и Греция), характеризовались большей

степенью однородности, чем те культуры, где он был низок (Гонконг,

Таиланд). В этих культурах, по мнению исследователей. Восток в ли-

це Китая встретился с Западом в лице Англии.

 

Для людей из <закрытых> культур значимы предсказуемость, оп-

ределенность и безопасность: им важно знать, что другие люди на-

мерены делать, и если те поступают непредсказуемо и неожиданно.

это психологически травмирует членов <закрытых> культур.

 

Индивиды из <закрытых> культур склонны воспринимать людей

из <открытых> культур как недисциплинированных, своевольных и

капризных, в то время как люди из <открытых> культур, в свою оче-

редь, трактуют поведение представителей <закрытых> культур как

негибкое и бескомпромиссное.

 

Здесь также необходимо отвлечься от конкретных персон и поду-

мать об условиях жизни и аспектах социализации в данных культу-

рах: в <закрытых> культурах индивид, если ОТСТУПИТ от норм, попа-

дет в сложную ситуацию, поэтому он вынужден их соблюдать и

ждать этого соблюдения от других (часто коллективный гнев в <за-

крытых> культурах направляется на смельчака, осмелившегося все-

таки преступить нормы: <нам нельзя, а ему можно?!>). А в <откры-

тых> культурах, чтобы чего-то достичь, необходимо быть свобод-

ным, в том числе и от ограничивающих индивидуальное творчество

и деятельность норм. Подобный анализ помогает избавиться от со-

бственного этноцентризма при анализе поведения людей из других

культур.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУР

(ХОФСТЕД)

 

!ще три измерения культур были предложены психологом

Г. Хофстедом на основании большого эмпирического кросс-куль-

турного исследования, в результате которого им были выделены

(помимо индивидуализма) три основания, по которым были получе-

ны значимые отличия в обследованных им культурах.

 

Он назвал их таким образом: дистанция власти (power distance),

избегание неопределенности (uncertainty avoidance) и маскулин-

ность-феминность (masculinity-feminity) (Hofstede G.,1980).

 

Избегание неопределенности

 

Культуры в исследовании Хофстеда были условно поделены на

культуры с высоким и низким уровнями нетерпимости к (или избе-

гания) неопределенности.

 

Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности (в ос-

новном, культуры коллективистского типа) имеют очень низкий

уровень толерантности к неопределенности, что выражается в вы-

соком уровне тревожности и тенденции к <выбросу энергии> (агрес-

сивному поведению).

 

Индивидам из таких культур свойственна высокая потребность в

формализованных правилах и нормах поведения и в <абсолютном

доверии>. Данные культуры также характеризуются низкой толе-

 

58

 

рантностью к людям или группам с отличающимися идеями или по-

ведением.

 

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности ин-

дивидам как бы <разрешается> агрессивное поведение, даже если

при этом они предпочитают сдерживать агрессию, избегая конфли-

кта и конкуренции. В таких культурах присутствует выраженная

тенденция к внутригрупповому согласию. В то же время представи-

тели данных культур характеризуются ярким проявлением эмоций в

отличие от членов культур с низким уровнем избегания неопреде-

ленности.

 

Культуры с низким уровнем избегания неопределенности имеют

более низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей сре-

де и характеризуются большей склонностью к риску.

 

Индивиды из культур с высоким уровнем избегания неопреде-

ленности больше сопротивляются любым изменениям, имеют бо-

лее высокий уровень тревожности, нетерпимы к двусмысленности,

больше беспокоятся о будущем, считают верность своему прави-

тельству (любым властным структурам) самой большой доброде-

телью, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к

риску.

 

Известно, что внутриэтнические связи и социальная поддержка

способствуют снижению неопределенности, при их разрушении не-

определенность резко возрастает.

 

Высокий уровень избегания неопределенности характеризует

культуры стран Латинской Америки, Африки, а также культуры

стран Ближнего Востока, Греции, Бельгии, Франции, Испании, Из-

раиля, Японии, Кореи, Португалии, Югославии и др.

 

Низкий уровень избегания неопределенности характерен для

культур таких стран, как Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка,

Сингапур, Малайзия, Ирландия и ряда других. В России подобных

исследований, к сожалению, не проводилось.

 

Дистанция власти

 

Дистанция власти определяется как <степень неравномерности

распределения власти с точки зрения членов данного общества>.

 

Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что

власть - это наиболее важная часть общественной жизни. А раз так,

то облеченные властью рассматривают своих подчиненных как

сильно отличающихся от них самих, и наоборот.

 

В культурах такого типа акцент делается, в основном, на прину-

дительную власть, в то время как в культурах с низкой дистанцией

власти господствует мнение, что только легитимная власть подлин-

на, и компетентная власть предпочитается власти простой силы и

принуждения.

 

Сравнивая показатели по шкале дистанции власти с результа-

тами других кросс-культурных измерений, Хофстед установил,

что родители из культур с высоким уровнем дистанции власти по-

 

ощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а сту-

денты в данных культурах демонстрируют более конформное по-

ведение и более авторитарные установки, чем в культурах с низ-

кой дистанцией власти.

 

В социальных организациях культур с высокой дистанцией вла-

сти господствует более жесткий стиль управления; подчиненным

свойственен больший страх перед выражением несогласия с началь-

ством, потерей доверия сослуживцев в сравнении с культурами с

низкой дистанцией власти.

 

Сравнивая это измерение с данными Триандиса, Хофстед на-

шел, что члены культур с низкой дистанцией власти рассматрива-

ют уважение к личности и равенство как условия <пути к благо-

денствию>, а члены культур с высокой дистанцией власти рассма-

тривают в качестве таких условий такт, услужливость и деньги.

Иными словами, <путь к благоденствию> в понимании членов куль-

тур с низкой дистанцией власти включает знания, любовь и счастье, а

в понимании членов культур с высокой дистанцией власти - родови-

тость, наследство, скупость, хитрость и, временами, даже нечестность.

 

Согласно данным Хофстеда, высокий уровень дистанции власти

характерен для большинства африканских, латиноамериканских и

арабских культур, а также для таких стран, как Индия, Индонезия,

Малайзия, Филиппины, Сингапур, Турция, Таиланд, Югославия,

Бельгия, Франция и др.

 

Культуры с низкой дистанцией власти - это культуры таких стран,

как Австрия, Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, Финляндия, Гер-

мания, Великобритания, Канада, США и др. В России подобных ис-

следований не проводилось, но можно высказать предположение,

что русская культура относится скорее к культурам с высокой дис-

танцией власти.

 

Маскулинность - феминность

 

Высокая степень маскулинности (выраженности <мужского на-

чала>), согласно Хофстеду, означает высокую ценность в данной

культуре материальных вещей, власти и представительности. Куль-

туры, в которых в качестве главных ценностей превалирует сам че-

ловек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными (или

основанными на <женском начале>).

 

В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в поло-

вых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В

культурах феминного типа половые роли обычно не столь строго

фиксированы, и упор делается на взаимную зависимость и служение

друг другу.

 

Хофстед сопоставлял измерение <маскулинность-фемин-

ность> с результатами кросс-культурных исследований. Он на-

шел, что, по сравнению с людьми из феминных культур, люди в

маскулинных культурах имеют более сильную мотивацию к дос-

тижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать ин-

 

тересы компании своими собственными интересами и центром

своей личной жизни, способны очень напряженно работать.

В данных культурах существуют значимые расхождения в оценке

мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение, в сторону

более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рас-

сматриваются как главные источники удовлетворенности работой.

 

Коммуникацию в феминных культурах хорошо иллюстрирует

описание эмоционального поведения в Иране, сделанное Холлом:

<В Иране от мужчин ожидается проявление эмоций. Иранские

мужчины читают стихи, они чувствительны и имеют хорошо разви-

тую интуицию. Их часто можно увидеть обнимающимися или по-

жимающими руки. Женщины же, напротив, должны быть практи-

чески холодными. Они демонстрируют многие из черт, свойствен-

ных американским мужчинам. Один наблюдательный чиновник из

Иностранной службы сказал: <Если Вы хотите сохранить амери-

канское представление об эмоциональных и интеллектуальных ро-

лях, Вам лучше уехать отсюда>(цит. по Gudykunst el а1.,1988). Что-

бы дополнить эту иллюстрацию, необходимо добавить, что женщи-

не в Иране предписывается при этом быть смиренной и покорной.

Иногда люди из разных культур смотрят друг на друга с взаимным

пренебрежением: для представителей маскулинных культур люди из

феминных культур недостаточно деятельны, а для вторых первые

недостаточно заботливы и щедры. Примерами могут служить Шве-

ция (феминная культура), которая помогает бедным странам больше

других стран в мире. и Япония (маскулинная культура), которая по

этому показателю <скупее> всех.

 

Культурами <маскулинного типа> считаются культуры стран Ав-

стралии, Австрии, Колумбии, Германии, Великобритании, Ирлан-

дии, Италии, Японии, Мексики, Филиппин, Южной Африки, Швей-

царии, Венесуэлы, США, Канады и др.

 

Культурами <феминного типа> являются, согласно измерениям

Хофстеда, культуры стран Чили, Коста-Рики, Дании, Нидерландов,

Норвегии, Швеции, Югославии и др. Согласно мнениям некоторых

зарубежных исследователей, Россия также может считаться культу-

рой <феминного> типа.

 

Используя данные измерения, необходимо помнить, что со вре-

менем общества и культуры, а также их отдельные сегменты пре-

терпевают значительные изменения. Так, считается, что индивидуа-

лизм распространяется по миру пропорционально росту благососто-

яния. Согласно данным исследований, студенты в Японии в настоя-

щее время более являются индивидуалистами, чем коллективистами,

несмотря на то, что, в целом, японская культура - коллективистская

(Triandis, Bontempo et а1.,1988).

 

Рост миграций и социальной мобильности также способству-

ет распространению индивидуализма в обществе. В исследовании

мигрантов установлено, что одни культурные элементы в процес-

се аккультурации в новом обществе исчезают, другие - наоборот,

 

^Q

 

.~^ -\-' ^я

^.. '^"а

 

укрепляются (Triandis et al.. 1986: Berry J., 1990). Ученые выска-

зывают гипотезу, что наиболее отличные культурные отличия (в

одежде, например) в процессе аккультурации исчезают, средне-

отличные (обычаи питания, например) - адаптируются и транс-

формируются. а наименее отличные, внутренние (религиозные

верования, ценности) - утверждаются и усиливаются. Таким об-

разом. не следует ожидать изменений всех культурных элементов

в одну сторону (например, в сторону нивелирования).

 

В заключение следует сказать, что множественность культурных

различий учит нас толерантности к ним, радости и наслаждению их

богатым разнообразием. Для этого нужно учиться постигать другие

культуры <изнутри>. Когда мы осознаем, что, если бы мы сами вы-

росли в данной культуре, мы. возможно, верили, ценили и делали то

же и так же, как представители другой культуры, мы начинаем луч-

ше понимать их (и себя тоже!) и с этих позиций мы можем воспри-

нять эти различия с благодарностью и научиться многому полезно-

му от представителей других культур.

 

В разделе, посвященном влиянию культурного разнообразия на


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!