КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 4 страница
Если рассматривать духовную сферу культуры, то обычно культуры с суровой практикой социализации имеют в своем арсенале суровых богов, а в культурах с <мягкой> социализацией - мягких и прощающих богов.
Ситуация - наиболее сильный <предсказатель> поведения. Однако, культуры формируют свои ситуации по-разному, в зависимости от социальной структуры общества, состава семьи, ведущих типов отношений между людьми.
Например, в индивидуалистической культуре люди нацелены на разрешение конфликтов легальным путем, поэтому в них много юристов, судов (ситуации для поведения) и гораздо больше судебных прецедентов, чем в коллективистских культурах, где конфликт разрешается неформально, с использованием посредников - авторитетных родственников или знакомых.
Таким образом, культура как некий осадок истории содержит множество элементов, которые предыдущие поколения усвоили как хорошо работающие в специфических экологических условиях. Конечно, экологии меняются, культурные элементы устаревают и атрофируются. Но, в целом, многие связи между экологией, культурой и поведением могут быть поняты с функциональной точки зрения. Известно, что большинство социально-психологических феноменов было открыто в сходных экологических и культурных условиях (Западная Европа, Северная Америка). Существует предположение, что если мы исследуем эти же феномены в других культурах и экологиях, то увидим отличия. Иногда они ничтожно малы, а иногда меняют картину феномена кардинально. Когда это имеет место, можно ввести культурную переменную в теорию данного социально-психологического феномена. В результате теория существенно изменится: вместо <чем больше X, тем больше У>, мы получим: в культурах, где много Z, чем больше X, тем больше У, а в культурах, где мало Z, чем больше X, тем меньше У.
|
|
Приведем пример из отечественных исследований: в литературе по миграциям существовало мнение, что чем больше культурная дистанция, разделяющая культуры, тем больше этническая интолерантность по отношению к членам аутгруппы - т. е. зависимость имеет линейный характер (Furnham А. & Bochner S., 1986).
В исследовании русских старожилов в Закавказье было выявлено, что в группах, сохранных как самостоятельный субъект межгруппового взаимодействия (культурно гомогенных), эта зависимость также имеет линейный характер. В группах, разрушенных и неоднородных в культурном отношении, средний уровень культурной дистанции оказался наиболее чреватым этнической интолерантностью, и зависимость приобрела другой характер.
Этот феномен можно объяснить тем, что культуры, в средней степени отличающиеся от данной, исходной культуры, представляют наибольшую угрозу изменения ее ценностно-смыслового
|
|
ядра. Именно поэтому средне-отличные культуры вызывают наибольшую степень активизации механизмов социально-психологической защиты от влияния другой культуры, которые могут проявляться в, казалось бы, абсолютно иррациональной, этнической интолерантности.
Таким образом, введение третьей переменной - степени целостности и самостоятельности этнической группы как субъекта межгруппового взаимодействия - изменило картину зависимости уровня этнической интолерантности от величины культурной дистанции.
КУЛЬТУРА
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН
мериканский психолог Д. Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению (Matsumoto D., 1996).
Это определение относится к внутреннему содержанию группо-
вого и индивидуального сознания. Культурно-обусловленное поведение может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автоматических способах поведения), которые являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей и норм поведения. В этом смысле культура - социально-психологическое понятие.
|
|
Это определение культуры не коренится в биологии - культура не раса: люди одной расы могут принадлежать к разным культурам. Есть большая доля вероятности, что люди одной расы будут социализироваться в одной культуре, но это не всегда так.
Культура - это научаемое поведение (поведение, усваиваемое в процессе научения). Культура - не национальность и не гражданство: всегда есть небольшая часть популяции в любой стране, не разделяющая доминирующих культурных стереотипов данной страны.
Культура в такой же степени индивидуальный психологический конструкт, как и социальный. Индивидуальные различия в культуре могут проявляться в разной степени усвоения индивидом установок, ценностей, верований и моделей поведения, которые составляют данную культуру. Если вы разделяете данные ценности, то эта культура - внутри вас, если нет - то вы вне ее.
Поскольку нормам культуры должны соответствовать все люди,
тр справедливо, что они релевантны для людей в разной степени. В антропологическом и социологическом плане культура - макроконцепт, в психологическом - индивидуальный и подвижный конструкт. (Это лишний раз доказывает ограниченность стереотипов - нельзя распространять культурные стереотипы на всех людей, принадлежащих к этой культуре, в равной степени.)
|
|
Как социальный феномен, культура имеет собственную жизнь и обратной связью усиливает то поведение, которое она программирует (понимание культуры усиливает ее. непонимание - ослабляет).
ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ
адорганичность культуры. Люди приходят и уходят, а культуры остаются более или менее стабильными. А. Кребер считал культуру <надорганичсским явлением, находящимся над ее биологическим и психологическим основаниями> (цит. по Berry el а1., 1992).
Существует два основных аргумента в пользу обоснования независимости существования культуры на ее собственном уровне:
1. Отдельные индивиды приходят и уходят, а культуры остаются более или менее стабильными. Таким образом, культура не зависит от отдельных индивидов, а имеет свою собственную жизнь на групповом уровне.
2. Не существует отдельного индивида, который усвоил бы всю культуру группы, к которой он принадлежит.
Культура - это целостный феномен, вызванный к жизни коллек-
тивным образом существования, и поэтому не зависит от биологических и психологических способностей отдельного человека. Например, ни один человек не в состоянии знать все законы, политические институты и экономические структуры даже одной отдельной части своей культуры.
Исходя из этих двух причин А. Кребер считает, что культурные феномены относятся к коллективным, находящимся вне индивидуального человека, и отсюда его термин - надорганичность культуры.
Это понятие очень важно для кросс-культурной психологии, поскольку позволяет использовать не только индивидуальный, но и групповой уровень анализа влияния культуры на индивидуальное поведение.
<Внешняя> и <внутренняя> культура. Некоторые феномены
культуры открыты и доступны наблюдению: например, повседневные обычаи и модели поведения. Другие феномены, скрывающиеся за поведением, принадлежат к внутренней культуре. Они не могут быть наблюдаемы извне и часто не осознаются самим индивидом. Грамматика, контролирующая речь: правила общения, регулирующие взаимодействие; нормы, которые руководят соответствующим поведением, - это <внутренние> элементы культуры. Таковыми являются также особенности социальной структуры, мифы и ритуалы, многие из которых являются результатом мыслительной деятельности ученых, пытающихся понять значение или смысл культурно-окрашенного поведения.
Культурная эволюция. Измерение культурных различий, лежа-
щее в основе деления на примитивные и цивилизованные культуры - это понятие <культурной эволюции>. По мнению ученых, считающих, что культурная эволюция существует, исторически культурные
группы образовались из небольших охотничьих и собиратсльских обществ, потом - сообществ, основанных на выращивании растений или разведении скота, затем - индустриальных и постиндустриальных обществ.
Существуют представления о том. как происходят биологическая
и культурная эволюция: случайные вариации имеют место как и ге-
нах, так и в культуре; в генах работает естественный отбор, а в культуре происходит избирательное закрепление наиболее эффективных способов поведения. В прошлом и сейчас многими людьми из индустриальных обществ эти изменения рассматриваются как некий <прогресс>, некая параллель биологической эволюции (от амебы к человечеству) - так называемый <социальный дарвинизм>.
Критики этого направления отрицают идею, что со временем происходит некоторое абсолютное улучшение в качестве культуры. Это отрицание базируется на том. что не существует научных подтверждений данного мнения, и оно основано на личных предпочтениях, что считать <хорошим> или <плохим> в человеческом существовании.
Не существует объективных доказательств, что одно изменение
в результате адаптации прогрессивнее другого. <Адаптивное улучшение относительно, оно должно быть обосновано и объяснено. В своем специфическом контексте каждая адаптирующаяся популяция адекватна среде, истинно превосходящая в своем особом, не подлежащем сравнению пут> (цит. по Triandis Н.,1994).
Эмик- и этик-аспекты культуры. Одно из наиболее сильных культурных различий - язык. Фонетика - звуки, которые имеются во всех языках, фонемика - звуки, характерные для одного определенного языка. Лингвист К. Пайк в 1967 г. взял окончания этих терминов и обозначил словом <этик> - универсальные элементы культуры, а словом <эмик> - культурно-специфические элементы.
Многие считают, что культуры уникальны, как и каждый чело-
век. Но наука имеет дело с обобщениями и поиском закономерностей, поэтому особенно интересными являются случаи, когда эмик-элементы представляют собой местные вариации этик-элементов.
Например, все люди имеют социальную дистанцию с членами аутгруппы (внешней группы) - это универсальный или этик-элемент культуры. Однако в одних культурах социальная дистанция особенно велика, например с расовыми группами, и других - с религиозными или классовыми, а в Индии, например. - с другими кастами. Это примеры культурно-специфических (эмик) вариаций универсального (этик) культурного элемента.
Когда мы изучаем культуры сами по себе, мы, в основном, имеем дело с эмик-элементами (особенно часто этим занимаются этнографы и культурные антропологи), когда мы их сравниваем друг с другом - появляется основание для выявления этик-элементов, т. е. универсальных элементов культур.
В. Лоннер отмечал, что во всех культурах мы ворочаем такие универсальные культурные элементы, как физические игры и состязания, суды. танцы, обмен подарками, привстстпия. гостеприимство, юмор и шутки, хождение в гости и родственные связи в номенклатуре. Но формы проявления этих культурных элементов могут быть абсолютно разными. Например, приветствия: это может быть трение носами, падание ниц, крики и другие формы. непривычные для европейца.
Универсальным является также то, что для предотвраще-
ния невротизации в раннем возрасте дети во всех культурах должны быть обеспечены заботой взрослых в ранние годы жизни. Если человек испытывает социальную дспривацию (не включен в социальные связи), это может принести к преступности, разводам, насилию над детьми, что также подтверждается во всех культурах.
Таким образом, есть много примеров универсальности, даже ес-
ли не проводилось специальных исследований в других культурах. Существует мнение, что феномены, тесно связанные с биологией, экологией или социальной структурой, являются наиболее универсальными.
Поскольку культура - главный источник и носитель смыслов, мы
не можем быть уверены в универсальности смыслов и значений. Поэтому необходимо проверить каждый научный факт, чтобы судить о его универсальности.
Например, и в Японии, и в США вознаграждение повышает эффективность обучения. Однако в США эффект проявляется. если вознаграждается учащийся, а в Японии - учитель. Истоки этого различия кроются в особенностях социализации: японские матери поощряют или наказывают своих детей словами: <Я счастлива> или <Я расстроена>, и таким образом японцы учатся вниманию к другим и меняют свое поведение для того, чтобы другие чувствовали себя лучше. За этими фактами кроются различия в коллективизме и индивидуализме. Общим и универсальным здесь является то, что обучение идет лучше с поощрением, а специфическим - кого поощрять для лучшего эффекта.
Дж. Вайтинг установил в западных культурах, что существует линейная зависимость между временем отнятия ребенка от груди и его тревожностью в будущем. Чем позже время отнятия от груди, тем более тревожным может быть ребенок в дальнейшем. Это утверждение базировалось на том факте, что на Западе детей кормят грудью в среднем до 6 месяцев жизни. В других культурах было выявлено, что данная кривая зависимости тревожности от времени отнятия от груди имеет форму прямой линии лишь до 18 месяцев, а затем снижается. Таким образом, дети, которых кормили до 36 месяцев, не более тревожны, чем дети, отнятые от груди в течение первых недель жизни. В африканских культурах (в местах обитания мухи цеце) детей отнима-
ют от груди is J года. проблема тревожности для них не имеет смысла. Педиатр, осведомленный только об американских данных, даст совет матери отнять ребенка от груди до 6 месяцев и будет неправ.
Эмик и ЭТ11К можно представить в виде полюсов континуума, на одном из которых представлено универсальное культурное явление. а на другом - специфическое. Но такой подход - уже культурно-специфичен, можно рассуждать не только <или-или>, но и <п-и>, что означает, что поведение может быть и культурно-универсальным, и культурно-специфичным (например, смотреть или не смотреть в глаза при разговоре).
Культура ; ^йствует как некий фильтр не только при восприятии вещей, но и при их интерпретации и осмыслении. Мы не можем отделить себя от своей культуры и невольно трактуем поведение других с позиций своей культуры.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
КУЛЬТУРЫ
ультура и политика. Культура в сильной степени пронизывает
все сферы человеческой жизни, включая и такую важную для современного мира сферу межгосударственных или политических отношений.
Г. Триандис для понимания этого тезиса дает исторический пример: в январе 1991 г. министр иностранных дел Ирака Азиз и госсекретарь США Бейкер встретились в Женеве. Это была последняя попытка прийти к компромиссу и избежать военного столкновения. Рядом с Азизом на переговорах сидел брат Саддама Хусейна, президента Ирака. Он должен был звонить в Багдад, чтобы информировать президента о ходе переговоров. Бейкер использовал только вербальный канал коммуникации и сказал очень ясно и точно, что если Ирак не уйдет из Кувейта, США применят военную силу против Ирака. Брат Хусейна обратил минимум внимания на то, что сказал Бейкер, но максимум - на то, как он это сказал, и доложил в Багдад следующее: <Американцы не станут нападать. Они слабые. Они спокойные, они не сердятся, они только говорят>. Шесть дней спустя началась операция <Буря в пустыне>. В результате этой кросс-культурной ошибки Ирак потерял около 175 тыс. жителей, потерпел 200 биллионов долларов убытка, а значительная часть населения превратилась и беженцев (Triandis Н., 1994).
Это пример ошибки с крупными последствиями, а сколько более мелких, абсолютно незамеченных делается ежедневно дипломатами, бизнесменами и просто людьми в межкультурных контактах. Это нередко оборачивается межнациональной напряженностью, экономическими потерями, расстроенными человеческими отношениями.
Часто недооцениваются наралингвистическне средства оо-
щения (жесты, мимика, движения глаз, рукопожатия, уровень голоса и т. д.). Во многих культурах Среднего и Дальнего Востока люди больше уделяют внимание паралинвистическим средствам общения, и контекст общения играет значительную роль.
Другая культурная особенность - насколько сильным должно быть речевое утверждение, чтобы ему поверили. В Японии, например, сильное речевое заявление - признак плохих манер, там более принят средний тон высказываний. У арабов, напротив, доверяют лишь сильным высказываниям. Если бы Бейкер хотел произвести впечатление на иракцев, он должен был сказать чтонибудь типа: <Мы сделаем из вас гамбургеры, если вы нс подчинитесь!> Еще он должен был бы выглядеть крайне раз1 певанным и для пущего эффекта было бы неплохо запустить в Азиза чемнибудь тяжелым. Возможность мирного урегулирования была упущена из-за того. что ни одна сторона не знала достаточно о кросс-культурных особенностях социальной психологии другой стороны. При этом важно помнить, что нельзя быть во власти стереотипов: так, многие арабы достаточно вестернизированы. Бейкер имел дело преимущественно с арабскими дипломатами и не представлял, что брат Хусейна - новичок в арабо-америкаиских отношениях. Описывая этот пример. Триандис приходит к заключению, что в мире, начиненном ядерным вооружением, не знать особенности кросс-культурного взаимодействия - недопустимая роскошь (Triandis Н., 1994).
Тем, кто занимается этнической психологией, следует иметь представление о том, что подавляющее большинство социально-психологических исследований (90%) проведено в регионах Европы и Северной Америки, которая представляет менее 7% человечества. Если бы на Земле было 100 человек, то 55 были бы азиатами, 21 - европейцами, 9 - африканцами, 8 - южноамериканцами и 7 - североамериканцами.
Антропологи выделяют 6 культурных регионов (на основе сходства социальных структур, языков, религий) как наиболее отличных друг от друга:
1. Европа и регионы, подверженные европейскому влиянию, - Северная Америка, Северная Африка и Израиль.
2. Африка к югу от Сахары.
3. Восточная Азия (Япония, Китай) и Южная Азия (Индия).
4. Острова Тихого океана (включая австралийских аборигенов).
5. Североамериканские индейцы.
6. Южноамериканские индейцы.
При измерении культурной дистанции исследователи должны иметь в виду пять основных факторов: язык, структуру семьи, религию, уровень жизни и ценности.
1. Языки группируются в семьи. Сравнительные лингвисты
открыли эти семьи, анализируя сходства в словах и конструкциях
34
языка. Например, индоевропейские языки простираются от Индии до Исландии (с немногими вкраплениями языков не индоевропейской группы: финны, венгры, баски). Эти семьи языков отличаются, например, от японского или зулу.
2. Структура семьи изменяется от полигинии (муж имеет много жен) и полиандрии (жена имеет много мужей) к моногамии (один супруг) и от экстенсивной (когда нее ресурсы разделены между родственниками) к нуклеарной (родители и дети).
3. Религии имеют множество вариаций внутри христианства. иудаизма, мусульманства, буддизма, хинди, синто и анимистических культов.
4. Для исчисления уровня благосостояния чаще используют размер доли валового национального продукта на душу населения. Эта цифра колеблется от 150 $ в Бангладеш до 23 000 $ в Швеции.
5. Ценности очень различны в разных культурах (от <почитания родителей и старших> до <собственного удовольствия>). Минимальная культурная дистанция означает, что все пять факторов близки, максимальная - все пять различны.
Культура и здоровье. Существуют очевидные подтверждения
связи между культурой и здоровьем. В большинстве традиционных культур продолжительность жизни колеблется между 40 и 50 годами, в развитых странах - между 70-86 годами. Это зависит от экологии, диеты, физической активности и точности статистики.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!