КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 2 страница



Развиваемый отечественной философской и научной традицией подход к проблеме этничности близок к пониманию этнического разделения людей как имеющего нерукотворный характер, духов­ный смысл и предопределение.

Такое понимание порождает особую серьезность и внимательность в различении явлений, механизмов и закономерностей межэт­нического взаимодействия, имеющих естественный характер, от на­вязанных или спровоцированных извне с помощью политических спекуляций или манипуляций.

В поисках методологии этнопсихологических исследований полезно обратиться к трудам русских религиозных философов XX столетия, чей напряженный духовно-нравственный подвиг глубинного постижения смысла национальной принадлежности в жизни человека, вызванный у многих из них насильственной раз­лукой с родиной, является одной из вершин мировой философии по данному вопросу.

Можно привести в качестве примера некоторые из мыслей русского философа И. Ильина относительно важности нацио­нальных корней в жизни человека для истинного и глубокого межнационального общения и взаимопостижения.

По И. Ильину, существует закон человеческой природы и культуры, согласно которому все великое может быть сказано

человеком или народом только по-своему, и все гениальное ро­дится именно в лоне национального опыта, духа и уклада, поэто­му философ предостерегает, что <национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа>. Ро­дина (т. е. осознанная этническая или национальная принадлеж­ность - Н.Л.), по мнению Ильина, пробуждает в человеке духов­ность. которая может и должна быть оформлена как националь­ная духовность. И только пробудившись и окрепнув, она сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа. Любить родину, по Ильину - значит, любить не просто <душу народа>, т. е. его национальный характер, но духовность его национального ха­рактера. <...Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма. Но тот, кто чует духов­ное и любит его, тот знает его сперхнациональную, общечелове­ческую сущность. Он знает, что великое русское - велико для всех народов: и что гениальное греческое - гениально для всех веков: и что героическое у сербов заслуживает преклонения со стороны всех национальностей; и то, что глубоко и мудро в куль­туре китайцев или индусов. - глубоко и мудро перед лицом всего человечества. Но именно поэтому настоящий патриот не спосо­бен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения> (Ильин И.А.,1993). В данных мыслях заложен зародыш тех идей, которые получили свое научное оформление и развитие в конце нашего столетия в ви­де осознания важности наличия позитивной этнической идентично­сти как источника этнической толерантности в сфере межэтниче­ского взаимодействия и взаимовосприятия.

В исследованиях Дж. Берри и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных об­ществах, установлено, что уверенность в своей собственной по­зитивной групповой идентичности может дать основание для ува­жения других групп и выражения готовности обмена идеями, ус­тановками или для участия в совместной деятельности. На осно­вании факта, что позитивная этническая идентичность приводит к толерантности, а угроза этой идентичности - к нетерпимости и этноцентризму, ученые приходят к выводу: < Не может далее про­должаться такое положение вещей, что выживание определен­ных групп зависит от уровня их этноцентризма. Реальная уверен­ность в таком выживании может явиться предпосылкой толе­рантности, которая может стать антитезой этноцентризму> (Berry J.& Pleasants М., 1984).

В исследованиях, проведенных в нашей стране, было выявлено, что в норме в групповом сознании существует прочная устой­чивая связь между позитивной этнической идентичностью и эт­нической толерантностью, связь, подтверждаемая тесными кор­реляциями и являющаяся социально-психологическим законом. В неблагоприятных социально-политических условиях данная связь может разрушаться или становиться обратной, активизируя механизмы психологической защиты, что выражается и росте не­гативных гетеростсреотииов. этнической интолерантиости. этно­центризме.

Таким образом, к концу XX столетия получено эмпирическое подтверждение философских идей. высказанных русскими религи­озными философами в начале века.

Если обратиться к обзору теорий, которые используют отечест­венные этнопсихологи в своих эмпирических исследованиях, то это следующие: модель социальной идентичности Теджфела-Тернера, кризис личностной идентичности Э. Эриксона, иерархия потребно­стей А. Маслоу, методический аппарат Дж. Крамбо, построенный на теории В. Франкла о поисках личностью смысла жизни и др. Все эти теории, приложенные к проблемам трансформации этнической идентичности, исследуют глубинные пласты личностной идентифи­кации в этнокультурном контексте.

Это - теории и методические подходы, связанные с процессами смыслообразования. Иными словами, современные изменения со­циального контекста пробуждают в человеке поиски духовно-смы­слового самоопределения, которые часто происходят в этнокуль­турном дискурсе. Это - наиболее важная точка пересечения культу­ры и психологии.

В современном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного понимания своей собственной этнической культуры, что выражается в неосознанных (а иногда и осознанных) внутренних конфликтах с ней, например, коллективи­стские нормы культуры иногда воспринимаются как внешне навя­занные императивы, не разделяемые самим человеком.

Об этом говорят и исследования психотерапевтов: в настоящее время более часто психические нарушения встречаются у предста­вителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т. е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность (и сле­довательно, существует конфликт с культурой и этничностыо).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

связи с этим основные цели этнической психологии на совре­менном этапе можно сформулировать таким образом:

1) выявление психологических механизмов формирования пози­тивной этнической и культурной идентичности.

Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духов­но-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (особенно механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципов внутри- и внешнегруппового взаимодействия.

Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры смог понять, наконец, нормы и правила своей культуры, действующие как вне его самого, так и на уровне архетипов - в нем самом, смог это увидеть и оценить, и сделать выбор с открытыми глазами, на основе своей личностной структуры ценностей и убеж­дений. Это поможет ему в ситуации открытой и направленной на представителей его этноса интолерантности понять ее причины, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры предста­вителями других культур - это непонятая обратная сторона очень ценных позитивных качеств.

Это - пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности, которая является единственным надежным буфером как на пути этнической маргинальности и психических рас­стройств, так и на пути формирования иррациональной этнической нетерпимости;

2) изучение психологических механизмов формирования этниче­ской толерантности на групповом и личностном уровне.

Для формирования и поддержания этнической толерантности не­обходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, потому что они - общие у всего человечества.

Методы исследования при этом могут быть разными. Например, методы психологической диагностики в кросс-культурном прелом­лении дают сравнительную картину одних и тех же явлений. Однако этого мало, необходимо понимание и объяснение этих особенностей через глубинную сущность данных культур. Здесь недостаточно пси­хологической диагностики, нужны этнологические и этнографиче­ские знания, знание истории и этногенеза, а также - глубинный зон­даж с помощью качественных методов и методов психосемантики­вскрытие смыслового пространства культуры, поля ее значений и кодов.

В этом проступает отчетливое различие между западной кросс­культурной психологией и отечественной этнопсихологией. На Запа­де (за исключением отдельных исследователей) не ставятся подоб­ные глобальные цели, для российской мысли поиски сути явлений - культурно-разделяемый способ жизни в этом мире.

Традиции эмпирической этнической психологии в нашей стране только складываются, однако уже сейчас можно сказать, что они имеют свое особое лицо: это исследования сути происходящих изме­нений в идентичности, ее корневой природы с целью формирования позитивной этнической идентичности и этнической толерантности - двух главных <китов>, на которых держится внутренний мир челове­ка и окружающий его мир социальной реальности.

И если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот - кросс-культурный анализ является необходимым прикладным мето­дом, служащим основной цели - глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности, 'г. е. кросс-культурная психология находится внутри этнической.

В качестве определения этнической психологии на современном этапе исследований можно предложить следующее: этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или груп­пы людей, связанные с этнической или культурной принадлежно­стью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

В данный момент отечественная этническая психология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений и век­торов своего развития.

Это и традиционные исследования межэтнического взаимо­действия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэт­нической напряженности и этноцентризма (Солдатова ГУ, Анд­рущак И.Б., Рыжова С.В. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.), проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебеде­ва Н.М., Гриценко В.В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.). Кроме этого развиваются направления этнопсихологии лично­сти: исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И.. Ениколопов С.Н. и др.), этно­психотерапии и этнофункциональной психологии (Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.Н. и др.),

Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических проблем межэтни­ческого взаимодействия (особенностей межэтнического воспри­ятия; психологических механизмов межэтнической напряженности: явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгруп­повом взаимодействии; трансформации этнической идентичности; социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации) и других аспектов межгрупповых отношений:

2) изучение особенностей формирования и актуализации этниче­ской идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; осо­бенностей трансформации этнической идентичности личности; эт­ноисихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально­личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование программ и методов социально-пси­хологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности:

4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принад­лежности на жизнь человека.

 

Многочисленные эмпирические исследования, проводимые в России и странах ближнего зарубежья, несомненно, должны стиму­лировать дальнейшее развитие этнопсихологической теории, по­требность в которой осознается как в науке, так и в реальной ирак­тике межэтнического взаимодействия (Шихирев П.Н., 1997).

Несмотря на то, что наука, занимающаяся проблемами связи культуры и психологии, называется в отечественной традиции этни­ческой психологией, понятие культуры (как этнической культуры) является в ней операциональным и важным понятием, т. к. человек в процессе социализации усваивает именно культуру и она, таким об­разом, становится психологической реальностью.

Эта мысль закономерно приводит к идее о тесной связи этнической и кросс-культурной психологии, которые в данном пособии пред­стают как дисциплины с единым предметом и сходными задачами.

Специалисту-психологу необходимо понимать, что практически вся психология культурно обусловлена. Невозможно назвать ни од­ной психологической функции или процесса, который не нес бы от­печаток культуры, в которой росла данная личность. Многие годы западная экспериментальная психология могла считаться этноцент­ричной, т. к. психологические законы изучались на представителях одной культуры. Однако и в то время крупные ученые признавали влияние социальных и культурных факторов на психику отдельных индивидов.

Это и 3. Фрейд, который утверждал, что <первичная психология - социальная психология в индивидуальной жизни>, и Э. Эри­ксон, писавший о влиянии истории и культуры на чувство личной идентичности, и культурно-историческая теория, развиваемая Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым и их последовате­лями, и взгляды многих других ученых.

Этническая и кросс-культурная психологии обращают особое внимание на способы, которыми ценности культуры преломляются в сознании и поведении ее представителей. Эта проблема рассматри­вается в данном пособии в качестве одной из основных.

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЭТНОС

В современной этнологической науке не существует единого по­нимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и стро­ение (Пименов В.В., 1994).

Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю.В. Бромлеем: этнос - это исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенно­стями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единст­ва и отличия от других подобных образований (самосознанием), фи­ксированным в самоназвании (БромлеН Ю.В., 1983).

Как мы видим, характерными признаками этноса в данном пони­мании являются общность территории проживания, наличие общего исторического прошлого, единого языка, культуры, особенностей психики. Самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отли­чия от других общностей, в наличии самоназвания или общего име­ни для своей группы.

Существуют и другие подходы к пониманию природы этноса. Так, например, Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как прежде всего при­родное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллек­тив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам (<мы> и <не мы>), имею­щий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стерео­тип поведения (Гумилев Л.Н., 1993). При этом Гумилев считал, что этнический стереотип поведения не передается по наследству, а ус­ваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека.

Для иллюстрации этнического стереотипа поведения Гумилев приводит шутливый пример ситуации в трамвае, куда вошел буйный пьяница. По мнению Гумилева, едущие в трамвае и при­надлежащие к разным этносам пассажиры поведут себя по-раз­ному: русский пожалеет пьяного и уступит ему место, татарин брезгливо отойдет в сторону, немец позовет милиционера, а гру-

зин может ответить физической агрессией на буйное поведение пассажира.

Определение этноса Бромлеем и Гумилевым, несмотря на при­жизненные споры этих авторов между собой, тем не менее доволь­но сходно - и в том, и в другом случае под этносом подразумевается группа людей, объединенных осознанием своего сходства и отличия от других групп.

Особняком от многих подобных объяснений этноса стоит ориги­нальный подход С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, по мнению которых <...этносы представляют собой пространственно ограни­ченные <сгустки> специфической культурной информации, а меж­этнические контакты - обмен такой информацией> (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н., 1972). В подобном толковании происходит пере­ход от уровня понимания этноса как реальной группы людей на дру­гой уровень - информационно-когнитивный, где главным и опреде­ляющим признаком этноса являются нс люди как носители специ­фической культурной информации, а сама эта информация, ее со­держание, специфичность, подлежащая обмену на другую специ­фичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно - как процесс информационного обмена.

Как уже отмечалось, такое понимание этноса ближе всего к предмету этнической психологии - изучению психологических осо­бенностей индивидов и групп, обусловленных их этнической или культурной принадлежностью. Этническая психология призвана изучать также и информационную составляющую, специфическое содержание этнических образов и представлений, иными словами, этническое сознание, или этническую картину мира.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое вре­мя было этническое самосознание - осознание индивидами собствен­ной принадлежности к определенной этнической общности.

Традиции исследования этнического самосознания в отечествен­ной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпи­рическую базу (Александренков Э.Г, 1996; Козлов В.И., 1974; Крю­ков М.В., 1976; Пименов В.В., 1986; Поршнев Б.Ф., 1973 и др.). Осо­бенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи (Арутюнян Ю.В., 1972; Дробижева Л.М., 1985; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоко­лов А.А., 1984 и др.).

Позднее было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представ­лений членов этнической общности о своем и других этносах, вклю­чая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание - часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.

В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности, терми­нах, более принятых в западной научной традиции.

Этничность или этническая идентичность - понятия довольно но­вые, вошедшие в научный обиход лишь с середины XX века (первое употребление термина этничность приписывается американскому социологу Д. Ризману в 1953 г.)

Довольно часто понятия этническое самосознание и этническая идентичность рассматриваются как синонимы, однако это не совсем тождественные понятия. По мнению Г.У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с дру­гой стороны - шире, поскольку содержит в себе слой бессознатель­ного. На основании этого объяснения Г.У. Солдатова считает, что эт­ническая идентичность должна изучаться в двух ипостасях - как кон­центрированная форма и главная характеристика этнического само­сознания и как его <изнанка> - этническое бессознательное (Солда­това Г.У, 1998).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!