КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 13 страница



ная личность сформировалась.

 

2. Модели культуры соединены друг с другом посредством раз-

личных символов и представляют собой многоуровневую систему,

функционирование которой не может быть объяснено с помощью

традиционных этнографических подходов.

 

3. Необходимо подходить к изучению развития, трансформаций,

интеграции культур, основываясь на той точке зрения, что человече-

ская личность сама является сложнейшей системой, способной по-

рождать смыслы.

 

Именно личность выступает в качестве уникального культурного

микрокосма и от нее, в конечном итоге, зависит характер культурно-

 

го развития. Культурные навыки нс передаются генетическим пу-

тем, но приобретаются человеком в процессе его социализации.

 

Как считает М. Мид, куль-гуру следует представлять в виде разно-

образных <сред научения>, которые сообщают индивиду необходи-

мую информацию для решения социальных задач, поставленных пе-

ред ним обществом.

 

Последователи школы <Культура и личность> критиковали тра-

диционную этнографию за то, что она не уделяла должного внима-

ния психологической сфере личности. Изучая обычаи, обряды, веро-

вания, этнографы рассматривали их без всякой связи с особенностя-

ми личностной структуры. К тому же, само понятие <культура> бы-

ло сведено к ;умме составляющих ее компонентов, что, по мнению

психологических антропологов, являлось ошибкой.

 

Развивая собственную концепцию, М. Мид и ее коллеги многое

заимствовали из классического психоанализа и гештальт-исихологии.

 

Особенно наглядно эти заимствования проступают в исследо-

ваниях психологических реакций индивидов на свое культурное

окружение, осущеетв.ченных авторами в конце 30-х годов на ост-

ровах Тихого океана. Результаты проведенных исследований дали

М. Мид основания говорить о сильном воздействии культуры на

такие проявления личности, как конформизм, сексуальные пред-

почтения и т. д.

 

Было высказано предположение, что степень эмоциональной

близости между родителями и детьми регулируется культурными

императивами и определяет будущее социальное поведение ре-

бенка по мере его взросления. Сравнительный анализ межполо-

вых различий в Полинезии и США показал, что многообразие

культур также можно классифицировать но степени выраженно-

сти в них маскулинных и феминных черт.

 

Исследования М. Мид и ее коллег стимулировали активность психо-

логов и этнологов, а поиск новых путей в изучении взаимосвязи культу-

ры и личности породил и качественно новый подход, опиравшийся на

концепты базовой и мода.г]ьной личности. Яркими фигурами здесь бы-

ли психоаналитик А. Кардинер и антропологи Р. Линтон и К. Дюбуа.

 

КОНЦЕПЦИИ БАЗОВОЙ

И МОДАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

 

В 1939 г. Р. Линтон опубликовал монографию, озаглавленную

<Индивид и общество>, в которой изложил основные положения

своей теории и дал определение понятию <базовая личность>.

 

По мнению Линтона, концепт базовой личности означает особый

тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта соци-

ализации членов данной этнической общности и их индивидуально-

личностных характеристик.

 

Согласно данному подходу у каждого народа существует своя ба-

зовая структура личности, которая передается из поколения в поко-

ление посредством социализации ц в какой-то мере определяет судь-

бу данного народа.

 

Исследования Р. Лннтона показали, что непосредственное вли-

яние культуры связано с процессом закрепления первичного опы-

та социализации в самой структуре личности. Этот закрепленный

опыт оказывает влияние на формирование базовой личности, ко-

торая в свою очередь создает и сохраняет отдельные аспекты

культуры.

 

По мнению А. Кардинера. в культуре выделяются две стороны.

Первая состоит из институтов первичной социализации, которые

выступают в качестве определителя базовой личности (семья, дру-

зья, соплеменники), а вторая включает в себя институты вторичной

социализации, порождаемые самой базовой личностью (религиоз-

ные верования, мифологические представления, фольклор и т. д.).

 

Для объяснения законов функционирования всех сторон лично-

стной социализации были использованы понятия <проекция> и

<адаптация>, заимствованные из психоаналитической литературы.

 

А. Кардинер исходил из предположения, что все институты

первичной социализации являются результатом исторического

процесса адаптации индивида как социального существа к своему

непосредственному окружению. По мере развития и совершенст-

вования этого процесса вырабатывается особая технология само-

поддержки, складываются общественные структуры и соответст-

вующие им формы воспитания детей.

 

Следовательно, индивид с момента своего рождения уже на-

ходится под влиянием институтов первичной социализации, кото-

рые типичны для данной культуры. Кроме того, он вынужден тем

или иным способом адаптироваться к ним. В процессе этой адап-

тации у ребенка формируется <чувство уверенности в собствен-

ном существовании>. А. Кардинер полагает, что по мере взросле-

ния индивида такая уверенность в собственном существовании

будет помогать ему успешно справляться с ситуациями фрустри-

рующего характера.

 

Многие авторы научной школы <Культура и личность> высказы-

вали убеждение, что прежде чем изучать фольклор, обычаи и другие

объективированные формы культуры, необходимо тщательно разо-

браться в том, какие эффекты в сознании личности порождают дей-

ствие институтов первичной социализации. Без анализа особенно-

стей первичной социализации индивида в конкретном обществе не-

возможно, по мнению этих авторов, адекватно понять местные куль-

турные традиции, фольклор и верования.

 

Особый интерес у представителей данного направления психоло-

гической антропологии вызывали внутриличностные конфликты,

возникающие в подсознании и порождаемые трудностями начальной

стадии социализации. Это, в свою очередь, вызывало трудности про-

хождения вторичного этапа социализации и формировало механиз-

мы психологической защиты, в основном, механизмы проекции.

 

Многочисленные эмпирические исследования, проведенные сре-

ди аборигенных народов Полинезии и Крайнего Севера, также со-

держали психоаналитические интерпретации полученных данных.

 

Так. А. Кардипер. анализируя культуру народа зуни. делал вы-

вод о том, что достаточно миролюбивый характер этого племени

обусловлен закрепленным в структуре социальной организации

туземного общества сильным чувством стыда. Это чувство сты-

да является результатом слишком жесткого семейного воспита-

ния. где ребенок, целиком зависящий от настроения родителей.

подвергается наказанию за малейший проступок. По мере взрос-

ления этого ребенка страх перед наказанием трансформируется и

страх перед личной неуспешностью в социуме, сопровождаемый

чувством стыда за свои социально неодооряемые поступки.

 

Культура племен, до сих пор сохраняющих каннибализм, ин-

терпретировалась А. Кардинером с точки зрения действия Эди-

пова комплекса.

 

В книге Р. Линтона <Индивид и общество> суммируются взгляды

различных авторов, работавших в русле психоаналитического на-

правления в антропологии, и делается вывод о том, что личность об-

ладает врожденной способностью к адаптации в окружающей соци-

альной среде.

 

Как и Кардинер, Линтон провел несколько исследований сре-

ди туземцев. Интерпретация полученных данных также была

проведена с позиций классического психоанализа. Например, аг-

рессивность и воинственный характер туземцев из племени тача-

ла в отношении представителей соседних племен объясняется ре-

прессивным характером этой культуры, в которой вождь и пле-

менная верхушка подавляют любое проявление самостоятельно-

сти, жесточайшим образом преследуя тех, кто уклоняется от ус-

тановленных норм и правил поведения.

 

Оба автора, Линтон и Кардинер, подчеркивали, что изменения

социальной организации неизбежно ведут к радикальной трансфор-

мации базового типа личности. Подобные трансформации случают-

ся, когда члены этнокультурного сообщества начинают применять

новые трудовые технологии и в случае интенсификации контактов с

соседними племенами (увеличение экзогамных браков).

 

К сожалению, анализ изменений, происходящих в структуре ба-

зовой личности, был с самого начала ограничен концептуальными

рамками теории 3. Фрейда. Кардинер, Линтон и их последователи

полагали, что индивидуальные неврозы являются универсальными

моделями, с помощью которых можно наилучшим образом объяс-

нить структуру личности и ее взаимосвязь с культурной средой.

 

Однако остается неясным, из каких конкретных составляющих

формируется базовая личность. Кроме того, малоубедительными

выглядят попытки авторов объяснить многообразие культурных яв-

лений с помощью различных внутриличностных комплексов и за-

щитных механизмов.

 

Я

 

>- г.

 

Наконец, слабым местом данной концепции следует считать све-

дение взаимодействия индивида с окружающей средой к одному

лишь личностному уровню, в то время как мы знаем, что индивид

имеет возможность действовать как представитель социальных

групп, и в этом случае характер его восприятия и поведения будет

совершенно иным.

 

Неудовлетворенность подходом А. Кардинера и Р. Линтона испы-

тывали многие их ученики, пытавшиеся верифицировать данные, на

которых была построена концепция базовой личности.

 

В частности, К. Дюбуа высказала сомнение относительно самой

возможности найти единый определитель базовой личности, по-

скольку многообразие культур настолько велико, что невозможно

выделить какой-либо универсальный тип личности, характерный

для той или иной культуры. Заслуга К. Дюбуа состоит в том, что она

впервые начала широко использовать в полевых исследованиях раз-

личные проективные тестовые методики: анализ сновидений, био-

графий и т. д.

 

Позже понятие <базовой структуры личности> было дополнено

эмпирическим понятием модальной личности. Этот подход был ос-

нован на систематическом сборе индивидуальных данных и предпо-

ложении, что самый достойный объект исследования - это наиболее

часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не <базовая

структура>, разделяемая всеми членами общества. Этот подход с

точки зрения модальной личности был предложен в работах А. Вал-

ласа, использовавшего индуктивные статистические процедуры оп-

ределения модального класса и комбинацию данных различных тес-

тов с результатами наблюдений.

 

Модальная личность - не значит <усредненная личность>. Это

наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип лич-

ности в данной культуре. Для К. Дюбуа <модальная личность> -

это прежде всего описательная концепция, как, например, расо-

вый тип.

 

По мнению Ф. Боаса, <модальная личность> имеет два больших

преимущества перед <базовой структурой личности> для понимания

отношений между культурой и личностью:

 

1. Все или даже большинство членов общества не могут иметь

одну и ту же структуру личности.

 

2. В исследованиях <модальной личности> данные наблюдения,

биографические данные и результаты тестов собираются независи-

мо и обычно публикуются, что значительно повышает достовер-

ность выводов и статистического анализа.

 

Как уже отмечалось, в рамках этого подхода, в основном, исполь-

зовались проективные тесты: тест Роршаха, тест незаконченных

предложений и тест тематической апперцепции (ТАТ). По выраже-

нию одного из авторов, с конца 40-х - начала 50-х тест Роршаха (ин-

терпретация причудливых чернильных пятен) был любимой <заба-

вой> психологических антропологов. Они надеялись, что он будет

 

особенно полезен в работе с бесписьменными народами. Но он <не

прижился>, т. к. классическая интерпретация его результатов могла

считаться валидной для европейских и американских психических

больных. Это вызывало трудность и неоднозначность интерпрета-

ции данных, полученных, к примеру, при исследовании индейцев. Бо-

лее часто использовался тест Г. Мюррея (ТАТ).

 

Есть смысл в качестве иллюстрации остановиться на одном

из самых ранних исследований <модальной личности>, проведен-

ном в конце 40-х годов А. Валласом в общине индейцев недалеко

от Буффало. Нью-Йорк. Его исследование называлось <Модаль-

ная структура личности индейцев тускарора через призму теста

Роршаха>. А. Валлас обозначил проблему таким образом: <Ка-

ков тип психологической структуры, наиболее характерный для

взрослых индейцев тускарора, выведенный на основании резуль-

татов теста Роршаха?>

 

Обобщив данные обследованных им 70 взрослых индейцев.

А. Валлас выявил некий <модальный класс> индивидов, чьи

данные стандартно отклонялись от средних показателей. 26 из

70 индивидов составляли <сердце> этого модального класса. 16 -

располагались около и составляли <суомодальный класс>. По

26 индивидам он высчитал средний профиль модального класса

и интерпретировал его как профиль одного индивида. Что же

это получилась за личность? Было выделено 4 характерные

особенности:

 

1. Испытывает сильную тенденцию к пассивности и зависи-

мости на бессознательном уровне.

 

2. Испытывает страх быть отверженным средой и самим собой.

 

3. Испытывает компенсаторное желание быть гипернезави-

симым, агрессивным, самодостаточным.

 

4. Неспособен чувствовать и оценивать среду реалистически

и находится во власти общих категорий, стереотипов и дедуктив-

ной логики.

 

Данная структура <модальной личности> сопровождалась

описанием культуры индейцев тускарора в прошлом и настоя-

щем, а также описанием половых различий в характеристиках

личности (Kaplan В., 1961).

 

Несомненной заслугой исследований школы <Культура и лич-

ность> был поворот от субъективных этнографических описаний к

поддающимся верификации психологическим исследованиям.

 

Основная идея этой парадигмы - что каждое общество может

быть охарактеризовано через <типичную личность> и эти характе-

ристики могут быть сравнимы. Однако данные психологических те-

стов, отличающиеся у представителей разных культур, не всегда

поддаются объяснению через призму культуры, да и сами тесты ни-

когда не были <свободны> от влияния культуры.

 

Логическим продолжением исследований по данному типу яви-

лось изучение <национального характера>.

 

&

s\-' ' -<" ',

 

ПОНЯТИЕ О <НАЦИОНАЛЬНОМ

ХАРАКТЕРЕ>

 

i читается, что традиции житейскою и литературного описания

национальных характеров восходят к античности (Теофрасту. Таци-

ту) и более современным авторам: Л. Барцини. писавшему об италь-

янцах, или философу-интуитивисту Н. Лосскому с его исследовани-

ем <Характер русского народа>.

 

В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме

присутствуют представления о типичных представителях той или

иной нации: англичане - консервативны, французы - возбудимы и

легкомысленны, немцы - аккуратны и трудолюбивы, испанцы - гор-

ды и т, д. Таким образом, существует широко распространенное по-

ложение, что представители различных наций имеют общие, но от-

личные от других характерные черты.

 

Стереотипы в групповом сознании всегда выполняют важные

социальные функции. Иногда подобные стереотипные представ-

ления призваны оправдать основанные на них модели поведения.

такие, например, как дискриминационная или эксплуататорская.

Изучение <национального характера> в США началось в связи со

второй мировой войной. Считалось, что понимание психологии вра-

гов и их лидеров будет полезно как в планировании операций в ходе

войны, так и в проведении послевоенной государственной политики.

 

После вступления США в войну столь известные антропологи,

как Р. Бенедикт, К. Клакхон и другие, переехали в Вашингтон, что-

бы принять участие в исследовании национального характера. Со-

гласно свидетельству М. Мид, с 1943 г. в различных правительствен-

ных службах в Вашингтоне было много психологов и антропологов,

занимающихся проблемами национального характера и развитием

техник для изучения культур и дистанции между ними.

 

Хорошей иллюстрацией этого направления могут служить при-

меры исследования национального характера, в частности, японцев,

немцев и русских, проводимых в те годы.

 

<Желтая опасность>. По мнению самих американцев, наиболее

экзотичным врагом в этой войне была Япония. Поведение японско-

го правительства, да и просто японских солдат часто ставило амери-

канцев в тупик. Например, их поражал фанатизм японских солдат в

их преданности императору и готовности покончить с собой в случае

неудачи. Но что еще более поражало американцев, так это парадок-

сальное поведение пленных японцев: они, казалось, были готовы к

немедленной измене и с энтузиазмом работали на своих захватчиков.

Этим фактам попытался дать объяснение К. Клакхон. По его

мнению, японские военнопленные воспринимали себя как <соци-

ально мертвых>: их отношения с семьей, друзьями, страной они

считали закончившимися. Но так как физически они были живы,

то надеялись быть принятыми новым обществом: были готовы

вступить в американскую армию, снабжали ее детальной инфор-

мацией и т. д.

 

На основании этого американские антропологи заключили.

что мораль японского оощества ситуативна. Р. Бенедикт, изучав-


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!