КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 15 страница



ются большой группой людей внутри социальной общности - разде-

ление означает процесс эффективного проникновения данных сте-

реотипов в сознание людей> (Tajfel G.. 1982).

Стереотипы обусловлены прежде всего:

а) степенью близости с оцениваемой группой.

б) количеством и качеством контактов с этой группой (Triandis Н.,

1977).

 

Индивидуальные стереотипы относятся к межгрупповым уста-

новкам. некоторые из которых, например предубеждения и этноцен-

тризм, могут сильно влиять па коммуникативное поведение по отно-

шению к членам аутгруппы.

 

Стереотипы также влияют на другие аспекты коммуникации.

Выделяют 4 основные характеристики стереотипов, влияющие па

коммуникативное поведение:

 

1 . Стереотипизнрованне - результат когнитивного <отклонения>.

вызванного иллюзией связи между групповым членством и психоло-

гическими характеристиками (например, англичане - консерватив-

ны. немцы - педантичны).

 

2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее от-

бора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благо-

приятная информация, а об аутгруппе - наиболее неблагоприятная).

 

3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от

других, II индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания

(вспомните русскую поговорку <назовут свиньей - п захрюкаешь>).

 

4. Стереотип).) рождают предсказания, склонные подтверждаться

(поскольку люди невольно <отбирают> модели поведения других

людей, согласные со стереотинами).

 

Это хорошо согласуется с выводами Д. Гамильтона о .чейстпин

стереотипов: <Стерег ипные ожидания могут n-iиять на со-

бственное поведение воспринимающих по отношению к членам

оцениваемой группы... Это поведение, которое было порождено

стереотипными убеждениями, может также иметь влияние на по-

ведение человека, который СЛУЖИТ мишеяью стереотинной оцен-

ки... и поведение мишени может быть изменено под воздействи-

ем стереотипных ожиданий воспринимающего. Наконец, стерео-

типы, когда являются основой для осуждения других, приводят к

негативным оценкам того. кто демонстрирует контр-c'iepeo'i'iin-

чое поведение> (цит. по Gudykunst et а1.. 1988).

 

Довольно мало кросс-культурных исследований посвящено лич-

ностным переменным. Большинство их было выполнено с помощью

техники семантического дифференциала, разработанной Ч. Осгудом

(Осгуд Ч. и др., 1972).

 

Согласно данным Остуда, все разнообразные оценки объек-

тов объединяются и три незаипсимых фактора: оценки (xopoiiiiiH-

нлохой). сила (сильнын-слабыН) и античность (быстрый-медлен-

ный). Сравнительное исследопанис с помощью этой техники бы-

ло проведено и АНГЛИИ и Японии. Цсе три фактора были выделе-

ны при оценке как англичан, так и японцев, отличия наблюдались

лишь в факторе активности: активность англичан оценивалась

как острая и живая, а японцев - как податливая и толкая.

 

У. Норман выделил пять папранлепий измерения личности

при исследовании в США: экстранерсия. добродушие, совестли-

вость. эмоциональная стабильность и <культурность> (г. е. нали-

чие хороших манер).

 

Д. Гуфри и А. Беннет пропели сравнительные исследования

на Филиппинах, в Японии и Гонконге. Первые три фактора согла-

суются во всех культурах, по порядок факторов изменяется. Ис-

следователи считают что эти фактор>>) согласуются с классиче-

скими. выделенными Осгудом: экстраверсия - с активностью, до-

бродушие и эмоциональная стабильность - с фактором оценки, а

совестливость и <культурность> - с фактором силы. Впоследст-

вии Г. Айзенк нашел, что сходные факторы (психотизм. экстра-

версия, нейротизм) существуют, согласно данным его онросиика.

во всех обследованных им 24 культурах.

 

При исследовании личностных черт у китайцев М. Бонд вы-

делил первый фактор (с самым большим весом) и назвал его <со-

циальная моральность>. Он включал такие характеристики, как

ответственность, доброта и скромность по отношению к другим.

Эти качества обеспечивают поддержание гармонии в межлично-

стных отношениях и согласуются с коллективистской ориентаци-

ей (Gudykunst et а1..1988).

 

Один из важных вопросов - как противоречивая информация о

других согласуется в сознании личности и перестает быть противо-

речивой.

 

Триандис. делая обзор нескольких кросс-культурных исследо-

ваний когнитивной согласованности, пришел к заключению, что

<люди используют для суждений множество шкал, которые сог-

ласуются друг с другом так же, как внутренне согласованы все

оцениваемые культуры. Представители различных культур ком-

бинируют простые стимулы, чтобы получить сложные суждения

похожими способами. С другой стороны, они придают различный

вес разным характеристикам, поэтому их суждения так отлича-

ются друг от друга внешне, внутренне же все они согласованы

между собой> (Triandis Н.. 1977).

 

Черты личности, влияющие на межлнчностное поведение и ис-

следованные кросс-культурно - это самоконтроль (Снайдер М.,

1974), самосознание (Фенигстейн А.. 1975). понимание в общении

(Мак-Кроски Д., 1978), стиль общения (Нортон P.. 1983) и локус

контроля (Роттер Д., 1966).

 

Самоконтроль. Снайдер характеризует самоконтроль как <само-

наблюдение II самоотслежнванис, проводимое в ситуации общения

для достижения социальной адекватности>. Контролирующий себя

человек - это тот, кто заботится о социальном соответствии своих

поступков, особенно восприимчив к самопредъявленпю других в си-

туации общения и использует это для контроля собственной само-

презентации.

 

Ряд исследователей связывает самоконтроль со стремлением

снизить неопределенность. Для людей с низким самоконтролем наи-

более информативными являются формальные ситуации, а для лю-

дей с высоким самоконтролем, наоборот, неформальные. Считается,

что высокий самоконтроль больше стимулирует и лучше регулирует

общение, чем низкий.

 

Так. например, в исследованиях японо-амсриканского обще-

ния выяснилось, что высокий самоконтроль обеспечивает боль-

шую гибкость в процессе самораскрытия, чем низкий, и влияет

на две главные коммуникативные стратегии: стремление к само-

раскрытию и стремление узнать и понять собеседника. Это же

относится и к третьей стратегии взаимодействия: распознаванию

обмана - люди с высоким самоконтролем более точны в опреде-

лении фальши и обмана в общении.

 

Снайдер разработал 25-темный опросник для измерения само-

контроля, который включает ложные и правдивые дескриптивные

предложения. Он выявил, что люди с высоким самоконтролем хоро-

шо обучаемы и социально адаптивны в новых ситуациях, хорошо

контролируют свои эмоциональные выражения и способны произ-

водить то впечатление, которое хотят произвести.

 

В индивидуалистических культурах знание контекста общения

необязательно для предсказания поведения других, т. к. индивидуа-

лизм - направленность на себя. В коллективистских культурах зна-

ние контекста существенно для предсказания поведения других.

Поэтому можно предположить, что в индивидуалистических куль-

турах поощряется поведение, основанное на низком самоконтроле,

а в коллективистских - поведение, основанное на высоком само-

контроле.

 

Однако это не подтверждается данными исследований: так, на-

пример, в исследовании У. Гудикунста в 1981г. было найдено, что

американцы (индивидуалистическая культура) демонстрируют более

высокий уровень самоконтроля, чем японцы и корейцы (коллекти-

вистские культуры).

 

Это связано с тем, что члены индивидуалистических культур

стремятся сохранить свою самотождественность, поэтому ведут се-

бя в разных ситуациях наиболее типичным для себя способом. Чле-

нам же коллективистских культур, чтобы решить, как себя вести,

необходимо знать контекст, иметь представление о конкретных ин-

дивидах, участвующих в общении, иметь данные об их статусе и от-

ношениях. Эта информация не всегда доступна, тогда люди из колле-

 

KTHBIICTCKHX культур могут вести себя согласно нормам своей куль-

туры, что может привести к социальному несоответствию (взаимно-

му непониманию).

 

Например, в коллективистских и индивидуалистических куль-

турах разное отношение ко времени, и опоздание или. наоборот.

затягивание процесса общения членами коллективистских куль-

тур может вызвать недоумение и раздражение у представителей

индивидуалистических культур.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что самоконтроль в колле-

ктивистских культурах зависит от знания ситуации общения, а и ин-

дивидуалистических - от знания самого себя.

Самосознание личности. Самосознание, согласно определению А. Фс-

нигстейна, - это <устойчивая тенденция личности направлять внима-

ние на свои внутренние или внешние проявления>. Самосознание име-

ет три измерения:

 

а) личное самосознание - но сути близко к концепции Юнга об ин-

троверсии и означает внимание к своим мыслям и чувствам (<Я мно-

го думаю о себе>);

 

б) публичное самосознание - включает общую осведомленность

о себе как о социальном субъекте и объекте восприятия другими (<Я

очень забочусь о том, что я собой представляю>):

 

в) социальная тревожность - определяется как дискомфорт в

присутствии других (<Я чувствую тревогу, когда говорю с другими>).

 

В публичном и личном самосознании фокус внимания нацелен на

себя, а социальная тревожность включает также реакцию на процесс

общения. В исследованиях выявлено, что все три указанных измерения

влияют на общение. В частности, установлено, что люди с высоким

уровнем личного самосознания склонны реагировать более эмоцио-

нально и лучше осведомлены о своих отношениях с другими людьми.

 

Культурная вариативность влияет на эти три измерения самосоз-

нания. Так, У. Гудикунст установил, что тенденция к избеганию неоп-

ределенности тесно связана с социальной тревожностью.

 

В своем кросс-культурном исследовании он высказал предпо-

ложение, что японцы и корейцы продемонстрируют более высо-

кую социальную тревожность. чем американцы. Избегание неоп-

ределенности означает неприятие двойственности, что неминуе-

мо приводит к высокому уровню социальной тревожности в

культурах с высоким уровнем избегания неопределенности. По

данным Хофстеда, Япония и Корея находятся на самом верху

шкалы избегания неопределенности, а США - сравнительно низ-

ко. Эти предположения оправдались. Действительно, японцы и

корейцы более социально тревожны, ощущают больший диском-

форт в межкультурном общении, чем. например, американцы. С

другой стороны, социальная тревожность тесно связана со спо-

собностью к более полному пониманию в общении. Японцы и ко-

рейцы демонстрировали более высокий уровень понимания в об-

щении, чем американцы.

 

Публичное самосознание означает концентрацию внимания на

себе как независимом от контекста социальном объекте. У. Гуди-

кунст предположил, что нндипндуализм поощряет развитие публич-

ного самосознания, и предсказал, что v американцев оно будет более

развито, чем у японцев и корейцев.

 

А. Фенигстейн и его коллеги писали о том, что публичное самосо-

знание включает общую осведомленность о себе как о социальном

объекте, который имеет влияние на других. Это означает, что фок\'с

внимания в публичном самосознании нацелен на себя, но без учета

контекста и социальных отношений. Таким образом, индивидуалисти-

ческие культуры способствуют развитию более высокого уровня

публичного самосознания у своих членов, чем коллективистские.

 

Личное самосознание включает интроспективное внимание к се-

бе. Культурное измерение, наиболее тесно с этим связанное, - маску-

линность. Маскулинные культуры ценят исполнительность и амби-

ции. которые требуют представления о своих личных возможностях.

 

Д. Хофстед также считал, что члены маскулинных культур - по-

ленезависимы, а члены феминных культур - полсзависимы.

 

Так как полезависимость связана со степенью конформизма в

культуре (культуры с высоким уровнем избегания неопределенно-

сти), Д. Де-Вое доказал в своем исследовании, что японцы не со-

ответствуют данному представлению: они скорее поленезависи-

мы. Это согласуется и с данными Д. Хофстеда, который отмечал.

что японская культура имеет высокий уровень маскулинности.

Как уже отмечалось, маскулинность влияет на личное самосоз-

нание. Этим объясняется тот факт, что японцы имеют более разви-

тое личное самосознание по сравнению с корейцами и американца-

ми. Культуры с высокой степенью маскулинности ценят мотивацию

достижения и исполнительность, а с низкой - услужливость и взаи-

мозависимость. Мотивация достижения требует внимательности к

своим мыслям, чувствам и отношениям, т. е. высокого личного само-

сознания, а услужливость и взаимозависимость требуют меньшей

интроспекции.

 

На этих примерах можно видеть, как культурная вариативность

способствует развитию разных форм самосознания.

 

Понимание в общении. Д. Мак-Кроски дал такое определение

коммуникативному пониманию - относительно постоянная, типич-

ная для данной личности ориентация на определенный способ обще-

ния в разнообразных ситуациях.

 

Согласно данным исследований, коммуникативное понимание

имеет позитивные корреляции с одиночеством, публичным самосоз-

нанием, социальной изоляцией, догматизмом, утратой самоконтро-

ля. нетерпимостью к неопределенности и негативные - с самоуваже-

нием, индивидуальностью, самораскрытием, самоконтролем, ответ-

ственностью II восприимчивостью.

 

Это объясняет такой, казалось бы, парадоксальный факт, что

люди, склонные к самоизоляции, замкнутые и консервативные, мо-

 

гут понять чувства собеседника вернее и тоньше, чем люди социаль-

но успешные, уверенные в себе, с ярко выраженной индивидуально-

стью, т. к. именно опыт неудач в общении развивает повышенную

чувствительность к внутренним состояниям другого, обеспечивая

более глубокое и верное понимание другого человека (Gudyklin.st et

а1., 1988).

 

В одном из кросс-культурных исследований коммуникатишю-

го понимания было выявлено, что японцам свойственен более

высокий уровень понимания и общении, чем членам индивидуа-

листических культур США и Австралии. В коллективистских

культурах Японии и Корен ценится поведение, характеризующе-

еся высоким уровнем понимания в общении.

 

Эти данные указывают на то. что высокая способность к понима-

нию в общении более характерна для представителей коллективист-

ских культур, чем для индивидуалистических.

 

Стиль общения. В процессе коммуникации люди воспринимают

не только содержание вербальной и невербальной информации, но и

способ, которым она передается. Это в очень большой степени по-

могает интерпретации содержания сообщений.

 

Стиль общения, согласно определению Р. Нортона, являет собой

способ выражения сообщения, указывающий на то, как смысл по-

слания должен быть подан, интернрсгчрокан и понят.

 

Было выделено 10 основных коммуникативных стилей, которые

представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в

процессе общения:

 

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли дру-

гих в коммуникации).

 

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска со-

держания сообщения).

 

3) спорный (агрессивный или доказывающий).

 

4) успокаивающий (стратегия, направленная на снижение тре-

вожности, расслабляющая),

 

5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произве-

сти впечатление на собеседника).

 

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения),

 

7) внимательный (высказывание интереса к тому. что говорят

другие),

 

8) воодушевленный (частое использование невербального пове-

дения: контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д.),

 

9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересован-

ность в их вкладе в общение),

 

10) открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, эмо-

ции, личностные аспекты своего Я).

 

На формирование коммуникативного стиля оказывают влияние два

рода ожиданий: культурные и индивидуально-характерологическис.

 

Культурные ожидания формируют стиль в зависимости от куль-

турных норм или общих тенденций, присущих времени, а индивиду-

 

ально-характерологические основаны на личном опыте общения и

придают неповторимый индивидуально-личностный оттенок пред-

почитаемым стилям общения.

 

Известно одно кросс-культурное исследопапие стилей обще-

ния, проведенное в Японии и США. Согласно его результатам, в

8 из 10 стилен наблюдаются значительные межкультурные раз-

личия: так, в США более развиты такие стили коммуникации -

внимательный, спорный, гюмннаитныи. впечатляющий, а и Япо-

нии более выражены успокаивающий, драшатпческии и откры-

тый стчпн общения (Gudykunst et al., 1988).

 

Эти данные не противоречат измерениям культурной вариатив-

ности по Д. Хофстеду. Вполне ожидаемо и предсказуемо то, что чле-

ны культур с высоким уровнем избегания неопределенности (Япо-

ния) будут более открыты и драматичны в общении, чем члены куль-

тур с низким уровнем избегания неопределенности (США). Также

можно предсказать, что члены индивидуалистических культур будут

внимательны в общении, будут стремиться доказать свою правоту

(спорный стиль) и оставить впечатление о себе в ходе вербальной

коммуникации, т. к. члены данных культур в большем степени ориен-

тированы на Я-идентичность и самораскрытие.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!