КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 18 страница
5. Власть ( авторитет, социальная значимость, влияние, бла-
госостояние).
6. Безопасность (социальный порядок, семейная безопас-
ность, национальная безопасность, чувство принадлежности, здо-
ровье).
7. Конформизм (долг. самодисциплина, вежливость, гор-
дость родителями и старшими).
8. Традиции (уважение традиций, скромность, принятие сво-
его места в жизни, благочестие, смирение).
9. Щедрость ( помощь, лояльность, прощение, честность, от-
ветственность, истинная дружба, зрелая любовь).
10. Универсализм (широта мышления, равенство, покло-
нение природе и прекрасному, мудрость, защита окружающей
среды).
Исследования в данном направлении еще продолжаются.
Культурное разнообразие также оказывает сильное влияние на
нормы, правила и роли в ситуациях взаимодействия, использова-
ние вербальных и невербальных средств общения, а также - на
трудности и барьеры в общении и на способы их успешного пре-
одоления.
НОРМЫ
о мнению многих специалистов, наилучшим предсказателем
поведения человека в процессе общения является ситуация обще-
ния.
Ситуация - тип или образец социального взаимодействия, при-
вычный для членов данной культуры или субкультуры.
Выделяют девять признаков, характеризующих ситуацию:
1) цели взаимодействия,
2) нормы и правила,
3) роли,
4) репертуары участников,
5) последствия поведения,
|
|
6) концепты (представления о себе и других),
7) окружающая среда,
8) язык и речевые особенности,
9) барьеры общения и навыки их преодоления.
Нормы, правила, роли - это факторы ситуации межкультурного
взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения.
Они в значительной степени обусловлены культурой, к которой при-
надлежат участники взаимодействия. Данные факторы влияют, в
первую очередь, на то, как мы кодируем и декодируем вербальные и
невербальные послания, от чего зависит степень понимания собе-
седниками друг друга, а значит, и успешность самого общения.
Что такое нормы в контексте межкультурного взаимодействия?
По общему мнению, это - принципы, предписывающие поведение в
той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры.
Нормы включают в себя :
а) коллективную оценку того, каким должно быть поведение
представителя данной культуры,
б) коллективную интерпретацию того, что значит то или иное по-
ведение,
г) частные реакции на поведение, включая попытки наложения
санкций на <нежелательные> варианты поведения.
Культуры различаются по степени жесткости норм и правил. Так,
например, открытые культуры меньше понуждают своих членов к
|
|
конформности поведения, чем закрытые.
Исследователи выделяют две основные нормы, оказывающие за-
метное влияние на поведение членов разных культур в ситуациях меж-
личностного взаимодействия - это нормы правосудия и взаимности.
Норма правосудия складывается из двух различных и в чем-то
противоположных значений: справедливости и равенства. Норма
справедливости означает, что в сознании людей существует некий
невидимый баланс между тем, что они дают и что получают взамен,
будь то материальные блага, обмен услугами, а также чувствами, на-
пример, любовью или ненавистью. Норма справедливости тесно
связана с понятием заслуженности (<что заслужил, то и получай>).
133
Иной смысл у нормы равенства. Подразумевается, что социаль-
ная награда распределяется поровну между участниками взаимодей-
ствия независимо от вклада и потребностей каждого из индивидов.
Согласно данным кросс-культурных исследований люди. принад-
лежащие к индивидуалистическим культурам, чаще соглашаются с
нормой справедливости, а члены коллективистских культур поддер-
живают норму равенства.
При исследовании норм],i правосудия в Японии и США уста-
|
|
новлено, что при распределении наград японские студенты пред-
почитают норму равенства, а американские - норму справедливо-
сти. Аналогичные исследования нормы правосудия у китайцев и
американцев обнаружили ту же тенденцию: китайцы предпочита-
ют норму равенства, а американцы - норму справедливости. При-
чем. норма равенства применялась китайцами при распределении
наград больше по отношению к членам ингруппы. чем аутгрунны.
Выявлены также и половые различия внутри культур. Так.
китайцы-мужчины чаще предпочитали норму равенства, чем ки-
тайские женщины, а те, в свою очередь, больше, чем мужчины.
ценили норму справедливости. У американских ресиондептов все
было наоборот: мужчины чаще предпочитали норму справедли-
вости, чем женщины, а женщины - норму равенства.
Похожие результаты были получены в исследовании 12-лет-
них детей в Японии и Австралии, а также в Полинезии и Европе.
В обоих исследованиях было установлено, что члены коллекти-
вистских культур (Япония и Полинезия) склопны выбирать нор-
му равенства чаще. чем норму справедливости, в то время как
члены индивидуалистических культур (Австралия и европейские
страны) чаще выбирают норму справедливости, чем равенства
|
|
(Glidyklinst el а1.. 1988).
По мнению исследователей, норма справедливости служит инди-
видуальным интересам личности, а норма равенства - общим инте-
ресам членов группы.
В культурах, ценящих норму справедливости, поощряются инди-
видуальные вклады, идеи, права и обязанности отдельной личности.
Культуры, ценящие нормы равенства, признают важность групповой
гармонии и согласия, прав и обязанностей личности по отношению к
группе.
Таким образом, культуры, ценящие нормы справедливости, по-
ощряют индивидов к развитию их индивидуальных талантов и воз-
можностей, а культуры, ценящие нормы равенства, поощряют инди-
видов к <стиранию различий>, меньшему вниманию к себе и боль-
шему - к другим.
В нашей стране также изучалось отношение к законам, понима-
ние справедливости и прав личности, мотивировки законопослушно-
сти у отечественных респондентов в контексте сравнения их мо-
рально-правовых суждений с суждениями представителей других
стран (США, Дании, Италии и др.).
134
Как показал cpanniiiriJiliiiiiiii анализ, у российских рссиои-
деитон более разшпоп оказалась способность к изменению и
нарушению законов, чем у рссиондентои из других стран. Автор
(О. Николаева) считает, что это является следствием не,цоста-
10чно сформированного понимания функции и ценности законов.
при котором они воспринимаются не как целесообразные при-
нципы устройства общества, а как аппарат репрессии и ограниче-
ния свободы.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в со-
знании отечественных респондентов изначально существует раз-
граничение понятий <закон> н <мораль>, что и вызвало трудно-
сти в определении <справедливого закона>, т. к. понятие <спра-
ведливости> у россиян связано с областью нравственности, а за-
коны считаются несправедливыми, бездействующими и необъ-
ективными. Данные результаты сравниваются с показателями
Д. Тапп, согласно которым в сознании респондентов стран Запа-
да понятия <закон>, <мораль>, <справедливость> на первоначаль-
ном уровне морального развития слиты воедино.
Интересные данные о понимании россиянами правды и лжи, ко-
ренящиеся в русской историко-культурноН традиции, представлены
в работах В.В. Знакова (Знаков В.В., 1997). Согласно его исследова-
ниям, не только в прошлом, но и сегодня россияне считают мораль-
но приемлемой так называемую <ложь во спасение>.
С помощью экспериментов, проведенных на различных рос-
сийских выборках, автором был выявлен феномен <нравствен-
ной лжи>, состоящий в том. что статистически значимое боль-
шинство респондентов согласились дать в суде ложные показа-
ния ради спасения невиновного обвиняемого.
Сами респондеиты объясняют это тем, что несовершенство
законов допускает возможность осуждения невиновного, поэтому
ложные показания в суде во имя спасения невиновного человека в
психологическом и нравственном плане перестают быть ложны-
ми. Такая ложь понимается как <атрибут честности, необходимое
условие справедливого отношения к людям, попавшим в беду>.
Истоки такого отношения, но мнению автора, коренятся в
различном понимании <правды> и <истины> в русской культур-
ной традиции. <Правда> в российском сознании понимается как
категория, выражающая целостное мировоззрение человека, по-
нятие, основанное на вере, традициях, представлении о справед-
ливости в отношениях между людьми (<жить но правде>), а <ис-
тина> - только <общезначимая обезличенная констатация соот-
ветствия высказывания действительности>. Как неоднократно
отмечал Ф.М. Достоевский, когда русский человек вынужден вы-
бирать между истиной и справедливостью, то он скорее предпоч-
тет ложь, чем несправедливость.
Таким образом, по мнению В.В. Знакова, <истина> и <справед-
ливость> в сознании русского человека могут быть понятиями раз-
ного порядка, и справедливость всегда будет дороже истины, даже
если для ее восстановления приходится прибегать ко лжи. Это -
один из ключевых моментов отношения к понятиям <правда>,
<ложь>, <справедливость>, <мораль>, <закон> в русском этниче-
ском сознании.
Интересно, что не только в русском. Сходная ситуация просле-
живается в культурах, где законы государства воспринимаются как
<нереалистичные> или не согласующиеся с традициями.
Например, угонщики скота в Сардинии соединяют норму ра-
венства и справедливости воедино. Они рассуждают так: <Бог хо-
чет, чтобы у всех было поровну, поэтому мы забираем скот у тех,
кто имеет много скота, тем самым следуя пожеланиям Бога>. Ко-
нечно. воровство скота противоречит итальянским законам, но
угонщики скота использовали эту норму задолго до того, как
Италия стала государством (Triandis Н.. 1994).
Было выявлено, что угон скота не считается преступлением
и во многих других культурах. В подобных ситуациях присутству-
ют как бы две нормы: одна, согласующаяся с нормами традици-
онной культуры, и вторая, отражающая государственные законы.
Особенно выпукло это проявляется в ситуации с этническими и
культурными меньшинствами (баски в Испании, ирландцы в Бри-
тании, некоторые народы Северного Кавказа в России и т. д.).
В таких случаях популяции, недостаточно интегрированные в
культуру доминирующего большинства (т. е. несогласные с тем,
что они обязаны подчиняться законам страны), находятся в перма-
нентной ситуации рабочего непонимания с правительством стра-
ны.
В случаях с субъектами федераций, основанными по националь-
но-культурному признаку, необходимо иметь в виду, что там могут
работать, как минимум, две нормативные системы (традиционная и
государственная) и понимать, что нормы, укорененные в сознании
народа вековой историко-культурной традицией, несомненно, явля-
ются более мощными регуляторами поведения, чем государствен-
ные законы. С ними не нужно воевать, их нужно умело <встраивать>
в регуляцию морально-правовых отношений в регионе.
Норма взаимности служит развитию межличностных отношений.
Она содержит два взаимосвязанных минимальных условия: необхо-
димо помогать тем, кто помогал вам; нельзя причинять вред тем, кто
оказывал вам помощь. Таким образом, норма взаимности - внутрен-
нее моральное соглашение, служащее основанием отношений меж-
ду людьми.
С. Тинг-Томи в 1986 году провела кросс-культурное исследование
членов индивидуалистических культур (Австралия, Франция и
США) и коллективистских культур (Китай и Япония). В этом иссле-
довании было выявлено, что члены коллективистских культур при-
знают важность обязательных норм взаимности, а члены индивиду-
алистических культур - важность добровольных норм взаимности.
136
^
^
Исследования родственных отношений в семьях американских
японцев в Гонолулу показало, что большинство данных семей стро-
го следует норме взаимности. Исследованные образцы поведения
включают в себя:
социоцентризм - поведение, ориентированное на других (скром-
ность, сочувствие, сострадание):
обязательное уважение родите, ki'i - поведение, выражающее
почтительность к старшим, послушание:
единство долга и благодарности - поведение, основанное на вза-
имном обмене любовью;
взаимозависимость - поведение, направленное на укрепление се-
мьи и родственных отношений.
Образцы поведения, основанного на норме взаимности в семьях
белых американцев в Гонолулу, напротив, содержат:
идеоцентризм - поведение, ориентированное на самовосприятие,
добровольное уважение родителей.
свободные формы обмена парами, любовью.
независимость в отношениях.
Итак, согласно данным исследований члены индивидуалистиче-
ских культур следуют нормам добровольной взаимности, а члены
коллективистских культур предпочитают нормы обязательной вза-
имности.
Нормы добровольной взаимности основаны на свободном выбо-
ре человека и его желании взаимного обмена в общении, а нормы
обязательной взаимности ориентируются на группу, ее потребности
и предпочтения.
А. Голднер предположил, что индивиды обычно вовлечены в два
типа взаимодействия - симметричный (равноправный) и комплемен-
тарный (дополняющий).
Комплементарный тип взаимности означает обмен материальны-
ми или духовными ресурсами между двумя индивидами, приблизи-
тельно равными по статусу, но отличающимися в могуществе (влия-
тельности) и щедрости. Симметричный тип взаимообмена предпола-
гает обмен между индивидами, равными в статусе, в могуществе и
щедрости.
Можно предположить, исходя из этого, что члены индивидуали-
стических культур (с низкой дистанцией власти) будут следовать
симметричному образцу взаимности, а члены коллективистских
культур (с высокой дистанцией власти) предпочтут комплементар-
ный тип взаимообмена.
Это подтверждает Р. Окабе, сравнивая японскую и американ-
скую культуры: <В американской модели индивид <предъ являет>
себя другим так. как будто этот другой, по предварительной оцен-
ке, равен ему. Это создает симметричные отношения, основан-
ные на сходстве или подобии. Взаимодействие <на рапных> - ос-
новная разделяемая американцами ценность.
Японская культура, наоборот, ценит образцы дополняющих
отношении, основанных на различиях, которые объединяют ;Ч!\х
индивидов и единое целое> (пит. но G>n.lykunst et а1.. 1988).
Таким образом, представители цндпнпдуалистпческих культур це-
нят равный взанмооомен. а члены коллективистских культур - изан-
модополняющнй.
Люди из культур с низкой дистанцией власти избегают формаль-
ных характеристик в общении, в то время как люди из культур с вы-
сокой дистанцией власти предпочитают, чтобы во взаимодонолнн-
тельном обмене отражались их роль. статус и атрибуты власти.
Различия между культурами в маскулинности и фемннности
влияют на различия в обмене конкретными (материальными) или
абстрактными (духовными) ресурсами. Так. маскулннные культуры
основной акцент делают на обмен конкретными ресурсами (напри-
мер. вещи и услуги), а феминные - на обмен духовными ресурсами
(например, информация, воспитание, любовь).
Считается, что Россия принадлежит к феминным культурам, по-
этому основные ценности русской культуры скорее основаны на об-
мене абстрактными или духовными ресурсами, чем материальными,
В целом, согласно данным кросс-культурных исследований, лю-
ди, воспитанные в коллективистских и маскулинных культурах, гото-
вы потратить много времени на установление разнообразных соци-
альных связей, взаимный обмен материальными ресурсами и пред-
почитают личностную <закрытость> в близких отношениях. Колле-
ктивистские и феминные культуры, напротив, ценят открытость
чувств, эмоций и обмен духовными ресурсами.
Люди из индивидуалистических и феминных культур также пред-
почитают развивать личные отношения, склонны к взаимному глу-
бокому самораскрытию, предпочитают взаимный обмен информа-
цией, чувствами и другими духовными ресурсами. Индивидуализм в
сочетании с маскулинностью вносит больший прагматизм и оттенок
<материальности> в отношения между людьми.
ПРАВИЛА
> Аргайл и М. Хендерсон определ]
Аргайл и М. Хендерсон определили правила, как предписа-
ния, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. Таким об-
разом, правила регулируют уровни ожидания у взаимодействующих
лиц в отношении того, какое поведение соответствует данной ситуа-
ции, а какое - нет.
В отличие от норм, в сильной степени <пропитанных культурой>
принципов, которые дети усваивают в процессе социализации, куль-
турные правила общения более индивидуализированы и зависят от
ситуации и личностных особенностей включенных в общение людей.
По мнению М. Ольсена. нарушение норм предполагает примене-
ние мер морального и этического воздействия на личность, а нару-
шение правил - нет. Правила рождаются и развиваются на основе
целесообразности и служат людям для согласования их деятельно-
CTII ii упорядочивания социальной жн^нн. Они наполняют значением
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!