ГЛАВА 1. МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Марксистские идеи начали проникать в Россию еще в XIX в. До 1917 г. попытки применить марксизм к правовой теории носили эпизодический характер и не оказывали заметного влияния на развитие правовой науки, хотя полемика с марксизмом принимала подчас достаточно оживленный характер. Ситуация коренным образом изменилась после победы большевиков в октябре 1917 года. Постепенно марксистская идеология становится официальной идеологией и возникает потребность в создании марксистской правовой теории. До середины 30-х гг. марксистское правоведение развивалось в полемике
2 Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000. С. 143-144.
839
Раздел XII
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ
между различными направлениями внутри марксистской науки. В конце 1930-х гг. научная «оппозиция» была уничтожена, и на долгие годы воцарилась догматизированная теория права.
Существенную роль в становлении марксистского правоведения в советской России сыграл П. И. Стучка (1865-1932). Вот его определение права, сформулированное им от лица Наркомюста РСФСР еще в 1919г.: «Право — это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т. е. классовым государством)».3 Теоретическая проблема, вытекающая из данного определения, заключалась в осмыслении того, что следует понимать под правом: саму систему общественных отношений или ту «систему норм или законов», которая «устанавливает, регулирует и охраняет этот порядок общественных отношений». Последний вариант, к которому склонялся сам Стучка, более всего подходил к трактовке права как средства классового господства и со временем стал господствующим в советском правоведении.
|
|
Иную позицию по данному вопросу занимал Евгений Брониславович Пашуканис (1891-1937)— автор своеобразной и оригинальной «меновой» теории права. Пашуканис является едва ли не единственным советским правоведом, чьи заслуги в развитии теории права признаются на Западе, а его работы — цитируются.
В своей книге «Общая теория права и марксизм» (1924) Пашуканис обосновывает понятие товарного фетишизма и показывает, как этот товарный фетишизм неминуемо создает фетишизм права.
«Капиталистическое общество, — писал правовед, — есть, прежде всего, общество товаровладельцев. Это значит, что общественные отношения людей в процессе производства приобретают здесь вещественную форму в продуктах труда, относятся друг к другу как стоимости. Товар — это предмет, в котором конкретное многообразие полезных свойств становится лишь простой вещественной оболочкой абстрактного свойства стоимости, проявляющейся как способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции... Но если товар приобретает стоимость независимо от воли производящего его субъекта, то реализация стоимости в процессе обмена предполагает сознательный волевой акт со стороны владельца
|
|
3 Стучка П. И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 58.
840
Глава 1 |
МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
товара... Таким образом, общественная связь людей... для своей реализации требует особого отношения людей как распорядителей продуктами, как субъектов, "воля которых господствует в вещах"... Поэтому одновременно с тем, как продукт труда приобретает свойства товара и становится носителем стоимости, человек приобретает свойства юридического субъекта и становится носителем права».4
Таким образом, из товарообмена возникает договорное отношение. А однажды возникнув, идея договора стремится приобрести универсальный характер. Отсюда Пашуканис делает вывод: «...Развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, но потребностью торгового оборота» (с. 111).
|
|
Право, по мысли Пашуканиса, возникает там и тогда, где имеет место общение (коммуникация) отдельных обособленных субъектов, связанных между собой посредством эквивалентного обмена. В последнем «получает свое материальное основание юридическая форма в ее простейшем, наиболее чистом виде. Акт обмена... сосредоточивает в себе, как в фокусе, самые существенные моменты, как для политической экономии, так и для права». Эквивалентный обмен, дающий жизнь праву, возникает и упрочивается во взаимоотношениях товаровладельцев — носителей автономного (частного) интереса. Поэтому условия для расцвета юридической формы общественных отношений, по мнению Пашуканиса, в полной мере создает лишь капитализм. Несмотря на свою марксистскую методологию (вернее, благодаря достаточно адекватной ее трактовке), Пашуканису удалось описать многие важные элементы правовой структуры и показать их взаимосвязь, находящую свою отражение в правовой коммуникации.
«Право как объективное социальное явление, — писал Пашуканис, — не может исчерпываться нормой или правилом, все равно записанным или незаписанным. Норма как таковая, т. е. логическое содержание, или прямо выводится из существующих уже отношений, или, если она издана как государственный закон, представляет собой только симптом, по которому можно судить с некоторой долей вероятности о возникновении в ближайшем будущем соответствующих отношений. Но для того, чтобы утверждать объективное существование права, нам недостаточно знать его нормативное содержание,
|
|
4 Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 105-106. — Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.
841
Раздел XII
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!