ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА




 


и субординирущее право. Данная конструкция, разработанная Гур-вичем, представляет собой более сложный вариант, чем тот, кото­рый имел место у его предшественника Е. Эрлиха, также внесшего значительный вклад в разработку данной проблематики. Но истоки этой идеи, лежат, по-видимому, в правовом учении Петражицкого о социально-служебном и индивидуальном праве.

Понятие социального права. Идея социального права являлась одной из важнейших в правом учении Гурвича и проходит красной нитью через все его многочисленные работы. Ее наиболее полное изложение представлено в докторской диссертации 1932 г., написан­ной и защищенной в Париже и тогда же опубликованной в виде кни­ги под названием «Идея социального права». Гурвич в этой работе определял социальное право как «автономное право всеединства, объективно интегрирующее в себя всякую действительную активную тотальность, которая воплощает вневременную позитивную цен­ностью. Такое право непосредственно (спонтанно) возникает в соци­альном «Целом» (в обществе как целостности) с тем, чтобы регули­ровать его внутреннюю жизнь, независимо от степени организации этого «Целого». Такое социальное «Целое» непосредственно участ­вует в образующемся из него правоотношении, не превращаясь в одного из разобщенных субъектов права — частей данного «Целого». Соци­альное право образует социальную власть, по сути своей не связан­ную с безусловным принуждением и способную осуществляться посредством относительного принуждения (с. 55).

Социальное и индивидуальное право. В одной из своих поздних работ Гурвич подчеркивал, что социальное право является правом объективной интеграции в феномен «Мы». При этом основой для различения социального и индивидуального права являются формы социабельности (формы коммуникации). Социальному праву соот­ветствует форма социабельности, основанная на «взаимопроникно­вении сознаний» (на «интуитивном союзе»), а индивидуальному праву — форма социабельности, основанная на социальной взаимо­зависимости (на «знаковой коммуникации») (с. 712).

Поскольку социальное право позволяет субъектам, к которым оно обращено, непосредственно участвовать в целостности, оно пред­полагает доверительные отношения, в то время как индивидуаль­ное право основывается на недоверии. Социальное право является

833


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

правом мира, взаимопомощи, дружбы; индивидуальное право — правом войны, конфликта, разделения. Гурвич подчеркивал, что даже когда индивидуальное право частично сближает людей (как в случае договоров), оно одновременно разделяет и разграничивает их интересы.

В социальном праве преобладает распределяющая справед­ливость, тогда как в индивидуальном праве — справедливость уравнивающая. Основанное на доверии социальное право никогда не может быть навязано извне. Оно осуществляет регулятивные функ­ции исключительно изнутри. Поэтому социальное право автономно, оно присуще любому отдельному феномену «Мы».

Субординирующее право (право субординации). Под суборди­нирующим правом Гурвич понимал не «чистое» социальное право, а некую смесь, комбинацию интегрального и индивидуального права, в рамках которой интегральное право подавляется правом индивиду­альным. Это может быть, к примеру, харизматическая власть вождя, чьи индивидуальные права препятствуют проявлениям социального права. Гурвич называл такое субординирующее право спонтанным. Это могут быть «организованные надстройки», основанные на «ин­дивидуально-правовых отношениях, проникающих извне» (напри­мер, право собственности на капиталистических предприятиях, право династической преемственности в автократиях и т. д.). Гурвич назы­вал такое субординирующее право организованным.

Вся сила права, по мысли ученого, производна от социального права, в котором выражается феномен «Мы», не сводимый к про­стой взаимозависимости и разграничениям. Сила социального пра­ва безлична, объективна, имманентна. Она никогда не ведет к гос­подству. Мыслитель отмечал, что социальное право более устойчиво, чем индивидуальное. Последнее более эластично и подвижно. Ин­дивидуальное право поощряет все виды отчуждения и обмена. «Бо­лее того, — расставлял акценты Гурвич, — социальное и индивиду­альное право несводимы друг к другу так же, как феномен "Мы" несводим к феноменам "Я", "Ты", "Они". Однако, поскольку социа-бельность через взаимопроникновение сознаний преобладает над социабельностью через взаимозависимость сознаний ("Мы", т. е. интуитивный союз, оказывается в основе всякой знаковой коммуни­кации, любого отношения с другими), социальное право имеет при­оритет над индивидуальным правом, так как оно представляет со­бой основу для всякого конкретного регулирования» (с. 713).

834


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!