ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ



но нужно знать, осуществляется ли это нормативное содержание в жиз­ни, т. е. в социальных отношениях. Обычным источником заблужде­ния является в данном случае способ мышления юриста-догматика, для которого понятие действующей нормы имеет свой специфический смысл, не совпадающий с тем, что социолог или историк понимает под объективным существованием права. Юрист-догматик, решая вопрос, является ли данная норма права действующей или нет, чаще всего совершенно не имеет в виду установить наличность или от­сутствие некоторого объективного социального явления, но лишь наличность или отсутствие логической связи между данным норма­тивным положением и более общей нормативной посылкой. Таким образом, для юриста-догматика в узких пределах его чисто техни­ческой задачи на самом деле не существует ничего, кроме норм, и он может преспокойным образом отождествлять право и норму. В слу­чае обычного права он волей-неволей должен обращаться к действи­тельности, но в случае, когда высшей нормативной предпосылкой для юриста или, выражаясь на его техническом языке, источником права является государственный закон, рассуждения юриста-догма­тика о "действующем" праве вовсе не обязательны для историка, который хочет изучать действительно существовавшее право. Науч­ное, т. е. теоретическое, изучение может считаться только с факта­ми. Если известные отношения действительно сложились, значит, создалось соответствующее право, если же был только издан закон или декрет, но соответствующих отношений на практике не возник­ло, значит, была попытка создать право, но эта попытка не удалась... С другой стороны, если мы утверждаем, что намерение выстроить здание и даже план этого здания еще не есть действительное здание, то отсюда вовсе не вытекает, будто для постройки здания не нужно ни намерения, ни плана. Но когда дальше плана дело не пошло, мы не можем утверждать, что здание было выстроено.

...Нельзя сказать, что отношения между кредитором и должни­ком порождаются существующим в данном государстве принудитель­ным порядком взыскания долгов. Этот объективно существующий порядок обеспечивает, гарантирует, но отнюдь не порождает отношения. Что здесь не схоластический спор о словах, лучше всего доказывается тем, что мы можем себе представить — и найти тому в истории при­меры — самые различные степени совершенства в функционировании этого аппарата внешнепринудительного социального регулирования, а следовательно, самые различные степени гарантированности тех или

842


Глава 1 МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

иных отношений, причем сами эти отношения по своему составу никаких изменений не претерпевают. Мы можем себе представить такое предельное положение, когда, кроме двух вступающих в от­ношение сторон, отсутствует какая-либо иная, третья сила, спо­собная установить норму и гарантировать ее соблюдение, напри­мер, какой-нибудь договор варягов с греками, — отношение и в этом случае остается. Но стоит лишь представить себе исчезновение стороны, т. е. субъекта как носителя обособленного автономного интереса, и самая возможность отношения точно также исчеза­ет» (с. 79-81).

Таким образом, неотъемлемым свойством права Пашуканис считал правосубъектность. В связи с этим он писал: «Субъект как носитель и адресат всех возможных требований, цепь субъектов, свя­занных требованиями, обращенными друг к другу, — вот основная юридическая ткань, отвечающая экономической ткани, т. е. произ­водственным отношениям общества, покоящегося на разделении труда и обмене». И далее: «Норма права получает свою differencia specifica, выделяющую ее из общей массы регулирующих правил — нравственных, эстетических, утилитарных и т. д., именно тем, что... предполагает лицо, наделяемое правом и при этом активно притяза­ющее» (с. 90,92).

Трактовка права как своеобразной формы правовой коммуни­кации, возникающей на основе обменных отношений, явилась отли­чительной чертой правового учения этого правоведа.

В социологическом ключе пытался обосновать марксистскую правовую теорию и Исаак Петрович Разумовский (1893-?). Право как надстроечное явление понималось им как абстракция от базис­ных, производственных отношений. Эта абстракция имеет волевой и идеологический характер. Отсюда делался вывод о том, что право «предстает перед нами и как общественные отношения, и как пра­вовая идеология, и как наивысшее развитие последней — система норм».5

Ю. А. Денисов и Л. И. Спиридонов в связи с этим отмечали, что «включая в перечень обязательных признаков юридической фор­мы новый по сравнению со взглядами П. И. Стучки и Е. Б. Пашука-ниса элемент — указание на ее идеологический характер, И. П. Разу­мовский вместе с тем соглашался с ними в том, что решающим из трех

5 Разумовский И. П. Проблемы марксистской теории права. М., 1925. С. 34. 843


Раздел XII                                           ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

названных признаков права является его определение как обществен­ного отношения. Идеология, "правосознание, правовые требования и т. п., — подчеркивал он, — еще не есть право, которое начинается только с правовыми, общественными отношениями"... Равным об­разом Разумовский вслед за П. И. Стучкой и Е. Б. Пашуканисом при­знавал примат юридического отношения над законом как актом го­сударственной власти. "...Правовые отношения могут существовать до закона и вне закона, — писал И. П. Разумовский. — Закон, если рассматривать его сначала лишь как проявление политической над­стройки, — понятие более узкое, чем норма: это лишь специфиче­ское, санкционированное этой "особой силой", государственной вла­стью, выражение нормы. Нормы в широком смысле — это, прежде всего, нормы существующего, т. е. сами существующие, нормаль­ные для данной общественной формы экономические отношения, — поскольку порядок этих отношений мыслится независимым от их материальных условий, объективируется для общественного созна­ния, как своего рода правовая структура общества"».6

В первые годы советской власти продолжали пользоваться «науч­ным кредитом» и идеи Л. И. Петражицкого, правда, в сочетании с марксистской социологией. Так, теорию классового права с позиций психологической теории права разрабатывал Михаил Андреевич Рейснер (1868-1928)— советский историк, социолог и правовед. Окончил в 1893 г. юридический факультет Варшавского универси­тета. Был профессором Томского и Петроградского университетов, Психоневрологического института и Военной академии Генштаба. Читал лекции в парижской Высшей школе социальных наук. После Октябрьской революции сотрудничал с большевиками, был одним из руководителей Комакадемии.

Ученый пытался использовать идеи психологической теории права еще задолго до большевистской революции. В 1908 г. им была издана книга под названием «Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология». В этой работе ученый резко выступил про-гив отождествления права с силой, с порядком государственного принуждения. В уступке этатизму он, в частности, упрекает и Му­ромцева, и Чичерина с Соловьевым. Рейснер был убежден, что раз­витие идеи права в западной правовой мысли идет от его этатист-ского обоснования к психологическому осмыслению, свободному

6 Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987. С. 42.

844


Глава! МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

от обязательной опеки государства. Рейснер пишет об этом так:

«После того, как Биндинг вывел в лакейскую приставленного к праву государственного драбанта, и право оказалось предоставленным по своему существу добровольному признанию и подчинению челове­ка, оставался один только шаг для того, чтобы в самом праве, в его "авторитетной форме", в его "безусловных определениях человече­ской воли" искать его основного признака, а в психике человека, в "не подлежащем дальнейшему исследованию убеждении» искать "его мотивирующей силы"».7 Именно поэтому, полагал ученый, никакие современные теории не могут быть достаточными, если они не счи­таются с человеческой психикой. С этих позиций Рейснер критико­вал и марксизм. Он считал, что недостаточно выставить положение о том, что право есть только «верный отблеск форм производства на идеологических небесах». Точно таким же односторонним является и неокантианское учение Штаммлера, которое, связывая хозяйство с правом, «ищет абсолютной справедливости в формальном умо­зрительном начале». Поэтому «ни марксисты, ни кантианцы не могут доказать истинности своих положений до тех пор, пока социологи­чески и психологически не установлены законы преломления бытия через психику в идеях и наоборот» (с. 37). Честь психологического обоснования права Рейснер признавал за Петражицким, хотя и кри­тически относился к его субъективизму и индивидуализму.

Анализируя теорию Петражицкого, Рейснер, в частности, пер­вым указал на ее глубокую связь с учением немецкого философа права второй половины XIX в., материалиста и ученика Л. Фейербаха, Люд­вига Кнаппа, которую он изложил в своей книге «Система филосо­фии права» (1857). У Кнаппа право целиком оказывалось в сфере индивидуальной психики, а ее обоснование очень напоминало тео­ретические построения Петражицкого. Поскольку право у Кнаппа представляло собой чисто психическое переживание, коренящееся в «двигательном, порой бессознательном мышлении» индивида, оно теряло исключительную связь с государством. Право, согласно тео­рии Кнаппа, «развивается везде, где только "я" предъявляет "ты" императивное требование». Поэтому Кнапп находил право среди разбойников, среди различных классов и сословий, в различных свет­ских отношениях, а также среди богов, чертей, ангелов и святых.

7 Рейснер М. А. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908. С. 21-22. — Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

845


Раздел XII


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!