ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ



Особое внимание Рейснер уделял интуитивному праву, понятие которого было сформулировано Петражицким. Ученый не только разделял саму идею интуитивного права, но и готов был поставить его даже выше того места, какое ему отводил в своей теории его автор. Петражицкий, по мысли Рейснера, стремился придать само­стоятельное и независимое значение позитивному праву в деле форми­рования права интуитивного. Рейснер же отдавал здесь пальму пер­венства праву интуитивному (с. 95-96).

Примеряя теорию Петражицкого к марксизму, Рейснер выдвинул тезис, согласно которому именно интуитивное право лежит в основе любой революции. Социальная революция, полагал ученый, про­изводит изменения не только в экономическом базисе, но и в идео­логической надстройке. Это есть революция идеологическая, сопро­вождаемая переменой «во всей колоссальной надстройке моральных, правовых и политических идей...». «Когда перерастают производи­тельные силы тот или иной способ производства... тогда под покро­вом существующего традиционного права рождается право интуи­тивное, порою долго растет в бессознательной тиши, наконец, как существующее действующее реальное право, определяющее психи­ку данного класса, приходит в столкновение с правом позитивным, в частности, официальным, и на этой почве борьбы двух прав разыгры­вается трагедия бунта и усмирений, революций и поворота вспять. Каждый класс становится под знамена своего права, класс угнетаю­щий цепляется за авторитет традиционных символов, идей и госу­дарственной практики, восстающий класс опирается не на сообра­жения исторической необходимости, или на социологические законы, а на требование "справедливости", которое обосновывается и фило­софски, и морально, и исторически» (с. 159-160).

Интуитивное право, полагал Рейснер, это право будущего. «Не­подвижный, писаный, чужой, самодержавный закон отступает пе­ред правом гибким, чутким и родным. Право мощное, хотя безвласт­ное, право действительное, не бумажное, право народное, не законное, право, каждый момент рождающееся среди широких на­родных масс, — это право светится нам конечною точкой нашего будущего развития. Право-справедливость низведет закон на подо­бающее ему место организационного и социально-хозяйственного плана» (с. 165).

В научной литературе отмечается, что теория права Рейснера яви­лась попыткой «синтезировать различные аспекты правовой регуляции

846


Глаю I


МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД


 


(норму, правоотношение, правосознание), что нашло отражение в по­нятии права как правопорядка».8

Некоторые основополагающие идеи психологической школы разделял и Яков Миронович Магазинер (1882-1961), профессор Петроградского и Ленинградского университетов. «Юридические нормы поведения, — писал, в частности, этот автор, — которые лич­ность признает для себя обязательными по своему собственному правосознанию, без всякой ссылки на общественный авторитет, об­разуют интуитивное право (например, правосознание революцио­нера, отрицающего авторитет данного закона, обычая, обществен­ного мнения и т. д.)

От положительного права, полагал Магазинер, надо отличать официальное право. «Положительное право есть господствующее в данном обществе правосознание, т. е. нормы по праву должного, не допускающие психического противодействия со стороны обязанно­го и дающие управомоченному такую энергию требования, которая способна преодолеть энергию сопротивления обязанного. Это — правосознание идейно господствующей части общества. Она обыч­но является и фактически господствующей частью того же обще­ства, т. е. в ее руках находится экономическое и политическое гос­подство, обычно совпадающие, ибо экономический суверенитет влечет за собой суверенитет политический. Эта господствующая часть общества создает официальное право, т. е. нормы, приводи­мые в жизнь организованной мощью общества в лице его органов...».9

В конце 30-х годов в СССР возобладала этатистская точка зре­ния на право, одним из основных идеологов которой явился «рупор» И. В. Сталина Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954), в то время — прокурор СССР. Согласно его определению, право — это «совокупность правил поведения, выражающих волю господству­ющего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».10

8 Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978, С. 232.

9 Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодатель­ства // Правоведение. 1997. № 4. С. 104.

10 Вышинский А. Я. Основные задачи науки советского социалистического права // Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 183.

847


Раздел XII


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!