Нормативный факт и норма права



Поясним еще раз соотношение понятий «нормативный факт» и «норма права» в правовом учении Гурвича. Нормативный факт предполагает существование социальной группы, в рамках которой имеет место общение (коммуникация), т. е. саморегулирование по­ведения членов группы на основе коллективных актов признания ценностей. Поведение в рамках такой группы не произвольно, а нор­мативно, поскольку определяется взаимообусловленными правами и обязанностями, имеющими свое основание в общепризнанных цен­ностях, сбалансированных посредством справедливости. Можно сказать, что нормативный факт — это «живая» норма права. Она представляет собой не знаки или символы, записанные на бумаге или просто озвученные, и даже не просто интерпретацию этих зна­ков в сознании, а социо-психический комплекс, предполагающий и то, и другое, а также соответствующие образцы поведения. Подоб­ную конструкцию правовой нормы можно встретить в различных

вариациях правового реализма.

Поскольку норма права, полагал Гурвич, всегда выражается

через императивно-атрибутивные отношения, т. е. через взаимообуслов­ленность правовых обязанностей и субъективных прав, то ее смысло­вая составляющая может быть представлена лишь как ценностно-логическое суждение, отражающее эту взаимосвязь. Не так уж важно, как это суждение может быть объективировано — в виде письмен­ного текста или в виде текста устного, — важно, что право здесь предстает одновременно и как должное, и как сущее (фактиче­ское) — отсюда и название «нормативный факт».

Такое понимание нормы права Гурвичем резко противостояло классическим правовым теориям, для которых правовая норма есть некий объективно существующий знаковый комплекс или его смысло­вое содержание, с которым и связывается понятие «права». Если в классических теориях норма выступает регулятором поведения, то у Гурвича, напротив, сама норма есть результат урегулированно-сти поведения, а первичным «регулятором» выступали социальные

ценности.

Именно с понятием «нормативный факт» мыслитель связывал

и подлинное значение термина «источник права». В этом смысле источник права — это основание обязывающей силы действующе­го права и гарантия его действительной эффективности. Гурвич даже

831


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

называл нормативный факт «источником источников» и «первичным» источником, поскольку именно из нормативных фактов проистека­ют «вторичные» источники права: обычаи, договоры, законы и т. д.

Мыслитель выстраивал своеобразную иерархию нормативных фактов. Он выделял нормативные факты, образованные обществами (в том числе государствами и их объединениями), нормативные факты, образованные социальными группами внутри обществ (например, трудовой коллектив), и нормативные факты, спонтанно возникающие в процессе общения, которые осуществляют правовое регулирование на соответствующем уровне (например, профессиональная солидар­ность). Как уже было отмечено, сами нормативные факты имеют свою конститутивную основу в справедливости как доминирующей правовой ценности.

Виды права

Мыслитель выделял в правовой действительности два слоя:

поверхностный и глубинный. Та сфера правовой действительности, где доминирует интеллектуальное восприятие, состоит из формаль­ных юридических конструкций, необходимых для разрешения кон­фликтов различных интересов. Она образует поверхностный слой позитивного права. Глубинный слой правовой действительности образует сфера непосредственного, интуитивного распознавания ценностей, или сфера «интуитивного» права, в трактовке которого Гурвич очень близок взглядам Петражицкого.

Помимо этого, ученый различал спонтанный и организацион­ный уровни права. В любой социальной организации существует спон­танно рождающееся и развивающееся право. Это спонтанное и еще не формализованное право «схватывается» субъектами, вступающи­ми в правовые отношения, и находит свое закрепление в «нормах» той или иной социальной организации (семьи, племени, клана, госу­дарства и т. д.). Организационное право устанавливается «сверху вниз». Сначала определяются формализованные правила поведения, затем на их основе возникает (если будут иметь место акты коллективного признания ценностей) право как система взаимообусловленных пра­вомочий и обязанностей, реализуемых в конкретном поведении.

Гурвич выделял три правовых подсистемы: социальное (ин­тегральное) право, индивидуальное (координирующее) право

832


Глава ^


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!