ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
Отсюда Ильин выводил аксиомы правосознания, под которыми понимал основные истины, основные способы бытия, мотивирования и действия (с. 309-310). Такими аксиомами правосознания мыслитель считал: 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии;
3) закон взаимного признания.
Закон духовного достоинства предполагает, что человек есть существо духовное и обладающее духовным достоинством. Чувство собственного достоинства есть поэтому знак духовного самоутверждения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Духовное самоутверждение заключается, по мысли Ильина, в том, что человек находит правильное разрешение конфликта между духовным призванием и инстинктом самосохранения (с. 313). Именно сознание в себе духовного начала заставляет ценить право как необходимую форму духовной жизни, дорожить им и соблюдать его предписания. Это же чувство вызывает сознание своей ответственности, а «взаимность обязанностей и полномочий, взаимная связь правовых ячеек и солидарность всех в отношении к единому и общему правопорядку— вызывают... в душе непреклонную волю и живую готовность к блю-дению своих обязанностей» (с. 318).
Ильин тонко подметил, что человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, — по сути, не уважает себя. Его снедает чувство собственной малоценности, тщеславие и жажда внешнего успеха. И если этот успех проходит, он перестает чувствовать свое духовное достоинство. Такой человек постепенно приобретает душевный уклад раба, для которого внешний бунт является единственно возможной формой протеста.
|
|
Правосознание подобных людей, отмечал мыслитель, страдает серьезными недугами. Например, в основе всякой продажности лежит, по мнению Ильина, духовная слепота и отсутствие собственного духовного достоинства. Слепота ведет к неразличению ранга ценностей, а дефект духовного достоинства создает расшатанную волю. Вот почему политический режим, не взращивающий в народе чувство собственного достоинства, обречен на то, чтобы разложиться однажды от торжества частной корысти над общим интересом и пошлости над духом (с. 329). Отсюда возникают все тирании и худшая из них — тоталитарное государство.
Автономия, или самозаконность, свобода — вторая аксиома правосознания. Духовное достоинство предполагает возможность
820
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И. А. ИЛЬИНА
Глава 3
определять себя и управлять собою. Управлять собою означает самостоятельно определять свои действия, выбирать свои жизненные содержания, утверждать свое достоинство, соблюдать свои пределы, отстаивать свои полномочия и исполнять свои обязанности (с. 336). Духовная жизнь, полагал Ильин, есть самодеятельность в осуществлении высших предметных ценностей. Поэтому гражданин, ведущий автономную духовную жизнь, нуждается в ее нестесненном внешнем проявлении. Но в основе внешнего самоопределения человека должна лежать духовная зрелость (вот почему освобождение от рабского состояния — это акт не столько внешний, сколько внутренний). Тот политический режим, который подавляет автономию духа, воспитывает в гражданах безмолвие и пассивность, являющиеся питательной почвой для всех форм противоправного поведения,
|
|
Взаимное духовное признание —третья аксиома правосознания. Здесь Ильин анализирует непосредственно коммуникативную составляющую правосознания и права. Ученый отмечает, что право каждого человека на духовно достойную жизнь может рассматриваться как самостоятельный атрибут индивидуального духа, но в действительной жизни оно является связью между людьми, «скрепою, которая разграничавает их совместность. В действительности право возможно только там, где есть живое отношение между людьми:
|
|
право зарождается впервые как настроение воли и осуществляется впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание» (с. 361).
Ильин определял правоотношение именно как духовное отношение: правовую связь образуют именно «дух с духом». Вступить в правоотношение означает подняться мыслью и волей к идее права и цели права. «Правопорядок как живая система правоотношений покоится на том, что люди хранят в душе своей духовное измерение вещей и деяний и строят этим свою жизнь: утверждают духовное начало в себе, устанавливают свой правовой статус и точно также утверждают духовное начало в других и устанавливают их правовой статус» (с. 363). Но это как раз и означает, по мысли Ильина, что правоотношения покоятся на взаимном духовном признании людей. Кто говорит о своем полномочии, тот подразумевает соответствующую ему обязанность другого, но признавать за кем-нибудь правовую обязанность, можно лишь признав его правоспособность, т. е. признав его духовную природу. Точно также говорить о своей обязанности, можно только признав полномочия другого, т. е. утвердив
821
Раздел XI
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!