ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»



что право надо сводить к привычке подчиняться внешнему авто­ритету. Философ убежден, что самая основная и глубокая сущность человека состоит в возможности самодеятельного и добровольного самоопределения в духовной жизни. Утрата этой внутренней нестес­ненности и добровольности неизбежно ведет к искажению духов­ной жизни. Поэтому если человек переживает право только как про­явление чужой воли, стремящейся его связать и ограничить, то он утрачивает свою духовную свободу, а вместе с ней и подлинное ува­жение к себе. Мыслитель согласен с тем, что «длительная и посто­янная дрессура» может приучить к исполнению внешней законной формы, но, скорее всего, за таким «блестящим правопорядком» будет скрываться «правосознание озлобленного раба» (с. 185).

Ильин тонко подметил связь между психикой человека и пра-вопониманием. Он был убежден, что у цивилизованного человека, покорившегося внешнему авторитету, остается полусознательное убеждение в том, что право есть ничто иное, как организованная сила. Задача же правосознания состоит в том, чтобы освободить себя от черт раба. Истинное самоуправление вырастает только из глубины свободной и уважающей себя воли.

Обоснование естественного и положительного права

Право, полагал Ильин, хотя и нормативно, но его нормативность не есть результат внешней установленности нормы государством. Право должно быть признано человеком, а для этого оно должно быть обосновано. Обосновать право — значит показать, что оно практически необходимо на пути человека к осуществлению вер­ховного блага. Казалось бы, возможность такого обоснования весьма сомнительна, учитывая существование тоталитарных режимов и несправедливых законов. Но Ильин предлагает строго разграничи­вать идею права и ее историческое воплощение. Идея права выте­кает из естественной необходимости права для человечества. Че­ловечество устроено так, что человек человеку всегда остается «психо-физическим инобытием». Но все люди связаны общей осно­вой существования. Значение этой основы Ильин видел в том, что только при ее соблюдении возможна духовная жизнь, утверждающая свободный и справедливый порядок в существовании этого множества. Такой вывод мыслитель считает неизбежным, если принять во внимание

816


ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯМ. А. ИЛЬИНА

Глава 3

то обстоятельство, что единая и общая всем внешне-материальная основа существования неизбежно приводит к противостоянию раз­личных притязаний. Конфликт же притязаний неизбежно порождает вопрос о правоте, о правильности притязаний, что кладет конец их произвольности.

«Правота» же, подчеркивал философ, может быть установлена только через ее связь с ценностью, которая необходимо находится в основании всякой правовой нормы, всякого полномочия и обязанно­сти. В свою очередь ценность обосновывает «должное». «Должное» потому есть всегда «должное», что «содержание его точно воспро­изводит форму и содержание ценности» (с. 196).

Тем самым, по мысли Ильина, вопрос о правильности положи­тельного права связан с вопросом о его соответствии той ценности, которая делает его необходимым. Здесь и появляется идея естествен­ного права, которое, по замыслу мыслителя, выражает «существен­ную природу духовной жизни человека» и поэтому его можно на­звать вечным правом, поскольку оно сохраняет свое значение для всех народов, и неотчуждаемым правом, потому что его умаление унижает достоинство человека.

Ценность, лежащая в основе естественного права, определяется Ильиным как достойная, внутренне-самостоятельная и внешне-сво­бодная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляю­щих человечество. Такую жизнь Ильин характеризовал как равно­весие, баланс субъективных притязаний, но не как их фактическое равенство. Равновесие «субъективных притязающих кругов» должно быть «мирным и организованным» и обеспечивать каждому одина­ковую возможность духовно достойной жизни. Причем, нарушение этого равновесия возможно, но только, как писал Ильин, «в сторону справедливости» (с. 196).

Мыслитель был уверен, что естественное субъективное право принадлежит каждому человеку, как бы ни был он мал, болен или плох. Согласно этому взгляду, человечество предстает в виде множества субъективных естественно-правовых кругов. Периферическое взаимо­действие и коррелятивность этих кругов превращают их в систему естественно-правовых «значений» и «разграничений». В результате все человечество, полагал Ильин, участвует в этой системе, незави­симо от государственных границ и действующего позитивного пра­ва. Такую систему мыслитель называл системой «духовно-естествен­ной корреляции», системой «общечеловеческого духовного братства

817


Раздел XI


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!