ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»



между начальником и его подчиненным или между продавцом и поку­пателем, действует все же, хотя и в разной степени — вплоть до ми­нимальной, — одна и та же внутренняя духовная связь, вне которой немыслимо никакое вообще общение между людьми, — именно по­этому закон любви к ближнему может и должен быть подлинно уни­версальным законом, которому должна быть подчинена вся наша жизнь» (с. 306).

Духовная природа общества

Рассматривая вопрос о том, к какой области бытия принадле­жит общественная жизнь, Франк пришел к выводу, что она не может быть ни материальной, ни психической. Социальное бытие охваты­вает всегда многих и не ограничено длительностью жизни одного человека. Таковы, в частности, государство и закон. Их бытие нельзя определить как взаимодействие между разными душевными явле­ниями. Общественное явление, полагал мыслитель, сверхлично. Именно поэтому, когда мы ложимся спать, закон не «засыпает» вместе с нами. Общественное бытие имеет качественно иную структуру, чем всякая психическая жизнь, и именно поэтому не протекает во времени так, как душевные явления.

Мыслитель в связи с этим критиковал позицию Л. И. Петражиц-кого, который отождествлял общественное бытие (в том числе, право) с психическими переживаниями. Вместе с тем Франк делал вывод о том, что сущность общественного явления не может быть представ­лена и как «объективная, сущая идея», обоснование которой мысли­тель находил, в частности, в феноменологии Э. Гуссерля и в трудах правоведов-неокантианцев (Р. Штаммлера, Г. Кельзена) (с. 324).

Дело в том, что любое общественное явление протекает во вре­мени; закон, социальное отношение, форма правления — не имеют вневременного бытия. Они возникают, длятся и исчезают во времени, т. е. они имеют «конкретную жизнь». Более того, бытие, например, государства и права предполагает «...не только вообще бытие людей, в отношении которых оно имеет силу, но и их подчинение данному явлению», так как в противном случае и государство, и право просто перестают существовать (с. 325).

Таким образом, подытоживал Франк, «если... общественное бы­тие нетождественно с психическим и в известном смысле независимо

808


 

Глава}


ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С. Л. ФРАНКА


 


от него, то оно, с другой стороны, — ив отличие от абстрактно-идеаль­ного вневременного бытия — есть все же нечто, принадлежащее к человеческой жизни вообще и неразрывно с ней связанное» (с. 325). Своеобразие объективного бытия общественного явления Франк видит в том, что оно есть образцовая идея, идея-образец, т. е. идея, самый смысл которой заключается в том, что она есть цель челове­ческой воли, телеологическая сила, действующая на волю в форме того, что должно быть, что есть идеал.

Поэтому, подчеркивал Франк, если общение (коммуникация) между людьми совершается как простое фактическое взаимодей­ствие, фактическая встреча, оно еще не есть общественное явление. Лишь когда единство, лежащее в основе этого общения, восприни­мается и действует как сила или инстанция, которой подчинены участники общения, как образцовая идея, которую они должны осу­ществлять в своем общении, тогда имеет место подлинно общест­венное явление.

Идею власти мыслитель интерпретировал также в коммуника­тивном ключе. Власть в обществе существует не там, где кто-либо путем насилия заставляет других повиноваться себе, а лишь там, где все или большинство сознают повелевающих своими законными властителями, т. е. там, где отношение подчинено идее власти как

образцу.

Франку принадлежит и еще одна важная мысль, созвучная мно­гим современным философским направлениям. Он утверждал, что общественное бытие по своей природе выходит не только за преде­лы антитезы «материальное — психическое», но и за пределы анти­тезы «субъективное —объективное». Оно относится к широкой сфе­ре духа, являясь одновременно как объективное и субъективное бытие. При этом под духовной жизнью Франк понимал ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана нам «не в форме предметной действительности, извне, как объект, предстоящей нам и противостоящей, как трансцендентная реаль­ность, нам самим, "субъекту" и его внутреннему миру, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, извнутри с нами сращенной и нам раскрывающейся» (с. 327).

809


Раздел XI


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!