ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С Л. ФРАНКА
деятельность защитой прав граждан. В частности, такое государство должно блюсти православие, защищать правду, обеспечивать физическое существование народа. Для этого следует, охраняя необходимую для экономической жизни сферу свободной инициативы и конкуренции, регулировать и контролировать ее с точки зрения интересов целого, т. е. осуществлять государственно-частную систему хозяйствования. В основе такого государства лежит единая государственная идея, «идея-правительница» (Н. Трубецкой), стабилизирующая общественное мнение и формирующая господствующую идеологию
общества.
Такое идеократическое государство является одновременно и демотическим государством. Демотическое государство построено на «народных основах», но не в смысле механистического западного «народного» суверенитета, а в смысле «организованного» и «органического» народного суверенитета, носящего государственно-идеологический и надклассовый характер. В таком государстве политические партии старого парламентского типа должны были быть заменены новыми, корпоративными организациями, построенными по профессиональному или территориальному принципу. Алексеев полагал, что некоторые черты евразийского государства нашли отражение в СССР, в частности, ему, как и другим евразийцам, импонировала система Советов, но в целом ученый считал большевистское государство переходным и ожидал его постепенного перерождения в евразийском направлении. К концу жизни Алексеев испытал разочарование как в евразийском движении, так и своих прежних политических пристрастиях.
|
|
ГЛАВА 2. ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С. Л. ФРАНКА
Семен Людвигович Франк (1877-1950) относится к выдающимся философам России, оказавшим заметное влияние и на развитие философии права. Его правовое учение является прекрасным примером интегрального, синтетического и коммуникативного пра-вопонимания, продолжающего лучшие традиции русской правовой мысли.
799
Раздел XI
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
Будущий философ родился в Москве, в семье врача. Его первым воспитателем был дед, известный раввин и один из основателей еврейской общины в Москве. Уже в гимназии Франк увлекся марксизмом и не оставил своего увлечения, даже став студентом юридического факультета Московского университета. В последующем, отчасти под влиянием профессора П. И. Новгородцева, Франк отходит от марксизма и начинает серьезно заниматься политической экономией. Важным событием его творческой биографии явилась встреча и последующая дружба с П. Б. Струве, который способствовал переходу Франка от «легального» марксизма к идеализму, а затем и к религиозной философии.
|
|
Франк — участник знаменитых сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). В 1915г. выходит одна из его ключевых философских работ «Предмет знания», а в 1916 г. — «Душа человека», продолжение предыдущей работы. Весной 1918 г. Франк участвует в антиреволюционном и антибольшевистском сборнике «Из глубины». Позиция мыслителя не осталась незамеченной и в августе 1922 г. Франк в составе большой группы выдающихся русских мыслителей и ученых был выслан из России.
В 1930 г. в Париже выходит заключительная часть его трилогии под названием «Духовные основы общества: Введение в социальную философию». В 1939 г. также в Париже вышла в свет его лучшая философская книга «Непостижимое», а в 1949 г. — «Свет во тьме». Последние годы жизни мыслитель работал над своей главной книгой «Реальность и человек», которая была издана посмертно, в 1956 г.
Основные идеи правового учения Франка полнее всего раскрываются в его работе «Духовные основы общества».
Личность и общество
Методологические основы. Творчество Франка как религиозного мыслителя пронизано стремлением к онтологическому знанию, противостоящему всякому «априоризму» и скептицизму. Поэтому и философия права, по убеждению мыслителя, не может быть построена на противопоставлении этики и онтологии. Франк выступает против кантианского противопоставления того, что должно быть, тому, что есть. Этика, черпающая содержание из самой себя, — невозможна. Она должна быть выведена из познания сущего. Сделать это,
|
|
800
Глава 1 |
ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С Л ФРАНКА
полагает Франк, можно только в рамках религиозной философии. Поэтому «добро» для мыслителя не есть просто идеал, устанавливаемый человеческой волей. В таком случае оно оставалось бы произвольным. Добро, утверждает Франк, есть момент абсолютного бытия. Только «...если в нравственном требовании мы сознаем голос, исходящий из глубин бытия и онтологически обоснованный, его осуществление приобретает для нас разумный смысл. Если нет Бога, то нет смысла подчиняться нравственным требованиям, ибо сами они лишены всякой внутренней, разумной авторитетности». Франк развивает эту мысль: «Если добро не нужно для установления нормальной прочной связи моей личности с последними глубинами бытия, если оно не есть для меня путь в отчий дом, не дает мне последней прочности и утвержденности в бытии, т. е. не спасает меня, то оно не имеет над моей душой никакой власти... и тогда моим единственным заветом остается лозунг: лови момент!».5
|
|
Необходимо отметить, что для Франка нравственное сознание человека есть практическая сторона сознания его богочеловеческого существа. Поэтому и добро как Божья воля, и действие Бога в человеке есть условие его собственного существования. Именно это обстоятельство ведет, по мысли Франка, к необходимости антропологического обоснования этики. Философ делает важный вывод, согласно которому «только поняв существо человека и его совместной общественной жизни, можно знать, что есть добро для него». При этом мыслитель подчеркивает, что подлинно обоснованный общественный идеал не может противоречить существу общественного бытия. Не может он быть и независимым от этого бытия. Он должен вытекать из него. Франк при этом отметает все возможные упреки в «фактопоклонстве», поскольку в данном случае имеется в виду не эмпирическое, а онтологическое бытие. А такое бытие проявляется в «целостном историческом опыте человечества» (с. 257-258).
Закономерности общественной жизни. Франк признает, что в общественной жизни присутствуют закономерности, но интерпретирует их не с материалистических, а с феноменологических позиций. Ученый поясняет, что наряду с закономерностями опытного порядка, где имеет место фактическая связь между явлениями, существуют
' Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 257. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
801
Раздел XI
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!