ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
Однако одинаковость многих единичных существ еще не объясняет их объединенности. Единство, образующее само существо общества, есть не только единство однородного, но и единство разнородного в жизни и в людях. Поэтому рассмотрение общества как реального единства «общего» недостаточно.
«Я» и «мы». Франку принадлежит глубоко продуманная концепция социального как коммуникативного единства «я» и «мы». Эта теория близка и феноменологическим, и диалогическим установкам современной философии. Она также во многом предвосхитила идею интерсубъективности социального бытия.
Ученый отрицал возможность мыслить общество по аналогии с единством одушевленного существа. «В обществе нет единого субъекта целостного, соборного сознания, а духовное единство выражается во внутренней связи отдельных индивидуальных сознаний членов общества» (с. 290). По мысли Франка, мы здесь имеем не простое и абсолютное единство субъекта, а именно многоединство, т. е. единство, действующее в объединенности многих индивидуальных сознаний. Это означает, что общество в качестве соборного единства есть не некое «я», а «мы». Единство общества существует, присутствуя и действуя как сознание общности, как идея «мы» в его отдельных членах.
Мыслитель убежден в том, что непонимание этого основополагающего момента приводило к тому, что классические индивидуалистические теории оказывались полны неразрешимых противоречий. Учение о первичности и исключительной непосредственности «я» делает «совершенно неосуществимой встречу двух сознаний и теорию общения» (т. е. коммуникации, если использовать современную терминологию) (с. 292).
|
|
Для Франка рассматриваемая проблема и есть проблема общения (коммуникации). В общении, полагал Франк, «чужое сознание» есть не просто объект, который мною познается и воспринимается, но вместе с тем и субъект, который воспринимает меня. Здесь, по Франку, недостаточно категории «ты». Мыслитель констатирует, что «ты» «должно быть не извне "дано" мне, быть для меня не объектом, на который наталкивается и который извне "воспринимает" мое сознание, а первичным и исконным образом, "извнутри" присуще мне» (с. 294).
Философ отмечает, что во всяком общении «мы имеем не простое скрещение двух лучей, идущих в противоположных направлениях
804
Глава! |
ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С. Л. ФРАНКА
навстречу друг другу; в самой мимолетной встрече двух пар глаз осуществляется какая-то циркуляция единой жизни, какое-то духовное кровообращение. Другими словами, не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга "я" и "ты"; их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некого исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга "я" и
|
|
"ты"» (с. 295).
Очень важна мысль Франка о том, что первичное единство с «ты» конституирует само «я». Это мысль необычайно важна потому, что она указывает на первичность именно коммуникации в социальном бытии. То, о чем говорит Франк, является предпосылкой коммуникации. Мыслитель развивает этот тезис: «"Я" никогда не существует и немыслимо иначе как в отношении "ты" — как немыслимо "левое" вне "правого", "верхнее" вне "нижнего" и т. п. Ибо "я" есть "отдельное", "обособленное" "я" не в силу своего самодовления, своей утвержденности в самом себе, а именно в силу своего отделения, обособления от "иного я", от "ты" — в силу своего противостояния "ты" и, следовательно, своей связи с ним в самом этом противостоянии. Коррелатом, соотносительным противочленом "я" служит вовсе не безличное "не-я", мертвый и слепой "объект"... коррелат "я" есть именно "ты"... Но что же такое есть это первичное единство? Оно есть не что иное, как начало, грамматически выражаемое
|
|
в слове "мы"» (с. 295).
«Мы», полагает Франк, есть единство разнородного личного бытия, бытия «я» и «ты». Другая особенность «мы» заключается в том, что в отличие от других форм личного бытия, оно принципиально безгранично. В высшем соединении «мы» может охватить все
сущее.
Таким образом, «мы», по учению Франка, есть некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия. Но оно не более первично, чем «я». Это есть форма бытия, соотносительная с «я», его «онтологический корень».
Проделанный анализ позволил Франку сделать важный вывод, согласно которому социальную жизнь нельзя рассматривать как чисто внешнюю форму человеческой жизни. То, что человеческая жизнь во всех областях имеет форму общественной жизни, есть необходимое выражение глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия.
805
Раздел XI
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!