ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА
Глава 1
Первым и важнейшим элементом структуры права является субъект — носитель обнаруживающихся в праве ценностей. Под субъектом Алексеев понимал не традиционного (и подчас фиктивного) субъекта права классической юридической теории, а субъекта как деятеля, как носителя актов, обнаруживающих ценности. Предположение о наличности такого субъекта является необходимой предпосылкой обнаруживающих ценности актов. Ценности только тогда становятся живыми и реальными, когда они находят живого носителя. Поэтому каждый реальный правопорядок предполагает того деятеля, который обнаруживает свое небезразличие к миру, обладает способностью «признания». Любые правомочия и правообязанности, если их рассматривать не как понятия, а как определенную деятельность, опираются на такого субъекта. Идея его лежит во всяком правопорядке, составляя один из необходимых элементов структуры права (с. 72). Важно также отметить, что субъект рассматривается Алексеевым именно в отношении к другим субъектам, т. е. как субъект правовой коммуникации.
Вторым элементом правовой структуры являются сами обнаруживающиеся в праве ценности. Наличность какой-либо ценности является безусловным предположением для правовых явлений, так как иначе не существовало бы и самих проявлений заинтересованности и небезразличия.
Третьим элементом правовой структуры Алексеев считал то, что в современной теории права отождествляют с субъективными правами и правовыми обязанностями. Мыслитель считал их первоначальными и уже неопределимыми данностями. По поводу них можно создать только тавтологические определения, а их существо доступно только феноменологическому описанию. Они неотделимы от любого правового феномена, и «ими как раз и характеризуются явления, поскольку они вообще могут быть правовыми и могут иметь отношение к праву» (с. 73). Именно такими «предикатами всякого правового феномена» являются «правомочия» и «правообязанности».
|
|
Единство этих трех элементов и образует понятие правовой структуры. Ученый так пояснял свою мысль: «То, что мы разумеем под правовой структурой или правовым логосом, не есть сумма каких-то общих и вечных правовых норм. Правовая структура для нас есть идеальная целостность явлений права. Когда мы применяем понятие права, мы мним в нем, как и в различных других понятиях, нечто бесконечное. Мы не можем в представлении нашем обозреть всю сумму тех конкретных явлений, которые именуются правом.
793
Раздел XI
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
Мы даже не знаем большинства их, как, например, китайского права или права готтентотов. А между тем мы имеем идею права и с совершенной твердостью владеем ею и пользуемся. Это значит, что бесконечные правовые явления связаны между собою в какую-то целостность правовой идеей. В созерцании отдельных моментов этой целостности и обнаруживается структура права. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются "правовыми" только потому, что в них отображается правовая структура. Мы называем "правовыми" нормами... те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности и которые формулируются в особых определениях (права— обязанности)» (с. 180-181).
|
|
Такой подход к пониманию права объяснял его фактическое многообразие при сохранении смыслового единства. Право, по Алексееву, всегда есть там, где наличествует правовая структура. Разнообразие же в содержании этих элементов и характере связей между ними и создает все многоцветие правовой жизни.
Право, государство и идея общения
Государство Алексеев относил к социальной реальности. Поэтому, по его мнению, государство нельзя определить иначе, чем «совокупность людей», «союз». «Социальное» в государстве ученый связывал с моментом «общения», т. е., используя современную терминологию, коммуникации. «Мы выдвигаем... в определении государства в первую очередь момент социальный, момент "общения"... а не момент властвования, который иные считают важным и решающим. Конечно, государство есть "властный" союз, но именно "союз", а не что-либо иное». Ученый подчеркивал, что это есть властвование над разумными и духовными существами, способными входить друг с другом в общение. Алексеев делал отсюда важный вывод: теория общения должна стать основой теории властных отношений.2 Все существующие теории государства, по мнению ученого, обладают производным характером. Общий их смысл определяется основным взглядом на государство как на род человеческого общения (с. 43).
|
|
2 Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919. С. 41. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.
794
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!