ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.




 


* * *

Альбов А. П., Масленников Д. В., Сальников В. П. Русская философия права — проблемы веры и нравственности // Русская философия права. Антология. СПб., 1999.

Ерошкина М. А., Тимошина Е. В. Антрополого-онтологическое обосно­вание права в психологической теории права Л. И. Петражицкого (методологический аспект) // Права человека: вопросы истории и теории. СПб., 2005.

Жуков В. Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX в. М., 2001.

Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.

Поляков А. В. Государственно-правовое учение Н. М. Коркунова // Ко-декс-info. Правовой научно-практический журнал. 2002. № 5-6.

Поляков А. В. К критике методологических основ школы возрожденно­го естественного права в России (П. И. Новгородцев) // Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып. 2.

Поляков А. В. Может ли право быть неправым? (некоторые аспекты до­революционного российского правопонимания) // Правоведение. 1997. №4.

Поляков А. В. Петербургская школа философии права и задачи совре­менного правоведения // Правоведение. 2000. № 2.

Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого // Кодекс-info. Пра­вовой научно-практический журнал. 2000. № 1.

Поляков А. В., Козлихин И. Ю. Русская политико-правовая мысль и идея правового государства // Власть и право. Из истории русской право­вой мысли / сост. А. В. Поляков, И. Ю. Козлихин. Л., 1990.


Раздел XI ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Катастрофа 1917 г. разбросала русских ученых-правоведов по всему миру. Но развитие свободной отечественной правовой мысли не прекратилось. За рубежом сложились своеобразные научные цент­ры, продолжившие академические традиции теоретико-правовой науки дореволюционной России. Такие центры возникли в Китае (Харбин), Германии (Берлин), Чехословакии (Прага), Франции (Париж), Югославии (Белград) и др. Тон в них задавали, пожалуй, представители двух прежних столичных школ: петербургской школы Л. И. Петра­жицкого (Г. Гинс, Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин, Н. С. Тимашев) и московской школы П. И. Новгородцева (Н. Н. Алексеев, И. А. Ильин, С. Л. Франк). Такое деление весьма условно, свидетельством чему является фактическое совпадение многих правовых идей предста­вителей этих школ (например, стремление к синтетическому, инте­гральному правовйдению). С другой стороны, заметны и различия в научных подходах: «москвичи» стремились подчеркнуть духовную природу права, «петербуржцы» делали акцент на его социально-пси­хической составляющей. Представленные первоклассными мысли­телями, эти два направления, объединенные общей идеей целостного правопонимания, внесли существенный вклад в развитие правовых, политических и социологических учений не только в России, но и во Франции, Германии, США.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА

Свое плодотворное дореволюционное развитие русская правовая мысль закончила на разработке синтетического, интегрального понимания права. Одним из вариантов последнего являлась феноменологическая

787


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

концепция права, пионером которой был в те годы Николай Николае­вич Алексеев (1879-1964)— философ, правовед, историк, публи­цист, активный участник евразийского движения.

Алексеев прожил долгую и насыщенную жизнь. Он родился в Москве, а умер в Женеве в возрасте 85 лет. В студенческие годы будущий ученый пережил увлечение марксизмом, за что был исклю­чен из университета. Продолжил свое образование в Германии и лишь в возрасте 27 лет закончил юридический факультет Московского университета. Новгородцев оставил его на кафедре. После стажи­ровки за границей и защиты магистерской диссертации, Алексеев становится профессором кафедры философии права. В 1918г. уче­ный покидает Россию. Принимал деятельное участие в работе Рус­ского юридического факультета в Праге, первым деканом которого был Новгородцев. Именно в Праге Алексеевым была издана его осно­вополагающая работа по юридической феноменологии «Основы философии права». Мыслитель не ограничился академической дея­тельностью и активно включился в евразийское движение, отвечая в нем за разработку философско-правовых вопросов. После Второй мировой войны жил в Белграде, а затем в Швейцарии, где и провел остаток своих дней.

Основные работы: «Введение в изучение права» (1918), «Об­щее учение о праве» (1919), «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» (1920), «Основы философии права» (1924), «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразий-ства» (1928), «Теория государства. Теоретическое огосударствление, государственное устройство, государственный идеал» (1931), «Идея государства» (1955).

Алексеев, бесспорно, входит в плеяду выдающихся русских юристов, внесших заметных вклад в развитие теоретических пред­ставлений о праве, хотя его собственный опыт феноменологической интерпретации права остался незавершенным.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!