Методологические основы синтетической теории права.
Ященко считал себя последователем философско-правового учения В. С. Соловьева. Одну из главных заслуг этого выдающегося философа Ященко видел в создании синтетической теории права, которая объединила наиболее сильные стороны всех теорий, т. е. была построена как теория позитивная, социальная и нравственно обусловленная.
778
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
Глава S
Теория права Соловьева, полагал Ященко, синтезирует, гармонично объединяет личное начало права с началом социальным, общественным, выявляя двуединую природу права. Как раз в развитии этой теории, «признающей двустороннюю природу общества как лично-собирательного образования, как равновесия двух моментов, личного и общего», и видел свою основную задачу Ященко.39
Ученый обращал внимание на тот общераспространенный факт, что любая (классическая) теория, будь это теория социологическая, этическая или юридическая, обыкновенно стремится обосновать какую-то одну точку зрения, причем эта точка зрения исключает всякую другую. Таким образом создаются взаимно противоречащие и исключающие друг друга теории, «среди которых трудно разобраться и найти истинную, ибо каждая из них утверждает себя как единственно истинную, все же другие объявляя за ложные».40
Согласно мысли Ященко, такое положение дел происходит из-за того, что в своей исключительности утверждаются лишь отдельные стороны, отдельные элементы того, что Соловьев называл «все-единой идеей». При этом, отмечал ученый, индивидуалистические теории права отказываются видеть в праве выражение общественной функции охраны общего интереса; волевые теории власти не хотят замечать во власти момента сознательного признания и добровольного подчинения; юридические теории государства не желают признать, что государство является не только юридическим лицом, но и юридическим отношением и т. д. (с. 57). Подобное стремление к «монизму», к выведению всего научного построения из единого принципа и есть, по мнению Ященко, искусственное «отвлечение» частичных элементов от сложного и нераздельного целого.
|
|
Ученый признавал, что на общественные явления, к которым относится и право, можно смотреть с самых различных точек зрения. При этом он высказал очень верную мысль о том, что каждое одностороннее построение, если оно считается с реальной жизнью, не является абсолютно ложным и имеет частное значение и тем самым свое оправдание (с. 54). Но удовлетворяться такими односторонними теориями, уверен Ященко, нельзя, нужно создавать теории
39 Ященко А. С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и Государства. Юрьев, 1912. С. 15.
|
|
40 Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 56. — Далее есылки на это издание даются в тексте параграфа.
А 779
Раздел X ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в
синтетические (интегральные), «которые обнимали бы собою все остальные определения и заключали бы их в себе внутренне-связанными». Это должно быть не эклектичным, механистическим объединением, а «органическим соединением всех односторонних определений на основании синтезирующей силы всеобъемлющего начала...» (с. 58).
Свою синтетическую точку зрения Ященко отличал от плюрализма неокантианцев, например, Кистяковского и Новгородцева. Плюрализм первого заключался, по мысли ученого, в том, что право как явление многостороннее изучалось с самых различных точек зрения: социологической, психологической, нормативной и т. д. Этот плюрализм Ященко считал диаметрально противоположным своему, так как «аналитическое разложение правового явления, и без синтеза, никакого действительного познания дать не может».41
|
|
Ученый полагал, что синтетический взгляд на право возможен только при наличии синтетической теории общества. «Индивидуалистические» и «коллективистические» теории общества он признавал одинаково односторонними, поскольку одна не считается с моментом социальным, а другая — с индивидуальным. Синтетическая же точка зрения признает «двустороннюю природу общества... как равновесия двух моментов, личного и общего» (с. 62). Фактически, как это следовало из дальнейших пояснений Ященко, он пытался показать взаимообусловленность субъективного и объективного в общественной жизни, т. е. того, что в последующих научных построениях стало трактоваться как «интерсубъективное».
Ученый рассматривал общество прежде всего как психический феномен, но не индивидуально-психический, а коллективно-психический синтез. В отличие от Петражицкого Ященко полагал такой синтез возможным. Он достигается совпадением ряда соответствующих друг другу переживаний, причем достигается не одинаковостью, не сходством этих переживаний, «а именно их совпадением, связанностью, соответствием». Он писал: «Общество есть связное, синтетическое целое... как симфония; и как тысяча одинаковых тонов и звуков не делает еще симфонии, так и тысяча одинаковых переживаний, пока они гармонически не соединены друг с другом, не образуют общества. Для общества необходимо психическое соединение. Необходимо, чтобы одно психическое переживание
|
|
41 Ященко А. С, Теория федерализма... С. 86.
780
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
Глма;
обращалось к другому и с ним соединялось. Такое совпадение и синтетическое слияние коррелятивных психических переживаний находим мы в основных психических моментах всякого общественного образования: идея изобретения, индивидуальная инициатива сливается, соединяется с переживанием подражательных эмоций; переживание потребности у одних, совпадая с сознанием у других возможности удовлетворить эти потребности, сливается в социальное чувство солидарности; переживания одними лицами эмоций господства и распоряжения, а другими — эмоций подчинения и послушания, синтетически объединяясь, образуют основную общественно-политическую силу, — власть... Общество есть своеобразное психическое отношение между суммой индивидов, составляющих общество, и индивидом. Общество... неразрывное отношение между суммой и индивидами. Этим и создается двусторонняя неразложимая природа общества» (с. 73).
«Нормальное», т. е. синтетическое, общество Ященко представлял в духе Соловьева, как общество гармоничного сочетания начала личного и общественного. Это «свободная общинность, где все составляют цель для каждого, и каждый для всех» (с. 101).
Понятие права. Проведенный анализ общества позволил Ященко перейти к критике тех правовых учений, которые исходят из неправильно понятой связи права с обществом. Он критиковал как позитивистские теории, так и психологическую теорию права Петражицкого за субъективизм и индивидуализм. В тоже время ученый видит и их относительную правду, ибо на право можно смотреть и «как на внутреннее коллективно-психическое явление», и как на «внешнереализованный факт объективного мира». «Как ни правильна мысль, что право есть прежде всего факт общественной человеческой психики, для объяснения природы права, во всем его объеме, недостаточно одного психологического анализа. Нужно понять право и как социальное явление, выражающееся в объективных фактах, вошедшее в юридические памятники, существующее и независимо от индивидуальных переживаний.... Для того чтобы вполне понять право... в этом внешнем и объективном его существовании, необходимо... посмотреть на него, как смотрим мы на науку и искусство... Каждое произведение искусства прежде всего есть индивидуальное переживание сначала его творца, потом всех тех, кто его воспринимает; но оно вместе с тем есть и некоторый объект внешнего мира
781
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!