Методологические основы правового учения



Специфику феноменологического правопонимания Алексеев связывал с подходом к праву как к феномену, имеющему свой соб­ственный многоаспектный смысл, независимый от того или иного

788


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА

Глава 1

конкретного правового содержания, выражающего определенную политическую волю, идеологический принцип или практику сложив­шихся общественных отношений. В этом контексте феноменологиче­ская концепция права противостоит односторонности как юридической догматики, так и естественно-правовой школы или социологического направления в правоведении, объединяя их в то же время в единое целое. При этом важно отметить, что феноменологическая состав­ляющая теории права Алексеева не являлась догмой, а входила в творческий сплав достижений европейской философии с наработками русской философской мысли, с традиционными русскими духовными ценностями (подобный синтез вообще характерен для русской фи­лософской и философско-правовой мысли).

Одним из основных компонентов философско-правового учения Алексеева являлась феноменологическая аксиология, исходящая из учения М. Шелера, и феноменологическая концепция права А. Райнаха, которые, в свою очередь, исходили из феноменологи­ческого учения Э. Гуссерля.

Не все идеи «позднего» Гуссерля, а тем более его последователей (например, тех, которые уже после Второй мировой войны разраба­тывали феноменологическую социологию), были известны Алексееву к моменту создания феноменологической концепции права. Но тем и интересен один из первых в российской науке опытов использования феноменологии применительно к праву, тем более что его основные выводы достаточно универсальны и не утратили своего значения для современного правоведения.

Необходимость использования феноменологического метода в познании права связана, как полагал Алексеев, с принципиальными недостатками классических методологий и обосновывается прежде всего в связи с критикой рационализма как самодостаточного мето­да познания правовой действительности. Рационализм, характерный для классических вариантов правопонимания, сводит проблему по­знания права к проблеме определения его понятия. Основной прием, который, по мнению ученого, использует при этом рационализм, есть смягченный вариант гегелевской диалектики, которая исходит из рациональной связи всего со всем. Невозможно с этой точки зре­ния определить какое-либо понятие само по себе. Определение есть выяснение соотношения с «другим» и может быть сделано по разли­чию с этим «другим». Такой метод, по мнению Алексеева, основан на предположении, что вся сумма познания представляет собой как бы

789


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

замкнутый круг. «Двигаясь по окружности в любом направлении проходя последовательно ее точки, неизбежно приходишь к исход­ной точке, — утверждал мыслитель. — Если же познание наше не есть замкнутый круг, то ссылки на "другое" не дают никакой твер­дой уверенности, что мы приближаемся к исходной точке, к определе­нию неизвестного. Напротив, при некоторых условиях мы можем при таком движении постепенно удаляться от исходной точки. И далее, если даже предположить, что направление ссылок выбрано удачно, что движение происходит путем приближения к искомому, то все же избрание такого пути, помимо того, что оно совершенно случайно, предполагает предварительное знание "другого", обладание поня­тием о нем...».' Таким образом, трудности, заключающиеся в вопросе о первоначальном определении искомого понятия, по мысли Алек­сеева, только отодвигаются. «Предположим, что Х не есть В. Но откуда же известно это В? Определить его можно опять-таки ссылками на новое "другое", на С. Но это последнее опять является неизвест­ным, снова требует новых ссылок. Если знание наше не есть замк­нутый круг, поставленный вопрос или приводит нас к необходимости признать, что проблема конечного определения неразрешима, так как ведет в бесконечность, или же мы наталкиваемся на некоторую послед­нюю данность, которую уже нужно принять как неопределимую, которую надо просто утвердить или описать» (с. 54).

Из этой идеи, согласно Алексееву, и исходит феноменологи­ческий подход к праву. Представители данного направления полагают, что существуют содержания чисто идеального характера, данные нам в непосредственном созерцании, как даны, например, дома и деревья. «Не понятие с необходимыми его излучениями, а различные данные объективно структуры предмета — вот что составляет отправную точку и принцип этой теории» (с. 54).

В этих структурах открываются некоторые безусловные связи, которые можно выразить в самоочевидных суждениях. Эти безус­ловные элементы предметного состава могут и не иметь характера всегда и везде существующего, всеобщего в смысле повторяемого;

возможно также и «индивидуальное всеобщее», т. е. безусловное утверждение чего-то совершенно единственного. Такие единичности не могут быть членами некоторой рациональной единой системы, и связь между ними не может быть связью основания с обоснованным.

I Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 53-54. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

790


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!