ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .



Раздел X

(статуя, картина, симфония...)... и... мы должны обращать особое внимание и на отложившиеся во внешнем мире результаты психиче­ских художественных переживаний, а не только на эти переживания сами по себе... Никак не иным должно быть и отношение к праву» (с. 173-174).

Ященко связывал формальный признак права с принудитель­ностью, но рассматривал эту принудительность прежде всего как «внутренне-психическую», связанную с переживанием этой при­нудительности как властного принуждения. Но праву присуща и принудительность «внешняя», осуществляемая специальными органами политической власти, причем, согласно мысли Ященко, не обязательно государственными органами. Мыслитель уверен, что в каждом общественном союзе есть право, и «внешняя принудитель­ность его покоится на высшем авторитете в данном союзе, хотя бы этим союзом было и не государство, а первобытное племя, независи­мая община, церковь, международный союз». Государство и право, полагал Ященко, не только «не покрывают друг друга», но и вообще «лишь взаимно пересекаются». Право регулирует не только государ­ственную, но и «всякую коллективную общественную жизнь» (с. 174).

На основании проделанного анализа Ященко формулировал синтетическое определение права: «Право есть совокупность дейст­вующих в обществе, вследствие коллективно-психического пережи­вания членами общества и принудительного осуществления органа­ми власти, норм поведения, устанавливающих равновесие между интересами личной свободы и общественного блага» (с. 174—175).

И здесь мы имеем дело с правом как инициативным проектом, основывающимся на «морали вдохновения», если пользоваться тер­минологией Л. Фуллера. Право не обходится без ценностной леги­тимации норм, а нормы — без их реализации в поведении.

Право и нравственность. Как уже было отмечено, понятие права Ященко тесно связывал с нравственностью. Право для него — часть нравственности, получившая внешнюю и принудительную охрану. Не менее тесно мыслитель связывал право и с религией, да­ющей «глубочайшие основы человеческого знания».

Что же понимал Ященко под нравственностью? Мыслитель был далек от неокантианской ее интерпретации, которая основывалась на принципе нравственной автономии (как, например, у Новгородцева или Кистяковского). Если воля находит основания своей деятельности

782


ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Глава 5

в себе самой, то почему она должна сообразовываться со всеобщим законом нравственной деятельности? По мнению правоведа, Кант не показал, почему категорический императив священен для инди­вида. В противоположность принципу нравственной автономии, мыслитель утверждал зависимость воли от начала, находящегося вне этой воли, и от которой она получает «обязанность, связанность, определенность». Таким началом у него выступал Бог. «Законы при­роды, — писал Ященко, — получают для меня значение и приобре­тают повелительный характер только в том случае, если есть смысл в мировом существовании, если они являются выражением высшей по отношению ко мне воли. Утверждение же этой воли и абсолют­ного смысла жизни есть утверждение метафизически-религиозного характера».42

Образчиком гетерономной этики Ященко (не вполне обосно­ванно) признавал нравственную философию Соловьева. Так же в духе Соловьева Ященко провозглашал этическую задачу установления «нормального» общежития как осуществления Царства Божия на земле. Для достижения этой цели мыслитель считал необходимым привести «исторические общественные образования» в должное соответствие с «высшим нравственным началом».

Решению этих задач должно служить право, которое являлось у Ященко выражением основной идеи нравственности — равнове­сия личной свободы и общего блага. Ященко разделял данное Со­ловьевым определение права как «минимума нравственности», по­лагая, что точное различие между правом и нравственностью может быть дано только по формальному признаку: по источнику при­нудительности и по характеру их санкций. Таким образом, право у Ященко, по сути, сливалось с религией и нравственностью, отличаясь от них только принудительностью реализации своих норм.

Естественное и позитивное право. Ященко был противником классического противопоставления естественного и позитивного права, ведущего к их дуализму. И в этом вопросе он разделял подход к решению данной проблемы, продемонстрированный в свое время Соловьевым. Ященко, как и Соловьев, понимает под естественным правом «общую формулу», «общий смысл и идею действительного права», конкретным осуществлением которой всегда является право

42 Там же. С. 72.

783


Раздел X


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!