ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .
положительное. «Естественное право есть логическая, рациональная сущность права, исторически реализуемого в зависимости от всей совокупности исторических условий и, прежде всего, от нравственного сознания общества. В этом смысле естественное право тоже есть положительное (а не измышленное) право». Право едино по существу своему и то, что в нем является естественной стороной не может быть противопоставляемо действующему праву, так как последнее есть лишь конкретная реализация основной идеи. «Естественное право есть лишь общая формула, под которую подставляется реальное содержание каждого конкретного права» (с. 122).
Для Ященко естественное и положительное право есть лишь две различные точки зрения на один и тот же объект. Между ними имеют место такие же отношения, какие существуют между законами механики и конкретным мостом, возведенным с учетом этих законов, или как отношения между законами стихосложения и поэмой. «Неположительного» права, подчеркивает мыслитель, вообще быть не может. Есть только одно право, как есть одна нравственность или одна эстетика. При этом ученый не отождествлял положительное право с правом, установленным государством.
Исходя из того, что идея права заключается в установлении должного равновесия между стремлением к личной свободе и общим благом, т. е. в справедливости, Ященко делал вывод, что стремление к справедливости, как и идея права, может находить лишь свое относительное историческое воплощение. Здесь ученый развивал те идеи, которые были заложены Соловьевым и Новгородцевым, а позже прозвучали у Штаммлера, Франка, Гурвича, Фуллера и др. С этой точки зрения «естественное право» как стремление к справедливости (фактически, к идеальной коммуникации) всегда есть лишь проект, не имеющий окончательного завершения.
|
|
Русский ученый утверждал, что идея права должна извлекаться из рассмотрения «исторически действующего юридического материала». Ященко подчеркивал, что это будет критикой толкования, т. е. интерпретации, которая должна показать, соответствует или нет конкретное правовое положение общему духу положительного права. Те нормы, которые отклоняются от идеи права, не соответствуют и праву естественному. Следовательно, по мысли Ященко, идея права далеко не всегда полностью присутствует в положительном праве, что и является одним из оснований для его постоянного совершенствования.
784
Рекомендуемые источники и исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российские правовые учения с 1900 по 1917 г. представляли собой уникальное по своей научной значимости явление, которое можно рассматривать как составную часть русского духовного ренессанса начала XX века. За столь небольшой отрезок времени были созданы различные направления в теории права, которые не только шли вровень с правовой мыслью Запада, но и опережали ее, выступая в роли инициаторов новых правовых идей. Социологические теории права, психологическая школа права Петражицкого, «возрожденное естественное право», интегральная правовая теория — таков неполный перечень правовых учений, которые имеют значение не только для отечественной правовой мысли, но являются составной частью мировой правовой культуры.
|
|
Рекомендуемые источники и исследования
Гессен В. М. Возрождение естественного права. СПб., 1902. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. Ковалевский М. М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции
и приемы изучения права. М., 1880. Ковалевский М. М. Первобытное право. М., 1886. Ковалевский М. М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. Вып. 1.СП6., 1911.
Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. М., 1896. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение
|
|
в философию права. М., 1996.
Новгородцев П. И. Об общественном идеале // Соч. М., 1991. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права//Соч. М., 1995.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи
с учением о государстве. Ярославль, 1919. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.
785
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |