ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.




 


уже, так как не способно включить в свое определение «сознатель­но-целесообразный элемент правовой жизни».37

На третьем месте у Кистяковского оказывалось психологическое понятие права. Ученый был убежден в необходимости изучения соци­ально-психического характера правовых явлений. «Только тогда можно будет получить вполне правильное определение психологи­ческого понятия права, которое, принимая за исходную точку пси­хические черты права, будет объяснять ими и социальный характер права, и объективное право в их подлинной сущности». Кистяков-ский определяет «психическое» понятие права как «совокупность тех императивно-атрибутивных душевных переживаний, которые пу­тем психического взаимодействия членов данной общественной группы приобретают общее значение и объективируются в право­вых нормах» (с. 192-193).

На четвертом месте у Кистяковского — нормативное понятие права. С нормативной точки зрения право есть совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой. Признавая идеологический харак­тер этого определения, ученый, тем не менее, считал, что оно имеет отношение к реальности права, хотя и не может ее определить в пол­ной мере и дополняет предыдущие определения.

Кроме вышеперечисленных, Кистяковский выделял и два тех­нических понятия права: юридико-догматическое и юридико-по-литическое. С точки зрения юридической догматики право есть со­вокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех возникающих случаев столкно­вения интересов или столкновения представлений о праве и непра­ве. Для этого требуется «точное и отчетливое» знание права. «По­этому юридическая догматика ставит своей задачей изложение действующих систем права в наиболее удобовоспринимаемой форме. Таким образом, юридическая догматика представляет из себя преи­мущественно описательную науку» (с. 193).

С юридико-политической точки зрения право представляет со­бой совокупность правил, помогающих находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе.

37 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 192. Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

772


ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Глава 5

Таким образом, Кистяковский считал необходимым изучать право с различных сторон, включая его социологическое, психо­логическое, государственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.

Если социологическое и психологическое изучение права при­звано давать сводку научных данных о праве как явлении причинно-обусловленном, то в нормативном понятии, полагает Кистяковский, выявляются знания о праве как явлении телеологического порядка, обусловленного трансцендентальными целями. Право при этом пред­стает как явление разумное и этически ценное. Поэтому, полагал Кистяковский, одни из трансцендентальных целей присущи интел­лектуальному сознанию, другие — совести, или сознанию этиче­скому. Основное значение ученый отводил целям этическим, опреде­ляя их как свободу и справедливость, необходимо присущих праву.

Признавая существование нескольких понятий права и их ло­гическую несводимость друг к другу, ученый в то же время отстаи­вал то, что право как явление — едино и этому единому праву долж­на соответствовать его общая теория. При этом Кистяковский подчеркивал невозможность удовлетвориться лишь перечислением различных научных понятий права. «Не подлежит сомнению, что должны существовать и такие синтетические формы, которые объе­диняли бы эти понятия в новый вид познавательных единств», — отмечал ученый. При этом он был уверен, что «путем анализа науч­ной юридической литературы можно доказать, что такие синтети­ческие формы действительно существуют» (с. 195). Другими сло­вами, Кистяковский обосновывал возможность интегративного понятия права.

Обычно, отмечал Кистяковский, исследователи права признают существенным и подлинно реальным в нем то, чем каждый из них непосредственно интересуется, а остальные элементы права остав­ляют в стороне. Необходимо же все, данное в праве как явление и как факт, принимать за известную реальность и «не стремиться от­влекаться от нее». Таким образом, уже за исходный пункт своего исследования необходимо взять и совокупность норм, и совокуп­ность правоотношений. Только так можно охватить всю реальность права. Только тогда может возникнуть «...научное знание всех сто­рон права, т. е. всех его проявлений в различных сферах данного нам мира», только так можно прийти «к построению цельного знания о праве, которое обнимало бы все его стороны в их единстве» (с. 198).

773


Раздел X


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!