ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.




 


большевистской революции Трубецкой участвовал в Добровольческой армии Деникина и умер в Новороссийске от сыпного тифа.

Основные работы: «Энциклопедия права» (1911), «Миросо­зерцание Вл. С. Соловьева» (в 2 т., 1913).

Понятие права. Основываясь на идеях Чичерина и Соловьева, Трубецкой доказывал невозможность существования права без при­знания духовной природы человеческой личности. Поэтому с его точки зрения всякий позитивизм и эмпиризм в праве ведет к разру­шению самой идеи права, так как в позитивизме и эмпиризме отсут­ствует субъект — носитель безусловной ценности.

Если бы личность была только временным, преходящим прояв­лением общей мировой сущности, ей могла бы принадлежать только временная, относительная ценность орудия; она была бы не целью, а только средством, а значит, была бы бесправна. Трубецкой считал это необходимым логическим выводом из монистического миросо­зерцания, которое проявилось в полной мере в системе Гегеля. Эм­пиризм Трубецкой фактически приравнивал к материализму, а стать на материалистическую точку зрения для Трубецкого было равно­сильно утверждению того, что «человек есть то, что он ест», т. е. «агрегат беспрерывно разлагающегося вещества». Но если в чело­веке нет ничего постоянного, пребывающего, то единственный вы­вод, который можно отсюда сделать, это то, что в человеке нет ниче­го, заслуживающего уважения. Поэтому «когда материалисты говорят о человеческом достоинстве или о "правах человека", то это в их устах не более как благородная непоследовательность. Только при­знание в человеке духовного начала может положить твердую, не­зыблемую грань между лицами и вещами».35

Трубецкой стремился понять право как специфическое соци­альное явление, имеющее трансцендентную природу.

Право, по определению мыслителя, есть «внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Из этого следует, что, как и ряд других русских юристов, Трубецкой разделял убеждение, согласно которому право может существовать и помимо государства. Более того, по мнению ученого, право предшествует государству и обусловливает само его существование. Защищая свое понимание права,

35 Трубецкой Е. Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Воп­росы философии и психологии. Кн. 80, М., 1905. С. 368.

766


«ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»

Глава 4

Трубецкой утверждал, что оно не является чрезмерно широким, хотя под это определение подпадают и некоторые нормы нравственности.

Взгляд Трубецкого на право можно уяснить из его анализа раз­личия юридических и неюридических обычаев. Вот что он писал об этом: «Никому не придет в голову утверждать, чтоб такие обычаи, как, например, обычай есть куличи или обмениваться красными яйцами на праздник Пасхи, обычай наших крестьян креститься на все четыре стороны при входе в дом или наш обычай надевать белый галстук, когда мы едем на бал, суть обычаи юридические: кто не ест кулича на Пасху, тот, очевидно, не считается нарушителем чьего-либо права;

равным образом, если мой сюртук или галстук будут несколько от­личаться от общепринятого типа, то меня или сочтут чудаком, или скажут, что я не знаю приличий, но никто не сочтет меня нарушителем чужого права».36

В чем же заключается, по Трубецкому, разница между обычаями юридическими и неюридическими? «Ответ на этот вопрос сам со­бою предрешается данным уже нами раньше определением права. Мы видели, что отличительная черта всякой правовой нормы заклю­чается, с одной стороны, в предоставлении, с другой стороны — в ограничении внешней свободы лиц. Предоставляя определенную сферу внешней свободы одним лицам (уполномоченным), правовая норма соответственным образом ограничивает сферу внешней сво­боды других лиц (обязанных). Юридическими, следовательно, должны признаваться только те обычаи, которые заключают в себе оба этих необходимых признака правовых норм, следовательно, только те, которые, предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивают внешнюю свободу Других лиц» (с. 102-103).

При таком понимании юридического обычая сама область обыч­ного права значительно расширялась. Трубецкой, как и Петражиц-кий, был готов признать правом многое из того, что с точки зрения господствовавшей в его время теории вовсе не относилось к праву. В качестве примера такого широкого понимания права ученый при­водил обычай дуэли в тех странах, где дуэль не признается или даже прямо воспрещается государственной властью. С точки зрения весьма распространенного в науке мнения, отмечал Трубецкой, обычай дуэли


- Далее ссылки


36 Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 102. на это издание даются в тексте параграфа.


767


Раздел X


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!