ГЛАВА 4. «ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»
П. И. Новгородцев
Дальнейшее развитие правовых идей, заложенных Б. Н. Чичериным и В. С. Соловьевым, имело место в творчестве Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924) — выдающегося философа, правоведа, историка, главы школы в рамках течения «возрожденного естественного права». Новгородцев закончил юридический факультет Московского университета в 1888 г. и был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорскому званию. Как и многие другие молодые ученые в дореволюционной России, Новгородцев продолжил свое научное образование в Германии. Проведя более четырех лет за границей, он подготовил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», которую успешно защитил в 1897 г. В 1902 г. Новгородцев защищает докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Вскоре после защиты ему присваивают звание ординарного профессора Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. Уже в своих ранних работах ученый выдвинул идею возрождения естественного права и посвятил ее разработке свои лучшие творческие годы. Вокруг Новгородцева объединялись все сторонники нового «нравственного идеализма», в том числе его ученики И. А. Ильин, Н. Н. Алексеев, А. С. Ященко. События 1917 г. заставили ученого скорректировать свои теоретические предпочтения. Мыслитель переходит на позиции православной философии права. Уже за границей, в эмиграции, Новгородцев создал свои последние работы, обозначившие его разрыв с «идеалистическим» прошлым.
|
|
С самого начала своей академической карьеры Новгородцев активно занимался политической деятельностью. С этим обстоятельством связан его вынужденный переход из Московского университета в Московский коммерческий институт, где ученый продолжил чтение лекций, параллельно осуществляя руководство Институтом.
Октябрьскую революцию Новгородцев не только не принял, но и оказался в рядах активных борцов с новым режимом. После разгрома белогвардейцев на юге России, ученый эмигрировал в Прагу,
759
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.
где был избран деканом только что созданного Русского юридического факультета, который и возглавлял вплоть до своей смерти в 1924 г.
Основные работы: «Идея права в философии Вл. Соловьева» (1901), «Нравственный идеализм в праве (К вопросу о возрождении естественного права)» (1902), «Государство и право» (1904), «Кризис современного правосознания» (1909), «Об общественном идеале» (1921), «Право на достойное человеческое существование» (б. г), «О своеобразных элементах русской философии права» (1922-1923), «Восстановление святынь» (1926).
|
|
Методологические основы «возрожденного естественного права». Творчество Новгородцева является впечатляющим примером общей интегральной и коммуникативной направленности русской философии права. Жизненным нервом всех основополагающих трудов мыслителя является идея человеческого общения и поиска ее наиболее совершенных форм. Именно «целость общения» провозглашается Новгородцевым «трансцендентным идеалом», достижение которого отнесено в бесконечность, но в движении к которому и заключается смысл человеческой жизни.25 Этот идеал мыслитель ищет на пути синтеза (интеграции) индивидуального и коллективного начал во всех сферах социальной жизни, включая право. Модели для такого построения ученый искал в трудах В. С. Соловьева, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, но ко всем вариантам относился с разной степенью критичности. Новгородцев убежден, что «с точки зрения такого синтетического построения, ни личность, ни общество не могут быть признаны началами самодовлеющими... И личное творчество, и общественное созидание находят свой истинный смысл в стремлении к абсолютному идеалу» (с. 166).
|
|
При этом ученый несколько модернизирует формулу В. С. Соловьева, полагавшего возможным трактовать общественный идеал как гармоничное примирение личности и общества. Именно в связи с невозможностью такой гармонии в эмпирическом настоящем, Новгородцев и выдвигает задачу бесконечного совершенствования, стремления к «высшему единству абсолютного идеала». «...Тогда во главу угла ставится не общественная гармония, а личная свобода, не законченное совершенство, а бесконечное развитие; идеальное же
25 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 200 и др.— Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.
760
«ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»
Глава 4
единство общения утверждается не на идее принудительного и неизменного равновесия общей жизни, а на принципе свободного и подвижного взаимодействия лиц» (с. 167).
Идея «целостного общения» захватила Новгородцева уже с первых его научных работ. Отчетливо она просматривается и в его докторской диссертации, задуманной молодым ученым как новый синтез кантианской идеи личности и гегельянской идеи целостного общества. Тот способ сочетания личности с обществом, который был обоснован Гегелем, не устраивал Новгородцева. Гегель предложил вариант гармонии двух начал, к которому наш мыслитель уже относился критически именно в виду недостижимости такой гармонии. Но саму идею синтеза двух начал, личного и общественного, Новгородцев считал необычайно важной и знаменательной. Ученый был убежден в том, что идеал «гармоничного общения», представленный в античной Греции, «навсегда остался в памяти Гегеля» и служил внутренним центром его философии (с. 169). Именно поэтому Новгородцев и в центр своей докторской диссертации выдвинул новое обоснование этой старой коммуникативной идеи.
|
|
«Возрожденное естественное право». Этими же мотивами был обусловлен интерес мыслителя к возрождению идеи естественного права. Классическая идея естественного права представляла собой дедуктивно выводимый из разума человека неизменный набор постулируемых прав. В трудах Новгородцева идея естественного права, в полном соответствии с постклассической парадигмой социогума-нитарного знания, трансформировалась в регулятивную нравственную идею, с помощью которой формально-юридическая коммуникация, характерная для позитивистского мышления и основанная на формальном, механистическом взаимодействии разъединенных индивидов, трансформировалась в правовую коммуникацию, основанную на духовном, нравственном взаимопонимании и взаимодействии.
Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, несводимое к категориям силы и расчета, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. В центре правовой теории Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности, трактуемое первоначально в неокантианском духе. Личность, которая не есть средство, а всегда — цель общественного развития, которая соединяется
761
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |