ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Глава 3
и зол, в отличие от позитивного права, которое решает и не относящиеся к этой сфере вопросы, вопросы формальностей, технических порядков и т. п.», то этому как раз и соответствует, по мысли ученого, сфера действия справедливости, которая «специально касается области распределения благ и зол и некомпетентна в области формальных вопросов...» (с. 404).
Важным положением правового учения Петражицкого явилось выделение социально-служебного права и права децентрализации. Социально-служебное право (в некотором роде аналог публичного права) выражается в правовых обязанностях власти заботиться о благе подвластных. Сознание прав здесь имеет «альтруистическое» направление. Все иные права относятся Петражицким к праву децентрализации (частному праву). Здесь сознание «прав» имеет «эгоцентрическое» направление. Такое право не соединяет, не централизует, а «разъединяет», «отталкивает» других (с. 582). Эту идею ученого впоследствии использовал в своей теории права Г. Д. Гурвич, введя деление права на социальное и индивидуальное.
Критикуя современные ему естественно-правовые доктрины (естественное право с изменяющимся содержанием), Петражицкий полагал, что они должны были бы быть направлены не на отвлеченные нравственные принципы (свободы, справедливости и т. д.), а на «догматику интуитивного права», т. е. на «систематическое изложение автономно-правовых убеждений авторов». В противовес концепциям «возрожденного естественного права», представители которого утверждали, что естественное право — это совокупность нравственных требований к позитивному праву, Петражицкий полагал, что интуитивное право является более подходящим масштабом для критики позитивного права, чем нравственность, ибо нравственность как совокупность чисто императивных убеждений не знает притязаний и представляет поэтому масштаб, не адекватный праву.
|
|
Б. Политика права. Право и социальный прогресс
По мысли создателя психологической теории, проблему определения того, какое право должно выбирать и защищать государство, необходимо разрешать при помощи политики права. Политика права должна прийти на смену концепциям естественного права и указывать путь к общественному идеалу. Она призвана совершенствовать
753
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .
человеческую психику, очищая ее от асоциальных наклонностей и направлять индивидуальное и массовое поведение посредством соответствующей правовой мотивации в сторону общего блага. Новая наука политики права призвана, по мысли ученого, дополнить юридическую догматику, занятую «систематической обработкой действующего положительного права для потребностей практики...».19
|
|
Как уже было отмечено, свой общественный идеал Петражицкий видел в «достижении совершенного социального характера» и в «господстве действенной любви в человечестве», под которой понималась идея гармоничного общежития.
Петражицкий, между прочим, не без оснований полагал, что его идея была впоследствии заимствована Р. Штаммлером и нашла отражение в его концепции «общества свободно хотящих людей».20
По мысли Петражицкого (не без влияния теории Ч. Дарвина), право не «выдумывается» людьми, а представляет собой «бессознательный процесс социально-психического приспособления» к требованиям «социально-разумного поведения». При этом «остается загадка о том, какие процессы вызывают и направляют это приспособление» (с. 597).
Ученый эту загадку в петербургский период своей жизни не решил, но оставил план ее возможного разрешения, имеющий много общего с идеями феноменологической социологии и теорией коммуникации. Мыслитель, в частности, полагал, что для решения намеченной проблемы требуется создание и обоснование «научной теории социально-психических процессов — научной социологии. Дарвинистическая теория, единственная теория, объясняющая бессознательно-гениальное" приспособление, не в состоянии объяснить социально-психического приспособления, независимого от вымирания индивидов и разрушения групп, и она упускает из виду те особые процессы, которые происходят на почве разговоров людей друг с другом и вообще психического общения между членами социальных групп» (с. 597). «Психическое общение», т. е. коммуникацию, Петражицкий определяет как «психическое взаимозаражение, и притом не интеллектуальное только, а и эмоциональное». По мысли ученого, «сообщаются и циркулируют не только подлежащие представления, а и те эмоции, которые в психике сообщающих связаны с этими
|
|
" Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С. 1.
20 Там же. С. 6-7.
754
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!