ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ



ГласаЗ

Виды права

Петражицкий является одним из основателей концепции пра­вового плюрализма, в соответствии с которой в каждом обществе существует не одна система права, а множество правовых систем. Правовой характер приобретали у Петражицкого не только, например, правила карточной игры, правила поведения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и воровские правила и даже вооб­ражаемый договор человека с дьяволом о продажи души. Такое право Петражицкий именовал неофициальным. Право, имеющее офици­альную поддержку от государства, — право высшего сорта — полу­чало статус права официального. «...Официальное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем та­ким правом, которое отличается лучшей приспособленностью к удо­влетворению потребностей, коренящихся в атрибутивной природе права вообще...» (с. 184).

Неофициальное право, по мнению Петражицкого, присутствует во всех сферах жизни общества. Ученый, в частности, полагал, что область интимных отношений между людьми также связана с «пра­вовым нормированием», хотя ни государственные законы, ни суды никакого участия в этом процессе не принимают. В этой ситуации, утверждал мыслитель, неофициальное право возникает, например, на почве любовных отношений. «С момента объяснения в любви с одной стороны и признания с другой происходит коренная революция взаим­ных правоотношений, падают разные правовые перегородки; объяс­нившийся приобретает... права, которых он до этого момента не имел» (с. 90). На почве любовных отношений признаются взаимные права на верность, любовь, откровенность, на «защиту в случае злословия или иного нападения со стороны третьих лиц», на имущественную поддержку в случае нужды и «тысячи иных видов помощи и услуг».

В качестве разновидности неофициального права Петражиц­кий выделял «преступное право» («право преступных организаций»). Ученый полагал, что в преступных сообществах вырабатываются и беспрекословно исполняются сложные системы императивно-атри­бутивных норм, определяющих, например, «организацию шайки» или распределение прав и обязанностей между ее членами. Во всех организациях такого рода действует система наказаний за нарушение установленных норм, которая подчас сопровождается предварительным «судебным» разбирательством (с. 97).

751


Раздел X


ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX r


 


Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право Позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу чужих авторитетных велений (Бога, монарха и т. д.) или в силу иных внешних авторитетно-нормативных фактов (например, обычая), чего нет в области интуитивных (автономных) нравственных и правовых убеждений.

Учение Петражицкого о позитивном праве было призвано заме­нить традиционное понятие «источник права». Оно далеко выходило за тот объем, который ему обычно предоставлялся догматической юриспруденцией. Ученый выделял следующие виды позитивного права: 1) законное право (возникающее на основе нормативных фактов — законов); 2) обычное право; 3) право судебной практики;

4) право отдельных преюдиций (одного или нескольких однородных по содержанию решений, которым обязаны следовать суды); 5) юдици-альное право (право судебных решений); 6) книжное право; 7) право принятых в науке мнений; 8) право учений отдельных юристов или их групп; 9) право юридической экспертизы; 10) право изречений религиозно-этических авторитетов; 11) право религиозно-авторитетных примеров (образцов поведения); 12) договорное право; 13) право односторонних обещаний; 14) право программ, сообщений о будущих действиях, программное право; 15) право, ссылающееся на признание обязанной стороны; 16) прецедентное право; 17) право юридических поговорок; 18) общенародное право и т. д. (с. 419^84).

В отличие от позитивного права, интуитивное право не осно­вывается на нормативных фактах (внешних источниках импера­тивно-атрибутивных эмоций). «Мы в жизни, — пояснял Петражиц­кий, — на каждом шагу приписываем себе и другим разные права и поступаем сообразно с этим вовсе не потому, что так сказано в Своде Законов... а просто потому, что по нашему самостоятельному убежде­нию так следует; например, законы не признают обязанности платить проигранное в карты, но все порядочные люди, в том числе и знающие, что по закону они могут не платить, признают, уважают и аккуратно удовлетворяют соответствующие права, действуют по интуитивному праву» (с. 78).

Интуитивное право выступает у Петражицкого синонимом справедливости, так как переживания справедливости — это и есть «интуитивные этические переживания императивно-атрибутивного типа». Поскольку сферой действия интуитивного права является «область наделения благами и причинения зол, распределения благ

752


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 831; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!