Глма2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА
о существовании в обществе расположения к праву, расположения настолько сильного, что на деле осуществляется обязательность дан-|ных правил. Но очевидно, что такое расположение лишь в редких случаях разделяется всем обществом, во всей его совокупности; не-И сравнение чаще оно исходит от господствующей части общества, которая тем или другим способом владычествует над остальными его членами. Правовой порядок, который действует в данном обществе, есть некоторая средина между порядком, желательным с точки зрения лучших, передовых членов общества, и порядком, соответствующим стремлениям и желаниям членов, оставшихся позади по своему нравственному и умственному развитию...».13 Поэтому Муромцев полагает, что трактовка права как «общего народно-правового убеждения» может быть принята лишь с некоторыми оговорками. «Во-первых, определение "общее" не имеет существенного значения. Расположение к норме может в конце концов сделаться всеобщим, и так, может быть, произошло в цивилизованных обществах относительно наиболее элементарных юридических принципов, — но во всяком случае такой исход не требуется для того, чтобы назвать норму юридическою. Во-вторых, не имеет существенного значения и определение "народное". Народ составляет одну из наиболее крупных общественных единиц, которые способны развивать в себе право; но каждый общественный круг и союз, связанный общностью интересов и условий исторического развития, принадлежит также к разряду таких единиц, — обстоятельство более других обратившее на себя внимание критиков Савиньи и Пухты. В-третьих, термин "убеждение" не вполне соответствует сущности того, что он обозначает... слово "убеждение" должно быть удержано для обозначения высшей степени расположения к действующему праву... Это расположение есть известный психический момент в жизни лиц, составляющих общество. Само по себе сочувствие не имеет определенного содержания и не состоит в каком-либо особенном отношении к отдельным формам образования права (к закону, обычаю и т. п.), но сопутствует каждой юридической норме, какого бы содержания она ни была и в какой бы форме она ни выражалась. Таким образом, описанный нами психический момент есть общее условие образования юридических норм. Это обстоятельство ускользнуло от внимания
|
|
' Муромцев С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. М, 1886. С. 17.
739
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛАХХ в
исторической школы».14 Можно отметить, что в своих основных чертах такой подход близок к сформулированному гораздо позже Г. Хартом понятию «внутреннего аспекта нормы» и одновременно является необходимой предпосылкой интегрального правопонимания.
|
|
В нашей литературе отмечалось, что в теории права Муромцева были предвосхищены основные идеи западной социологической юриспруденции. «В XX в. усилиями таких ведущих правоведов, как Е. Эрлих, Р. Паунд и другие, были доведены до логического конца причем иногда в утрированной форме, те положения, которые содержались уже в концепции С. А. Муромцева».15
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА:
Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931)— гениальный правовед, один из основных деятелей петербургской школы правоведения, создатель психологической теории права. Родился в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии в семье выходцев из Польши. После окончания Киевского университета он продолжил образование в Германии, где опубликовал свои первые научные труды, посвященные проблемам цивилистики, в том числе капитальное двухтомное исследование «Die Lehre vom Einkommen» (Учение о доходе. В 2 т. 1893-1895). Уже в своих ранних работах, имевших большой резонанс как в Германии, так и в России, Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. Так, он выступает за создание особой отрасли правоведения — политики права — как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию права. Построенная на научной основе политика призвана воздействовать на ход развития права, направляя его в сторону правового идеала. Таким правовым и социальным идеалом Петражицкий полагал идеал любви. Причем он считал это положение не подлежащей оспариванию аксиомой, постулируемой «природой человека и понятием прогресса и культуры».16
|
|
14 Там же. С. 18-21.
15 Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 169.
16 Petrazycki L. Die Lehre von Einkommen. Vom Standpunkt des gemeinen Civilrecht. B. II. Berlin, 1895. S. 476-477.
740
ГлмаЗ__________ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Вернувшись в Россию, Петражицкий в 1897 г. защитил докторскую диссертацию («Права добросовестного владельца на плоды») 1;и с 1898 по 1918 г. возглавлял кафедру энциклопедии и философии |> права юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
В начале XX в. были опубликованы основные теоретические труды профессора Петражицкого, принесшие ему славу создателя самобытной психологической теории права: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907). Ученый активно отстаивал свою концепцию правопонимания в полемике с многочисленными критиками, много печатался в периодических изданиях, в том числе в петербургской газете «Право», соредактором которой являлся долгие годы.
|
|
Вокруг Петражицкого объединяется группа учеников и последователей, среди которых выделялись Г. Гинс, Г. Гурвич, Г. Иванов, А. Круглевский, М. Лазерсон, П. Люблинский, П. Михайлов, К. Соколов, П. Сорокин, Н. Тимашев. После революции некоторые из них, опираясь на идеи своего учителя, уже в эмиграции, внесли большой вклад в развитие социологии и теории права.
Правовое учение Петражицкого является примером неклассического подхода к пониманию права, в центре которого находится психический мир человека. Ученый не только осуществил «челове-коцентристский» переворот в праве, но сделал это столь оригинально и бескомпромиссно, что нажил себе гораздо больше противников, чем сторонников и учеников.
Методологические основы
Психологической теории права
Стремясь обосновать современную научную концепцию права, Петражицкий обращается к идеям психологии, которая на рубеже XIX-XX вв. переживала подъем. Одно из новейших ее направлений — экспериментальную психологию — молодой Петражицкий изучал в Германии по трудам В. Вундта.
Итогом этой работы явилось убеждение в том, что существуют только два вида реальности: физическая и психическая. Право не может трактоваться как явление физическое, материальное. Право — это не чернила, которыми записан текст закона. Но если это признать,
741
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |