ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛАХХ .




Таковы законодательные нормы кастовых государств Востока; таковы нормы античных государств, допускавших существование рабства-не являются исключением и нормы сословных государств Средне^ вековья. Для того чтобы обойти подобного рода затруднения, защит­ники подобных дефиниций признают юридические нормы нормами свободы не в том смысле, будто они по содержанию всегда отражают начало свободы (как свою цель и основную ценность), а в том, что все они так или иначе ограничивают свободу человека, и в этом кон­тексте устанавливают и нормы свободы. Однако подобное формаль­ное определение свободы не помогает выйти из затруднения, так как любая социально обязывающая норма, как точно подмечает Корку-нов, устанавливает ограничение свободы (устанавливая, что можно делать, а что — нельзя), и, следовательно, такое определение оставля­ет невыясненным вопрос, чем правовые ограничения свободы отли­чаются от ограничений, например, моральных.

Другим существенным недостатком определения права через свободу Коркунов считал то, что оно противопоставляет интересы отдельных личностей, и таким образом праву приписывается исклю­чительно разделяющая, а не соединяющая функция. Дело в том, что по теории Коркунова свобода может быть принадлежностью только отдельной личности как субъекта сознательной воли. При этом сво­бода может пониматься только как чисто отрицательное понятие, указывающее «на противоположение личности всему остальному миру, на ее индивидуальное обособление. Свобода есть только от­сутствие зависимости, связи; она не предполагает вовсе никакого определенного содержания. Напротив, понятие интереса, потребно­сти есть понятие положительное и потребности, интересы личности есть именно то, что связывает ее со всем окружающим миром и, в частности, с другими людьми. Наши интересы не суть исключительно наши личные, индивидуальные интересы. Большинство их являются общими интересами или всего человечества, или, по крайней мере, известной группы людей. И при осуществлении этих общих интере­сов мы можем сталкиваться с другими людьми, и для них требуется разграничение. Но разграничивая такие общие интересы, право не отграничивает свободу отдельных личностей, а соединяет их един­ством права на осуществление общего их интереса» (с. 61).

Таким образом, Коркунов вполне в духе традиционной русской правовой философии выступает сознательным противником инди­видуалистического, либерального направления в науке права,

724


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА

противопоставляющего личность и общество. Понимание права как норм индивидуальной свободы возможно лишь тогда, когда в обще­стве видят совокупность автономных личностей, связанных сознатель­ным договором. Но оно совершенно не пригодно при взгляде на об­щество как на «определяющий общественный фактор», которому обязана подчиняться и личность. Законодатель при этом не ограничи­вается размежеванием одних индивидуальных интересов, а «все больше и больше обращает внимание на регулирование общих интересов, не могущих быть приуроченными к отдельной личности» (с. 62).

Ученый, таким образом, склонялся к своеобразной «обществен­ной» теории права, которая лежит и в основе его учения о государ­стве. Право в этом случае понимается не как нечто противополага­емое индивидом обществу (естественно-правовая школа), а, напротив, как созидаемое обществом и предоставляемое им индивиду (с. 81).

Разграничение интересов может, по мысли ученого, осущест­вляться в двух формах: делением объекта пользования в частное обла­дание по частям (установление различия «моего» и «твоего») и приспособлением объекта к совместному осуществлению разграни­чиваемых интересов. На этом основании ученый основывает разде­ление права на частное и публичное. «На... различении моего и тво­его основывается весь институт частной собственности, приводящий к поделению определенных частей общего народного богатства в частное раздельное обладание. На этом же начале основывается и институт семьи, ограничивающий каждому отдельную семейную сферу, как исключающую вмешательство сторонних лиц». В то же время, «наряду с установлением различия моего и твоего, необходи­мо должна существовать еще другая форма разграничения интере­сов, которая частью заменяет первую, как, например, в отношении к путям сообщений (которую нельзя поделить. —А. П.), частью вос­полняет ее, как в отношении к орудиям обмена» (с. 178).

Право и государство. Как уже было отмечено, Коркунов не разделял позицию правового этатизма, связывавшего право только с установлениями государства и отождествлявшего, таким образом, право и закон. Если отличительной особенностью права считать его Государственно властную установленность, то хотя это и дает возмож­ность различать юридические и нравственные нормы, но зато, как справедливо полагал ученый, слишком суживает понятие права, выводя за его рамки, например, право обычное. Поэтому закон понимался

725


Раздел X


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!